С тех пор как благодаря Зигмунду Фрейду общеизвестным достоянием стал тот факт, что эмоциональные переживания в детстве существенно влияют на формирование характера и, в частности, на готовность к невротическим расстройствам, не прекращается дискуссия о том, какие специфические переживания в первую очередь ведут к психическим заболеваниям и нарушениям формирования характера. В какой мере и каким образом родители могут вызвать ошибочные реакции ребенка? И наоборот: могут ли они с помощью определенных воспитательных установок или приемов предотвратить возникновение неврозов у своих детей?
Начиная с двадцатых годов многие исследователи, прежде всего ученики З. Фрейда, посвящали себя изучению данных вопросов. Сначала оно ознаменовалось «периодом оптимизма» (А. Фрейд), когда некоторые авторы, поспешно обобщая отдельные клинические исследования, считали возможным создание своего рода перечня вредных воспитательных мер, казавшихся решающими для развития неврозов у детей. Среди прочего называлось злоупотребление родительскими правами, угрозы кастрации, запрет на проявление сексуального любопытства, неправильный режим сна, изнеживание, совращение и т. д. Создавалась иллюзия, что для гарантированного предотвращения детских неврозов достаточно просто избегать данных неблагоприятных факторов. Но опыт показал, что нельзя достичь необходимой профилактики неврозов лишь путем изменения воспитательных подходов.
На смену неудачам завышенных ожиданий пришел «период пессимизма» (А. Фрейд), когда ряд известных авторов психоанализа утверждали: влияние индивидуально-специфического окружения ребенка на развитие детских неврозов незначительно. Решающими являются следующие неизбежные факторы: врожденная бисексуальность, приводящая к обязательным конфликтам между внутренними устремлениями; врожденная сила влечения, особо интенсивно способствующая патогенным фрустрациям; некоторые жизненные ситуации, такие как отлучение от материнской груди, соперничество между братьями и сестрами, приучение к чистоплотности и конфликты эдиповой фазы с имеющимся табу на инцест. С точки зрения «пессимистической теории» личное влияние отца и матери больше не является существенным. Оба родителя рассматриваются преимущественно как носители судьбоносных ролей. В отношении ребенка к этим родительским ролям неизбежно вспыхивают врожденная амбивалентность и конфликт, готовый начаться благодаря присущему от природы расщеплению на эго и ид.
Но даже эта однозначно «пессимистическая теория» недостаточно поддерживается результатами клинических исследований. Каким бы неоспоримым ни было значение неизбежных факторов – как биологической предрасположенности, так и неотвратимых моментов социального конфликта, – в любой истории болезни детского невроза не обходится без специфических травмирующих воздействий со стороны детского окружения, и разрушительное влияние родителей неизбежно. Но что это за влияние? Если, как оказалось, меры воспитательного воздействия и педагогические подходы не так важны, то что же остается?
Ребенок получает от своих родителей не только определенное количество разрешений, запретов и воспитательных мер. Намного глубже и продолжительнее его затрагивают эмоциональные стремления, страхи и конфликты родителей, которые он с удивительной чуткостью открывает для себя во время или после применения воспитательных мер. Этот глубинный слой уходящих в бессознательное эмоциональных установок родителей необходимо учитывать при проверке их влияния на психическое развитие ребенка.
В последнее время многие исследователи рассматривают последствия «эмоционального воспитательного климата» и структуры личностей родителей. Однако плоды этих очень интересных работ частично ограничиваются тем, что роль отца и матери описывается либо не очень четко, либо она слишком упрощенным, схематичным образом соотносится с аномалиями детского развития. Недостаточно познакомиться со структурой родительских личностей, их индивидуальными и обоюдными эмоциональными конфликтами, чтобы сделать адекватный вывод о том, какие патогенные факторы (торможение или стимуляцию) может испытать на себе ребенок. Более того, для начала необходимо задаться конкретным вопросом: какую роль для ребенка играют эмоциональные ожидания родителей?
Роль ребенка в семье, определяемая эмоциональными потребностями родителей, – основная тема данной книги. Чем больше родители страдают под грузом своих неразрешенных конфликтов, тем больше они – пусть даже неосознанно – диктуют ребенку роль, служащую преимущественно для освобождения от собственного конфликта. Сами не осознавая того, они обременяют ребенка нерешенными проблемами своей жизни и надеются с его помощью облегчить свою судьбу. Специалист по детскому психоанализу, ежедневно имеющий дело с детьми-невротиками и их родителями, рано или поздно приступит к изучению характерных ролей, определяемых для своих детей такими родителями. Связь между родительскими ожиданиями, желаниями, страхами и реакциями ребенка, который зачастую, подобно насекомому, запутывается в паутине предназначенной для него роли, позволяет распознать определенные, всегда повторяющиеся структуры взаимоотношений родителей и ребенка, которые очевидно стимулируют возникновение детских неврозов. Так какие же роли важны сегодня?
Используя идеально-типический метод, можно выделить отдельные типичные, не присущие ребенку роли, позволяющие четко понять связь между неблагоприятными родительскими установками и психическими расстройствами детей. Следуя созданной З. Фрейдом классификации партнерских взаимоотношений («выбор объекта»), можно выделить роль ребенка, заменяющего родителя, супруга, брата или сестру родителя; воплощающего самость родителя; заменяющего идеальный или отрицательный аспект родительской самости или выступающего в качестве оспариваемого союзника. В каждой из этих ролей одновременно кроются признаки нормальных детско-родительских взаимоотношений. Но чем упорней и настойчивей родители предписывают ребенку соответствующую роль в их частично сознательной, частично бессознательной установке, тем больше нагрузка на него и тем скорее он подвергается опасности невротического расстройства. Разумеется, не существует простой причинно-следственной связи между «травмирующей ролью» и детским неврозом. Каким образом ребенок разбирается с обременяющей его ролью – подчиняется ли ей, избегает или даже ополчается против нее, – не определяется по умолчанию правилами родительской роли. Переданная по наследству конституция ребенка, его биологическое развитие и его социальная судьба влияют на возможную реакцию. Тем не менее в любой роли присутствуют моменты специфической психической нагрузки, в каждом случае ограничивающие пространство для реакций ребенка в определенном направлении. Они указывают на наиболее вероятное и типичное влияние отдельных ролей на психическое развитие ребенка.