Слово благодарности

В этой книге мне хотелось бы выразить благодарность, прежде всего моей семье, особенно моей маме, мужу, дочери и внучкам, моей сестре, которые постоянно поддерживали меня и помогали. Я их всех очень люблю.

Мои друзья! Это большое счастье иметь таких умных и верных друзей, которыми меня одарила судьба, – Лидию Ефремовну Журову, Елену Александровну Леванову, Елену Всеволодовну Лебедеву, Наталью Федоровну Виноградову, Веру Кондратьевну Котырлу. Наша дружба насчитывает десятилетия, и я не представляю своей жизни без них.

Благодарность моим учителям и первой из них воспитательнице детского сада, который мы с сестрой посещали, – Марии Яковлевне; ее любовь к нам, детям, ровный доброжелательный тон, чувство юмора создавали комфортную обстановку в группе. Ее образ помог мне определить, куда пойти учиться и какую профессию избрать, когда по окончании 8-го класса я решила поступить в педагогическое училище № 7, что находилось в Москве на Садовом кольце (напротив теперешнего Театра кукол им. С. В. Образцова). Огромная благодарность учителям этого училища.

Я признательна моим школьным учителям. Во время Великой Отечественной войны мне пришлось учиться в пяти школах: в московской, затем в двух сельских в Сибири во время эвакуации, в поселковой школе Московской области и вновь в московской школе – по окончании войны. У меня сложилось впечатление, что это были лучшие учителя (за исключением, пожалуй, одной учительницы).

Нашему поколению очень повезло: на педагогическом факультете Московского государственного института им. В. И. Ленина преподавали крупные специалисты в области дошкольного воспитания, принимавшие активное участие в организации детских садов и развитии науки о воспитании детей дошкольного возраста: A.B. Суровцева, Е. И. Залкинд, А.В. Кенеман, В.Б. Косминская, Ф. Н. Левин-Щирина, H.A. Метлов, Е. А. Флерина. Психологию нам преподавал известный психолог К. Н. Корнилов, и когда он читал лекции, в аудиторию набивались студенты с других факультетов.

После окончания института выпускницы – Ирина Валюкова, Неля Пинус, Людмила Полимпсестова и я – поехали в Иркутск в качестве преподавателей педагогического училища. Никто нас не обязывал. Практически весь наш курс остался работать в Москве, даже не москвичи. Мы же написали в четыре сибирских города в педагогические училища с предложением поработать преподавателями. Из Иркутского педагогического училища пришел ответ, что нужны четыре преподавателя. Мы мечтали посмотреть страну и поработать в Сибири.

Я благодарна судьбе за то, что это состоялось, и своим сокурсницам, которые были рядом. Но особенно я признательна руководителям училища – директору Беляевой Евдокии Ивановне и завучу Аксеновой Алевтине Гавриловне, а также всем учителям, которые высоким профессионализмом способствовали нашему становлению.

Большое влияние на мое человеческое и профессиональное развитие оказали Полина Исааковна Дымшиц (зам. главного редактора журнала Дошкольное воспитание) и Елизавета Дмитриевна Татищева – методист Московского городского методического кабинета по дошкольному воспитанию. Это были высокообразованные, интеллигентные в полном смысле этого слова, удивительно добрые люди. У них я многому научилась. Они для меня были больше, чем учителя. Когда я вспоминаю о времени, проведенном с ними, то думаю: как же мне повезло!

Особое место в моей жизни, в моем становлении как исследователя занимает Нина Павловна Сакулина – замечательный, скромный человек, умный, широко образованный ученый, мой дорогой и бесконечно уважаемый научный руководитель. Ей в книге посвящена отдельная статья.

В начале 1960 г. в составе Академии педагогических наук был создан Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания, который возглавили известный психолог Александр Владимирович Запорожец и известный ученый в области дошкольной педагогики А. П. Усова. В институте работали тогда уже известные специалисты в области дошкольного воспитания педагоги и психологи: Е. И. Радина, Н.С. Карпинская, В. Г. Нечаева, Р. И. Жуковская, Л.А. Пеньевская, Н. П. Сакулина, H.A. Ветлугина, Л.А. Венгер, М. Ю. Кистяковская, Ф. А. Сохин и другие. Они все так или иначе оказали влияние на мое формирование как будущего педагога и ученого. Но основная роль принадлежит А. В. Запорожцу – высокообразованному человеку, блестящему ученому, талантливому руководителю. Он с большим уважением относился к каждому члену коллектива. Как ученый Александр Владимирович был чрезвычайно требователен и к себе, и к другим.

Александр Владимирович был не только крупнейшим ученым в области детской психологии, но и мудрым руководителем. При нем институт интенсивно рос и развивался, что вызывало к нему интерес у отечественных и зарубежных ученых. Мне посчастливилось проработать в институте под руководством А. В. Запорожца (включая годы аспирантуры) 22 года. Из них 17 лет я была секретарем парторганизации института, а последние семь лет заместителем Александра Владимировича по научной работе. Это были замечательные годы.

На общеинститутской кафедре педагогики Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне МПГУ), куда я перешла в 1983 году будучи избранной по конкурсу на должность профессора, был в то время замечательный коллектив, возглавляемый академиком АПН СССР (ныне РАО) Алексеем Ивановичем Пискуновым, крупнейшим ученым-педагогом, известным не только в нашей стране, но и за рубежом, человеком энциклопедических знаний, глубоко преданным избранной деятельности, требовательным и к себе, и к другим членам кафедры. Для меня работа на кафедре под руководством Алексея Ивановича была замечательной школой, которая оказала влияние на мою педагогическую деятельность. Я благодарна Юрию Георгиевичу Круглову, ректору МГЗПИ (заочный педагогический институт, затем МГОПУ им. М. А. Шолохова, а в настоящее время Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова), пригласившему меня в 1991 г. на заведование вновь созданной кафедрой эстетического воспитания и создавшему благоприятные условия для плодотворной творческой преподавательской и научной работы нашей кафедры, за понимание и поддержку.

Благодарю моих учеников за верность, за стремление выполнить исследование на достаточно высоком уровне, за трудолюбие, упорство, желание постоянно работать, не останавливаться на достигнутом и нести свои знания и опыт детям, студентам, педагогам. Подавляющее большинство из них до сих пор работает напряженно и эффективно. А главное – все они в науке, в жизни, в творчестве поддерживают друг друга.

Особую благодарность я выражаю тем своим ученикам, которые оказали мне помощь в подготовке этой книги к первому и второму изданию – Абрамовой Марии Алексеевне, Антоновой Анне Викторовне, Соломенниковой Ольге Анатольевне, Григорьевой Юлии Сергеевне, Дыбиной Ольге Витальевне, Зацепиной Марии Борисовне, Новиковой Галине Павловне, Пелих Елене Александровне, Слепцовой Ирине Федоровне, Сокольниковой Наталье Михайловне.

Большую благодарность я испытываю ко многим педагогам-практикам, которые в своей педагогической деятельности используют созданные мною методические пособия. Их труд помогает увидеть пути дальнейшего развития науки и совершенствования практики. Особая моя признательность тем учреждениям Белоруссии, Латвии, России, Украины, в которых осуществлялась проверка и коррекция моей системы занятий по изобразительной деятельности для всех возрастных групп детского сада, вопросов преемственности, создания эстетической и экологической среды, формирования художественно-творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

С чувством глубокой благодарности и уважения хочу назвать руководителей образовательных учреждений г. Москвы, в которых осуществлялась и продолжает осуществляться опытно-экспериментальная работа по разным направлениям моей концепции эстетического воспитания и формирования художественно-творческих способностей детей: Галина Михайловна Марташова – заведующая детским садом № 144 (Калошин переулок); Галина Ивановна Дементьева – заведующая детским садом № 135 °Cеверо-Восточного учебного округа; Галина Павловна Новикова – заведующая детским садом № 289 Юго-Западного учебного округа; Ольга Юрьевна Филлипс (Зырянова) – директор учреждения Начальная школа – детский сад № 1607, а затем № 3 УДП РФ; Елена Александровна Пелих – директор Прогимназии № 1882 (ЮВУО); Еалина Владимировна Тимофеева – заведующая детским садом № 2 УДП РФ; Владимир Петрович Обложко – директор школы № 606 Северо-Восточного учебного округа и педагоги начальных классов этой школы; Елена Николаевна

Козлова – руководитель изостудии и преподаватель изобразительного искусства школы.

С глубокой скорбью вспоминаю моих учеников, безвременно ушедших из жизни, – Троян Альбину Николаевну, Какауридзе Нателлу Григорьевну, Лысову Валентину Яковлевну, Ибрагимова Улыкбека Шаракыновича, Любовь Ильиничну Елисееву, Клименко Наталью Вадимовну. Они ушли в рассвете творческих сил. Светлая им память.

Я могла бы поблагодарить еще очень многих людей, которые встретились мне в жизни. Мне везло на хороших людей, и это стоит огромной благодарности.

Загрузка...