Часть I
Секстина 0
Всё мирозданье – чей-то чудный дом,
Устроенный для сказочного пира
Волшебника загадочным трудом,
Зовущего детишек петь на нём
И ставящего песне метроном,
Чтоб знала срок и длилась кратко лира.
1
О, сколько звёзд! Их больше, чем икры
Во всех морях живущего лосося;
Но все они – бильярдные шары
Каким-то кием начатой игры,
Что, их толкнув, шлёт в лузу той дыры,
Чья пасть без дна пространство пылесосит.
2
Как сложно всё… О, тёмная звезда!
Что знаю я, зовя звездою тело
Во тьме над бездной, долгие года
Вершащей бестелесного труда
Чудовищные тягой невода,
Влекущие в безделье чьё-то дело?
3
Мой ум парит над Книгой Бытия,
Над первой той главой Происхожденья,
И не поймёт того, что сердцем я
Люблю и чту, и чем душа моя
Живёт и верит, что глава сия –
Благая весть о нашем сотворенье.
4
Я верой крайний спиритуалист –
Мой вечный дух основы прочной ищет:
Так царь огонь – всеяден, строг и чист, -
Объемля прах, эфирный гладит лист,
Чтоб куст пылал, как ни был бы тернист,
Огня пребыть желая твердой пищей.
5
Монизм Отца иль Матери монизм?
О, этот спор умов из дальней дали!
Дух возвещает: "Я, Идеализм,
Первичен"; а Душа: "Я – Дуализм";
А Тело им: "А Я – Натурализм
Реальности как двух сторон медали".
6
Главнее кто – Отец? А кто есть Мать,
Кого зовём: Великая Природа?
Как? Ей дано творить? Дано рождать?
Дано "ничто" во "всё" осуществлять?
Как? Множеству Единственность придать,
Назвав Её: Ч и с л о п о д а т е л ь кода?
7
М а ф о р и й всем, П а р а г е н есть Она:
Покров при Роде – вечный, скоротечный…
О, будь чиста, роса, и ты, волна
Святого Гедеонова руна!
А всё же, нет… Не Мать, а Он – Вина:
Дух Безначальный, Сущий и Предвечный.
8
Кто Зачинатель? Мать или Отец?
Отец иль Мать? О, Двоица Святая!
Кому отдаст Начало и Конец
Самодержавный первенства венец,
Когда Он – Сын и Человек Творец –
Сам в Троице есть Ипостась Вторая?
9
Быть может, Мать есть Дух Святой Отца,
Из недр Его от века исходящий,
Рождающий от Первого Лица
Лицо Второе – Сына и Творца,
И в Троице – с начала до конца –
От Третьего Лица Животворящий?
10
О, Троица: Отец, и Сын, и Мать!
Вот истина, любезная для слуха:
Материя – Пречистая Тетрадь
И Духом Испещряемая Гладь,
Чья Воля всё вязать и разрешать
Осуществляет Мир как Тело Духа.
11
В Материи вселенский Лад и Бой
Устроил всё и двойственно и просто:
Единство всех в Борьбе между собой,
Подъём и Спад, Движенье и Покой,
Тепло и Хлад, Развитье и Застой,
И Смерть существ Изменчивостью роста.
12
Природа Мать… Живя в ней и служа,
Подобно суть безродному лакею,
Мы ждём: когда изволит госпожа,
Что сладко дремлет после кутежа,
И в трепете ей чиним кружева,
Чтоб навсегда нас не изгнали в шею.
13
Природы гнев… О, как ужасен он
И к тварям всем жесток и равнодушен!
Покуда тварь не выучит закон
И не поймёт, где прибыль, где урон, -
Слепой вещизм её, как страшный сон,
Гнать будет вон… И дом, глядишь, разрушен.
14
Ах, может, мой идеализм – обман?
Подобий – тьма. Но умер Преподобный.
Отец… Один сиреневый туман.
И Сын, Который был Исайе дан,
Распался от неисчислимых ран.
И Дух… А Время счёт ведёт подробный.
15
Когда земли и неба прежних нет,
А токмо Е равно эМ Цэ в квадрате,
И – кубатурой шара – интернет,
И хаос волн… И всё-таки, Поэт,
Хвала Тебе, Явившему нам свет,
Кто б ни был Ты, Великий Математик!
16
Изрек Христос: "Объемлющего вся
Нельзя объять Невидимого Бога,
Но ты, Филипп, уверуй в то, что Я
В Отце, а Он – во Мне, и что Меня,
Отца дела творящего любя,
Увидевший, Его прославит много".
17
Душа, не плачь! Ведь Слово родилось,
А чрез Него есть Сын и в нашем сердце:
Оно есть Ключ и благодати Ось,
Что держит Дом и всех проходит сквозь,
И всё стремит, стяжав Собою ость,
В Покой Отца, к Его заветной дверце.
18
Не плачь, душа: Бог есть любовь и свет.
Беги из тьмы коварства и порока,
Не падай в ад, где глохнет всяк ответ,
А в светлый рай – ему забвенья нет, -
Входя входи трудами дней и лет,
И вечный мир твоё увидит око.
1/14-18 Августа 2016
Часть II
19
Всё мирозданье – бусина одна,
Скрывающая россыпь многих бусин,
Покоящихся в кладезе без дна,
Покуда не придаст им грань волна
И, тронув нить, не свяжет глубина
В единый ряд… И строй, глядишь, искусен.
20
От этих слов сейчас же к соловьям б!
О, как жестоко звуки рвёт цезура,
Как тесен духу пятистопный ямб,
Когда, воздушных не пугаясь ям,
Он ринуться готов из "я" в не "я",
Что Авраам, отвергший стогны Ура!
21
Зачем же мне секстин высокий чин?
Не либреттист, я не тружусь для хора;
Не графоман, что мерит метром сплин;
Не трубадур… И не из тех мужчин,
Кто без секстин не мог или терцин;
Не Данте я, не Чосер, не Гонгора.
22
О ты, пристрастье звуки сочетать,
Рифмовкой называется какое,
Не смей меня долить, свободы тать,
Когда мой дух пытается летать,
Не арифметик я, чтобы считать
Ко слогу слог!.. Оставь меня в покое.
23
Но, Времядатель, как же без Тебя?
В Покое – Ты. А я, Тобою движим,
Дышу, пою, ликуя и скорбя,
Ах, всё – Тобой! И, мерно теребя
Твой звукоряд, вне времени себя,
Владыка мер, не слышу и не вижу.
24
Так, чтоб сложить секстину 23,
Час с четвертью я времени потратил;
Сто тысяч вёрст иль тридцать тысяч ри
За этот миг до солнечной зари
Земля прошла… Но меры, посмотри,
Одна к другой условны, Числодатель.
25
Глазами Ломоносова смотрю
И на заре вечерней возлагаю
Надежды на грядущую зарю;
И, так же как Михайло, говорю:
"Земным, ниже Небесному Царю,
Холопом вечным быти не желаю".
26
Разоблачен как небыль теплород;
И понял ум: на прибыль есть и убыль;
А вот его святейшество Синод
Постановил: Бог – плазма, терма, фот –
И светит всем, всех греет, и… не жжёт
В Пасхальный час. И славится трегубо.
27
Заряд – разряд… И вот, волна частиц
С частицей волн – то волны, то частицы;
Не всё ль равно? Важней – Кто из Трёх Лиц
Главнее з д е с ь ? Пред Кем мне падать ниц –
Отцом, Христом иль Духом Без Границ?
Пред множеством Природы – Всецарицы?
28
И, честь воздав, умом благоговеть
Пред сей вселенной, суть которой – чудо,
За все дары её: дышать и петь,
Любить и жить, мечтать и разуметь,
И, причастившись жизни, умереть,
Благодаря и веря – разве худо?
29
Как чудо научась воспринимать
Всё то, что превосходит разуменье,
И данность очевидности понять,
И вероятность данностью признать,
В невероятном видя благодать,
Дарующую веру как спасенье.
30
Принять, понять, почувствовать и жить
Живою верой в чудо краткой жизни,
И силой веры вечности служить,
И временем как даром дорожить,
Чтоб, разделив добро и зло, сдружить
И тьму и свет и смерть и смех на тризне.
31
Каким же надо выковать свой дух,
Как закалить его в боренье надо,
Чтоб, зная всё, – кто пылок, влажен, сух, -
Парящий прах и падающий пух
Борьбой начал объединяя двух,
И рай принять, и не отвергнуть ада!
32
Прости меня, Поэзия, прости!
Прости меня, Святое Поэтрио!
О Истине, о Жизни, о Пути
Кто скажет мне? За кем и чем идти
Там, где ни зги?.. Но Ты, мой свет, свети
И стой, Утёс, над карнавалом в Рио!
33
"В начале было Слово. И Оно
У Бога было. Слово было Богом".
Таинственно скрипит веретено,
Раскручивая нить на полотно,
И в этом скрипе слышится давно
Тот звук, что издан был бараньим рогом.
34
Мертвы Анаксимандр и Эмпедокл
С тетраксисом и движителем первым;
И от идей Платона – холодок;
И Аристотель мнит, что ест медок;
И глух Зенон, и Демосфен ходок;
И лишь Евклид щекочет детям нервы.
35
А ты, эллинистический Филон,
В учёной красоте Александрии
Сказавший так: "В начале был Закон,
Закон был в Боге и был Богом Он",
Ответь, когда и кем изобретён
"Христос" как Логос в чаяньях Мессии?
36
"В начале" – г д е ? в пространстве? иль – к о г д а ? -
Во времени? И ч т о же есть н а ч а л о ?
Н а ч а л о есть Христос: в Нем Им "тогда"
Отец – Бог Безначальный – молвил "да":
"Да будет свет. И стал…" светить всегда
Творящий Крест. Но было тьмы немало.
3 – 9 Сентября 2016
Часть III
37
Всё мирозданье – нить хрустальных бус,
Висящих новогодним украшеньем,
Нас, детвору, входящую во вкус,
Тянущуюся в жажде скинуть груз,
В еловой тьме образовать союз
Влекущая заочным приглашеньем.
38
Мы знать хотим: откуда взялся сыр
В вороньем клюве, стиснутом на ели.
А на вопрос – откуда этот мир,
В котором больше бездн, пустот и дыр,
Чем в круге сыра, превращённом в тир
Звенящей тьмой, – ответчик Бог ужели?
39
Мы все, соображая "на троих",
Глядим вокруг и рыщем: третьим будешь?
Вперёд-назад, вверх-вниз, вдох-выдох… Сих
Не избежал двоякости и Мних,
Делящий мир на добрых и на злых
И на кресте Держащий наш безудерж.
40
А "третьего" творенью не дано:
Два светоча лишь есть у Гаваона;
Иерихон разбить лишь двум дано;
И Гедеону дважды суждено
Руно стелить… Но Знающий зерно,
Упав росой, один Судящий лона.
41
Он, Третий, – "лишний"… Ищущего Я
Лицом в Лицо увидеть не хотите ль?
О, дивен Он! О, страшен Судия!
"Отмщенье Мне, и Аз воздам за вся" –
Так дышит Он… И небо и земля
Ничто пред ним. Он Датель и Винитель.
42
И вот за то, что "лишний" Он всем нам,
За то, что мы Его считаем лишним,
Он – Предлагатель всех по именам,
Родитель наш, – творит вселенной храм
Как Тело Сына, и, воззвав к сынам,
Тела ведёт к Отцу путём всевышним.
43
Единый Он, Связующий числом
Длину волны с зародышем частицы,
И невесомость пляшущих вдвоём
Нагих пустот с несущимся ядром,
Избегших нетей тьму, чтоб естеством
И вес набрать и весом поделиться.
44
Единым Он связующим числом
(Что есть число? Исходный ключ творенья)
Кресит "ничто" дробящим всё теслом,
Выводит всё, и ток струит руслом,
И мерит им, Безмерный Сам во всём,
И правит им судьбой домостроенья.
45
Три целых и четырнадцать… И числ
Примерно сорок, строя вероятность,
Дают измерить длительности смысл
И протяжённость дуг и коромысл;
Но… не дают знать Промысла посыл
И Существа вселенной необъятность.
46
Возьмем Святую Библию: Исход.
И перечтем главу и стих, дающий
Единым вся измерить – свет и год,
Небесный круг и севооборот,
Как Ездре с Пифагором данный код:
"Три целых и четырнадцать" есть Сущий.
47
Что вопрошать: как появился свет?
Отец изрек: "да будет свет"… И это
Увидел Бог, что свет сечет предмет,
Что свет хорош и тьмы ничуть в нем нет,
И, отделив от тьмы его, Поэт
Родил – Сам Свет – Христа, Начало света.
48
Христа – Начальный Свет – родил Отец.
Христос к р е с т о м , удвоив икс реликта
И раскрутив первичной тьмы супец,
Огонь зажег, вращая вихрь колец,
И вот… Он стал, единый звезд венец,