Путин потребовал учесть «новую реальность» при подготовке мер по восстановлению экономики. Обозреватель поясняет: «То, что власть готова обсуждать поэтапное смягчение ограничений – это не трусость и не „капитуляция под натиском толпы“. Это трезвое признание реалий. Разумеется, очень плохо то, что пока эта реальность включает в себя продолжение эпидемии коронавируса. Но другой реальности у нас нет. Придется учиться жить – а не только сидеть взаперти – в этой». Ранее Попова предупредила о «новой нормальности» после пандемии, видимо, все-таки отличая социальную норму от реальности как таковой. Вопрос, действительно ли мы увидим вскорости какую-то новую реальность.
Конечно, на самом деле речь идет вовсе не о новой реальности в ее субстанциальном смысле, как неизменного основания всех событий, которую в буддийской философии обозначают как полную пустоту. Тот, кто научился в медитации видеть реальность как она есть, понимает, что нас ждет просто смена декораций, не более того. Не только чистое бытие, но и базовые человеческие ценности никуда не денутся, разве что поменяется способ их интерпретации. И дело не только в новых требованиях к соблюдению гигиены, которые изменят условия работы бизнеса и взаимодействия граждан в обществе, но и в смене ментальных декораций, очевидность которой уже начали анализировать.
Совершенно очевидно, что коронавирус навсегда изменил привычки россиян, принудительно сдвинув их в онлайн-пространство, однако за прошедшее время многие там адаптировались и выходить не собираются. Спрашивается, как от этого выигрывают интернет-компании? Согласно исследованиям Ленты, начинается естественный отбор, который прежде всего требует экспертности и доверия. Даже после возвращения в офлайн сохранится тренд на оптимизацию и качество контента. И лишь немногие компании смогут гордо заявить: «Когда пандемия закончится, мы будем в два раза сильнее». На удивление, интернет-реклама переживает не лучшие времена, ведь доселе виртуально продвигали живую жизнь.
Итак, по выходе из карантина, в строгом смысле слова, нам придется учитывать вовсе не «новую реальность», а совсем наоборот – «новую нереальность». Реальность как таковая была и остается незамутненной никакими человеческими процессами, и лишь с опорой на подлинную реальность можно сохранить душевный покой, внутренний мир, надежное равновесие в жизни. Нам предстоит иметь дело с новыми завихрениями сознания (в йоге их называют читта-вритти), упражняться в отрешенном управлении проекций мышления на материальный мир. Реальность-то никуда не денется, но многим покажется, что земля уходит из-под ног. Вот почему умение видеть реальность, как она есть, сейчас важнее всего.