1000 – 1055
«Слово о законе и благодати», «Исповедание веры»
История вершится по божественному плану через приобщение народов к христианству.
Две стадии истории народов:
1. закон – иудейская ветхозаветная эпоха рабства, холода, сумерек и исключительности;
2. благодать – христианская новозаветная эпоха свободы, тепла, света и общности.
Русь примыкает к христианству по воле божественного Провидения.
*Провиденциализм – понимание мировых событий и поведения человека как проявления воли Бога.
Князь Владимир, осуществивший крещение Руси, по мудрости подобен христианским апостолам.
*Крещение Руси – введение князем Владимиром в 988 году в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, сменившей язычество.
*Язычество – политеистические религии, предшествовавшие монотеистическим.
*Политеизм – многобожие.
*Монотеизм – единобожие.
Бог как заступник человека движет историю в благоприятном для славян направлении. Противоположности божественного и земного, вечного и временного взаимопроникающи, поэтому познание общества, истории и Бога носит неограниченный характер, а разум – источник знания и веры.
Исторические эпохи взаимосвязаны, поэтому прошлое и будущее стянуты к настоящему.
N.B. Илларион Киевский – первый русский митрополит.
1050 – 1121
«Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание о разделении церквей на восточную и западную»
Две сферы бытия:
1. божественная – разумное, духовное и добродетельное начало;
2. земная – неразумное, телесное и греховное начало.
Душа и тело взаимодействуют, о чём свидетельствует пост, укрепляющий власть души над телом. Добро и зло неразделимы в бытии. Основой познания являются пять чувств, обобщаемые разумом как властителем души и тела, познающим Бога по его творениям. Философия и богословие едины.
Три силы души:
1. яростная – чувства, управляющие эмоциями человека;
2. желанная – воля, управляющая действиями человека;
3. словесная – разум, управляющий поведением человека.
Идеальное государство управляется князем-умом через слуг-чувства и подчиняет тело душе. История движется божественным предопределением.
*Фатализм – отождествление судьбы и необходимости.
*Волюнтаризм – признание божественной или человеческой воли основой всякого развития.
*Финализм – понимание развития мира от начала к предопределенному свыше концу.
1100 – 1164
«Поучение в субботу сыропустную»
Смысл жизни человека состоит в познании Бога через самопознание. Человек ответственен за свои дела, приближающие его к Богу или отдаляющие от него. Бог мудро управляет миром, поэтому в мире нет ничего случайного, и спасение человека зависит только от воли Бога, но достигается через веру, любовь и терпение.
*Сотериология – учение о спасении души.
Философия есть личная мудрость и праведная жизнь в соответствии с полученными знаниями. Православная церковь должна быть независима от византийской.
*Автокефалия – самостоятельность и независимость православных церквей.
Свобода человека достигается путём умерщвления плоти и избавления от бремени имущества.
*Нестяжательство – преобладание духовных интересов над материальными.
N.B. Климент Смолятич впервые в русской философии вывел принципы нестяжательства.
1130 – 1182
«Притча о слепце и хромце», «Слово о премудрости»
Человек как вершина творения обладает свободой воли и должен стремиться к истине, возвещенной Христом. Как душа превалирует над телом, так и светская власть должна быть сильнее духовной. Духовная и светская власть несут ответственность перед Богом и законом. Тело человека есть град, населённый чувствами, поэтому познание мира, души и Бога возможно только разумом. Спасение человека достигается через монашеский аскетизм и бегство от мира.
*Аскетизм – добровольное самоограничение с целью духовного самосовершенствования.
*Эскапизм — бегство от реальности в мир иллюзий.
1036 – 1074
«Слово о вере христианской и латинской»
Две сферы бытия:
1. божественная – невидимый духовный мир добра, познаваемый Откровением;
2. земная – видимый материальный мир зла, познаваемый чувствами.
Спасение человека достигается через монашеский аскетизм, бегство от мира, нестяжательство, терпение, смирение, покаяние, соблюдение постов и молитв во имя деятельного служения Богу.
Две церкви:
1. восточная – православие, символизирующее Новый Завет, как царство света и благодати;
2. западная – католичество, символизирующее Старый Завет, как царство измены и греха.
N.B. Феодосий Печёрский – основатель иноческого общежития на Руси.
*Иночество – монашество.
1439 – 1515
«Просветитель»
Упадок морали в монастырях преодолевается строгостью соблюдения церковного обряда, укреплением церковного имущества, тесным союзом церкви и государства, расправой с еретиками и обожествлением царской власти.
*Ересь – особое вероучение, извращающее общепринятые истины веры.
1433 – 1508
«Предание»
Упадок морали в монастырях преодолевается благостью умной молитвы, отказом от церковного имущества, невмешательством церкви в дела государства, прощением еретиков, моральным самосовершенствованием и опорой на традицию.
N.B. Конфликт стяжателей (иосифлян) и нестяжателей (заволжцев) достиг своей кульминации в споре Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Победа стяжателей привела к появлению концепции Филофея Псковского «Москва – Третий Рим».
1465 – 1542
«О покорении разума откровению»
Древний Рим пал из-за язычества. Второй Рим, т. е. Византия пала из-за отклонения от православия. Третий Рим, т. е. Москва как единственная хранительница православия и преемница Рима и Константинополя, будет стоять вечно, т.к. избрана божественным Провидением («Два Рима пали, третий стоит, четвёртому не бывать»).
N.B. Крупнейшими литературно-философскими памятниками русской средневековой философии неизвестного авторства являются «Слово о полку Игореве», «Палея Толковая», «Изборник 1076 года» и «Успенский сборник XII—XIII вв.».