Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»
Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать – в моей комнате.
Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.
Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два…
Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.
– Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?
И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.
– Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?
Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!
Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.
– Ты здесь живешь?
– Да.
– А почему здесь нет снега?
Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.
– Где ты взял кусочек солнца? А это что?
– Это? Книги.
– Что такое книги?
– Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.
– Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?
– Я – Человек.
– Что такое Человек?
Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
– Видишь нитку? Она привязана к форточке.. .
Синичка испуганно оглянулась.
– Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас – Человек.
– А можно мне съесть это последнее зернышко?
– Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?
– Согласна. А что такое работать?
– Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.
– А чем ты помогаешь людям?
– Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен…
Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.
(По Е.Носову)
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение
В наши дни люди нередко становятся жестокими, выплескивают свою злость на беззащитных существ. В таких условиях важно оставаться Человеком, не уподобаясь другим, защищая слабых.
Так что же такое Человек? В чем его сущность? Эту важную проблему поднимает
Е. Носов в тексте.
Автор описывает случай с синичкой. Проголодавшись, она преодолевает свой страх и залетает в квартиру рассказчика. Синичка заводит с ним разговор, спрашивая, что же такое Человек, на что рассказчик отвечает, что это тот, который не обидит слабых. Е. Носов подчеркивает, что рассказчик не только не оставил синичку в неволе, но и разрешил ей прилетать каждый день.
Таким образом, позиция автора заключается в следующем: ни при каких обстоятельствах настоящий Человек никогда не обидит младших.
Я полностью согласна с автором. Люди должны беречь, охранять меньших братьев.
Во-первых, мысль о необходимости бережного отношения к природе облагораживает человека и формирует его внутренний мир. Так, М. Пришвин в произведении «Кладовая солнца» рассказывает о Блудовом болоте. Из его сказа-были мы узнаем о вкусной ягоде, сосновом боре, пении птиц. Пришвин рассказывает о мельчайших деталях, потеря которых невосполнима и горестна. Все богатство природы автор называет кладовой солнца. В произведении М. Пришвина прослеживается мысль о нравственной ценности природы, способной пробудить в человеке любовь к прекрасному.
Во-вторых, любое вмешательство в природу очень опасно. М. Булгаков в произведении «Собачье сердце» рассуждает над злободневной проблемой опасности преобразования природы человеком. Перед нами Профессор Преображенский и его открытие – Шарик – результат эксперимента по пересадке животному человеческих органов. В итоге животное полностью очеловечивается, получает качества уголовника Клима Чугункина, и даже помогает очищать Москву от бродячих животных. Булгаков показал, что данный опыт – опасный эксперимент, и вмешательство в природу опасно.
Текст Е. Носова заставил меня задуматься над тем, что нужно любить и защищать животных. Может быть, главная мысль автора и заключалась в том, что человек становится Человеком, когда начинает это осознавать.
Исходный текст
В купе поезда, куда я вошел с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
Обутая и ободренная, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. Инвалид принялся заправлять постели.
Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами. Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
–– Мурочка! Все в порядке, – известил он даму и присел к столику.
Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: "Вот как он меня любит!"
Инвалид по-собачьи преданно перехватил ее взгляд, подтвердил: "Вот как я ее люблю!"
Потом они перепирались насчет нижнего места, и дама снисходительно уступила:
– Ну, хорошо, хорошо! – Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки: не потревожил ли ее?
– Да ложись ты, ради Бога, ложись! Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг ее снова заизвинялся, заспешил.
Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. Познакомились. Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся, чтоб не потревожить свою Мурочку. И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я ее понимаю как-то упрощенно, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.
(По В.Астафьеву)
Сочинение
В наше время, когда люди все чаще путают настоящую любовь со слепой, очень важно уметь различать их.
Насколько опасна слепая любовь? Над этой актуальной проблемой рассуждает В.Астафьев в тексте.
Автор описывает случай в поезде. Находясь в одном купе с инвалидом войны, он наблюдает за его отношениями с женой. Он расправляет для нее постель, неловко забирается на вторую полку, боится пошевелиться, дабы не потревожить жену. Она же ведет себя высокомерно, всем своим видом показывая гордость за то, как он ее любит, тем самым вызывает осуждение писателя. В.Астафьев говорит, что ему никогда не удастся постичь такой преданной, безропотной любви.
Таким образом, позиция автора заключается в следующем: не нужно слепо любить свою вторую половину, не замечая недостатков.
Я полностью согласна с автором. Слепая любовь может довести человека до отчаяния.
Люди, которые слепо любят дорогих им людей, приносят тем самым несчастья и им, и себе. Ярким примером тому является любовь Простаковой к Митрофанушке в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Мать настолько слепа, что не видит, кем на самом деле является ее сын. В итоге из Митрофанушки вырос невежа, а Простакова утратила смысл своего существования, смысл жизни.
Совершенно по-другому проявляется настоящая, самоотверженная любовь. М.А.Булгаков пишет об этом в произведении «Мастер и Маргарита». Маргарита способна на глубокую, преданную любовь. Именно ее любовь, чистая и открытая, помогает Мастеру выбраться из трясины, начать жить новой жизнью, вновь обрести веру в себя. Так, М.Булгаков показывает, что любовь способна воскресить человека.
Текст В.Астафьева заставил меня задуматься о том, как важно отличать слепую любовь от настоящей. Может быть, главная мысль автора и заключалась в том, чтобы помочь читателям научиться разбираться в своих чувствах.
Исходный текст
О несправедливости говорят и пишут с древних времён – возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. Что же такое несправедливость – всё ещё не ясно.
Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.
От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. Стоило бы только сказать: одинаковым людям – одинаковую долю или всем всего поровну. Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. Как наивно, как просто, как мелко!
На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей – бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. Иначе возникает несправедливость.
Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.
Справедливость поэтому – искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам. У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.
(По И. Ильину)
Сочинение
В нашем мире, полном несправедливости, очень важно оставаться верным себе и своей совести.
Так ли это важно – быть справедливым? Над этой актуальной проблемой рассуждает И.Ильин в тексте.
Автор описывает людей, которым присущ дар справедливости, как добрых, отзывчивых, внимательных к чужой беде. Он подчеркивает, что далеко не каждый обладает этим даром, а те, в ком дар заложен, способны чувствовать других людей, бескорыстно помогать им.
Таким образом, позиция автора заключается в следующем: чувство справедливости – важнейшее качество человека, делающее его личностью.
Я полностью согласна с автором. Справедливые люди очень ценятся в обществе, помогают ему развиваться.
Справедливые люди и сами поступают так, как велит им совесть. Ярким примером тому является Татьяна Ларина, главная героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Она не смогла предать мужа, и на предложение Онегина остаться с ним, ответила, что будет век верна мужу. Совестливая и честная по натуре, Татьяна не может поступить несправедливо с человеком, который всегда желал ей только добра. Главная героиня – идеал А.С.Пушкина, которого наделил он лучшими нравственными чертами, какие могут быть в человеке.
Немаловажно и то, что окружающие ценят справедливых людей и уважают их. Наташа Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – яркий тому пример. Девушка относится справедливо ко всем окружающим ее людям, и они платят ей тем же. Она не осуждает их пороки, а, напротив, честно, по совести мирится с ними, находит в людях положительные стороны. Они же отвечают ей взаимностью. Так, Л.Н.Толстой показал, как справедливость Наташи повлияла на отношение к ней других людей.
Текст И.Ильина заставил меня задуматься о том, как важно быть справедливым человеком. Может быть, главная мысль автора и заключалась в том, чтобы разбудить в читателях чувство справедливости.
Исходный текст
Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели ли они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.
(По Ю.Лотману)
Сочинение
В нашем мире, где межнациональная рознь приняла глобальный характер, важно не поддаваться на провокации и быть верным своим принципам.