Большая советская энциклопедия указывает на важность при определении понятия «семья» правовых критериев: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». Словарь Брокгауза и Ефрона содержит сходное определение: «Семья – совокупность лиц, связанных между собою узами родства или брака». Однако в толковом словаре Ушакова акцент смещается на критерий принадлежности одной территории: «Семья – группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».
В качестве теоретической модели возникновения и развития института семьи большое распространение получила «экономическая» концепция Ф. Энгельса. Несмотря на то, что ряд положений этой концепции представляются спорными и даже ошибочными, взгляды Энгельса требуют не просто упоминания, а подробного цитирования.
Основным критерием семьи, по Энгельсу, является «узаконенность» половых отношений. Рассматривая эволюцию института семьи Энгельс приводит различные формы организации семьи:
1. Кровнородственная семья, в которой брачные отношения имеют лишь одно ограничение – принадлежность к разным поколениям.
2. Групповая семья, которая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную и экзогамную разновидности.
3. Парная семья, которая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной. Также в качестве предположения Энгельсом вводится понятие дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.
Говоря о разнообразии организационных форм семьи, Энгельс утверждал, что на всех ступенях развития семьи основной формой трудовой и бытовой общности людей был род, имевший в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств и, прежде всего, характера разделения труда между мужчинами и женщинами матриархальную (главенство матери, наследование «по праву рода» – имущество, оставшееся после смерти отца, не переходило к его детям, а доставалось братьям, сестрам и другим членам рода умершего) или патриархальную (главенство отца, наследование «по праву крови» – дети наследуют имущество своего отца) организацию.
«Чем больше унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер, тем больше они должны были казаться женщинам унизительными и тягостными; тем настойчивее должны были женщины добиваться, как избавления, права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной» (К. Маркс, Ф. Энгельс, 1958). Однако главной причиной возникновения моногамии, по мнению Энгельса, была потребность в сохранении, приумножении и передаче по наследству частной собственности.
Первая историческая форма моногамной семьи – патриархальная семья, управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщин, произошедшему в результате уменьшения их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников-мужчин. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и других форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная семья включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц. Энгельс определяет патриархальную семью как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией. Патриархальная семья являлась одновременно производственным объединением и обычно была многочисленной. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные ее модификации сохранились и при феодализме. С ростом рабовладельческого производства оно постепенно обособлялось от домашнего хозяйства. Устранение многоженства сопровождалось ростом проституции и адюльтера.
С переходом к феодализму «… моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность» (К. Маркс, Ф. Энгельс, 1958). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие семью. Владычество мужчин было освящено, покорность и жертвенность женщин возведены в ранг высших добродетелей. На «экономическом каркасе» брака появился «трогательно-сентиментальный покров». Господствующий класс, освобожденный от экономических забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при которой могли появиться «рыцарское отношение к женщине» и «рыцарская любовь». Но поскольку частная собственность оставалась основой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в семье между «поработителем-мужчиной и порабощенной женщиной» было дополнено не менее острым конфликтом между экономическими целями собственнической моногамии и избирательностью полового влечения, которая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви.