Идея № 1. Одержимость общества ранними достижениями опаснее, чем принято считать

Начиная с 1960-х годов прошлого века СМИ превозносят вундеркиндов, и их становится все больше, чему в большой степени способствует интернет. Юные супермодели, юные актрисы и актеры, спортсмены, с которыми заключают контракты уже в 9 лет, – всем этим уже никого не удивить. Молодеют не только спортсмены, но и их тренеры. Пришла пора молодых политиков, писателей, певцов и музыкантов – их популярности способствуют интернет-платформы, где они находят себе единомышленников и поклонников на начальном этапе, когда о них еще мало кто знает.

Молодые владельцы корпораций нанимают молодой персонал – во многих из них средний возраст работников не превышает 30 лет. Опрос, проведенный в Сиэтле, показал, что только в 6 из 32 компаний города работают люди старше 35. Да и рабочие на производстве в среднем 40–42-летние.

В каждом крупном журнале сегодня есть ежегодный выпуск, посвященный ранним достижениям: 40 человек из тех, кому до 40, или 30 из тех, кому до 30. Это лучшие в своем деле: рекламе, моде, бизнесе, поэзии и пр. То есть предполагается, что к 30–40 годам эти люди уже достигли своего пика, а 30 теперь почти как 50, когда пора подводить итоги. А в 2014 году журнал Time уже опубликовал список 14 самых влиятельных подростков. Все это прекрасно, но имеет и другую сторону – люди ощущают, что если они не знамениты к 15 годам, то их жизнь свернула куда-то не туда.

Чтобы не отстать от гонки ранних достижений, родители подростков и сами подростки помешаны на тестах и рейтингах колледжей. Они загодя готовятся к тестам SAT и ACT, их родители нанимают репетиторов, тратя на это огромные деньги. Тесты превратились в отдельную бизнес-индустрию, в которой сотни миллионов долларов тратятся на подготовку и администрирование. Эта подготовка приносит почти миллиард в год и служит источником дохода для 115 тысяч человек. Индивидуальная подготовка намного дороже групповой, и позволить ее себе могут только весьма состоятельные родители. Успешное прохождение тестов стараются отработать с раннего возраста, чтобы получить преимущество при конкурсном приеме в колледж.

Дети-спортсмены тренируются до изнеможения, большинство из них к 13 годам уже перегорают и слышать не могут ни о каких тренировках. Сегодня можно в 8 лет тренироваться в летних спортивных лагерях, в 10 получить доступ к лучшему спортивному оборудованию, в 14 – получить персонального тренера. Их ранние годы посвящены будущему успеху, на игры и развлечения времени нет. Но правильно ли это?

Детей ориентируют на успех чуть ли не с рождения, ребенок непременно должен добиться успеха. Он должен выбрать такую деятельность, в которой преуспеть легче всего, и самозабвенно совершенствоваться в ней, чтобы получить преимущество. Дети должны тренироваться, осознанно практиковаться, едва научившись ходить, выходить из зоны комфорта во имя блестящего будущего.

В итоге у детей, чья психика и физическое здоровье находятся под страшным давлением, развиваются всевозможные заболевания. Самые распространенные среди американских детей – синдром дефицита внимания, биполярное расстройство, депрессия. Дети под тяжелой нагрузкой с ранних лет принимают антипсихотики, антидепрессанты, препараты, контролирующие поведение. Несмотря на это, уровень подростковых самоубийств среди американских подростков высок как никогда. Когда детей и подростков заставляют делать жизненный выбор еще в раннем детстве, на них наваливается непосильная нагрузка и ответственность. Их развитие замедляется, а не прогрессирует, они боятся пробовать что-то новое, сосредоточившись на единственном, боятся рисковать и совершить ошибку, неизбежно превращаясь в невротиков. Оптимизм юности почти полностью вытесняется страхом неудачи.

Кроме того, не у всех есть возможность раннего расцвета. Кому-то мешают жизненные обстоятельства, семейные проблемы, элементарный недостаток средств. Кроме того, существуют болезни, физические недостатки, даже просто невезение, и потому в ранней юности нет возможности реализовать себя. Это не значит, что все потеряно. Оперный певец Андреа Бочелли начал петь оперные партии в 34 года. Позднему старту есть место даже в мире моды, о чем говорит пример Вивьен Вествуд. Многие писатели приобрели известность после 30, 40 и даже 50 лет, некоторые бизнесмены достигли успеха и в более позднем возрасте. Даже в Голливуде поздний старт – не редкость, о чем говорит пример Моргана Фримена, долгое время работавшего в общественном театре в небольших постановках, пока в 52 года он не получил роль в фильме «Шофер мисс Дейзи».

Загрузка...