1

Морские свинки были одомашнены в 5 тысячелетии до н. э. племенами Анд (современные территории южной Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии) для употребления в пищу[4], на несколько тысяч лет позже одомашнивания верблюдовых Южной Америки[5]. Статуи морских свинок, датируемые периодом от 500 года до н. э., были найдены при археологических раскопках в Перу и Эквадоре[6]. Люди культуры мочика поклонялись морским свинкам и изображали их на предметах искусства[7]. С 1200 года и до испанского завоевания в 1532 году была проведена селекционная работа, позволившая вывести много пород морских свинок, от некоторых из которых происходят современные домашние морские свинки[8].

Вторые известия при завоевании Колумбии
Важные сведения о существовании в Колумбии одной из разновидностей рода морских свинок — животного под названием cori (слово, возможно, аравакского (антильского) происхождения) — приводятся в докладе королевских чиновников Хуана де Сан Мартина и Антонио де Лебрихи, принявших личное участие в походе конкистадора Гонсало Хименеса де Кесада по территории Колумбии (июль 1539):


…этот край, всё то, что в нём видели, — это край чрезвычайно здоровый, потому что после того, как мы оказались в нём, что может составлять больше двух лет, у нас от болезни не погиб ни один человек. Он очень хорошо обеспечен мясом оленей, которых забивают в [большом] количестве, и других [животных], наподобие кроликов, называющихся корис [coris — мн. число]; их забивают бесчисленное количество.

— Хуан де Сан Мартин и Антонио де Лебриха. Доклад о завоевании Нового Королевства Гранада (июль 1539 года)[9].
В 1550 году о curies упоминает в своём Epitome Хименес де Кесада. В таблице индоамериканских слов о curi пишет Педро Симон (1627).

Первые известия при завоевании Перу и Боливии
Впервые морская свинка под своим кечуанским названием «куй» или «куи» (кечуа Quwi; Saka icha Haka > исп. cuy, coi, cui, coy) упоминается в европейских научных трудах у Педро Сьеса де Леона в 1554 году в книге «Хроника Перу»[10]. В словаре Диего Гонсалеса Ольгина (1608) приведены слова «Ccoui», «Ccuy», «Ccoy» — «здешний маленький кролик», «кролик из Индий»[11]. Слово «дар» совпадало с «ccuy».

Значение для населения Анд
На момент завоевания испанцами Перу (XVI век) морские свинки использовались народами Анд в основном в сельском хозяйстве (как источник мяса) и в ритуальных целях (жертвование крови животных, гадание по внутренностям)[12].

В центральных Андах у индейцев из Вамачуко (Перу) существовал также идол и божество морских свинок:


Один идол или вака [у них есть и] для койев, и, как они говорят, их же создавший, его они называют Пайгинок, и слова, которые они ему говорят: «а, а, а по, соединены руки, приумножь моих койев, и пусть они у меня не умирают, ибо есть у них еда».

— Доклад о религии и обрядах Перу, составленный первыми священниками Августинцами, направившимися туда для обращения местных жителей в христианство (1560)[12].
Юрист Хуан Поло де Ондегардо, описывавший в 1559 году обряды индейцев в Перу в своём трактате «Заблуждения и суеверные обряды индейцев», заметил, что:


Девятый месяц называется Йапакис. Тогда сжигалась другая сотня коричневых баранов, и забивалась и сжигалась тысяча куйев, чтобы лёд, и воздух, и вода, и Солнце не причинили вреда чакрам [полям]; этот [месяц], кажется, соответствует Августу… Также, [они приносили в жертву] куйев, являющихся зверушками [unos animalejos], которых выращивали в домах, размером [они] побольше мышей, — эти служили для наблюдения за предзнаменованиями и [для того, каков будет] исход дел. Также для этой [цели им] служил имеющийся у них [вышеупомянутый] скот. Эти два рода животных они приносили в жертву. Они не использовали диких животных, потому что говорили, что для жертвоприношений [связанных со] здоровьем и благом, нужно было приносить в жертву только вещь, полученную и выращенную своим трудом. Следует обратить внимание, что сегодня очень распространён этот род жертвоприношений из куйев, как у Горцев, так и среди тех, кто [живёт] в Равнинах.

— «Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. – Lima, 1906, стр. 216, 226[12].
До сих пор мясо морских свинок — важный продукт питания народов Анд. Блюда из него часты в ресторанах в городах Перу и Эквадора.

Морские свинки были одомашнены в 5 тысячелетии до н. э. племенами Анд (современные территории южной Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии) для употребления в пищу[4], на несколько тысяч лет позже одомашнивания верблюдовых Южной Америки[5]. Статуи морских свинок, датируемые периодом от 500 года до н. э., были найдены при археологических раскопках в Перу и Эквадоре[6]. Люди культуры мочика поклонялись морским свинкам и изображали их на предметах искусства[7]. С 1200 года и до испанского завоевания в 1532 году была проведена селекционная работа, позволившая вывести много пород морских свинок, от некоторых из которых происходят современные домашние морские свинки[8].

Вторые известия при завоевании Колумбии
Важные сведения о существовании в Колумбии одной из разновидностей рода морских свинок — животного под названием cori (слово, возможно, аравакского (антильского) происхождения) — приводятся в докладе королевских чиновников Хуана де Сан Мартина и Антонио де Лебрихи, принявших личное участие в походе конкистадора Гонсало Хименеса де Кесада по территории Колумбии (июль 1539):


…этот край, всё то, что в нём видели, — это край чрезвычайно здоровый, потому что после того, как мы оказались в нём, что может составлять больше двух лет, у нас от болезни не погиб ни один человек. Он очень хорошо обеспечен мясом оленей, которых забивают в [большом] количестве, и других [животных], наподобие кроликов, называющихся корис [coris — мн. число]; их забивают бесчисленное количество.

— Хуан де Сан Мартин и Антонио де Лебриха. Доклад о завоевании Нового Королевства Гранада (июль 1539 года)[9].
В 1550 году о curies упоминает в своём Epitome Хименес де Кесада. В таблице индоамериканских слов о curi пишет Педро Симон (1627).