Андрей Тихомиров С языка родового строя на современный гражданский

Никого не удивишь, когда заявишь, что в современную эпоху крайне распространен древний язык рода, сравните слова «родить», «родитель», славянский бог «Род» и др. Высокая смертность детей приводила к пониманию в древности, что надо чаще говорить на этих «священных» словах, это поможет якобы в уменьшении детской смертности, а при родовом строе главенствовал матриархат – женщина глава рода. Проходили 9 месяцев и в большинстве случаев вместо двух человек «вдруг» становилось трое, отсюда и «священные» девятка и тройка. Месяц (фаза Луны, месяц, полумесяц) считался в древности за год.

Современное время. Человек рассказывает человеку:

Разрешенный язык:

– Перехожу дорогу, тут выворачивает автомобиль и чуть меня не давит. Я кричу: «Куда ты едешь? Нехороший человек!» Водитель мне в ответ: «А ты куда идешь? Ты что не видишь! Нехороший человек!»

Перевод на реальный язык рода (вместо запрещенных слов использованы их изначальное значение):

– Перехожу дорогу, блуждаю, тут выворачивает автомобиль и чуть меня не давит. Мужское начало, большей частью употребляется в негативном смысле, так как в языке рода главенствует матриархат. Я, блуждаю, кричу: «Куда ты едешь? Запрещенное начало в России, пропагандируемое на Западе». Водитель, блуждает, мне в ответ: «А ты куда идешь? Женское начало. Ты что не видишь!»

Длительное время существовали различные мнения по поводу этимологии (происхождения) мата. Некоторые ученые считали, что бранная речь уходит корнями в специальный язык для общения с силами, требующими заклятий или оберегов. Другие доказывали, что мат связан с языческими культами – в частности, с культом «Матери сырой земли». В этом смысле употребление мата славянами ничем принципиально не отличается от призвания богов древними эллинами.

Согласно одной из существующих гипотез матерные слова русского языка имеют монгольское происхождение и были принесены на Русь монголо-татарскими завоевателями. Это ныне опровергнуто, так как в 2005 г. при археологических раскопках в Новгороде был найден фрагмент переписки жительниц древнего Новгорода Милуши и Марии на берестяных грамотах, датируемых XII веком (домонгольское время), в которой одна из них с использованием ненормативной лексики требует вернуть долг.

Многие из остальных матерных слов имеют, бесспорно, славянское происхождение, они существуют в языках славянских народов, не подвергшихся монголо-татарскому нашествию.

Некоторые ученые утверждают, что известное слово из трех букв имеет четкое происхождение и даже брянские корни. Его приличный родственник – брянское диалектное слово – глагол «ховать», то есть прятать. Если от этого глагола образовать форму повелительного наклонения, т.е. выразить побуждение к действию, то при желании получится наше трехбуквенное, возникшее, следовательно, в древности для называния побуждения к утаиванию, к прятанью (сравните на примере приличной формы: ковать – куй, давать – дай, ховать – **й). Со временем форма повелительного наклонения от глагола «ховать» стала названием органа человеческого тела, предназначенного по своей функции к прятанью, утаиванию.

К примеру, человек сообщает о себе, что заблудился, дорогу потерял. Но у слова «блудить», «блуд» есть еще один смысл – «потеря нравственной дороги», беспутство; именно этот второй смысл дал название «стиля жизни» женщины легкого поведения. А, как часто бывает в языке, название поведения, стиля жизни срослось с названием носителя, только гласный у в корне на а (я) заменился.

Когда же через несколько столетий на Руси появилось христианство и в обиход вошло обращение к Божьей Матери, мат, к тому времени уже ставший ругательством (постепенно, после распада родовой общины) мог обращаться, конечно, и на этот предмет тоже. Но это уже позднее и явно вторичное применение соответствующей лексики.

Существует версия насчет происхождения мата из реакции «язычников» на «христианство». Некоторые считают, что собственно мат (от слова мать) – это естественная реакция всех языческих обществ на принудительное введение христианства (или других религий, где есть понятие божьей матери).

Традиционно культурологи и этнографы интерпретируют русский мат как ритуализованную, обрядовую, обозначающую предполагаемый контакт с сакральными силами, речь во время обряда. Действительно, по лингвистической аргументации Б.А.Успенского, никакого инцеста в упомянутой фразе нет.

Она – осколок былой общеславянской мифологической формулы, т.е. «ты – пёсье отродье, сукин сын», осложненной другими мифологическими, религиозными и фольклорными ассоциациями и имеющей более древнюю предысторию.

Если же подходить более глобально, мат и вообще ругань есть нарушение табу. И с этой точки зрения недопустимой руганью могут быть не только «генитальные» выражения, как у русских. У японцев это нарушение табу чистоты, выраженное не обязательно в словах, но и в действиях; у католиков – богохульство. У немцев – нарушение табу на разговоры о дефекациях и заднице. Нарушение любого табу – это всегда эмоциональный выплеск – либо отрицательного знака (оскорбление), либо положительного (веселье).

Загрузка...