ВЕДЕНИЕ

Евразийский экономический союз обеспечивает эффективное экономическое и технологическое сотрудничество, но процесс развития регионального объединения и углубления интеграции вызывает массу сложных и в то же время весьма интересных вопросов о механизмах реализации согласованной экономической политики интеграционного объединения и о принципах достижения общих целей.

Актуальность выбранной работы состоит во взаимном влиянии экономик стран ЕАЭС друг на друга как важнейшего элемента интеграционного объединения, предполагающее дополнительное усиление связей между партнерами и подразумевающее координацию и согласование национальных политик в целях достижения полной открытости экономик к взаимной торговле, основываясь на особенностях развития экономики каждого отдельного члена Союза.

Раньше, чтобы принимать обоснованные стратегические решения, было достаточно рассматривать вопрос с точки зрения отдельно взятой национальной экономики. Теперь же требуется, во-первых, глубокое понимание многочисленных взаимосвязей между экономиками регионов и механизмов распространения экономических шоков, а во-вторых – умение видеть экономику ЕАЭС как единое целое.

Вследствие того, что в мировой экономике создается и действует большое количество интеграционных группировок, таких как ЕС, НАФТА, ШОС, АСЕАН, и их роль все возрастает, то важной задачей на данный момент является анализ интеграционного эффекта и тех выгод, которые получают страны от участия в Евразийском экономическом союзе. Для данных целей необходимо рассмотреть механизмы межгосударственного взаимодействия, интеграционные и дезинтеграционные процессы, происходящие в рамках ЕАЭС, и перспективы в области межгосударственного экономического сотрудничества стран.

На данный момент ведется недостаточное количество исследований по оценке влияния экономических факторов на отдельные товарные группы взаимной торговли в рамках интеграционных объединений.

Теоретическим обоснованием внутриотраслевой торговли между странами являются работы Кругмана П., Обстфельда М. и Мелица М. (2014) и Хелпмана Э., Мелица М. и Рубинштейна Ю. (2008).

Отдельно стоит отметить совместные интеграционные исследования и разработки Евразийской экономической комиссии и Евразийского банка развития по системе анализа и макроэкономическому прогнозированию Евразийского экономического союза.

Недостаточное количество также теоретического материала в виде специальной и научной литературы по экономическим интеграциям. В основном как база для проведения исследований используется зарубежная теоретическая литература, в частности книги Кругмана П. и Обстфельда М., где описываются принципы ведения международной торговли. Книги, написанные МакДональдом Ф., и Тевини А., основываются на ретроспективном анализе создания ЕС и региональных торговых соглашений стран Восточной Азии. Только книга Колмана У. «Регионализм и международная экономическая интеграция», изданная в 1998 году, описывает связь между национальной политикой, моделями интеграции и глобальными условиями, охватывая региональные модели в Азии, Европе и Америке.

Вследствие вышесказанного существенной частью работы является анализ и прогноз товарооборота автотранспортными средствами стран – участниц ЕАЭС на основе оценки влияния эндогенных и экзогенных факторов, которые рассматриваются с учетом имеющихся взаимосвязей между экономиками объединения и внешним миром в чем и состоит научная новизна исследования.

В основе анализа факторов лежат статистические и экономико-математические методы анализа. С помощью корреляционно-регрессионного анализа создается эконометрическая регрессионная модель, которая может быть использована в целях прогнозирования динамики взаимного товарооборота автотранспортными средствами между странами интеграционного объединения на основе изменения экономических факторов.

Данная модель в дальнейшем может применяться для стратегического реагирования, выработки рекомендаций и принятия решений, ведущих к повышению эффективности реализуемой в странах ЕАЭС макроэкономической политики, развитию основных отраслей экономики и как следствие к углублению интеграции.

Целью работы является теоретический и экономический анализ влияния экономических факторов на рынок реализации автотранспортных средств стран ЕАЭС.

Для наилучшего раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть рынок сбыта и текущее состояние автомобильной промышленности в условиях экономической интеграции стран ЕАЭС;

– определить экономические факторы, влияющие на состояние взаимной торговли автотранспортными средствами в условиях интеграции;

– проанализировать состояние взаимной и внешней торговли автотранспортными средствами государств – членов ЕАЭС за 2012—2018гг.;

– разработать прогнозную модель и определить тенденции развития взаимной торговли автотранспортными средствами стран ЕАЭС на основе корреляционно-регрессионного анализа;

– определить перспективы внедрения экологических технологий в автотранспортные средства стран ЕАЭС в целях соответствия современным мировым стандартам.

Объектом исследования является рынок сбыта автотранспортных средств в условиях региональной экономической интеграции стран ЕАЭС.

Предметом исследования являются экзогенные и эндогенные экономические факторы, оказывающие влияние на взаимную торговлю автотранспортными средствами.

Теоретической и методологической основой явились труды отечественных и зарубежных ученых по экономической теории и эконометрическому моделированию и нормативные документы Евразийского союза. Источниками данных для анализа послужили статистические сборники и ежегодники ЕАЭС и статистическая информация международных статистических служб.

Для написания выпускной квалификационной работы автором применялись теоретические знания и практические навыки, полученные на протяжения всего периода обучения. Следует отметить связь данной работы с другими ранее выполнявшимися работами: курсовой работой по разработке прогнозной модели пассажирского автомобильного транспорта Германии на 2017 год и лабораторными работами по эконометрике, направленными на исследования экспериментальных данных с помощью уравнения парной линейной регрессии и множественной линейной регрессии.

Объем и структура работы определяется логикой и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе раскрываются основные понятия и сущность рассматриваемого объекта и предмета исследования, во второй главе проводится анализ состояния взаимной и внешней торговли автотранспортными средствами стран ЕАЭС, в третьей главе проводится оценка экономических факторов и разработка прогнозной модели для выявления тенденций, а в четвертой главе определяются перспективы внедрения экологических технологий в странах ЕАЭС.

Загрузка...