Основу теории привязанности заложили в середине ХХ века исследователи Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Они выдвинули идею о том, что дети, у которых сформирована прочная связь с основным опекуном, распознающим их потребности и своевременно реагирующим на них с теплотой и нежностью, лучше развиваются эмоционально и социально. Эта связь, сформированная в детстве, становится основой чувства безопасности и уверенности человека в том, что окружающим можно доверять. В дальнейшем теория привязанности была подтверждена многочисленными исследованиями в области нейробиологии, психиатрии, травматологии и педиатрии.
Исследования показали, что отношения детей и их родителей (или опекунов) можно разбить на три основных типа в зависимости от реакции на повседневные стрессовые ситуации: надежный, ненадежный тревожный (далее тревожный) и ненадежный избегающий (далее избегающий) тип привязанности.
У детей с надежным типом привязанности реакция на стресс проявляется явно, но не чрезмерно. Они ищут помощи и чаще общаются с родителями или опекунами, что приводит к скорейшему успокоению и готовности двигаться дальше.
На те же стрессовые ситуации дети с тревожным типом привязанности реагируют заметнее, они больше плачут и теряются. Они ищут помощи у взрослых, но в то же время отвергают попытки взрослых помочь. Как показали исследования, такие дети тратят на коммуникацию больше сил, причем в большинстве случаев они не получают ожидаемого успокоения.
Для детей с избегающим типом привязанности характерно отсутствие ярко выраженной эмоциональной реакции на стрессовые ситуации. Они демонстрируют безразличие в ответ на помощь от родителей или опекунов. Может показаться, что они вполне обычные, просто стресс не оказывает на них влияния, но исследования показали, что у детей с избегающим типом привязанности повышенный уровень гормонов стресса в организме. На самом деле стресс оказывает на них сильное влияние, но реакция на него остается скрытой.
В зависимости от своих особенностей и опыта дети вырастают во взрослых с развитым надежным, тревожным или избегающим типом привязанности, черты которых ярко проявляются в отношениях. У взрослых отношений может быть множество форм и проявлений, но все их объединяет то, что в стрессовых ситуациях мы ведем себя в соответствии с нашим типом привязанности.