Рано утром Катю разбудил громкий крик. Это кричал Женя.
– Вставай! – бесцеремонно потребовал он и стащил с неё одеяло. – Нам пора идти.
Девочка посмотрела на будильник. Было семь часов утра.
– Ты с ума сошёл! – возмутилась она. – Ещё рано. Я спать хочу.
– Но ведь ты обещала! – заканючил Женя.
– Давай поспим ещё хотя бы час, потом пойдём.
– Я есть хочу, – заявил мальчик.
– Ну достань что-нибудь из холодильника и поешь. – Катя была в отчаянии. По собственному опыту она знала, что брат не отстанет от неё, пока не добьётся своего. Злость постепенно начала овладевать ею. Когда людям мешают спать, то их легче всего вывести из себя. Катя начала злиться на брата за то, что он не даёт ей спать, на себя – за то, что накануне столь легкомысленно обещала ему поход в зоопарк, и вообще на всех и всё.
– Значит, не встанешь? – прищурив глаза, спросил Женя.
– Нет!
– Тогда я пойду один.
– Попробуй только, – пробормотала Катя и перевернулась на другой бок.
Она заснула и не слышала, как Женя возился на кухне, как готовил завтрак и уронил при этом тарелку. Долго бродил по квартире в поисках одежды, потому что накануне вечером разбросал её по всему дому. Гремел чем-то в прихожей. Одному уходить было страшновато. Но Катя не просыпалась. А Женя был упрям, и в этот раз он не смог справиться со своим упрямством. К тому же отступать было позорно. Женя хлопнул дверью и стал медленно спускаться по лестнице.
Катя продолжала спать.
Во дворе было такое весёлое, солнечное утро, что Женя мигом забыл обо всех неприятностях и прямым ходом направился в зоопарк. В карманах оказалось немного мелочи. Женя купил в киоске три леденца на палочке и бодро зашагал по улице, озираясь по сторонам. Мимо туда-сюда сновали прохожие. Никто из них не обращал внимания на маленького мальчика в расстёгнутых сандалиях и с леденцом во рту. В такой ранний час никому в голову не приходил вопрос, почему мальчик один. Мимо проносились троллейбусы, позванивали трамваи. Город жил обычной трудовой жизнью.
Женя шёл пешком. Он знал дорогу к зоопарку даже лучше, чем дорогу в школу, хотя путь туда был раз в пять длиннее.
Вот и зоопарк. Мальчик очень любил животных и страшно завидовал детям, у которых дома есть собака, кошка или ещё какой-либо зверёк. Они с сестрой не раз просили родителей разрешить им кого-нибудь завести. Ничего не помогало. Один раз дети даже пообещали родителям жить в мире и согласии, если у них будет собака. Но им не поверили.
Женя подошёл к зоопарку, но ворота ещё были закрыты. Время тянулось очень медленно. Мальчику даже показалось, что оно вовсе остановилось. Ничего не оставалось, как вооружиться терпением и ждать.
– Гадкий мальчишка! – выругалась Катя, когда проснулась и увидела, что брата дома нет. – Всё-таки удрал.
Она была уверена, что Женя бегает во дворе, и поэтому не стала волноваться. Мама и папа запрещали мальчику выходить на улицу одному без сопровождения взрослых или сестры. Катя должна была побежать и вернуть Женю домой. Но она не побежала, потому что подумала: «Для чего мы остались одни? Для того, чтобы не мешать друг другу. Если я позову его домой, он не послушается. Мы поругаемся. Пусть лучше играет. Проголодается, прибежит как миленький».
Прошло два часа. Женя не возвращался. Катя начала волноваться. Ей до смерти не хотелось выходить из дома, но делать было нечего. Она решила устроить брату хорошую взбучку. Однако во дворе мальчика не оказалось, и Катя сильно испугалась. Она побежала по улице, заглядывая во все укромные уголки. Безрезультатно. Катя села на скамейку и задумалась. Неужели Женя действительно убежал в зоопарк? Видимо, так оно и есть, решила Катя и побежала в сторону зоопарка. Прохожие с удивлением оглядывались ей вслед.
Когда Катя добежала до зоопарка, то обнаружила, что у неё совсем нет денег. Неужели ей придётся возвращаться домой? Девочка ещё больше разозлилась на брата. Злость её росла с каждой секундой. А когда Катя злилась, то становилась очень упрямой. Девочка решила во что бы то ни стало попасть в зоопарк. Недолго думая, она пошла вдоль забора в поисках какой-либо лазейки.
Но разве в нормальном зоопарке могут быть лазейки? Конечно, нет. А то все звери разбежались бы. Катя устала, но так ничего и не нашла. Если бы сейчас она встретила брата, то, не задумываясь, бросила бы его в клетку со львами. Бедный Женя не знал, какие тучи сгущаются над ним!
Катя завернула за угол и увидела, как прямо на асфальте мальчишки играли во вкладыши.
Игра во вкладыши стала самой популярной у детей совсем недавно и напоминает карты для взрослых. Правила её везде разные, но суть одна – вместо карт в ней используются цветные картинки, которые находятся внутри упаковок жевательных резинок.
В своём классе Катя была чемпионкой по этой игре. Она нащупала в кармане пачку вкладышей и подошла к мальчишкам. Их было четверо, и все на год-два младше неё.
– Сыграем? – предложила Катя.
Мальчишки не проронили ни слова.
– Что, боитесь? – ехидно спросила девочка.
– Мы с девчонками не играем, – ответил за всех самый старший, в жёлтой футболке.
– Это почему же? – возмутилась Катя.
– Потому что когда девчонки проигрывают, то поднимают такой визг и вой, что приходится возвращать проигранное. А что это за игра? – сказал другой мальчик. – Правда, Федь?
Мальчик в жёлтой футболке важно кивнул. Видимо, он и был Федей.
– Нет, – хмыкнула Катя, – меня вам не обыграть.
Мальчишек такие слова сильно задели.
– Да ладно! – наперебой закричали они. – У тебя и играть-то нечем. Пять вкладышей, наверно, скопила…
– Ну уж фигушки!
И Катя показала им своё богатство. Целая пачка самых шикарных вкладышей мелькнула у них перед глазами.
– Ну? – с вызовом спросила Катя. – Будете играть?
Через пятнадцать минут мальчишки стояли с унылыми физиономиями, а Катя набивала карманы их вкладышами. Выиграла она с лёгкостью, но это было только полдела.
– Хотите отыграться? – спросила Катя.
Она прекрасно знала, что им нечего поставить на кон. Ребята молчали и с тоской смотрели, как девочка распихивает их богатство по карманам. Она специально делала это не спеша и небрежно. У мальчишек разрывались сердца, когда они видели, как мнутся их вкладыши с машинами, самолетами, суперменами и игрушками.
– Иди ты знаешь куда! – угрюмо проворчал Федя. – Сама забрала всё и говорит: отыгрывайтесь. Чем мы будем отыгрываться?
– Выкупите у меня ваши вкладыши и отыграйте, – предложила Катя.
– Это как? – не понял Федька.
– Очень просто. – Катя в уме разделила цену билета в зоопарк на выигранные вкладыши. Выкуп получался смешным. Катя готова была продать вкладыши почти за бесценок. Мальчишки наперебой загалдели, выражая своё согласие. Сделка состоялась, и довольная Катя очень скоро пересчитала деньги, а её партнёры возвращённые вкладыши.
– Ну что, будем ещё играть? – Катя спросила это на всякий случай, для очистки совести.
– Ну уж нет! – ответили наученные горьким опытом мальчики.
– О’кей! – удовлетворённо согласилась Катя. – Тогда пока!
Она побежала к входу в зоопарк. Настроение её заметно улучшилось. Победители великодушны. Злость исчезла сама собой. Девочка даже решила не наказывать братишку, а лишь слегка пожурить его.
Вот и ворота с заманчивой надписью. Катя подбежала к кассе, купила билет и протянула его старушке с красной повязкой. Через минуту она была уже у клеток с животными. Но не они интересовали её. Катя искала Женю. А в зоопарке легче найти верблюда или орангутанга, чем семилетнего мальчика. Ведь на клетках висят указатели, где какой зверь или птица находятся. О том же, где искать Женю Константинова, никаких указателей не было. А весь зоопарк за день не обойдёшь. Катя кинулась сначала к клеткам со львами, потом с обезьянами. Жени нигде не было. Девочка заметалась из стороны в сторону. Она спрашивала посетителей, не видели ли они маленького мальчика в синих шортах и оранжевой рубашке с короткими рукавами. Ей отвечали разное. Кто видел, кто нет. Но конкретно никто ничего сказать не мог.
Не думайте, что Катя не знала, что можно пойти в радиоузел зоопарка и попросить объявить по радио о пропавшем мальчике по имени Женя. Просто она была так растеряна, что не догадалась это сделать. Иногда даже взрослые теряются в сложных обстоятельствах.
А время шло. Людей становилось всё меньше и меньше, посетители зоопарка потянулись к выходу, а Катя всё ещё бегала от одной клетки к другой, от одного вольера к другому.
– Может, Женя не в зоопарке? – в который раз задала себе вопрос Катя.
И тут она увидела брата.
Мальчик стоял у пруда с водоплавающими птицами и зачарованно следил за играющими утятами. Поэтому от неожиданности он чуть не свалился в воду, когда рука сестры схватила его за шиворот.
– Попался! – торжествующе произнесла Катя.
– Пусти! – Мальчик отчаянно вырывался.
– Сейчас же идём домой, – с угрозой в голосе сказала девочка. – Там я с тобой поговорю, как полагается.
Но тут Женя укусил сестру за палец.
– Ай! – вскрикнула Катя и выпустила брата.
– Получила?! – Женя отскочил на безопасное расстояние и показал сестре язык.
Катя кинулась к нему. Женя метнулся в сторону, но девочка сумела схватить брата за руку. Она потащила его к выходу.
– Я ещё не всё посмотрел! – завопил Женя.
– На сегодня хватит.
– Нет! Я хочу ещё!
– Обойдёшься, – отрезала Катя.
Она еле сдерживала себя, чтобы не отвесить хорошего подзатыльника упрямому братцу. Тащить упирающегося и вырывающегося мальчишку было тяжело. Спорить с ним было ещё тяжелее. Редкие оставшиеся посетители оглядывались на детей и неодобрительно качали головами.
– Ты не имеешь права лишать меня культурного отдыха в общественном месте! – кричал Женя. Он знал много умных словечек и выражений и любил употреблять их при случае. – К тому же ты сама мне обещала!
– Да, обещала, – согласилась Катя. – Но кто тебе разрешал убегать из дома? Кто? Противный мальчишка!
– Я же не виноват, что ты спишь, как больная обезьяна.
Этого ему не следовало говорить.
– Сам ты обезьяна! – возмутилась девочка.
От такого сравнения она разозлилась не на шутку. Да, есть у неё маленький грешок. Она любит поваляться в постели по утрам. Но она никому не позволит смеяться над собой. Даже родному брату.
А мальчик продолжал обзывать её прочими обидными прозвищами.
– Соня! – кричал он. – Я видел такого зверя сегодня. Вылитая ты!
– Замолчи! – Катя готова была заплакать от обиды.
Но Женя не унимался. Он понял, что наконец-то нашёл слабое место сестры и решил вволю этим воспользоваться.
– Нет, ты больше похожа на ленивца. Он спит, даже когда висит на ветке. Если тебя повесить вниз головой, ты тоже будешь спать как ни в чём не бывало.
– Ах, так?!
От обиды у Кати брызнули слёзы. Она не выдержала и, забыв обо всём на свете, обхватила брата левой рукой, повернула его к себе спиной так, чтобы он не мог вырваться, и ближайшие окрестности огласились звонкими шлепками.
Это был запрещённый приём. Ни Катю, ни Женю родители за всю жизнь пальцем не тронули, что бы те ни натворили. В их семье существовал закон: телесные наказания запрещены.
Катя в сердцах отшлёпала Женю. Это случилось возле клетки с жирафами. Животные с удивлением смотрели на детей.
Как ошпаренный мальчик наконец вырвался из объятий сестры, отскочил в сторону, обеими руками держась за пострадавшее место, и громко заревел. Катя ошарашено смотрела на брата. Она поняла, что натворила что-то страшное, но не знала, что ей теперь делать.
– Женя… – пробормотала она. – Я не хотела…
Но оскорблённый ребенок побежал, сотрясаясь от рыданий. Такого унижения он не испытывал с трёх лет, когда Катя впервые проделала с ним то же самое. Тогда с ним случился настоящий припадок. Родители еле-еле смогли успокоить сына, а дочь строго наказали. Не разговаривали с ней целую неделю. Катя поклялась никогда больше этого не делать.
И так случилось, что сегодня она нарушила сразу две клятвы. Отшлёпала Женю и поссорилась с ним. Девочка так растерялась, что не сразу догадалась побежать за братом. Когда она опомнилась, его уже не было видно. Поиски пришлось начать заново. Только в этот раз настроение у неё было совершенно другое. Катя шла подавленная и расстроенная.
Женя спрятался в кустах, которые росли у самой воды одного из каналов, и горько заплакал. Он плакал от обиды, унижения, вины, которую всё-таки чувствовал за собой. Мальчик сидел на корточках, обхватив руками коленки и уткнув в них лицо, и тихо, как обиженный волчонок, подвывал. Слёзы падали на песок и оставляли на нём тёмные пятнышки. Вдруг сквозь плач он услыхал, как кто-то окликнул его по имени. Голос был низкий, густой и необычный.
– Женя. Мальчик Женя, – звал он.
Женя поднял голову, вытер кулаками слёзы и осмотрелся. Рядом никого не было. Но кто-то, не переставая, продолжал звать его. Мальчик недоуменно вертел головой. В воде плавали пять лебедей, да так близко от берега, что до них можно было дотянуться рукой. Не они же, в самом деле, разговаривают с ним?! Женя присмотрелся внимательнее к птицам и неожиданно понял, что это именно они обращаются к нему на человеческом языке.
– Кто здесь? – спросил он на всякий случай. – Кто меня зовёт?
– Мы, – ответил самый большой и красивый лебедь.
Женя перестал плакать и от удивления шлёпнулся на землю.