1629 – 1680
«Комедия притчи о блудном сыне», «Орёл Российский»
Мир есть великая книга, созданная Богом и соответствующая библейской Книге Бытия.
Три части мира:
1. мир первообразный – Бог;
2. макрокосмос – природа;
3. микрокосмос – человек.
Душа ребёнка есть ненаписанная скрижаль.
Четыре черты воспитанной души ребёнка:
1. черты голубя – кротость;
2. черты орла – величие духа;
3. черты крота – деятельная любовь к земным вещам;
4. черты вола – трудолюбие.
Человек отличается от животных разумом, познающим сущность вещей. Источником социального зла является невежество. Достоинство человека состоит в просвещённости, добродетели и трудолюбии. Философия есть мудрость, научающая терпению и смелости и врачующая нравы.
Три части философии:
1. разумительная – логика;
2. естественная – физика;
3. нравственная – этика.
Три части этики:
1. монастика – учение о морали отдельного человека;
2. экономика – учение о морали семьи;
3. политика – учение о государстве.
Если философская истина познаётся разумом, то религиозная – верой. Философия выше религии, но жизнь по христианским заповедям делает философию ненужной. Искусство отражает вещи путём создания их подобия. Лучшая форма правления – просвещённая монархия.
N.B. Симеон Полоцкий – автор первого русского стихотворный перевод Псалтири.
1722 – 1794
«Алфавит, или Букварь мира»
Мир есть вечная материя, управляемая Богом, который един с миром за счёт эманации (теизм и пантеизм). София есть Божья Премудрость, Мать Доброты, замысел Бога о мире.
*Теизм – понимание Бога как однажды сотворившего мир и активно в нём участвующего.
*Эманация – истечение божественной сущности от высшей сферы бытия к менее совершенным.
*Софиология – религиозно-философское учение о Софии как Божьей Премудрости.
Счастье человека возможно путём осознания своей сродности, т.е. предназначения к определённому виду деятельности
Три мира:
1. макрокосм – природа;
2. микрокосм – человек;
3. мир символов – Библия как единство макрокосма и микрокосма.
Каждый мир состоит двух натур.
Две натуры:
1. форма – невидимая божественная натура;
2. материя – видимая земная натура как тень и отражение божественной.
Самопознание есть обнаружение невидимой божественной натуры через видимую земную натуру путём аллегорического толкования Библии. Познать себя – значит познать Бога, т.к. истинный человек и Бог – одно и то же. («Нужность не трудна, трудность не нужна»). Зло есть отказ человека от своей сродности, предусмотренной Софией, и стремление утвердить свой миропорядок. Философия – не сумма готовых знаний, а рискованный, аскетический и творческий поиск истины. Философия как весёлое ремесло и умное веселие пронизана игрой («Мир ловил меня, но не поймал»). Философская любовь есть вечный союз между Богом и человеком. Главной наукой является богословие как наука о самопознании и достижении счастья.
N.B. Г.С. Сковорода также был поэтом, музыкантом и педагогом.
N.B. Философия духовных академий, главным образом, сконцентрирована вокруг представителей первых высших учебных заведений – Киевско-Могилянской (1631) и Славяно-греко-латинской (1687) духовных академий, открытие которых возвысило русскую философию на новый уровень.