Глава 1. Опера России XVIII века

Опера в России впервые появилась с приездом итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: 29 января 1736 года, опера «Сила любви и ненависти» (музыка – Франческо Арайя, перевод либретто на русский язык – В. К. Тредиаковского).

До 1755 года оперные произведения исполнялись только на итальянском языке.

Позднее при дворе появилась французская труппа.

Первая опера на оригинальный русский текст поэта А. П. Сумарокова «Цефал и Прокрис» была поставлена на сцене в Санкт-Петербурге в 1755 г.

Первые русские оперные спектакли появились в 70-х гг. XVIII в.

Русская опера основывалась на народной и бытовой музыке, в тесной связи с литературой своего времени.

Первыми композиторами русских опер были иностранцы Арайя, Кавос и др. и русские – Пашкевич, Фомин, братья А. и С. Титовы, Алябьев, Верстовский.

АРАЙЯ ФРАНЧЕСКО ДОМАНИКО (1700—1767)

Арайя – оперный композитор представитель неаполитанской оперной школы был придворным капельмейстером в Санкт-Петербурге во времена Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В 1735 году под его руководством итальянская оперная труппа давала представления зимой в театре Зимнего дворца, а летом – в театре Летнего сада.

В 1737 году была разыграна в Санкт-Петербургском придворном театре опера «Abiazare», написанная Арайей. Это была первая итальянская опера в Петербурге. В 1738 году он поставил «Семирамиду», а на следующий год еще 5 опер.

В 1755 году Арайя написал музыку к опере «Цефал и Прокрис» (текст А. П. Сумарокова). Это была первая опера, написанная на русский текст и впервые исполненная русскими певцами в театре Санкт-Петербурга.

КАВОС КАТЕРИНО АЛЬБЕРТОВИЧ (1775—1840)

Русский композитор, дирижёр. Итальянец по происхождению из старинной венецианской семьи.

С 1799 Кавос работал в Петербурге в итальянской опере в качестве композитора и капельмейстера, в 1806—21 гг. в русской опере, а с 1832 г. он – «директор музыки» императорских театров. Автор многих опер («Князь-невидимка», «Иван Сусанин» и др.). Именно Катерино Кавосу Россия обязана становлению оперного искусства. Кавос написал 30 опер. Сюжеты опер в большинстве случаев имели национальный характер: былинные, исторические («Сокол князя Ярослава», «Юность Иоанна III», «Иван Сусанин»), сказочные («Жар-Птица», «Князь Невидимка», «Светлана»), бытовые («Откупщик Бражкин»).


Илья-богатырь

Опера с хором и балетом в 4 д. Либретто И. Крылова.

Премьера: Петербург, Придворный театр, 1806 г

Действующие лица:

Илья богатырь; Владисил, Князь Черниговский; Всемила, Княжна Болгарская; Тароп, шут Владисила; Седырь, боярин Черниговский; Зломека, волшебница; Добрада, волшебница; Лена, дочь Добрады; Русида, невеста Таропа; Пламид, наперсник Зломеки; Соловей-разбойник; Асмодей; Вестник; Придворные Зломеки; Посол от печенегов.


Начало XIX в. ознаменовалось в русском театре увлечением сказочно-фантастическими операми на все вкусы.

«Илья-богатырь» Кавоса занимает значительное место в ряду произведений волшебного жанра. Народный поэт, автор гениальных басен Крылов в «Илье-богатыре» отказался от нагромождения театральных трюков. Так, борьба Ильи с Соловьем-разбойником как бы отображала схватку русского государства с империей Наполеона.

Казак-стихотворец

Опера-водевиль в 1 д., либретто А. Шаховского.

Премьера: Петербург, Новый театр, 1812 г.


Действие происходит на Украине. События приурочены к Полтавской битве. Первая постановка водевиля состоялась незадолго до начала Отечественной войны, когда для всех была ясна неизбежность военного столкновения Франции и России. Шаховской ввел в текст воспоминания о разгроме Карла XII, которые воспринимались в свете событий Отечественной войны 1812 г.

Партитура Кавоса представляет собой аранжировку украинских народных песен распевных, шуточных, плясовых, а также подлинных образцов музыки времен Петра I.

«Казаку-стихотворцу» принадлежит заметное место в истории украинского и русского театра.

Иван Сусанин

Опера в 2 д., либретто А. Шаховского. Премьера: Петербург, 1815 г.

Подвиг Ивана Сусанина, который завел вражеский отряд в непроходимую чащу и погиб во имя родины, неоднократно служил темой для произведений искусства. Одной из первых попыток подобного рода и явилась опера Кавоса.

Шаховской отказался от трагического финала: Сусанин намеренно плутает по лесу с поляками, пока не появляется русский отряд и не освобождает его. Опера Кавоса сыграла заметную роль в истории русского музыкального театра.

ПАШКЕВИЧ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1742 -1797)

Василий Пашкевич – композитор времен Екатерины II, дирижёр, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы. Пройдя курс обучения под руководством итальянского композитора Винченцо Манфредини, Пашкевич поступил на придворную службу и был причислен к штату капеллы придворной церкви.

Он пишет оперы на тексты императрицы Екатерины II.

Павел I, после смерти матери, уволил композитора с придворной службы.

Оперы: «Своя ноша не тянет»; «Два Антона»; «Скупой», либретто Я. Княжнина; «Несчастье от кареты», либретто Я. Княжнина;

«Тунисский паша», либретто Михаила Матинского;«Февей», либретто Екатерины II, стихи В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова;

«Федул с детьми», либретто Екатерины II; «Как поживешь, так и прослывешь», либретто М. Матинского; «Несчастный в любви подьячий».

Как поживёшь, так и прослывёшь, или санкт-петербургский гостиный двор

Комическая опера В. Пашкевича в 3 д., либретто М. Матинского. Премьера: 1782 г. Петербург.


Опера не только замечательная бытовая картина, но и художественное обличение лихоимства, плутней купцов и подьячих. Опера движется в том же русле искусства, к которому относятся комедии Фонвизина. Ее герои: Купец Сквалыгин – безжалостный ростовщик, обирающий должников, вор, лишающий куска хлеба бедную вдову. Таков и его будущий зять – приказный Крючкодей, грабящий крестьянина и подделывающий вексель. Не только среда (купечество), но и формы ее обрисовки роднят это произведение с «Женитьбой» Гоголя и комедиями Островского.

Несчастье от кареты

Комическая опера в 2 д., либретто Я. Княжнина.

Премьера: Петербург, Эрмитаж, 1779 г.

Действие происходит в селе, принадлежащем помещику Фирюлину.


Крестьянка Анюта любит крестьянина Лукьяна, но их счастью мешает приказчик Клементин, которому приглянулась девушка. Фирюлины хотят приобрести модную парижскую карету, а для этого нужны деньги. Приказчик велит отдать в рекруты Лукьяна. Его заковывают в кандалы. На помощь Лукьяну и Анюте приходит шут Афанасий: он сообщает барам, что Лукьян и его невеста говорят по-французски. Помещик и его жена в восторге, с Лукьяна сняты цепи, и все препятствия к браку устранены.

Несомненна антикрепостническая направленность пьесы, в которой крестьяне противопоставлены тупым и бездушным барам и их прихвостню приказчику.

ФОМИН ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ (1761—1800)

Русский композитор Е. Фомин принадлежит к числу русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа.

Окончив музыкальные классы Академии художеств, в течение трех лет Фомин занимался в Болонской (Италия) филармонической академии. В 1786 по возвращении в Россию Фомин получил официальный заказ – написать оперу на текст Екатерины II «Новгородский богатырь Боеславич». Либретто к опере написала сама императрица.

В своей музыке Фомин опирался на интонации русской народной песни, бытового романса, умело соединяя их с приемами европейской музыки XVIII века.

Опера «Ямщики на подставе» стала в России одной из лучших опер XVIII в. Опера, полностью основана на русских народных мелодиях.

В следующем году появились 2 оперы – «Вечеринка, или Гадай, гадай девица» и «Американцы». За ними последовали оперы «Колдун, ворожея и сваха», «Орфей» (текст Я. Княжнина).

Многие сочинения Фомина не сохранились, но те несколько опер, которые дошли до нас, позволяют говорить о Фомине как о российском композиторе 18 века.

Ямщики на подставе

Опера в 1 д., либретто Н. Львова. Премьера: Петербург, 1787 г.


В отличие от многих комических опер XVIII в., в которых главенствует текст, в опере Фомина драматургию определяет музыка.

Ямщику Тимофею грозит рекрутчина, разлука с любимой женой. На помощь ему приходят друзья-ямщики и проезжий офицер. В музыке достигнуто высокое мастерство русской народной песни. Если в ранних операх песня использовалась в сольных номерах и простейших ансамблях, то «Ямщики» – первая русская хоровая опера. Фомин представил песню в ее жанровом многообразии. Здесь встречаются протяжная песня «Ретиво сердце молодецкое», хоровая «Высоко сокол летает», плясовая «Во поле березонька стояла» и др. Музыка образует сольно-хоровую и хореографическую сюиту.


БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ (1751—1825)

Родился в Глухове (близ Чернигова).

Дмитрий Бортнянский и Максим Березовский после окончания глуховской школы, благодаря чудесному голосу, были приняты в Придворную певческую капеллу в Петербурге.

Семнадцатилетнему Дмитрию Бортнянскому, как особо одарённому музыканту, назначают художественную стипендию – «пансион» для учёбы в Италии. Он избирает местом постоянного жительства Венецию, которая ещё с XVII столетия славилась своим оперным театром.

Три оперы на мифологический сюжет – «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий» определили мастерство автора в овладении композиторской техникой итальянской школы. Не раз в блестящих мелодиях арий или в инструментальных частях прослушивается чувственная напевная украинская лирика песен и романсов.

После возвращения в Россию Бортнянский был назначен директором Придворной певческой капеллы в Петербурге.

Алкид

Опера в 3 действиях, итальянское либретто П. Метастазио. Премьера: Венеция, 1778 г.


Древнегреческий герой Алкид (Геракл) встретил на распутье двух женщин: одна из них олицетворяла Порочность, другая – Добродетель. Алкиду предстояло сделать выбор жизненного пути, и, несмотря на соблазны Порочности, он избрал стезю Добродетели. Метастазио, а вслед за ним и Бортнянский облекли эту притчу в художественную форму. В опере олицетворением двух противоположных начал служат Эдонида и Аретея. Первая рисует перед Алкидом мир бездумных наслаждений и радостей, тогда как вторая не скрывает, что на праведном пути героя подстерегает множество опасностей и испытаний, требующих немалого мужества. Сделать выбор юноше нелегко, но он не страшится испытаний и побеждает искушения. Эдонида признает его правоту и решает разделить его героические деяния.

Оперы;

«Креонт»; «Алкид»; «Квинт Фабий»; «Празднество сеньора»;

«Сокол»; «Сын-соперник, или Новая стратоника»

СОКОЛОВСКИЙ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ (род. 1756 г. – неизв.)

Русский композитор, скрипач, дирижер. Михаил Соколовский автор сохранившейся русской комедийно-бытовой оперы «Мельник – колдун, обманщик и сват» – это одна из первых опер, созданных на русское либретто.

Опера «Мельник» с музыкой Соколовского была представлена в Московском театре, затем в Зимнем дворце в Петербурге.

«Мельник» – едва ли не самая популярная русская опера XVIII в., единственная, сохранившаяся в репертуаре русского театра XIX в. Опера сочетает разговорные сцены с музыкальными номерами.

Представлением именно этой оперы 16 ноября 1785 года открылся первый сезон в Эрмитажном театре

Мельник – колдун, обманщик и сват

Комическая опера в 3 д., либретто А. Аблесимова.

Премьера: Москва, 1779 г.

Действующие лица:

Анкудин, крестьянин. Фетинья, жена его. Анюта, дочь их. Филимон, жених Анютин. Фаддей, мельник.


Действие происходит в деревне.

Впервые на русской сцене мелодии народных песен стали средством раскрытия жизни народа. Ценность произведения – в правдивом воссоздании народного быта, обрядов, в характерности образов.

Мельник не только корыстен, но и сметлив, находчив, хитер; в нем есть подлинная удаль и размашистость. Выразительны фигуры Анкудина и Фетиньи – родителей Анюты. Многие песни оперы, как, например, «Ходил молодец на Пресню» (на мелодию городской песни «Как ходил, гулял Ванюша»), пользовались популярностью у аудитории. Нередко музыка углубляет и обогащает внутренний мир героя. Так, заунывно-грустная думка Филимона выражает его мысли и чувства значительно ярче, чем текст.

Судьба «Мельника» сложилась счастливо, долгие годы опера не сходила со сцены.

ТИТОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1769—1827)

На протяжении ста лет – с середины XVIII века – семье Титовых принадлежало видное место в русской музыкальной жизни. У истоков династии стоял Николай Сергеевич Титов, композитор, поэт и драматург, автор комедий с музыкой в народном духе. По семейной традиции три поколения Титовых сочетали военную карьеру с занятиями музыкой, сочинительством. Все они принадлежали к кругу просвещенных дилетантов, сыгравших немалую роль в развитии русской культуры конца XVIII столетия.

Титов был композитором-любителем, его дом был одним из центров петербургского музыкального, литерературного и театрального мира. Музыка Титова по стилю приближается к музыке Гайдна и Моцарта, хотя замечается влияние русской народной музыки. Он написал много опер, некоторые из них в своё время ставились на русской сцене и игрались даже в Париже. Оперы Титова пользовались успехом. Наибольший успех имела поставленная в 1817 году опера «Мужество киевлянина, или вот каковы русские».


Оперы: «Пивовар или кроющийся дух», «Суд царя Соломона», «Амур-судья, или Спор трех граций», «Девишник, или Филаткина свадьба, следствие Яма», «Эммерик Текелий», «Татьяна прекрасная на Воробьевых горах» и др.

Мужество киевлянина, или вот каковы русские

Премьеры: Петербург, 1817 г., Малый театр; Москва – театр С. Апраксина на Знаменке. Комическая опера в 2 д., на текст А. Княжнина


Действие происходит в X в., Отечественная война 1812 г.

Киев осажден печенегами. Старейшина киевлян Свенельд сообщает, что единственное средство спасти город – тайно пробраться через местность, занятую врагом, и позвать на помощь воеводу Претича. Русин, бедный и благородный юноша, любящий красавицу Вельмилу, решается на это. Он переплывает Днепр и, не замеченный печенегами, добирается до воеводы. Под натиском русских печенеги снимают осаду.


АЛЯБЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1787—1851)

Русский композитор, пианист, дирижёр. Алябьев родился в Тобольске в семье вице-губернатора.

В 1801 году начал службу в Санкт-Петербурге, затем в Москве. Здесь он входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 подружился с С. Даргомыжским. Алябьев написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий.

Оперы;

Лунная ночь, или Домовые; Буря; Эдвин и Оскар; Волшебная ночь;

Рыбак и русалка, или Злое зелье; Аммалат-Бек

Лунная ночь, или домовые

Опера в двух действиях Либретто П. Н. Арапова и П. А. Муханова

Комната в помещичьем доме. Атмосфера русской усадьбы начала XIX века. Обитатели этой усадьбы находчивы и хитры, наивны и глупы. Укрощенная страхом деспотичность и напускная храбрость патриархальных помещиков уступают влюблённости и озорству молодого поколения.

ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1799—1862)

А. Верстовский был ровесником Пушкина и современником Глинки.

Верстовский родился в имении Селиверстово Тамбовской губернии. Отец содержал крепостной оркестр и большую по тем временам нотную библиотеку.

В 1816 г. юноша был определен в Институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Однако, проучившись там один год, он оставил институт и поступил на государственную службу.

Вступив на музыкальное поприще в конце 1810-х гг., Верстовский более 40 лет находился в центре музыкально-театральной жизни России как композитор. Современники высоко ценили Верстовского – как автора водевилей.

В творческом наследии Верстовского 6 опер. Первая из них – «Пан Твардовский» – написана на либретто Загоскина. Опера «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев», по балладе Жуковского «Громобой, или Двенадцать спящих дев», основана на сюжете из жизни Киевской Руси. В древнем Киеве происходит действие самой знаменитой оперы Верстовского – «Аскольдова могила», по мотивам повести Загоскина.

В последний период жизни им были написаны оперы на сюжет из современной русской жизни – «Тоска по родине», сказочно-волшебная опера «Сон наяву, или Чурова долина» и большая легендарно-фантастическая опера «Громобой».

Аскольдова могила

Опера в 4-х д. Либретто М. Загоскина. Премьера: Москва, Большой театр, 1857 г. В настоящее время исполняется редко.

Действующие лица:

Неизвестный (бас); Торопка Голован, гудочник (тенор); Всеслав, княжеский отрок (тенор); Алексеи, старый рыбак (бас); Надежда, дочь его (сопрано); Вышата, княжеский ключник (бас); Фрелаф, варяжский мечник (тенор); Стсмид, княжеский стремянной (тенор); Фснкал, варяжский скальд (тенор); Старуха (сопрано); Буслаевна, нянюшка (сопрано); Любаша, молодая киевлянка (сопрано); Часовой (баритон); Простей; Воины варяжской дружины и пр. лица.


Действие оперы происходит в древней Руси (Х век) во времена правления киевского князя Святослава Игоревича.

На рассвете па берегу Днепра дочь рыбака христианка Надежда ждет своего жениха Всеслава. Появляется Неизвестный. Он недоволен князем Святославом. Орудием в осуществлении своих коварных планов он хочет сделать Всеслава, любимого княжеского отрока.

Над Днепром, у Аскольдовой могилы спасаются от преследования Всеслав и Надежда. Появившийся Неизвестный предлагает беглецам свою помощь, но при условии, что Всеслав даст клятву восстать против Святослава и оставить христианскую веру. Всеслав решительно отказывается. Прибегает Торопка и сообщает, что убежище Всеслава и Надежды открыто и к нему идут княжеские дружинники. В отчаянии Всеслав и Надежда хотят броситься в Днепр. Но появляется посланник князя Святослава и объявляет, что князь прощает Всеслава и разрешает ему жениться на христианке Надежде. Неизвестный, проклиная Всеслава, садится в лодку и отплывает от берега. Волны разбушевавшегося Днепра поглощают его.

Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев

Опера в 3 д. с прологом, либретто С. Шевырева, С. Аксакова, М. Загоскина и А. Шаховского по балладе В. Жуковского «Вадим».

Премьера: Москва, 1832 г.


Двенадцать дочерей чародея Громобоя, продавшего душу дьяволу, в наказание за преступление отца погружены в волшебный сон, от которого их может освободить только чистый и благородный герой. Это Вадим. Следуя завету Пустынника, он посвящает свою жизнь борьбе со злом. Вадим убивает злодея Черного Вепря (своего отца) и снимает заклятие со спящих дев. Они возносятся на небо, а Вадим соединяется с любимой им Гремиславой, дочерью князя Святослава.

Громобой

Действующие лица:

Аскольд, князь Киевский (бас); Дир, князь Киевский (бас); Козырёк, шут Громобоя (тенор);

Громобой, изгнанник и нищий, сын Вадима Новгородского, павшего в Новгороде под мечами Аскольда и Дира, впоследствии – боярин Киевский (бас); Отшельник (баритон);

Чешко, крестьянин, впоследствии – главный кравчий Громобоя (тенор);

Милаша, его жена, первая няня в доме Громобоя (меццо-сопрано); Асмодей (бас);

Рогнеда, любимая жена Громобоя (сопрано); Наперсница Рогнеды (меццо-сопрано);

Гонец, переодетый князь Олег, впоследствии – правитель, дядя и опекун малолетнего сына Рюрика (тенор);

Свита и воины Аскольда и Дира, свита жены и прислуга Громобоя, воины Олега, крестьяне, крестьянки, адские духи и страшилища.


Действие происходит в середине IX века под Киевом в теремах Громобоя на берегу Днепра. Между первым и вторым действием проходит девять лет, между третьим и четвёртым – один год.

Сын витязя Вадима Новгородского Громобой, бессильный отомстить убийцам отца – Аскольду, Диру и другим варягам, пытается покончить с собой. Злой дух предлагает Громобою власть и возможность отмщения врагам в обмен на его душу и души двенадцати его дочерей. Проходят годы, и Громобою удается осуществить свое желание: дружинники Олега заманивают на берег Днепра Аскольда и Дира и убивают их. Приближается час расплаты, дьявол должен завладеть душой Громобоя. Но раскаяние и угрызения совести приносят ему прощение, дочери же его погружаются в волшебный сон.

Пан Твардовский

Опера в 4-х действиях, либретто М. Загоскина.

Премьера: Москва, Большой театр, 1828 г.


Польская легенда о шляхтиче-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу.

Бедный шляхтич Красицкий возвращается на родину с цыганским табором. Его невеста Юлия против воли просватана за чернокнижника, злодея Твардовского. По его приказу Красицкий брошен в тюрьму, откуда его освобождают цыгане. Продав душу сатане, Твардовский добился власти над духами, но должен потерять ее в тот час, когда испытает чувство страха. Ужас постепенно овладевает грешником. Чувствуя приближение гибели, он велит поджечь замок. Злой дух сбрасывает Твардовского в озеро. Юлия и Красицкий соединяются узами брака.

Сон наяву, или Чурова долина

Опера в 3-х действиях, либретто А. Шаховского.

Премьера: Москва, Большой театр, 1844 г.

Действующие лица:

Превзыд, внук Кия, князь Киевский (бас); Княжна Зоря, его дочь (сопрано);Милаш, князь Венетский, жених Зори (тенор);

Хачатур, каган Тмутараканский, жених Зори (баритон);

Братовид, княжич Литовский, жених Зори (тенор);

Витязь Весна, родич и нахлебник Превзыда (тенор);

Тумак, подкидыш, сын ведьм Чечётки и Буки (бас); Водосвета, русалка (немая роль); Малюк, оборотень, брат его по матери (сопрано); Домовой (баритон); Леший (тенор); Водяной, русалки, охотники, домочадцы, прислужники женихов, народ, сенные девушки, отроки.


Действие происходит в глубокую старину в селе Хоревищи, построенном Хоревом, братом первого Великого князя Киевского Кия, при внуке его Превзыде в глубокую старину.


К дочери князя Превзыда княжне Зоре сватаются каган Тмутараканский Хачатур, литовский княжич Братовид и венедский князь Милаш. Зоря отдает предпочтение последнему. Княжну похищает влюбленный в нее Леший. Русалки завлекают в озеро Милаша, отправившегося на поиски невесты. На помощь влюбленным приходит Домовой. После фантастических приключений, в которых участвуют и реальные персонажи, и всевозможная нечисть, Домовому удается освободить Зорю и Милаша.

«Чурова долина» ближе к старым волшебным операм, чем к Руслану и Людмиле Глинки. Большого успеха она не имела, хотя и была возобновлена в 1858 г.

Тоска по родине

Опера в 3-х действиях с прологом, либретто М. Загоскина.

Премьера: Москва, Большой театр, 1839 г.

Действие происходит в подмосковном имении Зарецкого и в Испании.


Действующие лица:

Зарецкий, дядя Лидиной; Лидина; Ситцкая, её приятельница; Завольский (бас); Зимогорьев; Никанор, слуга Завольского (тенор); Панкратий, дворецкий Зарецкого; Неизвестный; Коррехидор андалузского города Альмерии; Розалия, его жена (сопрано); Пахита, её служанка (меццо-сопрано); Красноярский, капитан фрегата (баритон); Дон Педро; Диего; Алонзо; Хорде; Фернандец; Пахомо Троводор (тенор); Лоцман; Альгвазил; Слуги, крестьяне, крестьянки, гости, слуги Коррехидора, матросы.


Молодой помещик Завольский влюблён в Лидину и пользуется её взаимностью. Неожиданно он становится свидетелем тайного свидания Лидиной с незнакомцем, в котором узнаёт человека, некогда спасшего ему жизнь. Завольский решает покинуть неверную. Он уезжает в Испанию.

Донна Розалия, жена андалузского коррехидора, влюбляется в Завольского, что вызывает ревность, но не мужа, а поклонника красавицы – дона Педро. Благородный Завольский отвергает любовь Розалии, так как не хочет нарушать святыню брака. К тому же он по-прежнему любит Лидину.

Тем временем нанятые доном Педро бандиты пытаются убить Завольского. Вторично жизнь его спасает тот же незнакомец, которого Завольский видел на свидании с Лидиной. Вместе с другими русскими моряками он прибыл на корабле в Испанию. Выясняется, что это брат Лидины. Счастливый Завольский спешит в Россию.

Загрузка...