Как известно, кризис заложен в природе капитализма, и возврат к этому строю означал готовность нести любые тяготы, связанные с ним. Когда решался вопрос о коренном изменении уклада жизни России, мало кто думал об этом, и реставрация капитализма особых протестов не вызывала. Теперь мы уже готовы думать о смене модели развития. В связи с этим важно выяснить, что в кризисе обусловлено внешними, не зависящими от нас обстоятельствами, а что стало результатом наших собственных действий.
Последний мировой кризис не просто возник в Америке. Он вырос из ее порочной системы, но она нашла способ трансформировать эту болезнь на весь мир, зараженный долларовой бациллой. Особенно напряженная ситуация сложилась в 2008–2009 гг., она привела к банкротству не только крупнейшую компанию отрасли General Motors, но и всю автомобильную промышленность Америки. В условиях кризиса произошла самая уникальная диверсия глобального масштаба, в которой США нашли спасение от создавшейся системы виртуальных денег и всемирного кредитования. И это несмотря на то, что денежная масса, которая опосредствует реальную экономику Америки, составляла всего 12 %, весь остальной капитал – это акции, ценные бумаги, всевозможные облигации, векселя, процентные ставки и т. д. Отсюда, по данным наших специалистов, 70 % ВВП США связаны с кредитами. Здесь 95 % внутренней жизни финансовой среды держится на мизерных прибылях и обслуживает себя сама. Поэтому и обрушился их «бумажный Эверест»: ценные бумаги, в основе которых лежали ипотечные долги американцев, перепродавались помногу раз. В отличие от нас американский бизнес живет «на обороте», а не на задранной вверх единичной прибыли. Каждый хотел пусть центы, но заработать на этих бумагах. Из-за того, что наценки были маленькие, находились покупатели. И эти бумаги постоянно переходили из рук в руки. От такой вещи зависела судьба еще десяти. Обесценилась первая – обесценились и остальные. И дальше эта цепочка связей одного от другого – по принципу домино – пошла гулять по миру, хотя внешне казалось, что кто-то просто не вернул вовремя долг.
В итоге под эгидой США в мировой рыночной структуре осуществлялся системный подрыв механизма ценообразования, а также отказ от принципов свободной конкуренции и антимонопольной политики. Сегодня это наблюдается, прежде всего, в нефтегазовом комплексе, где рентабельность достигла 300–400 %. В этой ситуации не надо забывать об истории происхождения американского капитала, роли и значении монополии США в мире в прошлом и теперь.
Как известно, США на рубеже XIX–XX веков, т. е. в относительно короткий исторический период, превратились в первую индустриальную державу мира. Этому способствовали: итоги первоначального накопления капитала в стране, что вызвало объединение средств предпринимателей, привлечение свободных капиталов в акционерные общества, нормальные тенденции монополизации экономики на основе антитрестового законодательства, обеспечение полной свободы экономической деятельности деловых людей всех уровней, большие сырьевые ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования, огромный приток трудовых ресурсов со всего мира. Характерная деталь: в Америку на рубеже веков переселились миллионы людей не только самых бедных, но и самых энергичных, настойчивых, волевых, не боящихся никакого труда. Более того, уже в то время была законом обеспечена защита американской промышленности от конкуренции импортных товаров высокими таможенными тарифами (в конце XIX в. Средний уровень достиг 75 % стоимости ввоза) сочеталась с полной свободой импорта иностранного капитала, который составил значительную часть американских инвестиций.
Еще раз подчеркнем: монополизация экономики США фактически в XIX в. приобрела наиболее законченные формы. Но здесь сильнее всего проявились антимонопольные тенденции, поскольку объединения явно грозили сковать мелких и средних предпринимателей, заморозив хозяйственную жизнь в стране. По принятому Конгрессом США закону (1890 г.) всякое монопольное объединение любой формы, направленное на ограничение производства и торговли в системе малого бизнеса объявлялось незаконным. С тех пор и по настоящее время экономическая система США является мощной в рыночном мире. С помощью антигуманных способов Америка обеспечивала в прошлом и обеспечивает ныне свои гигантские прибыли – будь то методом экономической экспансии, политического давления или военных авантюр.
Примечательно, что в истории США вывоз капитала всегда занимал видное место в деятельности американского бизнеса. К помощи его прибегали, чтобы укрепить фактических хозяев Америки – монополий, обеспечить их глобальные интересы. Инвестиции за рубежом американская администрация всегда использовала как своего рода рычаг, с помощью которого ей долго удавалось повернуть развитие событий в мире в свою пользу. Уже в начале XX века созрели условия превращения США в крупного экспортера капитала. Две мировые войны и тот стимул, который они дали американской экономике, развитию монополий, укреплению их финансовой и технологической базы, ускорил процесс превращения США в мирового кредитора, как паутиной опутавшего затем долгами государства всего несоциалистического мира. Страницы истории проникновения американского капитала в царскую Россию свидетельствуют о попытках экономически закабалить ее, и в первую очередь дальневосточные районы и Сибирь. Уже тогда прибыль американских дельцов от эксплуатации богатств отдельных регионов России составила 500, 1000 и даже 2000 % была обычным явлением. В связи с развалом СССР и мировой системы социализма, американский капитал на рубеже XX и XXI вв. через свои дочерние предприятия окончательно опутал в финансовом отношении все континенты и большинство стран земного шара, принося монополиям США огромные прибыли.