Предисловие
Первоначально книга «Ребенок Нового Вавилона» напоминала мамин дневник, в котором некоторые главы были отведены для рекомендаций по изучению языков. Потом я решилась качественно переработать ее и убрала почти все личное и оставила рассказы о своей семье только там, где действительно необходимы примеры или пояснение текста. Книга стала меньше, но вместе с тем практичнее: на все вопросы по изучению языков, которые возникали лично у меня или у моих знакомых, я постаралась открыто ответить без отвлечения на частности.
Мне хотелось бы, чтобы опыт моей семьи не был ориентиром для тех, кто только начинает заниматься языками со своими детьми, хотя бы потому, что наш опыт далек от идеала. Каждый ребенок уникален, каждый опыт освоения иностранного языка – самобытен, тем и представляет собой ценность. Мне искренне хотелось бы, чтобы родители действовали без оглядки на чужие успехи или неудачи. Каждый опыт – исключителен, и ваш опыт – в том числе.
И еще необходимо сказать несколько слов о том, что именно я вкладываю в название книги. «Новый Вавилон» для меня – это современное общество, многонациональное и многоязычное, в котором посредством интернета и определенной открытости границ есть возможность говорить на нескольких языках и стремиться понять друг друга. Никакого иного значения – религиозного или философского – для меня в нем нет.
Вступление
В последнее время все чаще в статьях и книгах психологов встречаются слова о том, что современному ребенку, чтобы стать человеком будущего, необходимо научиться общаться. То есть личные коммуникативные качества становятся важнейшей составляющей на пути к успеху. Но в современном мире общение сводится не только к взаимодействию внутри того слоя общества, в котором ребенок был рожден.
Современный мир стал будто бы меньше – люди отправляются путешествовать по разным странам, удаленно работают, заключают браки, и в этот ускоренный темп жизни включаются дети. Дети рано осваивают компьютер и интернет, зачастую отправляются в поездки вместе с родителями уже в первый год жизни, слышат разные языки, видят представителей разных культур и рас.
Так как дать ребенку правильное представление о людях и культуре другой страны?
Через изучение языка, через общение на изучаемом языке.
Успехи ребенка – прекрасный повод для радости и гордости родителей. Моя семья не исключение в подобных вопросах. Но за годы пребывания с ребенком я уяснила простую вещь – он учит меня гораздо большему, нежели чем я его. И совместное познание нового – всегда процесс творческий, увлекательный, сопровождающийся обменом мнений.
Именно поэтому я решила рассказать о том, на какие вопросы мне пришлось ответить себе или другим, обучая ребенка-дошкольника иностранным языкам дома.
Глава 1. Мама: выбор языка
Зачастую декретный отпуск рассматривается молодыми мамами как «день сурка» с прогулками в определенное время, бесконечными кашами-брокколи, обязательной уборкой и отсутствием времени для собственного развития. От каш и брокколи все мы не застрахованы, но все же давайте постараемся рассмотреть немного другой вариант проведения декрета. А именно – вариант совместного развития мамы и ребенка.
Жить без развития невозможно. Человеку с рождения свойственно двигаться и расширять собственные горизонты. И, чтобы разнообразить свои будни, можно попробовать поиграть в новый язык. Для мамы это отличный способ быть в тонусе и узнать много нового, даже если мама имеет лингвистическое образование, а для ребенка – получить основные навыки владения иностранным языком.
Что может дать изучение иностранных языков с ребенком маме
1. Повышение самооценки.
Даже само предположение, что в декретном отпуске можно поглупеть будет развеяно. Занимаясь языками и адаптируя материал для детского восприятия, сложно говорить об однообразности дней. Мама начинает много читать, искать интересные материалы, все это даст немало пищи для размышлений.
Более того, рядом всегда будет человек, который безгранично верит в ваши силы – ваш ребенок.
2. Поддержание имеющихся языковых навыков на должном уровне.
Если вы когда-то учили какой-либо иностранный язык, то практика не будет лишней. Повторяем, вспоминаем о произношении, идиомах и временах. Многие мамы, вспоминая язык, все тщательнее и тщательнее готовятся к очередному занятию с собственным ребенком.
3. Новые знания.
Даже если мама имеет лингвистическое или филологическое образование, через необходимость бесед с малышом начнет изучать новую, «детскую» лексику, например, «режутся зубки», «легкий насморк» или «подгузник» вместе со всем его содержимым. Почти все мамы, чье образование и/или работа были связаны с языками, отмечали, что детские темы и все связанные с ними языковые нюансы, стали для них новыми.
4. Тренировка памяти.
Память тренируется не только у малыша, но и у мамы. Занятия языками могут стать определенного рода терапией, особенно, если у мамы тяжелый период – мозг переключается с одной деятельности на другую.
5. Борьба с застенчивостью.
Рано или поздно ребенок заговорит на иностранном языке на улице – с вами или с кем-то еще. Он споет песенку, прокомментирует, ввернет то слово, которое вспомнит, оно вполне может быть иностранным. Времени на то, чтобы стеснятся, у вас просто не будет, ведь ответ нужно дать в ближайшие две секунды.
6. Улучшение поисковых навыков.
Скорее всего, вы захотите купить книги на изучаемом языке, пособия, рабочие тетради. Поэтому необходимо будет найти места, в которых они продаются, а затем – места, где они продаются по другим ценам и где действует накопительная скидка; а затем – места, где продаются редкие книги, о которых вы будете мечтать.
Начинается поиск прописей, выложенных он-лайн, поиск групп, которые осуществляют поддержку мам, занимающихся языками, или групп, где обсуждается домашнее дошкольное и школьное образование. Начнутся поиски программ и курсов, презентаций, мультфильмов на нужном вам языке. И, что удивительно, все необходимое или большая его часть будет найдено!
7. Новые знакомства.
Виртуальные знакомства среди мам зачастую перерастают во встречи мам и детей. Если мама найдет или даже создаст для себя группу единомышленников, то встречи с ними превратятся в совместные прогулки, общие занятия, дружбу. Тем для бесед станет значительно больше, а ведь многие мамы переживают, что темы разговоров ограничиваются рассказами о режиме дня, о болячках и меню младенцев.
Но и письма – это тоже неплохо, зачастую продуктивно, так как идет постоянный обмен мнениями.
Интернет дает возможность заводить знакомства по всему миру, поэтому общение на интересующие вас темы – обеспечено, заодно можно понять, насколько правильно вы формулируете свои мысли на другом языке.
8. Возможность читать на интересующие темы на другом языке.
Мам всегда интересует, «что делать если…». И если российские источники по тому или иному вопросу уже изучены, то всегда можно обратиться к книгам или статьям на другом языке, научиться чему-либо при помощи другого языка, читать медицинские статьи, статьи о грудном вскармливании, кулинарные блоги, изучать секреты нового мастерства, узнавать больше о традициях и культуре других стран.
9. Идеи для бизнеса.
Иностранные языки дают множество идей для продвижения новых и не очень новых идей.
Многие мамы, которые хотели сделать для своих детей нечто новенькое в плане изучения языков, в результате открывали свои детские сады с углубленным изучением языка или детские центры. Многие мамы разработали собственные языковые курсы и продвигают их. Есть мамы, которые открыли свои книжные магазины и торгуют литературой на иностранных языках. Есть те, кто пишет рецензии на книги. Есть мамы-блогеры, ведущие свои страницы в социальных сетях, где публикуют рассказы о себе, детях и занятиях языками. Есть мамы-преподаватели, мамы-переводчики и мамы-репетиторы.