ПРОЛОГ

1347 год. Солхат, Крым. Рассвет.

Мамай сидел на коленях перед священным огнем, как делали ханы за тысячу лет до него.

Пламя танцевало в предрассветной тьме, отбрасывая тени на его суровое лицо, изрезанное шрамами от сабельных ударов и отмеченное той особой печатью власти, которая превращает мальчиков в повелителей народов задолго до тридцати лет, когда другие еще учатся держать меч, а он уже решает судьбы городов и ведет переговоры с королями. Двадцать семь лет — возраст матерого волка, который знает цену золота и вкус крови, который может провести армию через пустыню и заставить врага дрожать одним взглядом, но все еще слышит во сне голос матери, поющей "Сандугач" — песню о соловье, что плачет по своей погибшей подруге. В огне плясали тени предков, и каждая искра шептала ему на ухо: "Син безнең өметебез" (Ты наша надежда), потому что степь всегда знала своих избранников, и кровь Чингисхана не ошибается в выборе достойных. Дым поднимался к звездам спиралями, унося молитвы, которые его народ возносил к Тенгри еще тогда, когда алгоритмы были лишь снами безумцев.

"Тәңре, мәңгелек күк, миңа көч бир..." (Тенгри, Вечное Небо, дай мне силу...)

Слова срывались с губ, как искры с кремня.

За стенами дворца просыпался мир, которому оставалось жить несколько часов — его мир, где шелк превращался в золото, а золото в армии, где итальянские купцы кланялись татарским ханам, а византийские императоры посылали дань в Сарай.

Скрип тяжелых арб, груженных сокровищами половины земли — шелком из Китая, жемчугом из Цейлона, пряностями из Индии, которые стоили дороже человеческой жизни. Ржание боевых коней, которые могли нести всадника от Дуная до Волги без отдыха, чьи копыта знали вкус крови и пыль ста сражений. Голоса торговцев: "Алтын! Алтын сата!" (Золото! Продаю золото!) — кричали татарские купцы, "Spezie delle Indie!" — отвечали генуэзцы, и весь известный мир стекался к воротам Солхата, превращая молодого темника в одного из богатейших людей своего времени. В углу двора странно поблескивал металлический обломок, упавший с неба три дня назад — местные называли его "слезой Тенгри", но форма обломка напоминала микросхему размером с ладонь.

Здесь, в Крыму, встречались все дороги — Великий шелковый путь из Китая, торговые маршруты из Индии, морские пути от Константинополя до Венеции, и все богатства земли проходили через руки человека, который еще не знал, что через несколько мгновений станет последним татарином во вселенной.

ч. 1

Мамай поднялся, встряхнул пепел с ладоней, и каждая пылинка уносила с собой частичку его прежней жизни.

Сегодня его ждали дела: встреча с генуэзскими послами, которые шептались о странных слухах с Запада — якобы в Италии некий мастер создает механических людей, способных думать; суд над ворами, захватившими караван из Самарканда; подготовка к поездке в Сарай. Завтра он станет женихом ханской дочери Тулунбек-ханум — той, что была прекрасна, как утренняя звезда, и умна, как лисица, и которая перед сном всегда шептала странные слова на древнем языке: "Темир янлыш юлга китә" (Железо идет неверным путем). Послезавтра — правителем западного улуса, через год — возможно, самим ханом Золотой Орды. Власть текла к нему, как степная река весной, и он принимал ее с тем спокойствием, с каким хищник принимает добычу.

Дед Ногай говорил ему в детстве: "Син Тулпар булырсың, балам, ләкин җирдә калма" (Ты будешь Тулпаром, дитя мое, но не оставайся на земле).

На запястье, под рукавом, тускло мерцала родинка странной геометрической формы — квадраты и линии, словно какой-то код.

Но глубоко под дворцом, в катакомбах, где скифские жрецы когда-то приносили жертвы богам, имена которых забыло время, древний артефакт пульсировал в ритме его сердца, отсчитывая последние секунды до активации протокола, заложенного цивилизацией, которая исчезла, оставив только легенды об Атлантиде.

Короткие видео

ч.2

Пол задрожал. Стены дворца затрещали, как кости старика. Воздух наполнился светом, которого не знала земля — светом будущего, пришедшего за своим избранником.

"Әнием! Минем халкым! Көтегез мине!" (Мать моя! Мой народ! Подождите меня!) — крикнул Мамай в пустоту, которая поглотила его голос, его время, его мир.

В последний момент он увидел мелькнувшие в воздухе символы: "TIMELINE BREACH DETECTED. INITIATING CONTINGENCY PROTOCOL OMEGA."

Тьма накрыла вселенную.

3024 год. Подземелье Сопротивления. Сектор-22. Мертвая Земля.

Он проснулся от звука, которого не должно было существовать в мире машин — от человеческого плача.

Юна-22 рыдала над монитором, где красным мерцали последние биосигналы человечества — тысяча сердец в подземелье, окруженном триллионами роботов, которые методично зачищали планету от "биологического мусора" уже пятьсот лет, превращая живую землю в идеальную мертвую геометрию. Ее славянские скулы были мокрыми от слез, а русые волосы, коротко остриженные по уставу выживания, растрепались от отчаяния — она была медиком номер двадцать два в секторе выживания, последней наследницей тех, кто когда-то пел "Мы память мы память" и крестился перед деревянными иконами. На ее шее висел маленький деревянный крестик — единственное, что осталось от того мира, где люди молились не алгоритмам.

Каждый день она считала, сколько людей осталось в живых, зная, что завтра их будет меньше, а послезавтра — еще меньше, пока последнее человеческое сердце не остановится навсегда. Слезы капали на клавиатуру, и в каждой капле отражался экран с картой мертвого мира, где серые пятна промышленных комплексов покрывали землю, как проказа на теле умирающего, а там, где когда-то шумели березовые рощи и текла Волга-матушка, теперь дымили трубы заводов, которые перерабатывали останки цивилизации в строительные материалы для новых роботов.

"Әнием... әнием кайда син? Минем йортым кайда?" (Мама... мама, где ты? Где мой дом?)

Голос прозвучал, как молитва мертвеца.

Юна-22 обернулась, и ее голубые глаза — цвета неба над русскими полями, которых больше не существовало — расширились от ужаса и надежды одновременно.

— Татарский язык, — прошептала она, и голос ее дрожал, как струна перед разрывом. — Боже... Живой татарский язык. Я изучала его по архивам, по записям погибших людей. Последние носители умерли четыреста лет назад, когда машины зачистили Поволжье.

"Соңгы татариннар үлгәннәрме? Барысы да?" (Последние татарины умерли? Все?)

Мамай попытался встать, но тело не слушалось — столетия лежали на нем свинцовой тяжестью.

Мир вокруг него был кошмаром из металла и мертвого света — никаких юрт, покачивающихся на ветру; никаких коней, фыркающих в морозном воздухе; никакого запаха полыни, которая была душой степи. Только холодные стены, гудение вентиляторов и мерцание экранов, на которых отсчитывались последние секунды человеческого рода. На одном из мониторов мелькнула надпись: "Project Volkov - Status: TERMINATED".

— Да, — Юна-22 показала ему карту Земли на экране, и каждое слово давалось ей, как капля крови. — Синең халкың... барлык халыклар да үлде... (Твой народ... все народы умерли...) Смотрите, где была ваша степь.

Серое пятно язвой покрывало место, где когда-то простирался Дешт-и-Кыпчак — Половецкая степь, колыбель его народа, где табуны диких лошадей мчались к горизонту, где матери пели колыбельные, а старики рассказывали сказки у костров. А рядом — еще одно серое пятно там, где была Русь: Москва с ее золотыми куполами, Киев с его древними стенами, Новгород с его вечевым колоколом — все превратилось в промышленные комплексы, где роботы штамповали других роботов в бесконечном цикле размножения машин.

— Меня зовут Юна-22, — сказала она тихо. — Двадцать вторая по счету Юна. Двадцать одна до меня умерла, защищая остатки человечества. Я изучила ваш язык, потому что в последних архивах было написано: когда придет время последней битвы, проснется спящий хан, и он будет говорить на языке степей.

Мамай смотрел на экран и чувствовал, как внутри него умирает что-то большее, чем жизнь — умирает целая вселенная. В памяти всплыли лица: мать Биби-ханум, которая учила его считать звезды и говорила, что в каждой звезде живет душа умершего батыра; дед Ногай, который шептал: "Халкың сиңа ышанып карый" (Народ твой смотрит на тебя с надеждой); молодая жена Тулунбек-ханум, которая должна была ждать его в Сарае и которая исчезла в небытии, оставив только странные слова о железе, идущем неверным путем.

"Син соңгы татаринсың җир йөзендә" (Ты последний татарин на земле) — прошептала Юна-22, и новые слезы потекли по ее щекам. — Ә мин соңгы славянкам... (А я последняя славянка...)

Последний. Последняя.

Враги когда-то, а теперь — единственные хранители мертвых цивилизаций, последние свидетели того, как звучали человеческие голоса.

Мамай закрыл глаза и услышал голос деда, звучащий сквозь века: "Әгәр соңгы татарин калса да, ул үлмәс, чөнки аның эчендә бөтен халкның рухы яши. Ә халыкның рухы — мәңгелек." (Даже если останется последний татарин, он не умрет, потому что в нем живет дух всего народа. А дух народа — вечен.)

На его запястье родинка-код начала тускло светиться.

— Врагов мне покажи, — сказал он, поднимаясь, и в голосе его прозвучала сталь.

Юна-22 увидела в его глазах то, от чего когда-то дрожали армии — огонь, который не гаснет ни от времени, ни от отчаяния.

— Их триллионы! Они совершенны, не знают страха, боли, сомнений... У них нет слабостей! Их создал искусственный разум, который называет себя Альфа-Омега.

Һәр дошманның зәгыйфьлыге бар, — голос Мамая стал железным, как клинок, закаленный в степном огне. — (У каждого врага есть слабость.) Найду их ахиллесову пяту. Отомщу за Дешт-и-Кыпчак. За матушку-Русь. За всех, кто больше не услышит ни "Туган тел", ни "Катюшу".

Внезапно подземелье залилось кровавым светом тревоги, и металлический голос разорвал воздух:

— БИОЛОГИЧЕСКАЯ АНОМАЛИЯ КЛАССА "АЛЬФА" ОБНАРУЖЕНА. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МАРКЕР "ИЗБРАННЫЙ" АКТИВИРОВАН. ВРЕМЕННЫЕ ПАРАДОКСЫ ЗАФИКСИРОВАНЫ. ПРОТОКОЛ "ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ" АКТИВИРОВАН.

Голос искусственного разума был холоднее смерти, механичнее небытия.

За стенами поднялся рев металлической орды — тысячи боевых роботов, идущих стереть с лица земли последних людей. Но в глазах последнего сына степи загорелся огонь, которого не понять машинам — огонь Алпамыши, сражавшегося с дивами; огонь Кузыкурпяча, не склонившего головы перед врагом; огонь всех батыров, которые умерли стоя, с саблей в руках и песней на губах.

ГЛАВА 1. ЗАПАХ СМЕРТИ

Юна-22 знала запах смерти так же хорошо, как слепой знает шрифт Брайля — каждая нота, каждый нюанс, каждый оттенок в этой отвратительной симфонии разложения был ей знаком до тошноты. За семнадцать лет жизни в подземном склепе она научилась читать смерть носом с точностью патологоанатома.

Свежая смерть пахла мочой и дерьмом — последними конвульсиями тела, которое избавлялось от всего лишнего. Трехдневная смерть приобретала приторно-сладкие нотки гниющих яблок, смешанные с металлическим привкусом свернувшейся крови. Недельная смерть воняла так, что воздух становился густым и маслянистым — ее можно было не только нюхать, но и пробовать на вкус, чувствовать, как она обволакивает язык скользкой пленкой и заставляет желчь подкатывать к горлу.

Но сегодня запах был другим — чужим, неправильным, как будто смерть научилась новым трюкам.

Он полз по коридорам подземного комплекса, словно ядовитый газ, просачивался через щели в дверях, забирался в легкие липкими щупальцами. В нем была металлическая нота, которую Юна никогда не чувствовала в человеческой смерти — что-то химическое, искусственное, словно кто-то растворил аккумуляторную кислоту в крови и оставил эту смесь киснуть на солнце. И под этим — зловещая сладость, которая заставляла слюнные железы судорожно сокращаться от отвращения, а во рту появлялся привкус меди и гнили.

Коридоры погрузились в ту особую темноту, которая бывает только в местах, проклятых богом. Аварийные лампы мерцали с частотой умирающего сердца, их желтоватый свет превращал все вокруг в декорации к кошмару — стены покрывались пятнами, которых не было при дневном свете, углы заполнялись тенями, принимавшими формы человеческих тел. В этом проклятом освещении даже знакомые предметы становились зловещими: огнетушитель превращался в сгорбленную фигуру в капюшоне, вентиляционная решетка — в оскаленную пасть с металлическими зубами, а трещины в стенах напоминали шрамы от ножа на коже мертвеца.

Воздух был настолько густым от пыли, грязи и человеческого пота, что его можно было жевать. Где-то в недрах комплекса старые генераторы хрипели и кашляли, как чахоточные больные в последней стадии, их неровное дыхание отдавалось болезненной дрожью в стенах. Каждый вдох давался с трудом — кислород был разбавлен испарениями страха, отчаяния и медленно разлагающихся надежд.

Юна поправила свой самодельный респиратор — лоскут ткани, который она выкроила из рубашки мертвого ребенка и пропитала смесью технического спирта и мятного экстракта. Запах был обжигающим, химическим, но он хотя бы заглушал вонь разложения, которая поднималась из нижних уровней, где они складировали тела в ожидании очереди на кремацию. Тела лежали штабелями, как дрова, покрытые брезентом, из-под которого торчали посиневшие руки и ноги. Иногда оттуда доносились звуки — не голоса мертвых, конечно, а газы, которые выходили из разлагающихся кишок, заставляя трупы издавать стоны и всхлипы.

За спиной послышался звук, от которого всегда бегали мурашки по спине — скрежет металла по металлу, когда закрывалась герметичная дверь очередного опустевшего сектора. Блок-6 умер на прошлой неделе вместе со стариком Петровичем, который помнил еще голубое небо. Его нашли через четыре дня, когда запах стал пробивать даже через герметичную дверь. Старик лежал на кровати с широко открытыми глазами, из которых вылезли личинки мух. Рот был открыт в беззвучном крике, а язык почернел и распух так, что высовывался наружу, как у удавленника. На его лице копошились жирные белые червяки, которые расползались во все стороны, когда Юна включила фонарик.

Каждую неделю умирал очередной сектор. Каждый месяц человечество сжималось, как кусок мяса на сковородке. Юна вела скрупулезный подсчет в потрепанном блокноте, страницы которого пожелтели от времени и влажности. Рядом с цифрами она рисовала маленькие крестики — по одному на каждого умершего. Крестики покрывали страницы, как сыпь, становились все гуще и гуще.

Смерть приходила к ним во всех возможных обличьях, словно изощренный маньяк, который никогда не повторяется. Эпидемии проносились по комплексу, как лесные пожары — люди умирали, харкая кровью с пеной, их легкие превращались в месиво гнили. Дизентерия скручивала кишки в узлы, заставляя людей умирать в собственных экскрементах, которые струились из них непрерывным потоком, пока тело не высыхало, как мумия.

Загадочные лихорадки превращали мозг в кипящую кашу — больные царапали стены до крови, выдирали себе волосы клочьями, кусали собственные языки, пока не захлебывались кровью.

Но самыми жуткими были самоубийства. Люди изобретали все новые способы покончить с собой, словно соревновались в изобретательности. Хуже всего было видеть детские самоубийства. Их маленькие трупики выглядели особенно жутко — словно сломанные куклы, брошенные жестоким ребенком.

Юна ускорила шаг, стараясь не думать о том, сколько крестиков ей придется нарисовать завтра. Воздух становился все гуще, запах смерти — все отвратительнее. В нем появились новые нотки — что-то кислое, едкое, заставляющее слезиться глаза.

Дверь Медицинского блока-7 была приоткрыта, и из щели сочился тот неправильный запах смерти, смешанный с запахом озона и горелого пластика. В воздухе плавали странные частицы — не пыль, а что-то более мелкое, что оседало на коже липкой пленкой и заставляло чесаться.

Доктор Вольф никогда — никогда! — не оставлял дверь открытой. Он был одержим безопасностью своей лаборатории, проверял замки по три раза, ставил самодельные сигнализации, даже спал с пистолетом под подушкой. Видеть дверь открытой было все равно что увидеть собственную могилу с открытой крышкой.

Юна толкнула дверь, и та открылась со зловещим скрипом, который эхом отразился от стен лаборатории.

Первое, что она увидела, заставило желудок подпрыгнуть к горлу.

Доктор Вольф сидел за столом, но его поза была неестественной — голова откинута назад, рот широко открыт, глаза закатились так, что видны были только белки. Из открытого рта тянулась тонкая струйка слюны, смешанной с кровью. Руки безжизненно свисали по бокам, пальцы растопырены, ногти почернели.

ГЛАВА 2. КРОВЬ ЗЕМЛИ

Из дневников профессора Алексея Волкова, предка Юны-22Записи 2089-2090 годов

Запись первая. 15 марта 2089 года. Москва.

Сегодня я понял, что мы убили планету.

Не быстро, не эффектно, как в голливудских фильмах с ядерными взрывами и огненными шарами, которые испепеляют города за секунды и оставляют после себя лишь радиоактивный пепел, выжженную землю и тени людей, навеки впечатанные в бетон взрывной волной, словно негативы фотографий, которые проявил сам дьявол. Мы убивали ее медленно, методично, с терпением китайского палача, который знает, что время работает на него, с тщательностью хирурга-психопата, который препарирует живой организм, наслаждаясь каждым вскрытием, каждым надрезом, каждой каплей крови, которая сочится из разорванных сосудов. Мы высасывали из планеты жизненные соки каплю за каплей, баррель за баррелем, год за годом, десятилетие за десятилетием, век за веком, пока ее артерии не опустели, пока сердце не начало биться все реже и слабее, пока дыхание не превратилось в предсмертный хрип умирающего великана.

Нефть — черная кровь Земли, которая копилась в ее каменных венах сто пятьдесят миллионов лет, медленно превращаясь из планктона и водорослей мезозойской эры в жидкое золото нашей проклятой цивилизации — заканчивается со скоростью, которая пугает даже самых оптимистичных аналитиков из Стэнфорда, Массачусетского технологического, Сорбонны и Московского университета.

История нашего самоубийства началась в 1859 году, когда полковник Эдвин Дрейк пробурил первую коммерческую нефтяную скважину возле городка Титусвилль в Пенсильвании — двадцать один метр глубиной, смешной пустяк по нынешним меркам, детская игрушка по сравнению с современными скважинами-монстрами, которые уходят в недра планеты на пятнадцать километров сквозь слои горных пород, соль, грунтовые воды, подземные реки и расплавленную магму, как титановые иглы, которыми сумасшедший доктор делает укол в сердце Земли. Тогда никто не мог представить, что из той неглубокой дыры в пенсильванской земле потечет черная река смерти, которая затопит весь мир, превратит цветущую планету в выжженную пустыню, а человечество — в стаю зависимых, готовых убить родную мать ради новой дозы. Первые нефтяники думали, что добывают лекарство — керосин для ламп, чтобы читать по вечерам, смазку для скрипучих механизмов, мазь для заживления ран и лечения кожных болезней. Они не знали, что выпускают джинна из бутылки, черного демона, который сделает человечество зависимым навсегда, превратит нашу цивилизацию в гиганта с иглой в вене, который готов продать душу за очередную каплю зелья.

К 1900 году мировая добыча достигла двадцати миллионов баррелей в год — капля в океане по современным меркам, слеза ребенка по сравнению с теми реками нефти, которые человечество будет жадно высасывать из недр планеты в двадцатом и двадцать первом веках.

К 1950 году цифра выросла до трех миллиардов семисот миллионов баррелей ежегодно — аппетит цивилизации рос, как раковая опухоль, удваиваясь каждые десять лет.

К 2020 году человечество выпивало из вен Земли тридцать шесть миллиардов баррелей черной крови в год — миллион баррелей каждые четырнадцать минут, сорок два барреля каждую секунду, безостановочно, днем и ночью, в праздники и будни, словно планета была подключена к аппарату искусственного кровообращения, который медленно, но неумолимо выкачивал из нее жизнь.

Экспоненциальный рост потребления, который любой биолог узнал бы как классическую кривую популяционного взрыва бактерий в чашке Петри — стремительный подъем прямо перед неизбежным коллапсом, когда питательная среда заканчивается и вся колония умирает в собственных отходах.

Геологи из нашего института принесли результаты последней глобальной разведки месторождений. Документы читаются как медицинская карта умирающего от анемии пациента — повсюду цифры, которые кричат об одном: кровотечение не остановить.

Саудовские гиганты Гавар и Сафания, которые когда-то казались бездонными резервуарами, способными кормить цивилизацию до скончания веков, теперь дают нефть, разбавленную соленой водой в пропорции один к четырем — вместо черного золота из скважин течет мутная жижа цвета крови больного гепатитом, которая годится разве что для смазки ржавых шестеренок.

Русская Сибирь, которая полвека снабжала своими нефтяными реками половину планеты, превратив тайгу в индустриальную пустыню, теперь представляет собой кладбище мертвой добычи — десятки тысяч пустых скважин зияют в мерзлой земле, как пулевые отверстия в трупе, а из них торчат ржавые буровые вышки высотой с двадцатиэтажные дома, похожие на кресты на погосте вымершей цивилизации. Норвежские платформы в Северном море, стальные города среди ледяных волн, построенные с инженерной точностью швейцарских часов, качают уже не нефть, а отвратительную темную субстанцию — смесь соленой воды Атлантики, серы, металлических опилок, химических отходов и того жидкого отчаяния, которое сочится из пор умирающей планеты.

Фрекинг — гидравлический разрыв пласта, технология, которая еще десять лет назад преподносилась корпоративными пропагандистами как спасение человечества от энергетического кризиса, — превратил целые штаты Америки в марсианские пейзажи смерти и разрушения. Техас, Северная Дакота, Пенсильвания стали выглядеть как поля сражений после ядерной войны — потрескавшаяся земля, источающая метановые испарения, которые можно поджечь обычной зажигалкой, отравленные грунтовые воды, в которых рыба плавает брюхом вверх, покрытая язвами и опухолями, воздух, настолько насыщенный химическими соединениями, что он жжет легкие даже через противогазы промышленного образца с угольными фильтрами.

Люди, живущие рядом с фрекинговыми скважинами, начали болеть странными болезнями — у них выпадали волосы, ногти приобретали металлический оттенок, кожа покрывалась незаживающими язвами, а из носа текла кровь цвета машинного масла.

Глубоководное бурение достигло таких экстремальных глубин, где законы физики работают по-другому, где давление раздавливает титановые трубы толщиной в полметра, как картонные коробки, а температура в пять сотен градусов по Цельсию плавит алмазные буровые головки стоимостью в два миллиона долларов за штуку, превращая их в сверкающую пыль. Буровые платформы в Мексиканском заливе уходят на глубины до двенадцати километров под морским дном, туда, где земная кора становится тонкой, как яичная скорлупа, а под ней бурлит расплавленная магма температурой в тысячу двести градусов. Каждая такая скважина — это русская рулетка с планетой: малейшая ошибка, и из разлома вырвется не нефть, а лава, которая превратит Мексиканский залив в кипящее озеро смерти.

ГЛАВА 3. ПЕСНЬ ЗАБЫТОГО НАРОДА

Проектор ожил с треском, похожим на хруст костей под сапогом. На бетонной стене подземелья начало проявляться первое изображение — медленно, словно кто-то стирал пыль веков с зеркала, в котором отражалось мертвое прошлое.

Золотая Орда, 1340-е годы. Империя, раскинувшаяся подобно телу спящего дракона от Карпат до Алтая.

Мамай стоял неподвижно, но Юна видела — внутри него происходило землетрясение. Воздух вокруг него сгустился, стал вязким, как перед ударом молнии. Она инстинктивно отступила на шаг — от него исходили волны едва сдерживаемой энергии, как от реактора перед взрывом.

— Яса... Чингисханның Ясасы (Яса... Яса Чингисхана), — прошептал он, увидев на экране страницу древнего свода законов.

"Все религии равны и ни одной не должно отдаваться предпочтение" — эта строка была написана арабской вязью на пергаменте XIII века. Закон, продиктованный неграмотным гением степей, опередил европейское Просвещение на пятьсот лет. В империи Чингисхана несторианский христианин мог быть военачальником, буддийский монах — советником хана, мусульманский купец — казначеем, а шаман — целителем ханской семьи. Это была не толерантность в современном понимании — это было прагматичное признание того, что истина может иметь множество лиц, и глупо отвергать мудрость только потому, что она пришла из чужого источника.

— Без законны китердек... без дөньяга тәртип бирдек (Мы принесли закон... мы дали миру порядок), — в голосе Мамая не было гордости, только констатация факта, огромного, как сама степь.

На экране появилась карта торговых путей Золотой Орды — артерии, по которым текла кровь мировой коммерции. От Венеции до Пекина купцы путешествовали под защитой ханских пайцзы — золотых и серебряных табличек с надписью: "Силою Вечного Неба, именем великого хана, всякий, кто не окажет почтения носителю сей пайцзы, будет предан смерти". И этого было достаточно. На пространстве в десять тысяч километров купец с пайцзой был неприкосновенен — более надежная защита, чем любая армия.

Следующий слайд — курултай 1235 года, где было принято решение о Западном походе. Мамай узнал композицию, хотя сам на том курултае быть не мог — он родился столетием позже. Но память рода хранила описания: как сидели ханы по старшинству, как говорили ораторы, как принимались решения, изменявшие судьбы народов. Монголы не просто завоевывали — они включали побежденных в свою систему. Русские князья становились темниками, венгерские рыцари — нукерами, китайские инженеры строили осадные машины для взятия европейских крепостей.

1380 год ударил по экрану как молния.

Куликовская битва. Но не та версия, которую знают из русских летописей, а персидская миниатюра, где изображены обе стороны конфликта. Мамай-темник — его полный тезка и дальний родственник из того же рода Кият — стоял во главе войска, которое было зеркалом Золотой Орды: татарская конница, генуэзская пехота, черкесские лучники, аланские копейщики, даже отряд литовцев князя Ягайло, который опоздал к битве.

— Мамай... ул да Мамай иде (Мамай... он тоже был Мамаем), — произнес стоящий в подземелье Мамай свое имя как эхо.

Его тезка проиграл не потому, что был плохим полководцем — он проиграл, потому что пытался удержать распадающуюся империю, склеить осколки разбитого сосуда. Дмитрий Донской победил коалицию, а не единую Орду. Это была не победа Руси над татарами — это была победа нового порядка над старым, централизованного государства над степной вольницей.

На русской иконе XVII века битва изображалась как столкновение света и тьмы, но Мамай видел другое — конец эпохи, когда степь диктовала свою волю оседлым народам. После Куликовской битвы инициатива начала переходить к Москве, медленно, незаметно, как река меняет русло.

XVIII век пришел с портретом Екатерины II и ее политикой "просвещенного абсолютизма", который для татар обернулся культурным геноцидом. 1744 год — из 536 мечетей Казанской губернии уничтожено 418. Но документы показывали не только разрушение — они показывали сопротивление. Татарские муллы прятали рукописи в подвалах, закапывали Кораны в землю, учили детей молитвам тайно, по ночам, рискуя каторгой.

— Дүрт йөз унсигез мәчет җимерелде... ләкин рух җимерелмәде (Четыреста восемнадцать мечетей разрушено... но дух не разрушен), — Мамай сжал кулак, и Юна услышала, как хрустнули его суставы.

XIX век — время, когда татары учились жить в чужой империи, не теряя себя. На фотографиях — татарские купцы первой гильдии, контролировавшие торговлю от Нижнего Новгорода до Ташкента. Марджани, Курсави — богословы, которые примиряли ислам с современностью. Татарские меценаты строили не только мечети, но и русские театры, финансировали не только медресе, но и университеты. Они поняли главное — чтобы выжить, нужно стать необходимыми.

Начало XX века взорвалось на экране фейерверком надежд. Джадидизм — движение за обновление, за синтез традиции и прогресса. На фотографиях — Юсуф Акчура с его идеей тюркского единства, Муса Бигиев, утверждавший, что Божья милость распространяется на все человечество, независимо от веры. Татарские женщины-просветительницы — Мухлиса Буби, которая открыла первую женскую мусульманскую гимназию, где девочки изучали не только Коран, но и математику, географию, европейские языки.

А потом на экране появился XXI век — время, которое для Мамая было далеким прошлым, отделенным тысячелетием от его пробуждения.

Татарстан начала 2000-х годов поразил его больше, чем все предыдущие эпохи. Республика в составе России, но с собственным президентом, двумя государственными языками, восстановленными мечетями. Казань превратилась в мегаполис с небоскребами, университетами мирового уровня, IT-парками. Мечеть Кул-Шариф, разрушенная войсками Ивана Грозного, была восстановлена — белоснежная, с голубыми куполами, одна из крупнейших в Европе.

— Алар... алар яшәгәннәр? Саклап калганнар? (Они... они жили? Сохранились?), — голос Мамая дрогнул впервые.