А теперь, поклонившись домику Петра, направимся мы вдоль течения Невы к Троицкой площади, – это совсем рядом, в двух шагах! – и с её стороны ещё раз полюбуемся нашим красавцем, – Троицким мостом.
Вид на Троицкий мост со стороны Троицкой площади (правый берег Невы)
Подойдём ещё ближе…
Троицкая площадь… Ни Красная площадь в Москве, ни даже Дворцовая в Санкт-Петербурге не могут претендовать на статус Главной площади России при Петре! Этот статус по праву принадлежит старейшей в городе Троицкой площади! Именно здесь царь Пётр принял титул Императора, и Россия стала Империей! Случилось это 22 октября 1721 года в Соборе Святой Троицы, от которого и пошло название площади.
Храм этот был возведён в центре площади в 1710 году по проекту Доменико Трезини – в честь победы над шведами под Выборгом. Он долгое время оставался главным храмом города. На площади, близ храма, оглашались царские указы, устраивались парады и смотры войск.
Троицкая площадь (на заднем плане – Троицкий мост)
Часовня Троицы Живоначальной. Здесь находился Собор Святой Троицы
Святая Троица Живоначальная…
Ещё один вид Часовни Троицы Живоначальной…
Вид Троицкой площади со стороны Невы (на заднем плане – Татарская Мечеть)
Здесь, на Троицкой площади, в 1714 году, была воздвигнута первая в России Триумфальная арка (опять же по проекту Трезини), – в честь первой крупной победы российского флота у мыса Гангут. На площади также располагались Сенат и Синод. Ещё ранее, в 1705 году, появился и первый в городе Гостиный двор, а на берегу Невы – порт и таможня.
На площади возникли и первый продовольственный рынок, – «Обжорный», – и первая городская типография, печатавшая указы и постановления… и первая книжная лавка. Она оставалась единственной в городе до 1760 года. А в первый в Петербурге трактир «Аустерия», появившийся опять же, на Троицкой площади, любил заглядывать и сам царь Пётр, большой любитель пива и игры в шахматы…
В 1923 году площадь была переименована в «Площадь Революции»… – однако, хватит нам революций! – и с 1991 года она снова носит своё настоящее имя.
Вид на бывший речной порт у Троицкой площади
Заканчивая рассказ о Троицкой площади, не могу не поведать о том, что происходило на ней во время салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда. А было это 27 января 1944 года…
Вот, пишу, а так и просится в строку избитый штамп: «слёзы радости»! – Но нет, не здесь. Только не в этом случае!
По рассказам моих бабушки и мамы, люди, собравшиеся тогда на площади, – из тех, кто мог ещё двигаться после 872-х суточной голодной блокады, во время самой долгой в истории всех времён (три года, один месяц и два дня!) битвы за город! – конечно же, радовались! Да! Они радостно глядели в небо, расцвеченное огнями салюта… валясь с ног при каждом его залпе! Да! Они плакали от радости… но без слёз! – У истощённых людей их не было, – слёзы просто не текли! Сейчас, набирая эти строки, я не могу их сдержать, но тогда…