Глава 3 Послан был Ангел Гавриил от Бога

Архистратиг Гавриил.

Дни почитания 26 марта (8 апреля), 13 (26) июля,

8 (21) сентября.


Во многих православных храмах на северных, боковых вратах алтаря изображают Архангела Гавриила. Во время службы через эти врата выходит к прихожанам диакон или алтарник, читать главы из Деяний Апостолов, Ветхого Завета. Ими пользуется и священник, на Божественной Литургии через них выносят Евангелие на малом входе, а на великом входе – еще не освященные Святые Дары. Центральные, Царские врата открываются для самых важных обрядов. Например, читается Евангелие. Выносится чаша со Святым Причастием. Когда Сам Господь приходит к людям. Но подготовка к этому осуществляется через северные врата. Под покровительством Архангела Гавриила.

Такой порядок символичен. Ведь Гавриил, наряду с Михаилом, Рафаилом, Уриилом, Салафаилом, Иегудиилом, Варахаилом, – один из семи высших бесплотных духов, служащих Господу. Его имя означает Сила Божья, Крепость Божья. Когда православные празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, то на втором месте среди этих сил стоит Гавриил. Его, как и Михаила, называют чиноначальником, Архистратигом. Ведь и он является одним из предводителей воинства небесного, участвовал в битве с падшими ангелами. Свидетельства об этом сохранились в апокрифических источниках, в I Книге Еноха (1 Енох 10: 54), в свитке «Война сынов света против сынов тьмы» из рукописей Мертвого моря.

Но в этой схватке основную роль сыграл все же Михаил. Он – главный небесный воевода, победитель сатаны. А у Гавриила почитаются два отдельных праздника, два Собора в его честь, 26 марта (8 апреля) и 13 (26) июля. Потому что у него – свое служение, не менее важное, чем у Михаила. Он – вестник силы и тайн Божиих, осуществляет связь между небесным и земным миром. Иногда – через подчиненных ангелов. А в каких-то ключевых случаях выступает Божьим посланцем. Открывает людям волю Всевышнего, готовит к ее выполнению. Или даже к явлению Самого Бога – так же, как в храме, перед чтением Евангелия или Святым Причастием.

Святитель Дмитрий Ростовский писал, что Архангел Гавриил в пустыне готовил к пророческому служению Моисея, когда он бежал от фараона. Открыл ему прошлое для написания Книги Бытия, «сообщил ему о начале мира, создании первого человека Адама, о жизни его и по нем бывших патриархов, о последующих временах – о потопе и разделении языков, объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и прочей премудрости».

В Таргуме (переводе на иудео-арамейский язык) книг Паралипоменон Господь по молитвам царя Езекии и пророка Исайи послал Гавриила истребить ассирийских военачальников, осадивших Иерусалим (2 Пар. 32: 21). Правда, в Священном Писании ангелы не всегда названы по именам. Но когда пророк Илия бежал от гонений на веру, пребывал в отчаянии и молил о смерти, то вполне вероятно, что Господь направил к нему Гавриила. Он поддержал, кормил Илию и привёл в пещеру Хорив, где к пророку явился Сам Бог. Неоднократно Гавриил навещал пророка Даниила. Раскрыл ему божественные тайны будущего – возвестил о пришествии Христа через «семьдесят седмин», о гонениях антихриста, конце мира (Дан. 8:16; 9:21). Но тем самым Архангел уже начал готовить людей к главному событию мировой истории, земному воплощению Спасителя.

А в этих событиях роль Гавриила проявилась в полной мере. Согласно церковному преданию, именно он явился к праведным Иоакиму и Анне, оскорбленным и униженным из-за своей бездетности. Возвестил им о рождении Дочери Марии, через Которую людям придет Спасение. У появившейся на свет Пречистой Отроковицы Гавриил сам стал ангелом-хранителем, неотступно оберегал Её, приносил Ей еду в Святая Святых Иерусалимского Храма.

Он явился и престарелому священнику Захарии. Известил о предстоящем рождении сына, Иоанна Предтечи. Когда тот не поверил, Архангел наказал его немотой (Лк. 1: 13–17). А шесть месяцев спустя Гавриил в Назарете предстал перед Девой Марией с благой вестью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она смутилась от неожиданности и такого приветствия. Гавриил успокоил Её: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Пресвятая Дева удивилась – как это будет, если Она не знает мужа, пожилого Иосифа? Гавриил пояснил: «Дух Святой найдет на Тебя; почему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» – и в подтверждение всемогущества Господа рассказал о зачатии Ее родственницы Елисаветы, жены Захарии. И прозвучал ответ Девы Марии: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 26–38). Тот самый смиренный ответ, который открыл путь Боговоплощению. Эту миссию Гавриила Церковь считает главной, и празднование его Собора установлено на следующий день после Благовещения. В первую очередь вспоминается само событие и Дева Мария, без колебаний предавшая Себя Божьей воле. Но особо чествуется и Архангел, выполнивший столь важную задачу. Хотя Благовещением его служение не ограничилось. Он продолжал дело, данное ему от Господа, опекать Пресвятую Богородицу и Её Плод.

Имя Гавриила в Евангелиях больше не упоминается, но церковное предание говорит, что это он явился во сне Иосифу Обручнику, наставил его, что Младенец зачат непорочно, от Духа Святого (Мф. 1: 20–23). При рождении Христа он же оповестил пастухов, что в мир пришел Спаситель (Лк. 2: 9-14). Он снова являлся Иосифу, предупредив о замыслах Ирода и повелев бежать в Египет. А потом сообщил, что можно возвращаться, «ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2: 13–18). По мнению некоторых отцов церкви, когда Иисус Христос молился в Гефсиманском саду перед Своими крестными муками, Отец послал укреплять Его Гавриила, чье имя как раз и означает «Крепость Божья». А потом он явился и женам-мироносицам, принес им благую весть о Воскресении Христа (Мф. 28: 2–7; Мк. 16: 5–7; Лк. 24: 4–7; Ин. 20: 12–13). А Пресвятую Богородицу Гавриил охранял в течение всей земной жизни. За три дня до кончины, когда она молилась на Елеонской горе, Архангел известил Ей день Успения и вручил райскую ветвь, небесную лилию, символ победы над смертью.

Явления Гавриила случались и позже. Самое известное зафиксировано 11 июня 982 года. На горе Афон в уединенной келье жил старец с юным послушником. Вечером старец отправился в монастырь на всенощную службу, а послушника оставил молиться в келье. Вдруг в дверь постучал незнакомый монах. Юноша впустил его, стали молиться вместе. Дошли до молитвы Пресвятой Богородице. Послушник привычно запел: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…» Но гость остановил его: «У нас не так величают Божью Матерь». Начал иначе: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Непорочную и Матерь Бога нашего» – а потом уже продолжил: «Честнейшую Херувим…»

Незнакомец наказал – впредь эту молитву надо читать так, как учил он. Юноша боялся забыть, попросил записать. Но в келье не было письменных принадлежностей, и гость пальцем начертал молитву на камне, неожиданно ставшем мягким, как воск. Ошеломленный послушник успел поинтересоваться, как зовут монаха. Тот ответил: «Гавриил» – и исчез. Вернувшийся старец услышал рассказ, увидел слова на камне и понял: к ним приходил Архангел Гавриил. Принес людям молитву – так, как ее поют «у них», на небесах.

Известие о чуде дошло до императоров Византии Василия и Константина. В Константинополь отправили каменную плиту с текстом молитвы, и она прочно вошла в православный обиход. Икона, перед которой молились послушник с гостем, получила название «Достойно есть». На Афоне 11 июня установили местный праздник Архангела Гавриила. В Константинополе воздвигли собор в его честь. Впоследствии он разрушался, перестраивался. В XVII веке день освящения собора, 13 (26) июля, был введен в церковный календарь как еще один праздник этого Архистратига.

Гавриила очень почитали и на Руси. В 1037 году благоверный великий князь Ярослав Мудрый, возводя вокруг Киева новые крепостные стены, над главными, Золотыми воротами построил церковь Благовещения. Ипатьевская летопись подчеркивала – она сооружалась специально, чтобы «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою Святыя Богородицы и Архангела Гавриила». А при освящении церкви святитель Иларион провозгласил: «Да еще целование Архангел даст Девици, будет и граду сему. К онои бо: “Радуися, обрадованнаа! Господь с тобою!”, к граду же: “Радуися, благоверный граде! Господь с тобою!”»

В крещении или монашестве имя Гавриила носили многие русские князья. В его честь писали иконы, освящали храмы. Ему был посвящен один из приделов кремлевского Благовещенского Собора – домовой церкви русских государей, построенной Иваном III. Гавриил был небесным покровителем его сына, великого князя Василия III. Он глубоко почитал Архангела. Долгое время, будучи бездетным, молился ему. В 1530 году наконец-то родился сын Иван, и Василий в благодарность построил храм Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре. При Иване Грозном такой храм появился и в Москве на Чистых прудах. Возможно, царь возвел его в память об отце.

В нашей стране были и явления Архангела. Например, преподобному Мартирию Зеленецкому во второй половине XVI века. Но опять же, в житиях святых, в описаниях чудес редко упоминается персонально, кто из ангелов приходил к людям. Или говорится обобщенно, как о явлениях Пресвятой Богородицы с небесным воинством. А Архангел Гавриил всегда был близок к Ней. Так же, как Божью Матерь, он извещает о переходе в вечную жизнь Её избранников, святых праведников. В «Келейной книжице» старца Иоанна (Крестьянкина) записана молитва: «Святый Архистратиже Божий Гаврииле, – вестниче Божий, возвести мне час смерти моей». А старцу Николаю (Гурьянову) он и возвестил. Приходил в его скромную избушку-келью на острове Талабск, принес знак, небесную лилию. По молитве старца это явление Архангела видели близкие люди из окружения Батюшки Николая.

Из двух праздников Архистратига Гавриила июльский все же стал в России второстепенным, он был связан с греческими событиями и традициями. Основным стал апрельский, связанный с Благовещением. Каких-то оcобых народных обычаев на этот праздник не выработалось, кроме примет о погоде. Но зайти в храм, поставить свечу, помолиться считалось очень важным. Ведь Гавриил – один из ближайших ангельских чинов к Божьему Престолу и Пресвятой Богородице. А его служение по связи земного и небесного мира не ограничивается передачей людям Божьей мудрости, благодати, силы. Он и в обратном направлении несет Господу наши молитвы, просьбы, чаяния.

Верующие помнят чудеса зачатия Девы Марии, Иоанна Предтечи, Благовещения. Поэтому к Архангелу Гавриилу обращаются бездетные супруги о рождении ребенка. Или просят помощи в усыновлении детей. Обращаются неженатые и незамужние в поисках своей «половины», молятся о создании благополучной семьи. Гавриил охранял и опекал юную Деву Марию, Младенца Христа – и его просят о покровительстве детям, чтобы наставил их на верный путь, уберег от опасностей. Он извещает праведников о кончине – и об усопших ему тоже молятся. Но он и носитель Божьей мудрости, силы. Поэтому ему молятся об избавлении от нечистых помыслов, о правильном выборе в сложных ситуациях. О защите от недругов, от болезней, не только тела, но и души, от всяких прочих напастей:

«Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил».

Загрузка...