Введение

Актуальность этого исследования обусловлена условиями постоянно появляющихся новых кредитных товаров для малого бизнеса и расширения рынка банковских услуг, довольно сложно выбрать оптимальную стратегию работы с малыми предприятиями. Процесс кредитования малого бизнеса в настоящее время осложняется растущими кризисными тенденциями в экономике РФ. В результате постоянно растут риски при выдаче кредитов, снижается эффективность размещения обязательств на рынке. В таких условиях растет актуальность улучшения систем проверки потенциальных клиентов и укрепления связей с надежными клиентами – представителями малого бизнеса

Практическая значимость работы заключается в том, что она включает в себя анализ рынка кредитования малого и среднего бизнеса. Кроме того, данное исследование может послужить базой для проведения последующих исследований с последующим углублением в тему кредитной политики банка при работе с малым бизнесом.

Целью работы является проведение исследования кредитования малого бизнеса на примере деятельности банка ПАО «Сбербанк».

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы кредитования предприятий малого бизнеса;

- провести анализ кредитования предприятий малого бизнеса в банке ПАО «Сбербанк»;

- оценить предлагаемые банком кредитные продукты для предприятий малого бизнеса;

- проанализировать как в банке проводится оценка кредитоспособности заемщика;

- рассмотреть проблемы и перспективы совершенствования системы кредитования предприятий малого бизнеса в России.

Объектом данного исследования является процесс работы банка ПАО «Сбербанк» с субъектами малого предпринимательства.

Предмет исследования –кредитование малого и среднего бизнеса в России.

Проводимое в ВКР исследование основано на комбинации эмпирического и теоретического подхода.

Теоретические методы исследования применяются для изучения основных понятий, которые освещаются в работе в целях расширения понимания природы изучаемого предмета, в целях анализа характеристик объектов на рынке. При рассмотрении теоретических аспектов кредитования мало бизнеса учитывается предпосылка, что выведение на рынок новых кредитных продуктов должно быть основано на аналогичных принципах, обеспечивающих успешное продвижение. Эмпирический метод применяется при сравнении объектов, существующих на рынке, по отобранным характеристикам.

Теоретическим материалом для написания ВКР служит широкий спектр источников в области кредитования, банковского права, также производится обращение к нормативным актам. Также для получения информации о процессе кредитования малого бизнеса рассматриваются статьи и научные труды как российских, так и зарубежных авторов. Помимо этого, изучению подлежат статьи зарубежных авторов, посвященные основным стратегиям, которых придерживаются банки в формировании кредитной политики в отношении малых предприятий, основным принципам, которые при грамотном соблюдении способствуют успешному функционированию банка на рынке кредитования.

Проводимое исследование состоит из трех глав, разделенных по следующему принципу. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов кредитования, а именно изучению понятия кредитования малого бизнеса, основополагающих принципов кредитования.

Далее во второй главе более подробное внимание уделяется актуальности работы с малыми предприятиями для ПАО «Сбербанк».

И в заключительной главе исследования детальное внимание уделяется самому ПАО «Сбербанк» и его стратегии работы с малым бизнесом в среднесрочной перспективе.

В заключение после проведения анализа по всем перечисленным направлениям делаются выводы о качестве работы ПАО «Сбербанк» по направлению кредитования малых предприятий.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Малый бизнес и необходимость его кредитования

Важнейшим сектором народного хозяйства за последние годы стало малое и среднее предпринимательство. Оно оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России, а именно в данном секторе экономики динамично создаются новые рабочие места, основные показатели способствуют снижению безработицы, развивается конкуренция, увеличиваются налоговые поступления в госбюджет, повышаются показатели жизненного уровня населения.

В настоящее время экономика нашей страны активно развивается, но всё-таки по некоторым ключевым показателям страны Европы и Америки опережают Россию. Малый бизнес занимает ведущее место в создании эффективной рыночной экономики многих стран мира. Чтобы выполнять свои социально-экономические функции, совершенствовать деятельность, способствовать развитию научно-технического процесса, малому бизнесу требуются финансовые ресурсы. Важную роль в этом играют банки как субъекты финансово-кредитных отношений, которые являются мощными участниками рынка финансовых услуг, способны привлечь достаточное ресурсную базу для нужд кредитования, способны сформировать эффективную систему оценки и минимизации рисков кредитоспособности заемщиков.

Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке: хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства; кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские; фермерские хозяйства; индивидуальные предприниматели.

Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

-среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 100 человек;

- доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей. При этом сам доход: берется без НДС;

- определяется по действующему российскому налоговому законодательству;

- суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии. если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;

- если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года.

Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ[1];

- если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года – 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;

- к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на патентной налоговой системе, а также компании с численностью до 15 человек.

Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:

- суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом — не более 49%;

- хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям – бюджетным или автономным научным учреждениям; если они имеют статус участника проекта «Сколково».

Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ[2].

Разница между малым и микропредприятием прежде всего заключена в численности работников:

- малой считается компания с численностью до 100 человек (включительно) и не менее 15;

- микро – с численностью персонала до 15 человек.

Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства: для малых – в пределах 800 млн. рублей;

- для микро – до 120 миллионов рублей.

Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается: порядок сдачи и формы статистической отчетности; порядок сдачи налоговой, бухгалтерской, финансовой и иных форм отчетности; возможность выбора и применения конкретной налоговой системы и т. д.

Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:

- в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности; в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;

1.2 Понятие, сущность, принципы банковского кредитования юридических лиц

Кредит - один из важнейших элементов в рыночном хозяйстве и сейчас играет значительную роль во всей экономической системе. Кредит помогает развиваться предприятиям и стабилизирует их финансовое состояние. Часто, кредит используют организации при формировании основных и оборотных средств, предоставляя средства для расчетов с контрагентами и сотрудниками, увеличивая объемы денежных потоков, участвующих в обороте в финансовом цикле. Также кредит может помочь компании компенсировать неравномерность в денежных поступлениях от реализации, сформировать их запасы, если это будет специфической характеристикой определенного вида деятельности фирмы.

Более этого, кредит может поспособствовать исполнению многих других задач[1].

- он обеспечивает перераспределение капитала, поддерживая кругооборот средств в хозяйстве и помогает использовать денежные фонды предприятия наиболее эффективно в соответствии с поставленными целями.

- он может использоваться для эмиссии денежных средств.

Рассматривая функции кредита, стоит обратить внимание на то, что они раскрывают его направленность и содержание действия, то есть саму сущность. Итак, перечислим и раскроем основные функции кредита. Рисунок 1.1.

Рисунок 1.1 –Функции кредита

Рассмотрев подробнее понятие кредита и его сущность, а также функции, возможно перейти и к основополагающим принципам в кредитовании, которые упоминались ранее.

По изученным учебным пособиям, наукой выделяют 6 основных принципов в кредитовании:

возвратность;срочность;платность;обеспеченность;целевой характер;дифференцированность[2].

Для наилучшего понимания необходимо обратить внимание на эти принципы более подробно.

Первый и главнейший принцип кредита - его возвратность. Возвратность говорит о том, что ссуда, которая предоставлена заемщику, должна возвратиться в обязательном порядке. Сам процесс возврата - важен для обеих сторон в кредитных отношениях – заемщики освобождают себя от чужих денег, а кредиторы получают на свой счет средства и могут продолжить проведение коммерческой деятельности, используя полученную обратно ссуду. Задача заемщика тогда - налаживание своей деятельности, для своевременного возврата денег.

Следующий признак, тесно связанный с возвратностью - срочность. Кроме того, что заемщики должны в обязательном порядке возвратить денежные средства через их перевод на счет КО (банка) или другого кредитора, они также обязаны сделать это за установленные сроки, в кредитном договоре (или заменяющем его документе), а не когда будет удобно лично им. Если это условие нарушено, и деньги не возвращаются кредитору в оговоренные сроки, то он может применять к заемщику экономические санкции, выраженные, как проценты от ссуды, добавляемые к общей сумме возврата. В РФ кредиторы могут предоставить отсрочку на срок до 3 месяцев, затем они вправе предъявлять финансовые требования по суду.

Суть кредита заключена в том, что средства предоставляют кредиторы заемщику не бесплатно. Эта идея заложена в основу принципа платности, заключенного в том, что кредитор назначает определенную плату за использование предоставляемых ресурсов, и выражена она как процент от величины ссуды. Величины процентных ставок определены кредитором при заключении договора с заемщиком, и прописаны в договоре.

Но при этом, есть ряд факторов, которые влияют на саму процентную ставку, прописанную в кредитном договоре.

Среди них выделяют следующие: процентная ставка, которая установлена ЦБ РФ, средняя % ставка по МБК и привлеченным вкладам/ депозитам, соотношение СК и ЗК банка, срок кредитования и уровень риска.

Кроме внутренних факторов, которые объясняются деятельностью самого банка, есть и макроэкономические факторы, влияющие на величину банковских ссуд. Поскольку экономика циклична, ссудный % тоже под неё подстраивается, для обеспечения КО стабильной прибыли вне зависимости от перепадов в росте экономики. Потому при спаде в экономике ссудные проценты растут, а при подъёме проценты уменьшаются.

Среди иных макроэкономических факторов выделяют темпы инфляции, государственное регулирование, которое влияет на политику ЦБ РФ, динамика производства или обращения, международный кредитный рынок и пр.[3]

Возвратимся к принципу платности, с экономической позиции, в конечном итоге плата за использование кредита может определяться как разница в сумме, возврата, и сумме, изначально предоставленной заемщику. Практически еще могут встречаться и беспроцентные кредиты, но, часто, это суммы, предоставленные в долг знакомым – КО все же имеют своей целью получение прибыли, потому для них этот вид кредита неприемлем.

Четвертый принцип кредита - обеспеченность. Под обеспеченностью понимают необходимую гарантию выплаты кредита и защиту имущественных интересов кредиторов от нарушений в условиях договора заемщиком. Этот принцип более очевиден на примере ссуд под залог ТМЦ, то есть когда заемщик станет не в состоянии выплачивать кредит вовремя по любым причинам, кредитор получает залог, который предоставлен заемщиком, и обеспечит себе альтернативу для возмещения денежных потерь. Еще обеспеченность выражается как участие третьих лиц в отношениях кредитования, поручителей, обязанных выплатить кредит при истечении срока при несостоятельности заемщика.

1.3 Особенности банковского кредитования предприятий малого бизнеса

Само развитие рыночных отношений невозможно без развития малого и среднего бизнеса – с помощью них образуются новые рабочие места, идут налоговые поступления в бюджет, возрастает ВВП. Но большинство субъектов в малом и среднем бизнесе часто сталкиваются с проблемой недостаточности финансирования, что побуждает их обращаться в банки за кредитами.

Малый бизнес возможно охарактеризовать тем, что он более мобильный и легче в приспособлении к изменяющимся условиям экономики, хоть его инвестиционные возможности часто малы. Источники для финансирования нужны малым фирмам, и при их становлении, и при их развитии. Традиционные источники денежных средств для больших компаний – самофинансирование и займы на РЦБ – для маленьких представителей бизнеса недоступны и ограничены. Самыми востребованными источниками при финансирования таких фирм стали банковские кредиты и финансовые субсидии от государства.

Организации инфраструктуры для финансовой поддержки МСБ в России стали[1]:

финансовые организации;лизинговые и факторинговые компании;венчурные фонды и институты развития в сфере инноваций;гарантийные фонды;банки.

По итогам опроса представителей данного сектора, относительно предпочтений при выборе способов финансирования, самые предпочтительные источники (59% от всех респондентов) - собственные средства, затем идет банковский кредит (36%), потом – займы от партнеров (6%). Это говорит о том, что МСБ не находится в сильной зависимости от внешних источников в финансировании. В это же время, спрос товаров и услуг таких предприятий довольно стабилен вне зависимости от степени платежеспособности населения, потому, именно данный сектор и пережил кризис с минимумом потерь. В группу низкого кредитного риска при этом входят организации сферы услуг (медицина, пассажирские перевозки и ремонтные услуги) и фирмы в области пищевой промышленности, способные быстро перестраивать бизнес под потребности рынка при небольших масштабах. Сегментами на рынке с более высоким риском кредитования стали строительство, лизинг, автодилеры, туризм, производство и торговля товарами личного потребления.

Кредитованием малого бизнеса занимаются, в основном банки – из почти 1000 КО 80% располагают кредитными продуктами МСБ, - более 200 крупнейших банков страны. Основные заемщики, которых – микрофирмы и малые организации. В целом, сектор этого показывает в кризисных условиях не плохую финансовую устойчивость и платежеспособность[2].

Сегодня для стимулирования в развитии МСБ проводят различные государственные программы по их финансовой поддержке, которые реализуют при помощи институциональных инвесторов (РБР, Российский банк по поддержке МСП, ФСК МСБ и пр.) через банки-партнеры. Цель этих программ в облегчении доступа мелким компаниям к финансовым ресурсам по всей территории страны. Используют и механизм по рефинансированию, где инвесторам предоставляют межбанковский кредит банки-партнеры под залог права требования относительно кредитов, выданным данными банками субъектам МСБ.

При этом, инвесторы используют при реализации программ по кредитования МСБ ресурсы, которые получены от ЦБ РФ. Кредитование у банков-партнеров осуществляется по лимитам кредитования, устанавливаемым по региональным условиям: число фирм МСБ на территории регионов, объемам кредитования этих предприятий банками, работающими в регионах и пр. Банки-партнеры обязаны иметь рейтинг надежности в международных и национальных агентствах, и показатели деятельности, которые удовлетворяют определенным требованиям (величине и достаточности капитала, степени риска активов, уровню просроченной задолженности для кредитного портфеля). Стали предоставлять банки долгосрочные кредиты на инвестиционные цели (на 10 лет), значительно увеличив размеры кредитов и понижение ставок с помощью реализации программ по кредитованию через институциональных инвесторов.

Преимущества в кредитовании сегмента рынка МСБ у коммерческих банков довольно очевидны – это довольно доходный бизнес и возможность диверсифицировать кредитный портфель[3]. Но проблемы в развитии банковского кредитования МСБ в основном связаны с тем, что банки сами имеют значительные трудности при выдаче этих кредитов.

Прогрессу кредитных программ для МСБ в РФ препятствуют такие факторы, которые представлены на рисунке 1.2.

C6tMzvHuO+3cAAAAAElFTkSuQmCC