«Опасные тайны» – это серия детективных романов о советской эпохе, когда не было видеокамер, мобильных телефонов и ДНК-анализа, а преступников побеждали интеллектом, благородством и смелостью. Каждый том написан в разном жанре, и в каждом особая тайна, которую требуется разгадать смелому и решительному парню Тихону Заколову.
В проект «ОПАСНЫЕ ТАЙНЫ» входят книги:
1. КОНКУРС НА ТОТ СВЕТ (классический детектив)
2. ПРОКЛЯТИЕ ПУСТЫНИ (приключенческий детектив)
3. ПРОИГРАВШИЙ ВЫБИРАЕТ СМЕРТЬ (криминальный детектив)
4. ТАЛИСМАН ВОЙНЫ (мистический детектив)
5. ОТРАВЛЕННАЯ СТРАСТЬ (любовный детектив)
6. ШПИОН ИЗ-ПОД ВОДЫ (шпионский детектив)
7. ИНОГО НЕ ЖЕЛАЮ (исторический детектив)
Мадрид. Министерство культуры
В старинном особняке с обветшавшими колонами, в просторном кабинете с остатками опоясывающей фрески под высоким потолком, в рисунках которой угадывались библейские сюжеты, за письменным дубовым столом XVIII века, с кожаной столешницей, сидел сухощавый господин лет шестидесяти с клиновидной бородкой. Перед министром культуры Испании Сесаром Пересом лежала раскрытая папка с планом мероприятий на текущий 1984 год. Пожелтевший от сигарет указательный палец сеньора нервно стучал по длинному списку.
Сейчас начало июня, половина дел позади. Основные фестивали, гастроли, выставки, обмен делегациями деятелей культуры запланированы традиционно на весну и осень. А жаркое лето отдано программе поддержке туристов, с которой неплохо справляются местные муниципалитеты. Самое время расслабиться, если бы не личные обстоятельства. Министр размышлял, как заинтересовать своенравную двадцатисемилетнюю дочь Марию совместным отдыхом в горах, вдали от лишних глаз, ведь ему нужно поведать ей о самом важном деле своей жизни. Передать священную обязанность.
Так повелось, что должность Хранителя великой тайны рыцарского Ордена передавалась по наследству. Сесар Перес, разумеется, оставил дочери письменные инструкции, которые Мария получит в случае его внезапной смерти, но лучше объяснить их на словах. Он должен убедиться, что дочь прониклась идеями и целью ответственной миссии, которая возложена на их род на протяжении веков.
— Non Aliud, — пробормотал министр по латыни и мысленно повторил: «Иного не желаю».
Сесар Перес снял пиджак, ослабил галстук, подошел к окну и открыл дверцу, ведущую на узкий декоративный балкон. Порыв жаркого воздуха, заблудившегося в каменных переулках Старого Мадрида, качнул бахрому на портьере. В кабинет вместе с шумом проник запах городских улиц. Министр фыркнул, но дверцу не закрыл. Уж лучше так, чем врезанные в окна коробки кондиционеров, уродующие исторический фасад.
Сесар, чье имя равнозначно имени Цезарь, величественно посмотрел вниз. Он ощущал себя императором духа, и пусть у него нет подданных, зато у него есть великая тайна. Сегодня Сесар Перес ждал посетителя, которого не хотел видеть, но встреча с которым была неизбежна. Министр культуры и тайный Хранитель могущественного Ордена не мог отказать Ватикану в настойчивой просьбе, хотя речь пойдет о том, о чем говорить он не желает. Однако Ватикан считает иначе. Министру жестко дали понять, что века ожиданий закончились, его миссия Хранителя подошла к концу.
«Пришло время действий!» — отчеканил кардинал по телефону.
На прошлой неделе неизвестные обыскали мадридскую квартиру Переса. Ничего не пропало, но Хранитель прекрасно знает, кто к нему пожаловал и что именно искали непрошенные гости. Сесар верой и правдой оберегает ключ к бесценному сокровищу вот уже почти сорок лет. Также до него поступали Хранители прошлого. На протяжении веков тайна передавалась от одного Хранителя к другому.
Тайное звание Перес ценил неизмеримо выше, чем должность министра. Сейчас над его головой сгустились тучи, значит, настало время передать священную обязанность преемнику. Новым Хранителем должна стать его дочь. Он не даром ее назвал Мария де ла Крус — Мария у Креста — ей предстоит нести священный крест великой тайны.
У Сесара мелькнула малодушная мысль: а не покинуть ли здание министерства через черный ход и затеряться в переулках Мадрида? Но бегство даст лишь временную отсрочку. Посланник Ватикана все равно найдет его. Пусть лучше неприятная встреча состоится здесь, в его кабинете, по его правилам.
Угнетенный ожиданием министр отмерял шаги по кабинету и бормотал:
— Они ничего от меня не добьются. Ничего! Я не выдам тайну. Еще не время. Они могут догадываться, но никогда не узнают, где именно…
На столе включилась громкая связь. Личная секретарша Переса бесстрастно защебетала:
— Сеньор министр, к вам пришел Мигель Санчес. Он утверждает, что вы его ждете.
Имя Мигеля Санчеса не говорило Пересу ничего, но заставило встревожиться: под таким шаблонным именем удобно прикрываться злоумышленнику, который хочет скрыть свою настоящую личность.
— Пусть войдет, — нажав на кнопку связи, ответил Сесар.
Исполнительная секретарша, молодящаяся пятидесятилетняя сеньера, в бежевом платье с расширенной по последней моде линией плеч, распахнула дверь, пропуская в кабинет посетителя. Хранителю было любопытно, какого уровня посланника к нему направил Ватикан.
Вошел черноволосый короткостриженый мужчина с самоуверенным, твердым взглядом. На его положение не указывал ни крест на груди, ни пурпурная кайма на одежде, ни епископский перстень. Одет он был в безукоризненный черный костюм с черной рубашкой без галстука, на ногах - черные ботинки. Крепкий мужчина лет тридцати пяти без признаков милосердия и сострадания на лице. Ни дать ни взять, посланник Дьявола, а не Бога.
Москва. Премьера фильма
Как обычно по вечерам в будний день в московском метро было тесно. Каждый второй пассажир, отвоевав клочок пространства перед носом, уткнулся в книгу или газету. Тихон Заколов, вцепившись в верхний поручень, удерживал давление толпы, чтобы не свалиться на сидевшего перед ним противного старикашку, брезгливо косившего поверх толстых очков с нескрываемым немым осуждением: «понаехали тут». Старик отгородился от неприятной суеты развернутой газетой «Вечерняя Москва». Он читал передовицу, а Тихон волей-неволей елозил взглядом по последней странице с новостями культуры и спорта.
Крупный заголовок о премьере фильма «Коварная дуэнья» по мотивам комедий Лопе де Вега в кинотеатре «Россия» не оставил бы в его памяти и следа, если бы в следующее мгновение взгляд молодого человека не зацепился за набранный мелким шрифтом список артистов, задействованных в эпизодах.
Лариса Трушина. Сердце забилось чаще. Сомнений не было — это она!
Три года назад в 81-м Тихон провел опасное волнующее лето на берегу озера Балхаш в компании очаровательной студентки театрального института. Ларисе тогда было столько же, как и ему, двадцать один год, и ненасытностью в любви они соперничали друг с другом. С тех пор их пути разминулись. Но рыжеволосая взбалмошная красотка, мечтавшая о ролях в кино, оставила незаживающую рану в его сердце и не раз тревожила сон сладкими видениями.
После окончания вуза Тихон стал работать младшим научным сотрудником в НИИ кибернетики. Сегодня он возвращался из Института истории, где началась международная научная конференция. В последний день конференции ему предстояло сделать доклад о роли математики в исторических процессах. Необычная тема заинтересовала язвительного профессора истории Ивана Степановича Мартынова. Заколов вступил с ним в спор, в результате которого обязался объяснить смысл загадочных знаков на архивной находке. О предмете спора ему напоминала потяжелевшая сумка, перекинутая через плечо.
«Лариса должна присутствовать на премьере. Я хочу ее видеть!» — забыв обо всем на свете, решил молодой человек, пробиваясь к выходу из вагона.
Без пятнадцати семь Заколов выскочил из подземного перехода на Пушкинскую площадь, обогнул памятник задумавшемуся поэту и пробежал мимо фонтана к кинотеатру «Россия».
В кассе билетов уже не было. Топтавшийся рядом долговязый модно одетый парень подмигнул незадачливому покупателю и поманил пальцем:
— Есть два места. Нам приглашения во ВГИКЕ раздали. Пять рублей.
— Да ты что! — удивился цене Заколов, но тут же смирился: — Куплю один билет.
— Приглашение на два лица. Дает право прохода в буфет к артистам. Пять рублей.
Тихон взглянул на часы и отсчитал деньги:
— Давай!
Яркие светло-рыжие локоны среди чопорной богемной тусовки, собравшейся в буфете, Тихон заметил сразу и устремился к Ларисе, как мотылек к огню.
На этот раз девушка воспользовалась модной химической завивкой, и ее голову украшала вздыбленная копна из мелких завитушек. Новая прическа смущала — не обознался ли он? Открытая спина, тонкое ожерелье из жемчуга и платье в пол тоже оставляли некоторое сомнение — столь нарядной былую подружку он никогда не видел. Однако легкое прикосновение к плечу одарило его полуоборотом головы, вспышкой голубых глаз и вздернутым от удивления острым носиком в обрамлении мелких конопушек.
— Лариса! — радостно выдохнул Заколов.
— Тихон?
Пустой бокал в руке девушки явно ее тяготил. Тихон быстро сориентировался в праздничной обстановке, отнес бокал к стойке, вернулся с двумя фужерами шампанского и предложил тост:
— Поздравляю с новой ролью! За твой успех!
Лариса сделал глоток, и ее лицо перекосилось. Тихон расстроился: не принес ли он нечто горькое или кислое, и пригубил свой бокал — нет, обычное шампанское.
— Праздник у них, а не у меня.
Лариса обиженно указала мизинцем на две шумные компании. В центре первой журналистам с блокнотами демонстрировала гордую осанку известная актриса в годах, стремящаяся обмануть время. Ее кожа страдала от излишнего макияжа. Чуть в стороне в окружении суетливых фотографов сияла от счастья и звонко смеялась юная захмелевшая мордашка, которая пока совершенно не опасалась, что безразмерная улыбка способствует раннему появлению морщин.
— Они главные, а я в эпизоде. Их фотографируют, у них берут интервью, а меня не замечают. С Дуэньей ладно, Лапина старая и заслуженная, но вот эта наглая проныра Мухина играет ее воспитанницу, красотку! Она, дура, не понимает, что с такой жуткой фигурой нельзя одевать обтягивающее платье. А я, ты знаешь, кого я играю? Злую хромоножку! — топнула каблуком Трушина.
— Злиться у тебя получается отменно, — пошутил Тихон, но отклика не увидел.
— Я у стилиста два часа сидела, а это платье мне обошлось… Ох! Капнула, теперь пятно будет. Ну и пусть! — Лариса осушила бокал и с еще большим ожесточением зашипела: — Я два года нигде не снималась. Ты не представляешь, на что мне пришлось пойти. Видишь того толстого коротышку? Это помреж, мерзкий, потный развратник. Я переспала с ним.
Лариса посмотрела на свой пустой бокал и поменялась бокалами с Заколовым.
Ватикан. Кабинет кардинала
Архиепископ Пол Браун, одетый в безупречный черный костюм-тройку, прошел под сводами галереи и поднялся по мраморной лестнице Апостольского дворца Ватикана. Его костюм, специально скроенный под полную фигуру, ничем не выдавал сан владельца, разве что черная рубашка со стоячим воротничком отличала Пола Брауна от обычных банкиров. Дело в том, что архиепископ возглавлял Института религиозных дел, более известный как банк Ватикана, и вынужден был часто общаться с деловыми партнерами, в том числе на конфиденциальные темы. Деньги, как известно, любят тишину.
Сегодня архиепископ спешил на встречу с влиятельным кардиналом Джорджо Морино. В непростой иерархии Ватикана кардинал являлся единственным начальником банкира, помимо, разумеется, Его Святейшества Папы. Морино и Браун встречались регулярно, особенно в последнее время, когда проблемы с финансами Ватикана крайне обострились. Виной тому послужило стремительное падение авторитета католической церкви, снижение доходов и скандальная история, раздутая прессой.
В 1982 году потерпел крах Банк Амбросиано, в котором Институт религиозных дел имел крупные активы. Банк Амбросиано проводил сомнительные сделки, прикрываясь именем католической церкви. В тех условиях директору банка Роберто Кальви ничего не оставалось, кроме как исчезнуть. По фиктивным документам он вылетел в Лондон. А вскоре его нашли повешенным под мостом Блэкфрайер. В карманах Кальви находилось 12 тысяч долларов, а также 6 кг кирпичей. «Бог наказал», — перешептывались в Ватикане. Чтобы хоть как-то замять последствия скандала, банку Ватикана пришлось выплатить сотни миллионов долларов пострадавшим вкладчикам.
Молчаливый вышколенный секретарь сразу провел архиепископа к кардиналу. Облаченный в пурпурную сутану Джорджо Морино встретил Пола Брауна за большим письменным столом, наполовину заваленным папками с документами. Древние стены кабинета загораживали высокие современные стеллажи, заставленные книгами и канцелярскими папками.
— Да поможет вам Бог, Ваше Высокопреосвященство, — произнес приветствие Браун.
Сухощавый седой кардинал коротко кивнул в ответ, жестом предложил гостю сесть, показывая озабоченным видом, что разговор пойдет без излишних формальностей.
— Бог лишь направляет нас. Мы сами должны помочь себе и Церкви.
Банкир промолчал. Он догадывался, что вызван по важному и секретному делу.
Кардинал Морино развел ладони, словно жалуясь на засилье документов:
— Времена изменились. К сожалению, в худшую сторону. Люди предаются греху, называя это свободой, ищут земные радости, забывая о небесных, верят в чудачества ученых, а не в божественное проведение. Засилье иноверцев, увлечение сектами, наркотиками, свободный секс, поп музыка, вульгарное телевидение, развратные фильмы — все это подрывает устои Церкви. Кроме того, наши внутренние скандалы не помогают вернуть доверие паствы. Но… деньги могут многое исправить. Разумеется, в том случае, когда денег много. Очень много.
На этот раз руки развел Пол Браун, словно извиняясь за плачевное положение финансов во вверенном ему Институте.
— Вы знаете о состоянии наших финансов, Ваше Высокопреосвященство. В последнее время целый ряд обстоятельств не способствует увеличению капитала. Наши расходы не покрываются доходами…
Морино, поморщившись, прервал архиепископа движением руки с кардинальским перстнем:
— Да-да, я знаю. Поэтому вас и вызвал. Деньги — это не только бумажки. Деньги — это прежде всего золото! Вы изучили, как я просил, историю золота?
— О, да! Золото на Земле добывают издавна — около шести тысяч лет. Древние знали в нем толк — золотой саркофаг Тутанхамона весил 110 килограммов. На первый взгляд, правители прошлого купались в роскоши, но оказывается, золота не так и много на планете. Если переплавить все золото, добытое в мире за все века, в один слиток, то получится куб со стороной около двадцати метров.
— Такой кубик поместился бы в нашем дворике. — Кардинал кивнул на стрельчатое окно.
— Здесь бы ему было самое место, — мечтательно улыбнулся Браун.
— Вы сказали «за все века». Я упомяну некоторые подробности. — Кардинал раскрыл, лежавшую перед ним папку. — За право обладать золотом всегда воевали. В результате войн богатство переходило от проигравшего к победителю. Так в шестом веке до рождества Христова Египетское золото было захвачено ассирийцами. Спустя полвека оно досталось могущественному Вавилону. К этому времени в Вавилоне были собраны сотни тонн драгоценного металла, привезенного из Иерусалима Навуходоносором. Но и Вавилон, как известно, пал. Город был взят войсками персидского царя Кира Великого. Следующий царь, Дарий, начал чеканить из этого золота золотые монеты — дарики. Персия, в свою очередь, пала под ударами Александра Македонского. Из летописей известно, что захваченное золото и серебро было погружено греками на 5000 верблюдов и 10 000 повозок. Александр захватил пять тысяч тонн золота! И это без подсчета золота, которое дерзкий полководец вывез из стран Центральной Азии и Индии!
— Ваши познания впечатляют.
— Теперь переходим к самому любопытному. От греков золото перекочевало к римлянам.
— Затем история повторилась. Римлян победили племена варваров и разграбили золотой запас, — поспешил блеснуть знаниями истории архиепископ.
Москва. Пробуждение
Тихон открыл глаза, и увидел яркую полосу солнечного света, наискось прорезающую незнакомую комнату от небрежно зашторенного окна к платяному зеркальному шкафу. Солнечный луч отражался от зеркала, падал на мятое одеяло, тянулся к лицу и щекотал в носу. Тихон сморщился, чтобы не чихнуть. Во рту было сухо, а руку что-то сдавливало.
Он повернулся и уткнулся носом в рыжие благоухающие кудряшки. В груди мгновенно распустился нежный цветок радости. Он вспомнил вчерашнюю встречу в кинотеатре с Ларисой Трушиной, искру, вновь вспыхнувшую между ними, и бурную ночь любви. Обнаженная Лариса лежала на его плече. Рука Тихона затекла, но было чертовски приятно чувствовать касание ее щеки, прижавшейся груди, закинутого на бедро колена. Девушка еще спала, теплые волнующие запахи ее раскованного тела, казалось, не хотели покидать кровать и властно концентрировались на нем.
Он обхватил свободной рукой девушку, рыжие кудряшки уткнулись в его нос, защекотали — и Тихон все-таки чихнул. Лариса проснулась, приподнялась на локте и озабоченно осмотрелась. Ее взгляд изучил парня, словно вспоминая, кто он такой и как здесь оказался? Затем губы подернулись блудливой улыбкой — она вспомнила, — но тут же ее лицо стало жутко серьезным.
— Принеси воды, — попросила Лариса, стряхнув осмелевшие мужские руки со своей талии.
Ему тоже хотелось пить, и он поплелся на кухню. По пути то и дело попадались разбросанные элементы одежды, которых они лишали себя вчера по пути к постели. Заколов нашел в холодильнике бутылку «Боржоми», отчпокнул крышку, подвернувшимся под руку ножом, и вернулся в спальню.
Они сидели в кровати, прикрывшись одеялом, и пили минеральную воду из горлышка, передавая бутылку друг другу. В глазах Ларисы уже не было вчерашней бесшабашности, и Тихон спросил:
— Что дальше?
— Я не знаю, — пожала плечами девушка.
— Было хорошо?
— Не то, что с пузатым помрежем, — согласилась Лариса.
— Не напоминая мне про него, — выразил недовольство Заколов.
— Ревнивец! Сколько мы с тобой не виделись? Три года?
— Это не значит, что ты должна с каждым…
— Эх, Тиша, я не из тех принцесс, кто живет в замке и ждет, когда рыцарь на белой «Волге» заглянет в их пыльное окно, — спокойно призналась Лариса.
— У меня нет «Волги», — продолжал дуться Заколов.
— Но ты ближе к рыцарю, чем наши киношники. Хотя… за ночь с тобой меня на роль не пригласят.
— Это еще посмотрим! — упрямо возразил Заколов.
— Какой самонадеянный. Кстати, чем ты сейчас занимаешься? В прошлый период нашего головокружения мы оба были студентами. Одинокими и безрассудными.
— Жены и детей нет, если тебя это интересует.
— Не только. Социальный статус, доходы, связи. Про отсутствие «Волги» я уже слышала.
— Ты меркантильная девушка.
— Не меркантильная, а современная. Надо же знать, с кем в постель ложишься.
— Не поздновато? — Заколов широким жестом показал на смятую постель, разбросанную одежду и будильник на тумбочке.
— Не так важно с кем упала в постель, а вот с кем проснулась… — пальчики девушки пробежались по мужскому плечу, игриво царапая.
— Работаю в НИИ кибернетики, научный сотрудник, — признался Тихон, постеснявшись добавить к должности «младший». — А ты?
— Актриса театра «куда позовут». На Новый год Снегурочкой халтурила. Столько денег срубила.
— Это квартира на зарплату Снегурочки? — Заколов обвел взглядом хорошо обставленную комнату.
— Отец отселил. Он «жаворонок», а я «сова», в одном гнезде нам не ужиться.
Заколов вспомнил, что Лариса дочь академика Трушина — Героя Соцтруда, генерального конструктора ракетной техники, лауреата всевозможных премий и прочая, прочая, прочая.
Тихон взглянул на будильник и убедился, что безнадежно опаздывает на работу.
— Мне надо идти, — уныло сообщил он. — Когда встретимся?
Лариса отпила минералку и посмотрела сквозь бутылку на парня, словно через лупу:
— А зачем?
— Как зачем? — чуть не задохнулся от возмущения Тихон.
— Что в тебе такого особенного? — Лариса смещала бутылку сверху вниз, продолжая разглядывать сквозь нее Заколова. — Фу, волосы на груди!
— Лариса, я хочу серьезных отношений.
— Ты, как мой папа. Онец хочет выдать меня замуж за перспективного доктора наук. Молодого — всего тридцать девять. — Последние слова девушка произнесла с плохо скрываемым сарказмом.
— Я тоже перспективный, — нахмурился Тихон.
— Станешь доктором наук — мы с папой рассмотрим твою кандидатуру.
— А как же помощник режиссера? — сам разбередил рану ревности Тихон.
— Чем претендентов больше, тем лучше. Третьим будешь?
Заколов выхватил из-под спины подушку и шлепнул ею Ларису. Девушка плеснула в него остатками воды, засмеялась и пихнула пяткой. Завязалась шутливая борьба. В какой-то момент Тихон понял, что еще мгновение, он не сможет себя контролировать и останется в ее объятиях на полдня. Однако на глаза вновь попались неумолимые стрелки будильника.
Ватикан. Первый манускрипт
Кардинал Джорджо Морино коснулся пальцами тяжелого нагрудного креста, склонил в почтении голову, прошептал молитву и в нетерпении подошел к окну. Он ждал своего посланника из Мадрида. Из высокого стрельчатого окна был виден внутренний дворик и часть окружающей галереи. Вот за колонами, пересекая полосы света и тени, проследовала фигура. Прямая осанка и размеренный шаг выдавали в стройном мужчине бывшего военного. Кардинал узнал посланника и вспомнил их первую встречу.
Четырнадцать лет назад Джорджо Морино, тогда еще в сане архиепископа совершал миссионерскую поездку по Западной Африке. Там было неспокойно, местами шли бои, в которых участвовали «солдаты удачи» из Европы. На одной из проселочных дорог автомобиль архиепископа натолкнулся на раненого бойца. Молодой испанский офицер попал в плен, сумел бежать, но его догнали, прострелили ногу и, куражась, переехали джипом обе руки. Бандиты оставили умирать беглеца в джунглях, рассчитывая, что дикие звери его растерзают. Так бы и случилось, если бы не провидение в лице Джорджо Морино. Раненный боец находился в полубессознательном состоянии, но успел предупредить, что мост впереди заминирован. Так они спасли жизнь друг другу.
Архиепископ посчитал встречу знаком судьбы и вывез раненого испанца в город, а затем и в Европу. Правую руку бедняге собрал по частям лучший хирург. Сейчас только жуткий шрам на запястье напоминает о том, что брошенный в джунглях пленник мог лишиться жизни. Теперь спасенный верит Богу и кардиналу Морино. Впрочем, кардиналу он предан больше, чем Всевышнему.
Тогда офицера звали Луис Гарсия, теперь - Мигель Санчес или Луис Гомес. Сейчас ему тридцать шесть. С тех пор у него было много имен, в зависимости от обстоятельств. Кардинал его звал с доверительной нежностью: сын мой. Луис Гарсия выполнял особые поручения влиятельного кардинала. Во все времена требуются решительные смелые рыцари, способные пойти на риск ради Церкви и Веры.
Кардинал Джорджо Морино встретил посланника, стоя в центре кабинета. Повелительным жестом он протянул гостю руку с перстнем. Луис Гарсия, опустившись на одно колено, прикоснулся губами к алому рубину.
Кардинал той же рукой осенил его крестным знамением и лишь после этого ритуала позволил вырваться ноткам нетерпения:
— Передай мне находку, — поманил он пальцами, садясь за стол.
Луис Гарсия извлек из сумки кожаную тубу и бережно положил перед кардиналом. Морино откинул кожаный клапан и вытащил черно-светлый цилиндр. Блестящими от возбуждения глазами он рассмотрел три кольца, скрепляющие темную и светлую половинки цилиндра. Железное кольцо было с буквами, золотое с единственного знаком навесного замка, а стальное с римскими цифрами.
— Это наборный замок. Ты пробовал ее открыть? — спросил кардинал.
— Нет. Я не получал такого приказа.
— Ты поступил правильно, сын мой. Посмотри: черная и блестящая половинки — они олицетворяют кремень и огниво, изображенные на Ордене Золотого Руна. И это неспроста. Внутри футляра манускрипт и легко воспламеняющийся порошок. Если применить силу, порошок вспыхнет, и бесценный манускрипт сгорит. Чтобы открыть футляр и не допустить искры, нужно правильно подобрать код.
— Код мог знать Сесар Перес. Но вы велели…
— Старый упрямец все равно бы ничего не сказал. Он слишком трепетно относился к своему званию — Хранитель Ордена. И считал, что обязан передать тайну Ордена Золотого Руна будущим поколениям. Но я лучше других знаю истинное положение дел. Иноверцев и безбожников в мире становится все больше, они действую открыто и наголо. Смирение и покорность, призывы к добродетели и пастырские поездки, которыми так увлекся новый Папа, — не те методы, которыми можно возродить былое влияние Церкви.
— Его Святейшество Папа не в курсе моего задания? — вежливо приподнял бровь Гарсия.
Колючий испытывающий взгляд кардинала уперся в лицо посланника.
— Для истинно верующего первостепенна воля Господа нашего. Если мы сейчас не предпримем решительных шагов, роль католической церкви будет угасать. Господь не простит нас за это! — возвысил голос кардинал.
— Моя мадридская находка поможет Церкви?
— Я скажу больше — на нее сейчас вся надежда. Внутри — путь к процветанию Ватикана.
Кардинал, соблюдая осторожность, любовался добытым артефактом.
— Вы знаете код? — спросил Гарсия.
— Не совсем. Орден Золотого Руна был организован под покровительством Папы ради нашей Церкви. Поэтому в библиотеке Ватикана сохранились документы, в которых есть подсказки. Я изучал их последние пятнадцать лет. — Кардинал небрежно качнул рукой в сторону шкафов с книгами и документами и положил ладонь на стопку папок на столе.
Джорджо Морино включил настольную лампу, склонился над футляром и пересчитал буквы на черном кольце.
— Тут всего десять букв. Из них надо составить некое слово или фразу. А цифры…
Кардинал погрузился в раздумья. Спустя несколько минут Луис Гарсия вежливо кашлянул и спросил:
— Чем я еще могу помочь, Ваше Высокопреосвященство?
Джорджо Морино вернул цилиндр в кожаную тубу и вышел из-за стола. Строгие черты его лица разгладило внутреннее великодушие.
Москва. Институт истории
Доклад Тихона Заколова в Институте истории был запланирован на заключительный день конференции. За три предыдущих дня выступили все корифеи исторической науки, делегаты обсудили самые значимые доклады, и перешли к неформальному общению в кулуарах. Четвертый день отвели молодым сотрудникам и делегатам из смежных областей знаний.
Конференц-зал изрядно опустел. Заколов выступал с непрофильной темой о роли математики в изучении истории. Чтобы хоть как-то всколыхнуть полусонную аудиторию, он начал с провокационной фразы:
— Наша конференция называется научной. Но так ли это? За последние дни мы были свидетелями разных толкований одних и тех же исторических событий. Ученые спорили и — говорили, говорили, говорили. А между тем, язык любой науки — математика! Если история считает себя наукой, то она обязана оперировать не только цифрами дат, но и численными закономерностями.
Тихон заметил, что ему удалось привлечь внимание части слушателей. Особенно его радовало, что профессор Иван Степанович Мартынов, с которым он вступил в спор в первый день конференции, не покинул зал, подобно уважаемым коллегам, а сцепив на груди руки с прищуром наблюдал поверх очков за выскочкой-математиком.
Вдохновленный Заколов продолжил:
— Давайте проверим, насколько внимательно историки относятся к цифрам? Я задам простой вопрос: сколько месяцев в году содержат по 30 дней?
В зале неодобрительно зашушукались. Кто-то уверенно выкрикнул:
— Четыре!
— Неправильно, — пресек ироничный шум представитель точных наук. — Все месяцы, кроме февраля, содержат по 30 дней, даже те, в которых 31.
Зал затих, осмысливая услышанное. Теперь каждый внимательно слушал докладчика.
— Цифры раскрывают тайны эпохи точнее, чем летописи. Что такое римские цифры? Это пятиричная система счисления, основанная на символах, которые можно показать пальцами рук. Первый слайд, пожалуйста, — попросил Заколов.
Ассистентка включила проекционный аппарат. Заколов продолжил:
— Уважаемая публика, наверняка, в курсе, что в древнем Вавилоне использовалась система счисления, основанная на числе 60. А почему? Шестьдесят очень удобно для торговли, потому что делится без остатка на 2,3,4,5,6,10,12,15,20 и 30. В наши дни эта система отсчета сохранилась только в часах.
Очередной слайд продемонстрировал сказанное.
— Вы знаете, что символ «ноль» появился только в девятом веке в Индии? А круглый знак, которым мы сейчас изображаем «ноль» ввел Леонардо Фибоначи лишь в 1202 году. Законы арифметики и геометрии нашли свое непосредственное отражение в кладке крепостных стен, в узорах мозаичных полов, в конструкции арок, мостов и храмов. Древнее оружие, предметы утвари также несут на себе печать достижений математики. Поэтому, мне достаточно знать законы математики, чтобы определить не только эпоху, но культурные связи между народами. Сейчас я это продемонстрирую на конкретных примерах.
Тихон показывал на экране удивительную связь между абстрактными цифрами и известными историческими постройками.
После доклада ему задали несколько скептических вопросов. Чувствовалось, что аудитория не вполне доверяет пришлому специалисту. Последним руку поднял профессор Мартынов. Не смотря на возраст, ему было за шестьдесят, Иван Степанович держался бодро и напористо. Он был невысок, лысоват, очки использовал исключительно для чтения, поэтому оправа опасно балансировала на кончике толстого носа.
— В первый день конференции вы, молодой человек, имели смелость заявить, что многие исторические загадки до сих пор не решены потому, что к ним не додумались применить современные математические методы. Кажется, вы так выразились?
Профессор явно имел в виду свой центральный доклад и тот полемический задор, с которым Заколов накинулся на Мартынова во время дискуссии. В профессорском голосе ощущалась коварная смесь обиды руководителя и любопытства ученого.
— Совершенно верно, — вынужден был согласиться Тихон.
Мартынов продолжил:
— Теория красивая, но как быть с практикой? Предлагаю вернуться к нашим баранам. Вы понимаете, о чем я?
В первый день словесная полемика после доклада закончилась тем, что профессор предложил Заколову испытание. Молодой ученый принял вызов. Во время перерыва они прошли в архив, и Мартынов показал Заколову «один любопытный артефакт».
— Что такое артефакт? — вынужден был тогда спросить Заколов.
Профессор иронично улыбнулся:
— Чтобы изучать историю помимо математики следует знать латынь — это истинный язык ученых, ораторов и поэтов древности. Artefactum происходит от двух слов: arte — искусственно, factus — сделанный. Искусственно созданный носитель культурной, исторической или символической информации.
— На нем как раз изображены символы, — заметил Тихон.
— Латинские буквы и римские цифры.
— Без цифр никуда, — парировал предыдущий укол Тихон.
Он взял в руки артефакт. Это оказался тяжелый цилиндр из темного и светлого металла. Две разноцветные половинки скреплялись в центре с помощью трех колец, на которых были изображены латинские буквы, римские цифры и висячий замок. Очевидно, внутри артефакта что-то хранилось, но чтобы ее раскрыть требовалось подобрать некий код на кольцах. На торцах цилиндра угадывалось изображение шкуры барана на подвязке. Профессор пояснил, что так выглядит орден Золотого Руна.
Ограбление и находка
Зайдя в подъезд своего дома, расположенного недалеко от метро «Кузьминки», Заколов невольно вспомнил родителей. Они погибли в Абхазии в 1981-м году в результате несчастного случая. Подвесной пешеходный мост над горной речкой оборвался, когда отец и мать подошли к середине. Большая высота и торчащие из воды валуны не оставили им шансов на спасение.
Заколов-старший был военным прокурором, дослужился до звания полковника и за четверть века службы сумел скопить приличную сумму, хранившуюся в Сберегательной кассе. Горькое наследство позволяло Тихону приобрести небольшую квартиру в Москве, если бы она свободно продавалась. Все сделки на полулегальном жилищном рынке заключались путем обмена с доплатой. Ему для начала пришлось приобрести сельский дом во Владимирской области, а затем в результате трехлетних поисков и пошагового «обмена» он постепенно подобрался к Москве и стал владельцем малогабаритной двушки в густонаселенном рабочем районе.
Поднявшись на третий этаж, Тихон остановился перед своей дверью и сунул руку в наплечную сумку за ключами. Пальцы угодили в широкий разрез и выскочили наружу, взгляд опустился, а настроение рухнуло. В кармашке, где обычно хранились ключи от квартиры и паспорт, было пусто!
Заколов обшарил сумку и карманы брюк. Нет, он ничего не перепутал. Ключи и документы украли! Скорее всего это произошло в вагоне метро по пути домой.
Тихон вспомнил момент, когда ему стало особенно неуютно в плотной толпе, кто-то продирался по вагону и прижался к нему со спины. Пришлось терпеть, на остановке вагон выдохнул часть пассажиров, и людской поток чуть не унес с собой застрявшую сумку. Вору достались не только ключи, но и паспорт, где указан адрес квартиры! Если вор сообразительный и расторопный…
Тихон прикинул: после выхода из метро он зашел в продуктовый магазин, купил хлеб, молоко и отстоял очередь за сыром.
О черт! За это время вор мог успеть…
Тихон дотронулся до двери и толкнул ее. Незапертая дверь открылась. С порога было ясно, что здесь побывал грабитель. Шкаф в прихожей был распахнут, одежда разбросана, содержимое полок свалено на пол.
Денег у него нет, драгоценностей тем более — вор просчитался. А если преступник еще здесь?
За неимением оружия Тихон поднял увесистый туристический ботинок с толстой рифленой подошвой и двинулся на осмотр квартиры. В комнатах царил такой же бардак, что и в прихожей: ящики выдвинуты, вещи разбросаны, кровать сдвинута. Однако грабителя в квартире не оказалось. Судя по всему, обыск полупустых комнат не занял много времени, Тихон переехал сюда три месяца назад и довольствовался минимальным набором мебели.
Беглый осмотр показал, что ничего не пропало. Грабитель не польстился даже на новенький японский магнитофон, купленный в комиссионном. Более того, украденный паспорт нашелся на полу.
Тихон опустился на стул рядом с телефоном и задумался.
Если бы действовал обычный грабитель, он наверняка забрал бы магнитофон и что-то из вещей. Но ничего не исчезло. Значит, его, как жертву выбрали не случайно. Вор пришел за чем-то иным, не обязательно имеющем материальную ценность.
Заколов перебрал рабочие тетради. Может, он совершил научное открытие, за которым охотятся? Нет. Материалы для статей, распечатки исследований и блокноты с формулами на месте. Что же тогда интересовало грабителя?
Заколов нахмурился, сцепил пальцы и стал рассуждать. Что изменилось в его жизни за последнее время?
Он встретил Ларису Трушину, провел с ней прекрасную ночь. А вдруг у девушки есть ревнивый поклонник? Тогда ревнивец постарался бы набить Тихону морду или как-то пригрозить. Нет, изменения в личной жизни ни при чем. Деньги? Их совсем не осталось после серии квартирных обменов. В «Спортлото» он не выиграл, тогда что? Вор копался в вещах, вытряхивал ящики, значит, искал некий предмет, способный поместиться в ящике стола. Какой?
Тихон вспомнил происшествие в историческом архиве. А если грабитель искал то же самое, что хотели похитить там?
Вот черт! Он же сам проговорился загримированному иностранцу с фальшивой лысиной и накладным животиком. Брякнул, что тот опоздал, намекнул, что артефакт у него! В метро он не мог разглядеть прижавшегося сзади человека, он только опустил взгляд и…
Да, теперь он вспомнил! На незнакомце были добротные импортные ботинки, точно такие же, как на грабителе в архиве! Иностранец не получил артефакт в Институте истории и явился за ним сюда. Но Тихон не помнит, где потерял историческую реликвию.
Стоп! У него дома были фотографии пропавшего артефакта. Где они?
Тихон собрал разбросанные по квартире бумаги. Фотографии, полученные у профессора Мартынова, исчезли. Кажется, это единственное, что пропало.
Он посмотрел на телефон. Сообщить в милицию или воздержаться? В квартире ничего не украли, кроме фотографий. Скажешь о них — потребуют объяснений, неудобных вопросов не оберешься. Если милиция копнет глубже, то выяснится, что он сам вор, украл историческую ценность из архива. Пожалуй, на этот раз лучше обойтись без милиции.
От телефона отходить не хотелось. Тихон уже третий вечер ждал звонка от Ларисы Трушиной. Он записал свой домашний номер на зеркале в ее спальне и надеялся, что однажды девушке станет грустно, она вспомнит приятные моменты, и тонкий пальчик наберет эти цифры на телефонном аппарате. Но тщетно. Вот уже третий вечер аппарат молчал, как убитый.
Майор КГБ
Любовная возня на столе весьма неудобна. Особенно лицом к лицу, и с его-то маленьким ростом. Потратив немалые усилия и осознав, что выдыхается, майор КГБ Чайка выскользнул из призывно расставленных женских бедер, плюхнулся в кресло и показал жестом себе между ног. Покладистая Лидочка опустилась на колени, клюнула головой и довела дело до логического завершения. Майор сладостно простонал, застегнул штаны и подхватил с пола графин с водой, заблаговременно убранный с рабочего стола. Он жадно отхлебнул из широкого горлышка, накапав на рубашку.
Лида Курочкина привела одежду в порядок, посмотрелась в зеркальце и стала подкрашивать влажные пышущие жаром губы.
— Михаил Владимирович, у тебя след от помады остался, — деловито предупредила она.
— Где? — не сразу понял Чайка.
— Та-ам, — томно протянула женщина, слепила и разлепила губы, оставшись довольна тем, как легла помада.
— Чтоб тебя!
Майор КГБ Михаил Чайка руководил так называемым 1-м отделом в Институте истории и должен был следить за соблюдением режима секретности. Служба проходила уныло, потому что особых государственных секретов в гуманитарном академическом институте отродясь не водилось. Оставалось пресекать инакомыслие. Майор по-мальчишески завидовал коллегам из оборонных НИИ, где имелись настоящие секреты. Там, если проявить бдительность, то и шпиона можно поймать. На худой случай призвать к ответу какого-нибудь олуха, оставившего важный документ в неположенном месте. А здесь среди пыльных архивов прошлого…
Эх, да что там! Одно утешение — уступчивая аппетитная Лида с пухлыми губками.
Аппетитной женщиной тридцатипятилетний одинокий майор считал такую, у которой со всех сторон есть немного лишнего — так и хочется помять или откусить. В меру пухленькая Лида как раз соответствовала этому определению.
Раньше Лида Курочкина работала валютной проституткой в гостинице «Интурист». Разумеется, сотрудничала с органами, иначе бы ее на порог приличного отеля не пустили. Каждому делу отдавалась она с душой, за что ее высоко ценили и иностранные клиенты, и советские кураторы. В тридцать лет Лидочку из «Интуриста» попросили. Надо уступать место молодым. За особые заслуги перед Конторой ее пристроили на работу в Институт истории, и не кем-нибудь, а руководителем машинописного бюро. На решение повлияли три обстоятельства. Во-первых, после школы Лида закончила машинописные курсы. Во-вторых, сносно владела английским, что могло пригодиться для разовых заданий Конторы. В-третьих, бывший сокурсник Чайки, пресытившийся прелестями Курочкиной, решил сделать коллеге сладкий подарок.
Так Лидия Курочкина перешла в штат Чайки на негласную должность «сексота» — секретного сотрудника. В машинописном бюро печатались все работы института — лишнюю копию сделать не проблема. Хотя точнее было бы называть Лидочку «секссотом», потому что с самого начала секретность во их взаимоотношениях уступила место сексуальности.
Раз в два года в Институте истории проводилась международная конференция, которая требовала особых мер предосторожности. А как же иначе! На конференцию приезжали ученые не только из братских Болгарии и Венгрии, но и из Западных стран. Тут глаз да глаз нужен!
Под это мероприятие майор выбивал спецсредства, дополнительных сотрудников из своего ведомства, ставил телефоны на прослушку. И сегодня случилось то, о чем он в тайне давно мечтал. Ограбление архива! Не заурядная кража красивой безделушки, а нападение иностранца с использованием средств маскировки. Накладной живот и парик-лысина остались в качестве неопровержимых доказательств злого умысла западного агента. Еще в качестве особой приметы фигурировал грубый шрам на правом запястье грабителя. Шрам заметила сотрудница архива, когда агент выбегал из помещения, закрывая лицо.
Пока удалось узнать, что действовал некто Паоло Розетти из Италии. Ученый он или шпион до сих пор не ясно — Розетти исчез. Однако остались два важных свидетеля, а может, и соучастника — заместитель директора института профессор Мартынов и Тихон Заколов из института Кибернетики.
С Мартыновым получилось удачно. Профессору, как председателю оргкомитета международной конференции, заблаговременно поставили прослушку не только на рабочий телефон, но и на домашний.
Эта мера себя оправдала. Майор только что прослушал магнитофонную запись странного разговора между Мартыновым и Заколовым. Оба фигуранта обсуждали древнее золото, причем не безделушки из захоронений, речь шла о тоннах припрятанного золота! Профессор предположил, что украденный артефакт может вывести на тайное хранилище золота древних греков.
Услышанная информация так возбудила Чайку, что он срочно вызвал к себе Лидочку. Дверь, обитая с двух сторон дерматином, охраняла кабинет от посторонних ушей, а окна, замазанные на три четверти белой краской, от любопытных глаз.
Свою привычную обязанность Лида выполнила добросовестно, хотя и без огонька, однако позвал ее майор не только для утехи. В его голове бушевали беспорядочные мысли, которые требовали дополнительной информации.
— Вот что, Лида. Я чувствую, что мы на пороге событий, которые изменят нашу жизнь.
— Замуж возьмете? — бесхитростно поинтересовалась Курочкина, в тайне рассчитывающая на это.
Чайка поперхнулся, отпил води из графина и вытер рукавом подбородок.
Ватикан
Кардинал Джорджо Морино потратил более пятнадцати лет, чтобы собрать, объединить и проанализировать разрозненные сведения об истинном замысле создателей Ордена Золотого Руна. Слава Господу, документальное подспорье имелось под рукой: ватиканская апостольская библиотека обладала богатейшим собранием рукописей средневековья.
Кардинал узнал, что во времена Филипа Доброго, основателя Ордена Золотого Руна, манускрипт, подсказывающий путь к золотым запасам древних греков, был разделен на две части и спрятан в два одинаковых металлических футляра с кодовыми замками и защитой от варварского вскрытия. В другом секретном документе упоминалось, что только потомственные Хранители и верные рыцари Ордена способны открыть замок, ибо познали Суть.
Суть, по убеждению кардинала, не что иное, как короткая фраза объясняющая главное предназначение организации. Она и является кодом к замку. Какую же фразу использовали основатели Ордена? Над этой проблемой и ломал голову Джорджо Морино. Средневековые рыцари вряд ли могли придумать что-то слишком мудреное, скорее всего в ход пошла одна из самых распространенных фраз, на первых порах выполнявших функцию пароля между посвященными.
Джорджо Морино выписал самые важные фразы, относящиеся к Ордену. Во-первых, само название Ордена Золотого Руна на латыни: Aureum Vellus.
Затем девизы рыцарского Ордена:
Pretium Laborum Non Vile — Награда не уступает подвигу,
Ante ferit quam flamma micet — Удар падает прежде, чем вспыхнет пламя,
Non Aliud — Иного не желаю.
Кардинал попытался подобрать их с помощью кодового кольца на футляре. Но беда была в том, что на кольце имелось только 10 латинских букв: A, D, E, I, L, M, O, R, V, S. Чтобы составить любую из перечисленных фраз не хватало хотя бы одной буквы.
На третий день неусыпных раздумий кардинал попытался прочесть подряд буквы на кольце, отыскивая в них тайный смысл. Adeil Morvs? Бессмыслица. Ade il Morvs? Уже лучше. Первое слово Аид — так греки называли бога подземного царства и само царство мертвых. Аид в Морвс? Что такое Морвс?
И тут кардинал обратил внимание, что если заменить букву “v” на “u”, то получится Morus, что означает дерево шелковица. «Аид в шелковице» — тоже звучит глупо, но дает важную подсказку.
Джорджо Морино обратился к справочникам. Первоначально латинский алфавит включал только 21 букву. На протяжении веков алфавит дополнялся. Сначала добавились буквы G, Y. Затем в средних веках произошла разделение букв I, V на два варианта — I-J, V-U. И еще позже вместо парных VV придумали отдельную букву W. Так получился алфавит из 26 букв.
Кардинала осенило. Первые рыцари Ордена использовали алфавит из 21 буквы! Там, где сейчас принято писать U, они ставили V. В этом случае название Ордена — Aureum Vellus — вполне складывалось из имевшихся на кольце букв. А греческие цифры — это порядковый номер буквы в старом алфавите, предположил кардинал.
Он сдвинул изображение замка на среднем золотом кольце под букву A. Затем снизу подставил цифру I на стальном кольце. Потом переместил знак замка под букву V и дважды подвел под него цифру X, потому что буква V была по порядку в алфавите под номером XX. Таким образом он набрал название целиком: Aureum Vellus.
Когда стальное кольцо совершило последний оборот, чтобы под буквой S сформировалось число XVIII, кардинал услышал щелчок. Золотое кольцо, скреплявшее футляр в середине, распалось на две половины. Дрожащие руки кардинала открыли футляр. На стол высыпался серый порошок. Кардинал рассмотрел его и догадался, что это старый порох, который должен была вспыхнуть от искры при неправильном вскрытии. Избавившись от опасной смеси Джорджо Морино достал из футляра свернутый в трубочку древний манускрипт и бережно разгладил его на столе.
Прежде чем приступить к чтению, кардинал перекрестился и прошептал молитву. Господь вознаградил его за долгие старания.
В этот момент секретарь сообщил, что только что из Москвы прибыл секретный посланник. Кардинал приободрился еще больше. Провидение благоволит ему. Верный и отважный Луис Гомес должен доставить из Москвы второй артефакт. Судя по найденным документам, артефакт представляет собой такой же полый цилиндр, но с иным кодом. Кардинал несомненно вскроет его и тогда…
Однако Луис Гомес вошел в кабинет с пустыми руками и извинением в глазах.
— Что пошло не так? — задал вопрос кардинал вместо приветствия.
— Ваша легенда сработала, меня приняли в Институт истории. С профессором Мартыновым тоже проблем не было, он старый наивный человек. Но появилась непредвиденная трудность в лице некого Тихона Заколова. Ему двадцать четыре, он, хоть и ученый, но достаточно крепок и умеет постоять за себя. Я уверен, что артефакт, который мы ищем, сейчас у него. И возможно, Заколов понимает его истинную ценность.
— Почему ты сделал такой вывод, сын мой?
— Заколов тайно забрал футляр из архива и скрывает этот факт.
— Если ты знал, где артефакт, почему не довел дело до конца?
— Я следил за Заколовым. И обнаружил, что за ним ведет наблюдение КГБ. Если бы я вошел с ним в контакт, они бы меня взяли.
— Советская госбезопасность? — усомнился кардинал.
Чайка мечтает о взлете
1-й отдел в Институте истории, как и в других советских учреждениях, традиционно располагался на первом этаже. Не из-за приземленной сущности сотрудников Комитета государственно безопасности, а чисто из практических соображений. 1-й отдел всегда примыкал к узлу линий связи, входящих в здание. Отсюда провода расползались по этажам и кабинетам, и здесь проще всего было организовать подключение к любому телефону, не ущемляя гражданского достоинства наивных служащих.
Время уже перевалило за полночь. Направленный свет настольной лампы освещал портативный магнитофон на зеленом сукне рабочего стола майора Чайки. Вооружившись наушниками, майор уже в третий раз прослушивал запись разговора, состоявшегося сегодня на квартире профессора Мартынова между старым ученым и молодым Тихоном Заколовым.
«— Иван Степанович, я должен признаться, артефакт у меня, — промямлил Заколов.
— Прекрасно! Вы нашли наглого грабителя?
— Понимаете, я сам… взял артефакт еще в первый день, когда вы мне его показали.
— Что значит — взял?
— Простите великодушно. Я поступил легкомысленно, решил позаимствовать историческую безделушку, чтобы разгадать код и затем вернуть ее в архив.
— Вот как! — в голосе профессора чувствовалась строгость, смешанная с легким разочарованием. — Да-а, нынче молодежь совсем не та, что прежде. Я в ваши годы и помыслить не мог…
— Иван Степанович, я виноват, извините. Я принес артефакт. Вот он.
Зашуршала разворачиваемая бумага. После непродолжительной паузы голос Мартынова стал мягче:
— Возможно, это и к лучшему. По крайней мере артефакт не пострадал, грабитель-иностранец ушел ни с чем. Ценная историческая реликвия осталась в нашей стране. Однако если сейчас вернуть его в институтский архив… Там практически нет охраны!
— Пусть хранится у вас. Артефакт все равно числится пропавшим.
— Какое легкомыслие! Ко мне приходят коллеги. Если они увидят украденный артефакт у меня дома, то подумают… Нет, я не могу рисковать репутацией. Знаете, что? Спрячьте его у себя.
— У меня? Но я… я совершенно посторонний человек.
— Были посторонним. И сами вляпались в историю. — На записи было слышно, как профессор со вздохами рассматривает артефакт. — Кстати, Тихон, что вас подтолкнуло забрать эту вещицу?
— Это было спонтанное решение. Вы дали мне подробные фотографии, но мне жутко захотелось подержать артефакт в руках. Я взял… и не смог оторваться. Вместо того, чтобы вернуть цилиндр в коробку, я сунул его к себе в сумку, когда вы отвлеклись.
— Я так и подумал. Знаете, некоторые вещи сами выбирают себе хозяев. Особенно древние и загадочные. Возможно, это знак судьбы. А раз так… Пусть артефакт пока побудет у вас.
— Спасибо, что поняли меня. У меня не было злого умысла.
— Дело прошлое, забудем об этом.
— Скажите, Иван Степанович, почему за артефактом охотился иностранец?
— Тихон, вы прочли мои статьи и документы?
— Да, я внимательно их изучил.
— Тогда я хочу услышать вашу версию.
— Как я понял, создатели Ордена Золотого Руна знали некую тайну и позаботились о ее сохранности. Они разделили информацию на две части и доверили их разным Хранителям. Завладев половиной, нельзя приблизиться к тайне, но если заполучить обе части целого... Я думаю, что где-то существует второй подобный артефакт.
— Я в этом уверен! — возбужденно откликнулся профессор. — История подтверждает эту версию. Орден Золотого Руна с момента создания разделился на две ветви — испанскую и австрийскую. У нас в руках артефакт, хранившийся в Австрии.
— Тогда из логики вытекает, что за ним пришли те, кто завладел испанским артефактом. Им требовалась вторая часть. Иван Степанович, о какой тайне идет речь?
— А вы разве еще не догадались? Название Ордена говорит само за себя.
— По преданию Золотое Руно — это шкура летающего золотого барана, который спас от жертвоприношения дочь и сына богини облаков. По пути из Греции девочка упала и утонула в проливе Дарданеллы, а мальчик благополучно долетел до Колхиды. Там и хранилась бесценная реликвия. За ней направились греки во главе с молодым Ясоном. Золотое руно должно было возвести Ясона на царский престол, и он пошел на все, чтобы завладеть легендарного золотой шкурой.
— Так и есть. На первый взгляд обычная легенда, каких немало сочинили в древности. Однако почему именно она стала бессмертной и волновала умы европейских королей и самого Папы римского? — задал вопрос Мартынов и сам ответил: — Потому что речь идет не о шкуре барана, а о золоте древнего мира. В эпоху расцвета Греции огромные золотые запасы были сконцентрированы в руках греческих царей. Есть версия, что перед тем, как римляне покорили Элладу, греки успели вывезти золотой запас. Возникает вопрос: куда? Надо принять во внимание, что греки были искусными мореплавателями, а римлянам не было равных в сражениях на суше.
— Из чего следует, что золото было безопаснее вывозить на кораблях.
— Вот именно! Корабли отправились в далекую Колхиду, недоступную римлянам. А легенда о Золотом Руне — это своеобразная информационная завеса, чтобы сбить римлян с толку.
Четыре месяца спустя. Абхазия
Что может быть более волнительным для молодой актрисы, чем первый день съемок? И не в эпизоде проходного фильма, а в главной роли испано-итало-советской исторической драмы о Золотом Руне!
Три месяца назад случилось чудо. Итальянский продюсер выбрал Ларису Трушину на роль дочери царя Ээта, волшебницы Медеи, страстно влюбившейся в предводителя аргонавтов Ясона. Только с помощью Медеи мужественному Ясону удалось добыть Золотое Руно.
Узнав о подарке судьбы, Лариса отыскала в библиотеке потрепанную книжку о походе аргонавтов за реликвией и прочла ее дважды. Девушка поделилась своим счастьем с самым близким другом Тихоном Заколовым. Оказалось, что тот отлично знает события, связанные с Золотым Руном, и поведал ей много деталей, которых не было в книге. С его помощью Ларисе удалось лучше понять непростой характер Медеи, в которой уживались, страстная любовь, непреклонная воля и безграничное коварство.
«Главная роль в международном проекте — большой стресс для начинающей актрисы. Можете взять на съемки друга, — любезно советовал по телефону продюсер Марко Кастелли. — Поверьте моему опыту, Лариса, вы сыграете лучше, если рядом будет близкий человек из привычного окружения. Расходы кинокомпания берет на себя».
У Ларисы словно камень с души свалился. Ее парень будет жить вместе с ней! Он умный и сильный, поддержит и поможет, а если потребуется, то и защитит. Он надежный друг, с которым комфортно. Услышав, что съемки предстоят в Абхазии, Заколов согласился не раздумывая. Он пообещал взять отпуск, чтобы опекать Ларису во время съемок.
Вчера Заколов и Трушина прилетели из Москвы в Адлер, оттуда синяя киносъемочная «нива» с комфортом доставила их в Абхазию в старый пансионат «Буковая роща» на берегу моря.
По пути Заколов попросил водителя заехать в Пицунду. Там на пляже возвышалась мрачная пятиметровая статуя Медеи с двумя маленькими детьми. Лариса задрала носик, придерживая светлую шляпку с алой лентой, чтобы лучше рассмотреть скульптуру. Помимо широкополой шляпы на ней было приталенной красное платье в горошек, широкий белый пояс, алые балетки и маленькая сумочка на золотой цепочке. Эффектная москвичка совсем не походила на воплощенную в камне героиню, которую ей предстояло сыграть.
Тихон пояснил Ларисе:
— Это сцена из трагедии Еврипида «Медея». Она иллюстрирует то, что произошло с Медеей после похищения Золотого Руна.
— Что она делает?
— Убивает своих сыновей.
— Какой ужас! — схватилась за сердце Лариса.
— От любви до ненависти один шаг. Медея влюбилась в Ясона, сбежала с ним от отца, родила детей, но Ясон изменил ей. Обиженная женщина сожгла его возлюбленную и перед тем, как уехать, убила его сыновей.
— Любовницу — еще ладно. Но собственных детей!
— Современники Еврипида поговаривали, что на самом деле детей убили жители Коринфа. Но подарок драматургу в виде 5000 талантов помог обелить благородное имя города.
— Лучше бы я этого не видела.
Оставшийся путь Лариса провела в душевных муках: как влюбленная женщина превращается в чудовище?
Стояли последние дни октября, курортный сезон закончился, и международной съемочной группе предоставили всю территорию пансионата. Правда в главном пятиэтажном корпусе начали косметический ремонт, там пахло краской, и аккуратные рабочие меняли проводку. Киношникам использовали лишь первый этаж здания, где разместили оборудование, столовую и гримерки. Артисты и персонал жили в уютных коттеджах, разбросанных по довольно мрачной заросшей территории с темными дорожками. Но стоило пройти вниз навстречу свежему дыханию моря, деревья расступались, и открывался прекрасный вид на бескрайнюю изумрудную гладь, подернутую искрящимися переливами неспешных волн.
Пансионат «Буковая роща» находился на высоком берегу под тенью величественных кавказских буков. К галечному пляжу вел крутой спуск, левая оконечность пляжа ограничивалась скалой, от которой в море тянулся высокий причал. Именно наличие причала обусловило выбор пансионата, потому что иностранная группа приплыла в Абхазию на специально зафрахтованном корабле. На судне привезли оборудование и декорации.
Из беседки наверху было приятно наблюдать, как зеленые волны плещутся о синий борт остроносого судна и превращаются в исчезающую на глазах белую пену. Но любоваться умиротворяющей идиллией Ларисе Трушиной было некогда — уже на следующий день после приезда предстояли съемки.
Лариса облачилась в светлую греческую тунику, отороченную сверху и снизу широкой золотистой лентой, прикрепила на плечо крупную брошь с бутафорскими драгоценностями и затянула на талии тканный поясок под цвет отделки. Костюм дополнили сандалии, украшенные золотыми бляшками и длинными тоже золотыми завязками до середины икр. Так, по мнению костюмеров, выглядела древнегреческая принцесса. Лариса прошлась по комнате. Сандалии совсем не гнулись, ступня так и норовила соскользнуть, но ни о каких капроновых подследниках не могло быть и речи.
«Приспособлюсь», — настраивала себя на позитивный лад Лариса и нервно встряхнула рыжие кудри. Прическу и макияж ей сделают гримеры.
«А вот и они, — решила Лариса, услышав шаги за дверью. — За мной пришли, я опаздываю».
Телефонный разговор при четырех свидетелях
Оказавшись в своей комнате, Лариса Трушина избавилась от туники и сандалий, и облачилась в привычные джинсы и обтягивающую трикотажную кофточку. Ей требовался Заколов. И как можно скорее! Девушка выскочила из домика, сжимая в руках бумажку с названием турбазы «Горный приют».
У главного корпуса Лариса увидела капитана милиции Инала Лакобу, которого вчера представили, как начальника местной милиции, призванного обеспечивать спокойствие иностранных гостей.
— Вы то мне и нужны, — бросилась к нему Трушина.
— В чем дело? — капитан застегнул пуговицы на синем форменном кителе, выпятил грудь, вздернул орлиный нос и разгладил пышные усы. Абхазец был убежден, что все актрисы — женщины легкого поведения, и с интересом рассматривал девушку.
— Ко мне в комнату… — Лариса представила, как будет рассказывать про шута, который вошел и «пошутил». Как это мелко по сравнению с тем позором, который она пережила на съемочной площадке.
— Красавица приглашает меня в свою комнату? — приободрился Лакоба.
— Да нет же! Мне надо позвонить на турбазу «Горный приют». Это далеко?
— Не близко. Хотя в горах много разных тропинок. Если красавице понадобится опытный проводник…
— Мне надо вызвать друга. Его зовут Тихон Заколов.
— Заколов? — Лакоба сбросил сальную улыбку и прищурился. — Это тот парень, что был с вами во время ужина? Знакомая фамилия. Зачем он отправился на турбазу?
— В этих краях погибли его родители. Он хочет узнать детали.
Лакоба поперхнулся и кашлянул в кулак.
— Да-да, припоминаю, — прохрипел он. — После той трагедии Заколов звонил сюда. Настырный парень. Я ознакомил его с материалами расследования. Зачем он копается в прошлом? Это был несчастный случай. В горах опасность повсюду. У меня младший брат погиб в том же месте.
— Товарищ капитан, я хочу связаться с Заколовым. Как позвонить на турбазу? — поторопила милиционера актриса.
— Телефон есть в кабинете директора пансионата Данилина. Я вас провожу. — Лакоба взял Ларису за локоть, опустил взгляд на грудь девушки и сладко заворковал: — Вай-вай! Я бы на месте Заколова никуда от вас…
— Пойдемте быстрее, — отдернула руку Лариса.
Они вошли в главный корпус, прошли по коридору, и Лакоба постучал в кабинет с табличкой «Директор».
— Войдите! — послышалось разрешение.
Как в каждом чиновничьем кабинете массивный стол располагался у дальней стены и был развернут лицом ко входу. За креслом начальника на стене, вместо зачастивших в мир иной генсеков, висел портрет «вечно живого» Ленина. Хозяин кабинета, лысый товарищ с животиком, нахмурив брови, важно кивал головой, выслушивая претензии переводчицы Марии. Испанка говорила о проблемах с горячей водой по утрам в домиках актеров.
— Исправим, не беспокойтесь, — заверил Данилин и перевел взгляд на вошедших.
— Товарищ Данилин, вот! — расплылся в улыбке Лакоба, показывая на Ларису. — Красавица актриса хочет позвонить
— В Испанию? — напрягся директор пансионата.
— На турбазу «Горный приют».
— Зачем вам «Горный приют»? — послышалось из открытой двери. В кабинет сунулась вездесущая Блонди Ивановна. — Вас что-то не устраивает в нашем прекрасном пансионате?
— Это личное, — коротко ответила Лариса.
— Что же? — наседала блондинка.
— Мне надо передать Заколову, чтобы он быстрее вернулся, — честно призналась Лариса. — Тихон мой друг.
— Наши мужчины надежнее, — согласилась блондинка.
Директор Данилин гордо приосанился, словно похвала относилась только к нему, раскрыл телефонный справочник и сам набрал номер турбазы. Дождавшись ответа, он представился и попросил позвать Тихона Заколова. Потом с недовольным видом протянул Ларисе трубку:
— Вы что-то путаете. Ваш друг на турбазе не проживает.
Лариса схватилась за телефон и стала умолять женщину на другом конце провода:
— Проверьте еще раз. Заколов поехал к вам. Он не обманывает.
Вскоре выяснилось, что Тихон действительно заходил на турбазу, но лишь за тем, чтобы взять в прокат спальный мешок и поговорить с инструктором по туризму Виктором Угловым. С ним он ушел в поход.
— Какой поход? Куда они пошли? Надолго? — забеспокоилась Лариса. Услышав ответ, она испуганно переспросила: — На мост смерти?! Это опасно?
Ее заверили, что это обычное название для здешних мест.
— Но он же вернется. Оставьте, пожалуйста, для Заколова записку. Это очень важно для меня, — умоляла Лариса собеседницу, и та согласилась.
Пока расстроенная актриса диктовала текст записки, четверо присутствовавших в кабинете делали вид, что им нет дела до ее разговора.
Положив трубку, Лариса с обидой в голосе пробормотала:
— Мост смерти, Золотое Руно, артефакт. Тихон должен быть здесь, а не гоняться за сокровищами.
Мост смерти
Натоптанная туристами горная тропа петляла по крутому каменистому склону, то ныряя в заросли кустарников и под сень высоких деревьев, то приближаясь к шуму реки.
— По этому маршруту мы постоянно группы водим, — объяснял Заколову инструктор Виктор Углов. — Сейчас отдыхающих мало, сезон заканчивается, а летом большие группы собираются, за всеми не уследишь, некоторые могут отстать и потеряться. Кто-то по глупости, а кто-то сознательно, чтобы в кустах порезвиться. Для инструктора так и так нервотрепка.
— В 81-м мои родители тоже потерялись? — с вызовом спросил Тихон.
Он договорился, что Виктор Углов отведет его к месту гибели родителей. Три года назад, весной, оборвался подвесной мост над горной расщелиной. Отец и мать Заколова отдыхали на турбазе «Горный приют», где Виктор Углов работал инструктором по туризму. Он помнил их и мог рассказать о последнем дне.
— Ну что ты, они люди серьезные, непьющие. Жалко, что так произошло.
Тропа в очередной раз вынырнула из лесной чащи на широкий каменный выступ, под которым слышалось клокотание потоков воды.
— Вот и пришли. — Углов указал на узкий подвесной канатный мостик, перекинутый через ущелье. — Это самый короткий путь на южную сторону, там красивые пещеры.
Тихон сбросил рюкзак со спальным мешком и подошел к краю обрыва. Внизу в тридцати метрах бурные потоки воды перекатывались через серые отполированные валуны. Спасительной заводи под мостом не наблюдалось. Падение с такой высоты не оставляло шансов на благополучный исход.
Тихон подавил ком в горле и спросил:
— Почему они здесь оказались вдвоем, без группы?
— В тот день по плану был сплав по реке на надувных лодках. Твои родители не захотели, пошли гулять самостоятельно. Они уже знали эту дорогу. Вроде бы их пригласил в гости кто-то из местных.
— Кто именно?
— А может, они гуляли сами по себе, я точно не знаю.
Заколов потрогал нижние тросы подвесного мостика, перекинутые через бревно и закрепленные вокруг ствола кряжистого дуба. Три года назад после настойчивых телефонных звонков в Абхазию он получил официальное заключение, подписанное капитаном милиции Лакобой. Трагическое происшествие признали несчастным случаем.
— Как могли лопнуть стальные тросы, если на мосту находились только двое?
— Раньше мост держался на веревочных канатах, а вместо бревна лежал камень с неровными краями. Установили, что канаты перетерлись от времени, сначала лопнул один, а затем не выдержал оставшийся. Когда по мосту переходишь, он раскачивается. Его так и называли — качающийся мост. А после того случая — мост смерти.
Повисло молчание. Заколов внимательно разглядывал крепление подвесного моста. Инструктор пояснил:
— Мост хотели вообще закрыть, но туристы этот маршрут любят. Поэтому нижние канаты заменили тросом, только поручни оставили из веревки.
— Следить за состоянием моста обязана турбаза?
— Понимаешь, обычно осмотр проводят накануне майских праздников перед массовыми заездами. А тогда была середина апреля. — Углов вздохнул и потупил взгляд. — Не повезло.
«Повезло не повезло» — это были не те слова, которыми привык оперировать мозг Заколова, привыкший к строгой логике.
— Канаты на экспертизу отдавали? — поинтересовался Тихон.
— Я не знаю. Расследование проводила милиция.
— Кто обнаружил их первым?
— Милиционер. Если бы не он, скорее всего на тела натолкнулись бы туристы. Наши сплавлялись, как раз, по этой реке. Когда они приплыли, милиционер уже был на месте.
— Капитан Лакоба?
— Да, местный начальник. Обычно их не дождешься, а в тот день Лакоба подвез своего родственника, который собирался открыть шашлычную. Видишь, справа под скалой навес? Там летнее кафе организуют для туристов — шашлыки, лаваш, местное вино. К кафе ведет объездная дорога, но по тропе от турбазы ближе.
Летнее кафе находилось метрах в ста выше по течению реки на сравнительно ровной площадке у скалы. Между кафе и мостом смерти лежали крупные одиночные камни и торчали редкие кустарники.
Заколов прикинул:
— Значит, из кафе мог кто-нибудь видеть, как все случилось?
— Нет. Шашлычная работает с мая по сентябрь. Тогда она еще не открылась, а сейчас, как видишь, уже съехала. Не сезон. Кстати, раньше в кафе подрабатывал младший брат Лакобы. Он утонул здесь в реке, спьяну. Спускался за водой и… Горы пьянства не прощают.
Заколов припомнил, что в телефонном разговоре капитан Лакоба упомянул о личной трагедии, связанной с горной рекой. Сказал, что хорошо понимает его горе.
— Виктор, ты говорил, что видел оборванный мост своими глазами. Как ты здесь оказался? В какой момент?
— Наверное, часа через два. У меня в тот день велосипед украли. Горный, на толстых шинах, производства ГДР — мой брат там служит, в подарок привез. Жалко было… След от турбазы вел в этом направлении. Я и пошел искать.
Фара “made in DDR”
Однако бежать не получилось. Канатный мостик с шаткими дощечками был предназначен для осторожного перехода, но никак не для бега. Уже на пятом шагу Тихон оступился, потерял равновесие и ухнул бы в черную пасть ущелья, если бы в последнее мгновение судорожным движением не вцепился руками в канат. Он повис над клокочущей рекой, ожидая, что вот-вот веревки поручня перережут, и его ждет печальная участь родителей. Но жажда жизни подталкивала к борьбе.
Тихон закинул ногу на мостик, взобрался на качающиеся дощечки и упрямо побрел на свет фонарика. Таинственный незнакомец продолжал молчать. Это бесило.
— Что, струсил? — крикнул Заколов, подбадривая себя. — Еще посмотрим, кто кого!
В трех метрах от берега Тихон различил темную фигуру рядом с опорой моста и прислоненный к дереву велосипед с зажженной фарой. Человек продолжал размахивать руками, и угрожающие тени безмолвно били в лицо Заколова.
Шагнув на землю, Тихон отчаянно прыгнул вперед, сбил противника с ног и прижал к земле. Тот сразу перестал сопротивляться. В свете фары стало видно лицо велосипедиста — черноглазый абхазский парень лет семнадцати с едва пробивающимися усиками.
— Ты кто такой? Что тебе надо? — возмутился Тихон.
Вместо ответа парень угрожающе дернул рукой, и Заколову пришлось скрутить противника.
— Зачем ты хотел перерезать веревки?
Тихон поискал глазами выпавший нож. Судя по тени, он видел в руках парня что-то острое и плоское. На глаза попался почтовый конверт, валявшийся около дуба. Парень активно косил глазами в ту же сторону и безмолвно шевелил губами.
Обескураженный Заколов догадался:
— У тебя в руке был конверт? Почему ты сразу не сказал! — Он подхватил письмо и увидел на нем единственную надпись: Тихону Заколову. Удивлению не было предела. — Ты привез мне письмо?
Парень радостно закивал. Заколов отпустил его руки и только сейчас понял:
— Ты не можешь говорить. Ты немой?
Освобожденный велосипедист активно жестикулировал руками, пытаясь что-то объяснить. Три минуты назад, стоя на шатком мосту, подобные движения Тихон воспринял как угрозу.
Заколов достал страницу из незапечатанного конверта, поднес ее к свету фары и прочел: «Тихон, возвращайся скорее. Мне страшно. Здесь происходит что-то непонятное. Ты мне очень нужен. Лариса Трушина». Тревожные мысли понеслись вскачь сразу в двух направлениях. Чего боится Лариса? Как ее просьба попала к нему?
На второй вопрос ответить было проще. Лариса позвонила на турбазу, продиктовала записку, а немой велосипедист, вызвался отвезти ее. Заколов не скрывал, куда он пойдет.
— Твоя мама работает на турбазе? — предположил Тихон.
«Да», — жестом ответил парень.
Взгляд Заколова упал на велосипедную фару — квадратная, необычная и довольно яркая. Он вспомнил рассказ инструктора Углова про украденный в день гибели родителей немецкий велосипед. Тихон отвинтил фару и рассмотрел ее. Снизу была надпись: made in DDR. Фара работала от квадратной батарейки типа «крона».
— Откуда у тебя эта фара? Где ты ее взял?
Немой парень испугался и даже не пошевелил руками. На этот раз он действительно «молчал». Тихон достал из рюкзака красную банку кока-колы, взятую на вчерашнем банкете у испанцев. Он потянул за кольцо, крышка чпокнула, напиток зашипел. Тихон протянул вскрытую банку абхазцу:
— Пей. Это кока-кола. Из заграницы.
Парень с опаской попробовал редкий напиток из необычной тары, улыбнулся. Ему понравилось.
Тихон сел рядом и продолжил расспрос:
— Три года назад в апреле здесь погибли два человека: мужчина и женщина. В тот день ты украл велосипед у инструктора Виктора Углова. — Парень испуганно замотал головой. — Ну, хорошо, взял покататься. Ты приехал сюда и спрятал велосипед в кустах около шашлычной. Тебе очень понравилась яркая фара — вот эта — и ты забрал ее себе. Так?
Велосипедист прикусил нижнюю губу и кивнул.
— Меня не интересует история с велосипедом. Я хочу знать, что ты увидел в тот день здесь. Почему подвесной мост оборвался?
Парень еще ниже склонил голову, однако продолжал косить глазами, наблюдая за движением губ собеседника. Заколов стиснул его за предплечье.
— Послушай, я не отстану! Здесь погибли мои родители. Я приехал, чтобы узнать правду.
Взгляд паренька вспыхнул. Он немного подумал и начла жестикулировать пальцами, а Тихон пытался его понять.
— Ты что-то видел, да? Видел… На берегу был человек?.. Здесь? Около дерева?.. Понятно. Что он делал?
Парень наклонился и рубанул ребром ладони по тросу.
— Он перерезал канат? — ужаснулся Тихон. — В тот момент, когда мои родители шли по мосту?
Парень коснулся ушей и широко открыл рот.
— Ты услышал их крик? О черт! — Тихон стиснул кулаки, живо представив трагедию. Чуть успокоившись, он обратился к немому: — Понимаешь, ты важный свидетель. Расскажи, как выглядел тот человек с ножом? Кто он? Ты его знаешь?