Глава 5 Выбор

Ты лучше голодай, чем, что попало ешь

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Омар Хаям

Выбор был всегда. Он всегда был у каждого из нас. Ослушаться и отстоять свой выбор – или идти в угол, или спать, как скомандовали родители. Дружить с этим другом или с тем. Выбор первый важный встал, когда в старших классах принесли тесты на профессиональную пригодность. Кем тебе лучше быть. И как трепетно и с сердцем заполняла Наташка его. Честно, как комсомолец, отвечала на все вопросы. К слову сказать, взяла самоотвод, когда предложили в Комсомол вступить. Считала себя недостойной еще носить звание комсомолка. Это вызвало удивление у классного руководителя. Но когда выбрали многих других (так надо было в то время), по мнению Наташи еще менее достойных, удивлению не было предела.

Так вот про тесты. Более всего уделялось место двум главным направлениям: военное дело и учительство. Вот это да! Она гордилась в душе! Как же! «Могу и в армии служить и за Родину постоять, если надо!» В те времена патриотический дух сильно воспитывали. «Равнодушных, то есть, предателей в войну расстреливали», была коронная фраза среди молодежи ее круга в детстве и юности. О чем это? Да все о том же. Сколько волевых качеств было у девочки! Выносливости! Целеустремленности! Все качества доблестного воина. Воспитанные на идеалах детей-героев войны, такой ответ радовал, и за него радость в душе возрастала. Но с другой стороны, учительство – тоже класс. И ближе к детям. «А я их люблю», – думала Наташка. Когда дети малы, у них больше связь с Высшим Я, Космосом и другими высшими сущностями, указывающими нам путь.

Было солнечное теплое утро. Девочка не торопилась в школу. И именно в этот день она приехала в школу непривычным маршрутом и подходила к ней с другой стороны. Справка. 360 дней в году она ездила по-другому. Просто в этот день не задалось. Маршрут автобуса был до автовокзала, а затем девочке пришлось самой принимать решение, как ехать дальше. А еще, учтем, что в семь лет – это неплохой стресс. Автобус доехал до середины пути, а дальше как? Пришлось вспомнить, что где-то здесь есть троллейбус (видела, как одноклассники приезжают) и, значит, им можно добраться до школы с другой стороны. И девочка совершила победу. Она нашла путь. Села в нужный троллейбус. И даже вышла на правильной остановке. Рассчитала! Мы уже стали взрослые и забываем, как это в пять или шесть или семь лет принять самому решение. Без подсказки взрослых. Самому! Это ли не победа? Да из таких вот маленьких побед складывается вся наша жизнь.

Главное – не останавливаться. Начиная с первой победы, когда из миллиардов клеток сложилась одна большая. И тебе родители дали жизнь. И ты пришел в этот мир. Ведь повезло же? Скажи, разве всем повезло? Ты, лично, можешь назвать десятки примеров, когда семейные пары принимают решение не давать жизнь новому человеку. И это правда. Значит ли это, что ты победитель по праву рождения? Таки да. И дальше и дальше. И, если ты вспомнишь такие примеры в своей жизни, то ты тоже сможешь убедиться. Что подвиги в твоей жизни были. И тогда они были ярче. Потому что ты был маленький человек и мир казался огромным. И твое достижение было для тебя таким значимым, великим! А сейчас, может, ты забылся? И в серых буднях ты не замечаешь поистине красивых поступков и удач, которые ты делаешь. А, может, давно забыл?

Наташка подходила к зданию своей школы. СШ № 1. Она была первая. По одной простой причине. Каждый учитель вёл свой предмет и считал его главным. И ученики должны знать его предмет. Учителя были очень умными, все почти со званиями и в основной массе – евреи. И знания давались очень глубоко. «Все троечники, переходя в другую школу, становятся отличниками», – сетовали девочки – одноклассницы. «А тут, все ответишь и «Садись, четыре!» «Обидно же, ну!» «Чуть запнешься, три. Может, нам тоже в другую школу перейти?» – так иногда они разговаривали между собой на переменах.

Закалка была что надо. И дисциплина. Фундамент закладывался основательный.

Подходя ближе и ближе к школе, она слышала красивую музыку. Нет, просто прекрасную. Потому что до этого момента, Наташка никогда не слышала игру на фортепиано так близко, как доносилось сейчас из открытых окон. Девочка остановилась послушать. Её мир как-то по-особенному отреагировал. Она стояла вся зачарованная и забыла обо всем на свете. Она потеряла счет времени. И потом, ее внутренний голос сказал ей: «А почему не зайти?» И девочка подумала: «А действительно? Не будут же ее за это ругать?» И она пошла. Это была музыкальная студия-школа. И тоже № 1. Прослеживается какая-то закономерность. Учиться в СШ№ 1. Музыкальной№ 1. По росту стоять № 1. И вообще по жизни стараться быть № 1. Но она пока этого не знала. Это только закладывалось. Теми учителями, которые были флагманами знаний и передавали детям свои знания, иногда светясь от счастья, когда рассказывали свой предмет, какую-нибудь новую тему. И этим завораживали и прививали интерес к своей дисциплине.

Девочка зашла и стала слушать музыку. Она доносилась из нескольких комнат. Потом вышла женщина, которая оказалась директором этой школы. Кстати, забегая вперед, скажем тот факт, что начиная с детства, Наташке везло на людей, которые уже были какими-то значимыми. Директорами и руководителями. Почему-то, именно ей они говорили какие-то фразы и слова, которые трогали сердце. И как-то сразу были понятны. Позже это ложилось на подсознание и становилось ее фундаментом. Вот это удача! Так было часто. В очередях, в поезде, на остановках. Просто девочка все подмечала. И может, взгляд был внимательный и любопытный. И взрослым хотелось ей что-то сказать. Передать, так сказать, свою мудрость. В благодатную почву. А может, это тоже у нее было прописано в Программе с которой она родилась здесь? Иметь учителей. Чтобы быстрее прийти к целям, результатам?

Женщина спросила: «Хочешь так научиться играть?» «Да», – закивала утвердительно головой Наташа. И женщина у неё спросила: «А родители согласятся?» «Да», – сказала Наташа. Она об этом и не думала в ту минуту. Главное, что ей очень хотелось. И это было её желание. Тогда ей рассказали все подробно. И обо всем цикле обучения, и об оплате. Но Наташка уже ничего не слышала. Она была на своей волне и вышла из здания школы совершенно счастливая. Внутри все пело от счастья. В руках она несла квитанцию на сумму семнадцать рублей. Это была ежемесячная оплата. Девочка в семь лет совершила первую сделку, сама того не понимая. И когда она пришла домой, то первой кому она рассказала, была мама. Мама все выслушала и спокойно приняла. Даже улыбалась. Ей – то некогда было всем этим заниматься. А тут дочка самостоятельность проявила. Молодец! Пришел папа. И засмеялся своим раскатистым смехом. И повторил цифру: «Семнадцать рублей? Да, дочка?» Наташка вдруг испугалась. Она впервые подумала о том, какая это сумма для них. Много или мало. Страх повис над ней. «А вдруг сейчас запретят?! И что тогда?» Она замерла, ожидая вердикт. И вдруг папа сделал паузу и сказал: «Ох, и рыба ты! Ишь ты, музыка ей нужна? Семнадцать рублей», – и смотрит в глаза. У Наташки страх в глазах, да и на лице побледнела. А потом папа заявляет: «Ну конечно, учись! Вся в папу!» И эти слова были лучшей похвалой. Отец никогда не говорил ей хороших и одобрительных слов, он только говорил: «Вся в папу!» Сначала девочку это злило, а потом она логическим путем вывела: «Ага, если я похожа на него, а себя он любит, значит, я хорошая. Ура, я хорошая!!!» Слегка продолжив тему музыку, надо добавить, что учились пьесы и сонаты. Несколько раз в год каждый ученик представлял свою программу на академических концертах. На концерты приезжали комиссии, помимо своих учителей. Однажды это сыграло для Наташи интересную роль, но об этом позже.

Самым сладким было то, что когда девочка видела где-то пианино, она безумно хотела сесть за него и поиграть. Наибольшим удовольствием было играть на перемене перед одноклассниками. Пацаны начинали «брынчать» на инструменте, как только входили в класс. И потом вдруг кто-то из них давал команду «Стоп»! Глазами искали Наташку, звали её по имени. Вот тут редкость большая! Обычно-то только по фамилии. Ставили стул, галантно, как джентльмены. И замолкали. И если кто-то продолжал «горлопанить», то ему тут же давали подзатыльник. Или сразу в ухо. И все заворожено слушали. Даже когда заходил учитель, он не останавливал игру, а молча стоял, любуясь картиной, пока девочка сама не перестанет играть. Наташка не просто играла классику, она еще подбирала современные мелодии и даже сочиняла музыку. Даже иногда ей снилась музыка ночью. Она играла и видела свои пальцы. Видела свои ноты. И думала «Ах, как красиво!» Вдруг понимала, что это сон и в голове проскакивало: «Надо бы ноты записать. А то утром не вспомню». А другой голос говорил: «Спать хочется. Запомню. Еще раз посмотрю и запомню». И каково было удивление, что запоминались лишь отдельные аккорды. А вся мелодия улетучивалась. И лишь однажды девочка не поленилась и встала. Она записала эти ноты. И это единственное произведение из множества, которые она играла во сне, и которое ей удалось записать. А все остальные канули в лету. Девочка росла. И превращалась из девочки в девушку, из девушки в женщину, но любовь к музыке оставалась с ней всегда. И где бы она ни была, если вдруг там стоял рояль или пианино, желание играть побеждало. В ресторанах и кафе, в кинотеатрах и филармониях. Везде, где стоял этот инструмент, она шла к нему, садилась, наигрывая прекрасные мелодии великих классиков. Эта музыка не раз спасала ее от каких-то внутренних стрессов, переживаний и трагедий. Когда ей было плохо, была большая радость, она садилась за пианино. Пройдут годы, и у Наташки появится дочь. Она тоже окончит несколько классов игры на фортепиано. Но такой тяги как у мамы не будет. Однажды, когда они вместе были с ней в кафе и ели пиццу в дальнем зале, где почему – то стоял этот черный инструмент… Вы, не знаете, почему? Бывают ли случайности? Или случайность – второе имя Бога?.. Наша уже взрослая Наташа, не удержавшись, пошла играть. И тут впервые услышала от дочки такие слова: «Мама, не понимаю, как так можно играть? И как ты можешь не смотреть на клавиши и столько помнить? Ты становишься совсем другая. И от тебя исходит, какой то белый дым, ты как в облаке сидишь. И ты, и все вокруг покрывается этим. В тебя это входит и выходит». Такое она слышала впервые. Но удивлена была лишь слегка. Уже на тот момент она столько знала и умела, что чудеса были второй её сущностью.

Возвращаясь к истокам, хочется напомнить, что интуиция привела ее в музыкальную школу. Потом была очередная зима. И Наташкин день рождения. Это событие запомнилось, потому что девочка приняла это как подарок. Такую весть. А разве Ангелы не прилетают к нам в день рождения? И не устраивают нам подарки, если мы их видим, слышим, читаем и правильно понимаем.

А весть была следующая. В почтовом ящике девочка нашла письмо на свое же имя. Это как – то, внутри по-особенному воспринялось. Девочка сразу выпрямилась и стала выше. А внизу стоял штамп предприятия. Малышка сама не раскрыла письмо, а понесла домой. При маме, она раскрыла его и начала читать. Письмо было из консерватории, куда Наташку приглашали учиться. Напомним, что девочке было семь лет. А значит, слышать ее могли на академических концертах. После чего отметили. И через какое-то время пригласили учиться. Девочка сидела завороженная. Не очень понимая, что это? И ждала реакции мамы. Ведь мама – это Бог. И она все знает. На что мама отреагировала: «Пустяки! Где мы, а где консерватория?» «Сиди, типа девочка, не отрывайся от земли! Не было у нас в роду музыкантов, вот и ты не «высовывайся». И Наташка успокоилась, что это что-то ненужное. Мама была убедительна. А, уйдя в комнату, почувствовала какую-то гордость за приглашение. Какие новые и незнакомые эмоции. В наше время их назвали бы вибрации. Тонкие, высокие и чистые. А потом почувствовала и тихую грусть, что не суждено узнать, а что же там? Это был новый мир, в который ее приглашали. И который, не суждено узнать. Увы! Родители – как Боги влияют на нашу судьбу. И иногда делают неверные поступки. А откуда знания-то? Их нет! Так и живем. Иногда повинуясь, иногда бунтуя. Принимая, как должное и сожалея всю жизнь, если вспоминаем. И единицы возвращаются к своей мечте и своим желаниям!

После того, как Наташка записалась на музыку, её ещё угораздило найти себе приключение в виде слово танцы. И туда она тоже записалась. А что? Она видела, что мама хорошо отреагировала в первый раз. Значит, по протоптанной дороге, сойдет и в этот раз. И так она стала ходить три раза в неделю на музыку. И два раза на танцы. И когда, казалось со стороны взрослым, такая нагрузка большая! То девочка развенчивала эти мифы, отлично учась в школе.

Она была активисткой в классе, была командиром звездочки, потом отряда, периодически занималась в разных кружках, куда записывали ее по согласию и нет, пела в хоре. И однажды и тут случилось нечто. Наташку и еще нескольких девочек пригласили петь в хоре им. Веревки. Это Киев. Столица Украины. И необходимо было переехать жить в столицу! И Наташка пришла счастливая домой, объявляя маме и ожидая её вердикт. Но, имея опыт, почему-то заранее знала реакцию. Конечно, нет!

И самый последний и сильный момент в эпопее «Творчество» случился следующий. Они по нарастающей стучали в двери её жизни. Самый апофеозный и грандиозный по своему размаху! Наташка училась в выпускном одиннадцатом классе. Ранним утром она шла в школу. И вдруг её взгляд привлекла неожиданно яркая афиша на столбе. «Кто готов дать вызов себе, своим близким, судьбе…» Дальше слова не понимались и не помнились. Это застряло и магнитом привлекло к себе внимание. Кому, как не ей надо дать вызов. Например, своей сестре. Что было дальше, она не очень понимала. Перечитывала и перечитывала. Какой-то конкурс. Будет во Дворце Культуры Учителя. Еле разобралась. Оказывается, что молодой режиссер, который окончил студию МХАТ поехал по большой стране собирать себе трупу. Это было новшество тогда. Позже начали все чаще появляться такие конкурсы типа: «Алло, мы ищем таланты!» И в этом городе, где жила Наташка он тоже проводил отбор. Наташку эти слова зацепили, и она весь день в школе просто промучилась, что называется «просидела на иголках». Еле дождалась конца занятий и твердо решила ехать туда. Никому ничего не сказав. Ни единой душе. «Это будет моя тайна. А вдруг не пройду? Все смеяться будут. Тоже мне, артистка!»

Чем ближе она подъезжала, тем радостнее становилось у неё на душе. Когда зашла в здание, то ее душа вообще запела. Становилось как-то светло, легко и ярко. Эти чувства нельзя забыть. Она узнала, в каком кабинете режиссер. И пошла знакомиться. Она вела себя легко и непринужденно. Представилась. Задала ему какие-то вопросы. И, поехали! Он давал задания. А она их выполняла. Самое удивительное, что музыкальный диктант она завалила. Именно в этот момент она вдруг начала думать. А до этого она была не она. На какой-то своей волне. И казалось выше облаков. Ну, уж точно над уровнем земли поднялась по ощущениям. Всё закончилось, и она ушла. Домой шла счастливая и радостная. Узнала, когда результаты смотреть. Дома никому не говорила. В школе тоже молчок. Это была студия актерского ремесла театра, кинематографа и пантомимы «Бенефис». Гастроли которого начинались сразу после выпускного вечера Наташи. Сразу профессия. Готовая.

Пошла узнавать результаты вместе со своим парнем. Сразу подошла к большим спискам и стала искать свою фамилию. Ехала за результатами спокойная и уверенная. Но волнение пришло, когда стала думать об этом. И зачем мы поддаёмся этим эмоциям? Ассоциируем себя с кем-то? Почему не быть простыми и слушать себя? Очень стала волноваться. Потом сердиться, что не находит. Все фамилии перечитала дважды. А парень пошел дальше. Туда, куда они еще не ходили.

И вдруг говорит: «Смотри, ты прошла!» «Те списки, что ты смотрела, это кто участвовал, но не прошел. А в этом всего 6 человек. Она смотрела и радовалась. И не понимала, чем она обязана такой победе?» И Парень подошел и сказал, что участвовало две тысячи человек. «Почему такое количество людей не прошло, а я прошла? Может, это ошибка вообще?» перестала соображать и упала в какую-то неизвестность. Зависла, как компьютер. Её переполняли эмоции. Но самое страшное было впереди. Как сообщить об этом родителям? В школе то, понятно, от зависти умрут. А дома? А сообщить надо было срочно. Так как вечером Посвящение. Торжественный вечер.

Первый пришел папа на обед. Он был очень уставшим. Наташа сообщила ему свою радостную новость, на которую папа слабо, если не сказать почти никак, не отреагировал. Наташу это слегка расстроило. Ожидания опять не подтвердились! Как замечательно было бы, если бы её родители поддерживали! Радовались её успехам. Это давало бы ещё больше сил и энтузиазма. Окрыляло бы её. И она покоряла бы любые вершины. С её энергией, данной ими, она могла бы стать очень успешной. Легко! А они проявляли почти равнодушие. Ценили чужие люди, но не свои. Так бывает? Не находишь поддержки. И это так не логично! «Опять никак! Как на пустое место!» Но мечта о том, что она сможет играть в театре, грела её. В конце – концов, взяв папу за «петли» как на комсомольском собрании и слегка прижав к стене, он произнес свое коронное: «Ну, ты вся в меня! Талантливая, как я. Но на собрание я не пойду. Бери мать!» И с этими словами Наташа пошла к маме на работу. День не задался тогда у обоих ее родителей. Что один, что вторая изнурительно трудились и очень устали. Мама заканчивала рабочий день в своём буфете-столовой ожогового отделения областной клинической больницы. Потом её путь следовал на дачу. Там жили куры, и их надобно было покормить. Хоть это было и рядом, но в этот раз это было далеко. На счету была каждая минута. И сообщить эту новость Наташа представляла не так. А тут ничего не оставалось, как на ходу. На бегу. Потому, когда они вернуться домой, надо тут же ехать. А мама устала. И еще какое-то время будет птицей заниматься. В общем, времени аврал! И идя через поле, дочь затеяла свою песню. Очень грузно мама воспринимала информацию. Никак не реагировала. Внутри Наташи росло напряжение. «Блин! Весь мир бы «радовался», а тут ни один из родителей не то, что доволен, а никак ему!» Вроде бы спокойно отреагировала, что Наташа прошла конкурс и победила среди большого количества людей. Но когда речь зашла о том, что надо куда-то на ночь глядя ехать, наотрез отказалась! Наташа, чуть не разревелась. И в гневе нашла какие-то слова, сама себя не помня. Выпалила целый монолог! С чувствами! И мама сдалась. Радости не было предела! Наташа всё на даче делала вместо неё. Во всем помогала, чтоб только быстрее они справились. Дело сделано. Они едут! Когда подъезжали к ДК Учителя, то яблоку не было где упасть. Всюду машины, цветы, в воздухе царил аромат духов. Всё так торжественно и волнительно. Наташа стала и сама чувствовать волнение. Ведь до этого был спад. Столько эмоций в один день. Не каждый выдержит. Во взрослом возрасте – инфаркт обеспечен. Сначала узнать, что ты прошла в конкурсе и победила многих – это радость. Потом этой же новости не рады родители – это горе. Не принимают и не одобряют. Почти никак не относятся. А для тебя это важно. Это твоя мечта, и может твоя судьба. И тут она как золушка осмотрела всю себя. И пришла в ужас! Другие одеты, как королевы, а она больше собирала маму. Даже помогала ей пятки тереть, чтобы выглядела как надо. Подбирала ей одежду, чтоб была на уровне. Потому как мама это не любила. И часто одевалась как на работу. Родом то она была из деревни. Вот Наташа с детских лет и взяла шефство над мамой. И так, до самой старости. И жизнь мамы, к слову будет сказано, закончилась на Наташиных руках. Наташа помогала ей, как могла.

Загрузка...