Делом моей жизни стала философия, которой я начала обучаться в 1990 году, а последние почти 20 лет являюсь независимым экспертом, и никакие кризисы не заставили меня заняться чем-то другим.
Среди достижений за более четверти века профессиональной деятельности 3 диплома по специальности «философия», 20 печатных научных работ, 5 лет работы редактором в гос. вузах, 40 книг, общий тираж которых перевалил за 100 000 экземпляров исключительно на средства издательств, в общей сложности 15 лет жизни и культурных исследований в 40 странах мира, 12 лет преподавания восточных практик (я также востоковед), консультирование и коучинг специалистов помогающих профессий, членство в Союзе переводчиков России за большие объемы переводов и др.
С какими трудностями приходилось сталкиваться?
Прежде всего, это получение качественного философского образования в постсоветской России, когда государственные вузы еще были неповоротливыми инертными машинами. Я оставила после второго курса биофак ЛГУ (ныне СПбГУ) и сначала ходила в лекторий, но потом окончила один за другим два вуза, которые исходно давали альтернативное образование по уникальным программам, хотя и получили госаккредитацию – это Высшая Религиозно-Философская Школа и Русская Христианская Гуманитарная Академия. Конечно, образование было платным – и пришлось много работать, сначала на низкоквалифицированных работах (рыла землю в экспедициях, мыла унитазы в психиатрической лечебнице, торговала туристским снаряжением на вокзале, сидела по ночам у постели умирающих стариков и пр.), а позже зарабатывая в основном редактурой и переводами.
Непросто было пробиться в печать, когда еще не было интернета. Я участвовала в конференциях и радовалась каждому сборнику научных работ, где печатались мои статьи. Большая часть творческой энергии уходила на редактирование учебных пособий в трех вузах Петербурга и подработки в популярных издательствах, так что я была отчасти вхожа в их внутреннюю кухню. Так прошло почти 10 лет суровых 90-х, и вот настал «звездный час», когда издательство «Питер» выпустило сразу серию моих книг большими тиражами, так что я мгновенно засветилась как автор в поле зрения других издателей, и дальше пошло как снежный ком… За нулевые годы мои книги вышли в доброй дюжине российских издательств, стали переводиться на иностранные языки, не говоря уже о статьях в бумажных журналах. Именно тогда я уехала жить и работать за границу, сначала в Индию.
Ровно 10 лет меня вообще не было в России, за границей я пережила фактически два финансовых кризиса 2008 и 2014 года. Первый кризис ударил по издательской сфере с такой силой, что я разом лишилась всех заказов на переводы, да и уже заключенные договора на книги стали расторгать один за другим. В тот момент, когда я была заброшена на вулкане Тоба в Индонезии неожиданно пришло первое предложение провести индивидуальную программу для клиента – так я начала преподавать, чем и занималась сначала на острове Бали до самого второго кризиса. Наперекор изменению политической ситуации именно тогда я переориентировалась на Европу и стала проводить зимы по приглашениям в странах Шенгена. Это также закрывало финансовые вопросы, поскольку в большинстве случаев я приезжала на все готовое, меня встречали коллеги и ученики.
Начало пандемии застало меня на зимовке в Черногории, откуда я вылетела знаменитым «вывозным рейсом», с большим трудом организованным нашим МИДом. К началу самоизоляции у меня уже был многолетний опыт ведения вебинаров, однако теперь настало время переводить сырые записи в качественные онлайн курсы. Так, вскоре я начала жить на пассивный доход с Udemy, будучи самозанятым, однако этой весной последовал новый удар в виде санкций. Что ж, решение было найдено – и теперь мои курсы есть сразу на трех отечественных платформах. В текущих условиях медийных ограничений третий год развиваю свой дзен-канал «Стратегия самобытности» по социальным проблемам, а также активно публикуюсь в СМИ. Веду коучинг для экспертов и преподавателей, консультирую продвинутых практикующих по философским вопросам.
Мне везло в том, что многое удавалось делать вообще без денег, поскольку мое творчество было востребовано – по самым скромным расчетам издательства вложили в мои книги миллионы рублей, а бесплатное поселение на пятизвездочных виллах на Бали и в солидных апартаментах в Европе не представляло труда для их владельцев. Я сама не могу похвастаться миллионами, да и по привычке всегда живу довольно аскетично, однако моя профессиональная деятельность доставляет все необходимое, чтобы продолжать заниматься любимым делом, не растрачивая внимание на поиски каких-то иных источников дохода, а всецело концентрируясь на творчестве – и это самое главное… Вот почему моя история не будет мотивационной для тех, кто хочет разбогатеть на философии, но я безусловно являюсь примером, а по многим отзывам и «легендой» верности своему призванию!
Недавно отметив 51 год, я с оптимизмом смотрю в будущее, имея задел из книг и курсов, которые продолжают продаваться, высвобождая время для творчества, и я предпочитаю делать акцент на форматах, дающих быструю обратную связь от аудитории и непосредственный контакт с учениками.
Авторский питч на сервисе «Прессфид» был опубликован: «Философия – дело всей моей жизни! Рассказывает Мария». – «Умная Россия», Санкт-Петербург (20/07/2022)