Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В условиях союза участникам необходимо координировать и проводить единую экономическую политику в области ключевых отраслей экономики (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт), а также гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. [18, с.3]
В 1990-х годах, в период формирования рыночной экономики, нынешние страны-члены ЕАЭС столкнулись с тяжелым трансформационным кризисом, однако, сумели сохранить инфраструктуру, основные производственные активы и накопленный человеческий капитал.
Начало экономической интеграции группы стран постсоветского пространства было положено в мае 2001 года, когда вступил в силу Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В договоре об учреждении ЕврАзЭС было определено, что сообщество создается для эффективного продвижения процесса формирования таможенного союза (ТС) и единого экономического пространства (ЕЭП).
В 2010 году был создан Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Межгосударственное таможенное соглашение было направлено на отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами, установление общей внешней тарифной политики и устранение нестандартных тарифов. Все это привело к переносу таможенных барьеров на внешние границы Союза в 2011 году, где действует единый таможенный тариф, применяемый к товарам из третьих стран. [4]
Благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров таможенный союз поспособствовал созданию общего рынка товаров, который обеспечивает повышение конкурентоспособности, большее разнообразие товаров и образование эффекта масштаба для производств путем снижения издержек производственной кооперации, что в свою очередь сказывается на повышении эффективности и росте экономического потенциала стран-членов Союза.
Формирование единой таможенной территории повлияло на создание условий для восстановления трансграничного сотрудничества предприятий в научно-технической и производственной сфере, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. И, действительно, если рассматривать все сектора торговли стран ЕАЭС, то можно отметить, что растёт экспорт не только сырья, но и товаров, связанных с обрабатывающими секторами, где достаточно высокая доля машин, оборудования, транспортных средств, что также позитивно сказывается на товарообороте автотранспортных средств. [25]
К 2012 году теми же странами создано единое экономическое пространство, которое усилило межгосударственную интеграцию путем либерализации внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществления коллективного протекционизма за его пределами. ЕЭП позволил обеспечить координацию экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр. [31]
ЕЭП содействует обеспечению правил конкуренции в сфере технических регламентов и субсидий. Согласованная техническая политика позволяет избежать технологических разрывов, несовместимости продукции, создаваемой разными странами. [с. 70]1
То есть еще до принятия решения о создании ЕАЭС уже действовала полноправная международная организация, которая устранила большее количество барьеров, обеспечила выработку единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и элементов функционирования общего рынка.
В 2015 году на основе ТС И ЕЭП начал функционировать ЕАЭС, к которому присоединились Армения и Киргизия. [18, с.3] ЕАЭС представил собой дальнейшее углубление сотрудничества государств-участников в экономической сфере и социально-экономических вопросах.
Объединение произошло в период нефтяного шока и рецессии в России и Казахстане, как основных нефтяных экспортеров, негативно отразившихся и на экономике других стран ЕАЭС. Для столь неблагоприятных внешних условий интеграционные процессы прошли стартовый период достаточно успешно. [с.2]2 Согласно данным Евразийской экономической комиссии, совокупный валовой внутренний продукт стран-членов ЕАЭС в январе-сентябре 2015 г. составил 1,1 трлн. долларов США, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 3%. [19, с.60—62]
На 2018 год Евразийский экономический союз имеет единый рынок в 183,8 млн. человек и валовой внутренний продукт более 1,91 трлн. долларов США, который обеспечивает общую политику в макроэкономической сфере, во внешней торговле и инвестициях, таможенной сфере, в техническом регулировании и создает конкуренцию и антимонопольное регулирование. [20, с.17,44]
В сравнении с другой группой постсоветских стран, состоящей из Украины, Узбекистана и Грузии, страны ЕАЭС демонстрируют более высокий уровень ВВП на душу населения и динамику экономического роста, хотя все еще несколько уступают другим своим соседям – Польше и Турции. [с.2]3