Предисловие

В мире неизменно растет интерес к психологии и психотерапии. Объяснить это можно тем, что адаптация к современным условиям все больше зависит от наших психологических знаний и умений. Во всех развитых странах люди страдают от различных стрессов, которые проявляются повышенной раздражительностью, снижением настроения, переживанием слабости, низкой мотивированностью, отсутствием переживания счастья и полноты жизни. Важно обратить внимание на то, что стресс проявляется как в условиях гиперстимуляции (насыщенной событиями), так и в ситуации гипостимуляции (ненасыщенной или однообразной жизни). Когда вся жизнь человека расписана, его будущее предопределено, и нужно совершать лишь небольшие усилия для продолжения движения по этому пути.

Цивилизация Запада учит людей работать, конкурировать, соревноваться; а значит – спешить и обгонять других, достигать поставленных целей, учит индивидуализму и достижению комфорта. В основе всех этих действий лежит напряжение всех наших сил и возможностей: физических, психологических, душевных. И по мере развития экономики мы все более втягиваемся в образ жизни, характерный для человека Запада. И у многих из нас это получается хорошо и даже очень хорошо.

Цивилизация Востока учит избавлению от страданий, поиску высшего смысла, достижению покоя. В основе всех этих действий часто лежат особые пути расслабления и сосредоточения. В эти действия также вовлечены все наши силы и возможности: физические, психологические, душевные, а еще и духовные.

Отличие в том, что цивилизация Запада учит всех причастных к ней людей, а цивилизация Востока – только избранную, небольшую, однако все расширяющуюся часть своих жителей.

Люди Запада все больше узнают о том, что путь познания – э то не только обучение, накопление и приумножение в материальном мире. А это еще и погружение в глубины собственной психики. Это внутренние путешествия. Мы чаще привыкли путешествовать по миру, искать новые внешние впечатления, необычные ощущения и переживания, исходящие от внешнего мира. А ведь есть возможности глубинных путешествий внутрь себя. Возможность все больше совершенствовать наш психологический аппарат: сосредоточения, воображения, самоанализа.

Для наших внутренних путешествий мы часто используем метафоры. Наши любимые метафоры: дерево жизни и река жизни. Теперь появилась новая метафора – улица жизни. В отличие от дерева или реки, которые изменяются и совершают движение только в одном направлении, движение по улице осуществляется в различных направлениях. И если, согласно классической метафоре, в одну и ту же реку нельзя войти дважды, то по одной и той же улице можно пройти много раз.

Например, наша улица хранит память веков и одновременно полна реальной жизни в каждую минуту. Да и когда еще не было города и этой улицы, здесь неподалеку стояла избушка на курьих ножках, в ней жила наша национальная героиня – Баба-яга. Да и камень с указанием трех дорог стоял здесь совсем рядом. Здесь можно встретить и ощутить дух истории, услышать стук колес арбы, гремящей по булыжной мостовой, запах сенного рынка и колониальных товаров, крики кочевников, речь солдат Наполеона и пулеметную очередь, расчищающую путь революционным отрядам. Здесь радость встреч, триумф великих побед, безудержное кабацкое веселье. И страх от воя сирен противовоздушной обороны, ужас от ночных «черных воронков», замершие занавески на окнах, когда проезжает машина «отца народов», порыв ветра – и снайпер на противоположной стороне тротуара вскинет руку. Столетиями сюда приходят выпускники, новобрачные и влюбленные. Эта улица – наша история. Арбат – это мы!

Итак, я спускаюсь на первый этаж, здороваюсь с консьержкой, открываю дверь парадной. Меня встречают бронзовые Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова. Я здороваюсь с ними и поворачиваю направо по моей улице. Через дорогу у меня «Хард-рок кафе», говорят, оно самое большое в Европе. Справа барельеф Анатолия Наумовича Рыбакова. Я здороваюсь с автором «Детей Арбата» и иду дальше.

Улица живет своей жизнью. Эта жизнь очень разнообразна. Она зависит от эпохи, времени года, дня недели и изменяется каждый час. Ночами улицу чистят и отмывают брусчатку водой. Утром, ближе к восьми, торопливой походкой проходят люди на работу. Те, кто идет к девяти часам, уже позволяют себе идти медленней и курить по дороге. К 10 утра появляются любители тонизирующих напитков и пива. Многие курят, хотя улицу давно объявили «некурящей». Первой не курящей улицей в стране.

На улицу вновь выходят дворники. Они собирают окурки, пустые банки и бутылки. В прежние десятилетия на Арбате работали потомственные дворники. Преимущественно это были казанские татары, которые в давние времена, после присоединения Казани, переехали в Москву. В последнее десятилетие их сменили выходцы из Таджикистана, а затем из Киргизии. Они работают старательно и сосредоточенно.

Я, конечно, люблю природу, только больше всего я люблю людей. А их по моей улице ежедневно проходит великое множество.

Между тем, я миную бронзового Окуджаву, здороваюсь с Булатом Шалвовичем. Дворники устанавливают палатки с сувенирами, и к ним подходят первые иностранные туристы. Я прохожу мимо зоомагазина, где когда-то в детстве покупал голубей, а мои дети, казалось, еще недавно здесь купили тайно от родителей крысу, которая жила на шкафу несколько месяцев. От зоомагазина начинается медико-театральная часть Арбата. До революции на первом этаже соседнего трехэтажного дома располагался магазин «Медицинская пиявка», а в период НЭПа на двух первых этажах была создана первая платная поликлиника в Москве. Тогда под одной крышей объединились известные частные практикующие врачи широкого профиля и стоматологическая поликлиника, переехавшая из своей прежней резиденции на Собачьей площадке (теперешний Новый Арбат). Сейчас здесь все так же платная поликлиника «Моситалмед».

Далее я прохожу мимо театра имени Вахтангова. И дохожу до перекрестка. Направо идет Староконюшенный переулок. Там недалеко комплекс медицинских учреждений Центральной клинической больницы управления делами Президента Российской Федерации. А в следующем здании по Арбату, где когда-то располагалось «Общество русских врачей с благотворительной лечебницей» («20 копеек за совет, бедным – бесплатно»), сегодня Московский городской психо-эндокринологический центр и Московское общество психоаналитиков.


С Арбата поворачиваю в Серебряный переулок. Справа площадка, поросшая деревьями, оставшийся фрагмент кладки колокольни, здесь живут арбатские птицы и летом поют соловьи. Удивительное место, с 1639 по 1931 год здесь стоял храм Николая Чудотворца Явленного на Арбате, один из наиболее почитаемых храмов старого Арбата и всей Москвы и России. Напротив, на месте дьяконского подворья, наша студия, где мы работаем.

Между тем улица уже наполняется отдыхающими людьми. Они расположены к общению, в хорошем настроении, празднично одеты и, кажется, впитывают и проникаются аурой этого удивительного места. Можно уверенно сказать, что в нашей стране есть несколько мест, где особая атмосфера и у людей развиваются особые эмоциональные состояния. Места, где можно ощутить живую историю, и жизнь бьет ключом. Общим признанием пользуются Байкал, Алтай и, конечно, Арбат.

Россия, Москва 2008 год

Загрузка...