Проблемы региональной экономики: Вестник. – Вып.17. – Воронеж: ЦИРЭ. – 2007
Рисин И.Е., Шахов О.Ф.
Воронежская область относится к числу регионов – пионеров в апробации инструментария программно-целевого управления развитием муниципальных образований.
Необходимость в таком управлении четко определена Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором установлено, что каждое муниципальное образование (муниципальный район, городской округ, городское и сельское поселение) должны иметь собственные программы экономического и социального развития на долгосрочный период[1].
Важным этапом в организации такого процесса явилась разработка типового макета (далее – Типового макета) программы экономического и социального развития муниципального образования (городского округа, муниципального района).
Необходимость решения такой задачи продиктована потребностями в определении структуры программы, регламентации и унификации процесса ее формирования, обеспечении методологического единства при разработке муниципальных программ.
Обратим внимание на основные характеристики предложенного базового варианта Типового макета.
Программа развития муниципального образования определена как:
– базовый документ, в котором должны быть сформулированы стратегические направления развития муниципального образования. Поэтому она рассматривается в качестве инструмента формирования модели экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста;
– директивный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных для муниципального образования задач;
– основа текущего и перспективного планирования развития муниципального образования, принятия управленческих решений, выбора конкретных механизмов реализации проектов развития реального сектора экономики, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, повышения качества жизни местного сообщества;
– база для консолидации средств при решении вопросов местного значения, привлечения инвестиций, формирования и расширения налоговой базы. При этом в основу стратегического развития закладывается ориентация на собственные ресурсы, непрерывное повышение качества жизни населения, выявление и формирование конкурентных преимуществ территории, рост инвестиционной привлекательности, повышение качества и эффективности управления муниципальным образованием.
Определено, что программа должна разрабатываться с учетом социально-экономического положения городских округов, муниципальных районов и городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципальных районов, осуществляется в соответствии с требованиями главы 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является директивным документом, представляющим собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных для муниципального образования задач.
Структура программы включает следующие разделы:
1. Социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования Воронежской области.
1.1. Анализ социально-экономического положения муниципального образования.
1.1.1. Общая характеристика муниципального образования[2].
1.1.2. Комплексная оценка социально-экономического состоянии муниципального образования за предшествующий трех- пятилетний период[3].
1.1.3. Оценка социально-экономического состояния административных районов городского округа, городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципального района.
1.2. Анализ сильных и слабых сторон муниципального образования, возможностей и угроз в его внешней среде.
1.3. Потенциал и направления социально-экономического развития муниципального образования.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы.
3. Система программных мероприятий.
4. Механизм реализации программы.
5. Ресурсное обеспечение программы.
6. Оценка эффективности социально-экономических и экономических последствий от реализации программы.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации[4].
Главная цель программы определена как создание условий для формирования эффективной экономики, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения на основе воспроизводства и модернизации промышленного и аграрного потенциалов, развития социальной сферы и инфраструктуры муниципального образования и его поселений. Ее достижение связывается с решением следующих основных задач:
– преобразования в сфере местного самоуправления;
– создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;
– повышение эффективности государственной (областной) и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
– повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
– развитие отраслей, ориентированных на обеспечение эффективного функционирования промышленного и агропромышленного комплексов, внедрение инноваций, выпуск конкурентоспособной продукции, развитие кооперации и агропромышленной интеграции, формирование современной инфраструктуры продовольственного и аграрного рынков;
– развитие товарного приусадебного, фермерского хозяйства, возрождение народных промыслов;
– формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
– развитие кадрового потенциала и создание условий для закрепления специалистов на селе;
– проведение мероприятий по охране окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
– реформирование жилищно-коммунального комплекса;
– развитие транспортной, инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры;