До начала первой битвы мне позвонили:
– Андрей Александрович?
– Да, здравствуйте.
– Здравствуйте. Мы звоним вам вот по какому вопросу. Телеканал ТНТ организует новую программу, связанную с демонстрацией способностей экстрасенсов, целителей, астрологов, хиромантов. Называться этот проект будет «Битва экстрасенсов». Вам это было бы интересно? Мы хотели бы пригласить вас на кастинг для участия в передаче.
Тогда я отказался из-за того, что должен был принять участие в двух общероссийских конференциях. Хотя трое моих знакомых из Российской ассоциации народной медицины (РАНМ)[2] уже были приглашены в программу и затем стали участниками первой битвы. Достаточно любопытна концепция этой передачи, снятая в формате британского шоу Britain ’ s Psychic Challenge, суть ко торой заключается в том, что участникам проекта необходимо доказать независимому жюри и зрителям свои сверхъестественные способности. Подобные программы существуют и в США (America ’ s Psychic Challenge), Израиле (реалити-шоу «Коах – Сила»), Болгарии («Ясновидци»), Азербайджане (Ekstra hiss), на Украине («Битва екстрасенсiв»), в Монголии («Зөн билгийн тулаан»), в Грузии, Австралии, Литве и в других странах.
Ведущим передачи «Битва экстрасенсов – 2», в которой я принимал участие, был знаменитый актер театра и кино Михаил Пореченков. Иногда испытания проводили так называемые «скептики», иллюзионисты братья Сафроновы – Илья, Сергей и Андрей, а также психиатр-криминалист Михаил Викторович Виноградов, который уже более 40 лет изучает людей с паранормальными способностями. Помимо этого программу помогали вести известные телеведущие и звезды шоу-бизнеса – Лера Кудрявцева, Ксения Бородина и др. В то время как ведущий во время испытания всегда был рядом с экстрасенсами, за мониторами в соседнем помещении или на некотором отдалении от места проведения испытания находились «скептики» или кто-то из родственников людей, чья ситуация являлась сюжетом программы.
Все испытания, которые я проходил, условно можно разделить на три группы. Первая – это угадайка (например, нужно выбрать родного сына женщины из нескольких человек). Вторая группа испытаний – поиск (например, поиск драгоценностей Леры Кудрявцевой, зарытых в песок на пляже). И третья группа испытаний – это человеческая история, когда по запечатанной в конверт фотографии или личным предметам нужно было рассказать о человеке (например, о трагически погибшем Леониде Нерушенко, солисте группы «Динамит»). Угадайка – некое выдуманное задание, которое не приносит никакой практической пользы (ну посудите сами, что изменится от того, определят экстрасенсы или нет, кто из присутствующих голубой или является американцем).
А человеческая история – всегда с непонятным финалом, запутанная. Тяжелое испытание и для экстрасенса, и для героя программы, насыщенное эмоциями и чувствами. В 46 минут, а именно столько длится одна серия, нужно было вместить три испытания. За ходом выполнения заданий наблюдало жюри, оно же осуществляло раздачу черных и белых конвертов сильнейшим участникам и тем, кто выбывал из программы. Этот совет жюри состоял, как правило, из ведущих и участников испытаний. Жюри обсуждало то, как экстрасенсы справились со своими заданиями, и принимало решение о том, кто из участников стал лучшим, а кто – худшим на этой неделе. Участник, показавший, по мнению жюри, наихудшие результаты на этой неделе, из передачи выбывал.
Первую битву экстрасенсов я смотрел с придыханием, тем более что кастинг прошли трое участников, которых я знал лично, дружил с ними, профессионально взаимодействовал. Наталья Носачева, врач по образованию, несколько лет назад прошла обучение в нашей школе[3] и является мастером школы практического хилерства. В то время мы много общались. Когда шли съемки, я встретился с ней, и она рассказывала, что ее участие проходит достаточно тяжело, напряженно, но это уникальная возможность себя проверить. Потом я уже увидел по телевизору ее участие в битве. Она показала очень хорошие результаты, вышла в финал и заняла второе место в первом сезоне «Битвы экстрасенсов». На мой взгляд, именно она является истинной победительницей «Битвы экстрасенсов – 1».
Кама Арефьева, ясновидящая из Мурманска, участница первой битвы, тоже проходила пару курсов обучения в нашей школе, является практическим хилером, мы с ней общаемся и дружим. Вы можете вспомнить ее по эпизоду поиска бомбы на стадионе, где было 3000 мест, и под одним из кресел было спрятано взрывное устройство. Она единственная из всех экстрасенсов с помощью своей рамочки нашла бомбу на стадионе всего лишь за пять минут. При этом целой роте солдат для поиска этой бомбы понадобилось 20 минут.
Обе эти женщины являются профессиональными целительницами.
Третий участник первой битвы, с которым я лично знаком, – это Александр Новиков, бывший монтажник-высотник и экстрасенс советских времен. Мы с ним впервые встретились в 90-х годах в Москве, и знаю я его почти 21 год. Он хорошо показал себя на кастинге – увидел балерину за ширмой. Мне вспоминается один забавный эпизод. В одном из испытаний, когда надо было угадать, кто находится за стеной в соседнем помещении (там находилась обезьяна), он сказал, что этот кто-то чем-то напоминает ведущую шоу Леру Кудрявцеву, чем немало позабавил зрителей.
Участникам первой битвы было сложнее, потому что они не знали, как проходить испытания, не было опыта. Пока они раскачивались, уже половина испытаний была позади. Первый опыт всегда достаточно тяжелый. Нам, пришедшим на «Битву экстрасенсов – 2», было чуть-чуть проще. И если в первой битве к экстрасенсам относились настороженно и с некоторым уважением, то потом первое очарование прошло, и к нам относились уже с определенной долей цинизма, как к объекту шоу и некоему эксперименту. Устроителям нужен был расходный материал. В первой битве все уходили мягко, без резких вспышек скандалов, с позитивной ноткой. Во второй битве уход или провал испытания всегда сопровождался соответствующей музыкой.
Когда я посмотрел первую битву, у меня появился азарт: это испытание для экстрасенса, целителя. Когда ты известен в определенных кругах, всегда есть особый риск проколоться, не показать себя. Так как меня приглашали в первую битву, но я не смог приехать на кастинг, я не постеснялся напомнить о себе организаторам шоу, и меня пригласили для участия в кастинге второй битвы. Первое испытание, где давали три конверта, я не проходил, но, со слов другого участника битвы, оно проводилось таким образом. Экстрасенсу давали три конверта, один из которых был пустым, во втором конверте была фотография, а в третьем – купюра. Нужно было определить, что находится в конверте, а если человек мог сказать, кто изображен на фотографии, или назвать номинал купюры, то он сразу допускался во второй тур.
Вот как отзывались в прессе о съемках второй битвы.
Михаил Пореченков, актер, ведущий программы:
«Думаю, второй сезон будет иметь еще больший успех, чем первый. Я, как и раньше, собираюсь ставить определенный барьер и не позволять копаться в себе, постараюсь сохранять скептичность. А от участников первого сезона у меня сложилось весьма неоднозначное впечатление. Иногда они делали очень точные вещи, иногда полную ерунду. Но теперь, обещаю, задания будут еще сложнее».
Мария Шайкевич, продюсер передачи «Битва экстрасенсов»: «ТНТ – первый в России телеканал, который решился поставить такой грандиозный эксперимент. Экстрасенсы противостоят достижениям науки, здравому смыслу и другим экстрасенсам. Думаю, во втором сезоне битва будет еще более жаркой – нам кажется, новые участники видят, чувствуют и могут еще больше. Но решать это в любом случае телезрителям».
Для меня изначально мотивом участия в битве стал вызов. Мне было интересно попробовать себя в проекте, однако я предполагал, что меня как вице-президента ассоциации целителей могут показать не с лучшей стороны. Перед знаковым для меня испытанием с Леней Нерушенко (солистом группы «Динамит») все изменилось, мотив стал другим. Я называю это посвящением: совершая какое-либо действие, можно отказаться от личных целей и совершать это в память о ком-либо. В данном случае я посвятил свое участие в проекте своему отцу. К тому времени исполнилась годовщина его ухода из жизни.
Кто-то говорил, что, мол, вы же целитель и заданий по вашей специфике в передаче почти не было. На это я всегда отвечаю так: целитель ведь не только исцеляет, он работает в широком диапазоне услуг: прогнозирование и сопровождение ситуаций, гармонизация пространства, поиск и ясновидение.
Отдельно хочу отметить, что проект дал мне возможность встретить Леонида и Зулию, и я ему за это благодарен.