Второй день занятий

Сначала Василиса Потаповна решила немного повоспитывать клоунов. Она сказала:

– Дорогие учащиеся! Если человек культурный, он просто обязан уметь писать и читать.

– И неправда! – моментально возразила Наташа. – Я, например, культурная. Не дерусь. Не плююсь, где не надо. А писать не умею.

– И я культурный! – закричал клоун Саня. – У меня есть целых два носовых платка. Один мой. Один для Полкана. А читать я не могу.

– Но культурный человек должен знать всё, – настаивала Василиса Потаповна. – Поэтому он читает газеты!

– А я радио слушаю, – возразил скромный Шура. – И тоже всё знаю. Сколько градусов в Подмосковье. Какие события сейчас в Африке.

– А какие события сейчас в Африке? – спросила Наташа. – Айболит ещё там?

– Значит, выходит, что учиться не обязательно? – растерялась Василиса Потаповна.

– Выходит, что так выходит, – ответил Шура.

Раздался треск мотоцикла. Это приехала Ирина Вадимовна. За ней возник Помидоров с портфелем под мышкой.

– Чем вы тут занимались?

– Нам Василиса Потаповна объясняла, что учиться совсем не обязательно! – закричала радостная Наташа. – Можно радио слушать и всё знать.

– А если вам надо написать письмо товарищу?

– Мы ему по телефону позвоним.

– А если телефона нет?

– Мы это письмо нарисуем, – не унималась Наташа. – При помощи картинок.

– О’кей! – сказала Ирина Вадимовна. – В таком случае мы проведём опыт. Мы с клоуном Саней уйдём в живой уголок. Он нарисует письмо. А вы будете его читать.

Клоуны обрадовались и стали ждать. А товарищ Помидоров читал газету.

В живом уголке Ирина Вадимовна сказала Сане:

– Помнишь телеграмму, которую ты прислал нам из тайги?

– Конечно.

– Вот её и нарисуй.

Саня крепко задумался. Потом взял карандаш и нарисовал такой рисунок:



Директриса глянула и сказала:

– Что-то я не понимаю. Ведь телеграмма была такая: «Встречайте меня. Я уже вылетел. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан». И никаких мух.

– И здесь мух нет. Это пчела. Она жужжит. Значит надо читать: ж-ж-ж. А это – дитя. Вместе получается: ж-ж-ж-ждитя. Дальше нарисован я.

– А ты что делаешь?

– Я ужа лечу.

– При чём тут уж?

– А при том, что получается: ж-ж-ж-ждитя. Я ужа лечу. То есть – я уже лечу в самолёте. В смысле – вылетел.

– Что же. Логично, – согласилась начальница. – Только ты и самолёт нарисуй… И ещё в телеграмме про Полкана было.

Саня согласился и дорисовал. Вот что у него вышло:



Иными словами:

– Ж-дитя самолёт я уже лечу вместе с Полканом.

Потом Саня свистнул, и со двора примчался Полкан, стуча высокими каблуками по паркету. Саня запихнул ему в рот письмо и велел отнести клоунам.

И вот Полкан ввалился в класс с посланием в зубах. Все к нему бросились. Первой, как обычно, успела Наташа. Она стала читать:

– Ой, это всё очень просто. Когда Саня был маленький, его укусила муха. Так что он даже подлетел. Он долго болел и страдал. И решил, когда вырастет, он станет врачом и будет лечить зверей.

– А что? – сказала Василиса Потаповна. – Очень трогательная история. Может, всё так и было.

– Нет, – возразил Шура. – Это надо по-другому читать. Смотрите: Полкан, уж, доктор… Это ж стихотворение получается.

Полкан уж заболел,

Как малое дитя.

Летите все ко мне,

Он болен не шутя.

– Высокая поэзия, – сказал товарищ Помидоров. А потом добавил: – И температура высокая – что-нибудь под сорок… – Но тут его осенило: – Как же Полкан заболел, когда он сам сюда пришёл. Нос у него холодный, язык красный. Хвостом так и крутит. И при чём тут муха?

– Внесём поправки, – сказал поэтический Шура. – Учтём муху.

– И хвост надо учесть, – вставила Наташа.

– И хвост учтём. Вот что будет:

Полкан уж весь здоров,

Как малое дитя.

Он мухой к нам летит,

Своим хвостом крутя.

Василиса Потаповна была поражена. Как из такого маленького письма столько поэзии вышло? Только что Полкан был больной с высокой температурой, и вот он уже здоров, «своим хвостом крутя». Сама Василиса Потаповна только головой крутила.

В это время в живом уголке Ирина Вадимовна беседовала с клоуном Саней.

– Жил ты раньше, Саня, в тайге. Коза твоя охотничья белок выслеживала. Кругом просторы, поля, мотоциклы. А теперь ты должен работать. Учиться писать и считать.

– Только писать! – возразил Саня. – Мне считать необязательно. Я очень хочу с одной девушкой переписываться. Я её в «Огоньке» увидел. И решил с ней дружить. – Он вытащил из-под рубашки журнал, завёрнутый в целлофан, и показал портрет. – Она строгая и серьёзная.

– Очень хорошая девушка! – похвалила Ирина Вадимовна. – Мы обязательно познакомимся с ней поближе. Мне кажется, я даже знаю, где она живёт.

Тут прибежали клоуны и стали читать Сане его загадочные стихи:

Полкан уж весь здоров,

Как малое дитя.

Он мухой к нам летит,

Своим хвостом крутя.

– Во дают! – рассмеялась Ирина Вадимовна. – Ты им телеграмму послал, а они целую поэму сочинили.

Тогда Саня всё рассказал про своё письмо.

– Такое письмо надо посылать вместе с сочинителем, – сказал товарищ Помидоров. – Чтобы он сам и разгадывал. Откуда я знаю, что это жж-дитя, а не ж-же-ребёнок?

– Может, ещё один опыт проведём? – сказала Ирина Вадимовна.

– Давайте!

– Есть такой призыв всенародный: «Прячьте спички от детей». Напишите его при помощи рисунков.

Клоуны долго совещались в углу с товарищем Помидоровым. Потом принесли рисунок. В углу была женщина. Она стирала что-то в корыте. А вокруг было много-много спичек.

– Как это понимать? – спросила Ирина Вадимовна.

А Василиса Потаповна только глазами хлопала из-под очков.

– Это прачка, – сказала Наташа. – Это спички. Вот и выходит: ПРАЧКА СПИЧКИ. То есть ПРЯЧЬ-КА СПИЧКИ. Это ясно любому, даже слаборазвитому.

– Нет, – не согласилась Ирина Вадимовна. – Тут и сильноразвитый ничего не поймёт. То ли это «Прячь-ка спички», то ли это «Стирайте дрова». Не получается у вас с рисунками… А как быть с фамилиями? Товарищу Помидорову в паспорте надо помидор рисовать?

Клоуны опечалились. Действительно, на рисунках далеко не уедешь.

– А теперь сделаем выводы, – строго, но весело сказала директриса. – Люди общаются между собой при помощи разговора, писем, телеграмм, записок и жестов… например, щелчков.

Она сказала так и дала Сане щелчок. Потому что он засунул руку в аквариум и общался с рыбами при помощи вылавливания.



– Мы можем даже беседовать с людьми, которые давно уже умерли. И понимать их, потому что можем прочесть написанные ими книги.

– Я очень люблю старинные книги, – сказала Наташа. – Они такие огромные. Из них можно домик построить. Если такой книгой кого-нибудь треснешь, он сразу поумнеет. В два раза.

– А если книгой не трескаться, а прочитать её, – воспитательно заметила старшая воспитательница, – можно поумнеть в десять раз.

А Ирина Вадимовна продолжала:

– И вся наша речь состоит из отдельных просьб, мыслей, описаний.

Они передаются предложениями. Вот вам пример предложения: «Мальчик завяз в снегу».

– Пусть каждый сам придумает предложение, – предложила Василиса Потаповна.

Первым придумал товарищ Помидоров:

– Гражданин Петров пошёл в банк и там завяз.

Клоун Саня подхватил:

– Гражданка Петрова пошла в банк и там завязла.

Наташа развила эту мысль.

– Их дети Петя и Танюша пошли в банк и там завязли. Бедные.

А клоун Шура молчал.

– Ты чего молчишь? – спросила Ирина Вадимовна. – Придумай что-нибудь.

– А что придумывать? Все уже завязли… В этой банке.



ПРИЛОЖЕНИЯ КО ВТОРОМУ ДНЮ ЗАНЯТИЙ
Приложение первое. НЕИЗВЕСТНАЯ

Это, ребята, фотография из журнала «Огонёк». Портрет той девушки, с которой хочет переписываться охотничий Саня.



Что вы можете о ней сказать? Сколько ей лет? Кем она работает? Почему сидит в этом кресле на улице? Есть ли у неё дети? Как они себя ведут?

Пусть мама запишет ваш рассказ. А лет через двадцать вы его прочитаете. И будете очень радоваться.

Приложение второе. УРОК ТЁТИ ФЁКЛЫ

Вот очки, а это стёкла,

А за ними тётя Фёкла.

Она приготовила вкусный обед и сказала:

– Не знаю, чему вас там учат в школе, а я бы хотела вас научить правильно вести себя за столом. Главное – надо больше есть. Это очень полезно. Чем больше человек ест, тем больше он толстеет. Чем больше он толстеет, тем больше он здоровеет.

– А у нас в тайге толстым людям плохо! – сказал Саня. – Захочет он на лошадь сесть – лошадь ляжет. Захочет на дерево залезть – дерево согнётся.

– Воспитанные люди на лошадь не лазят и на деревья не садятся, – сказала тётя Фёкла. – Они дома живут, телевизор смотрят. И за гостями ухаживают. Вот ты, Шура, почему ты не ухаживаешь за Наташей? Передай ей, пожалуйста, котлеты.

Шура потянулся за котлетами, но клоун Саня обежал стол и ухватился за тарелку с другой стороны.

– Отдай. Я хочу быть воспитанным.

– И я хочу быть воспитанным.

– Я тоже хочу быть вежливым!

Тут тарелка разломалась, и котлеты полетели к Наташе сами. А макароны отправились в другую сторону. Они упали на тётю Фёклу. И у неё получилась красивая старинная причёска. Из макарон.

Тётя Фёкла рассердилась и того и другого стукнула ложкой. Так окончился разговор о вежливости и воспитании.

Приложение третье. РИСУНОК НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Это комната, в которой уже два дня живет клоун Наташа. Видите, в ней полный беспорядок. Всё везде валяется и висит не там, где надо. Колготки – на люстре, на столе – модные сапоги, а в шкафу за стеклом прыгает котёнок Васька – «одна штука». В ваших комнатах, наверное, тоже бывает так.



Если Наташе надо будет срочно поехать в командировку, она раньше чем через неделю не уедет. Потому что отыскать пальто, ботинки и зубную щётку может только опытный сыщик.

Попробуйте найти на рисунке пять предметов, нужных для поездки в другой город, – зубную щетку, расчёску, чемодан, кошелёк и будильник.



Загрузка...