Иверия (Грузия) после того как озарилась.
Светом Евангельской проповеди от самого апостола Андрея и св. Нины, до сего времени тщательно и свято хранит данное ей Богом сокровище. Подобно небу, блистаюгцему мириадами звёзд, она просияла целым сонмом святых угодников Божиих, которые, свидетельствуя чистоте её веры, служат ей несомненным залогом спасения.
Каждая страна необыкновенна. Каждый народ неповторим. Вся земля – удивительна. А в этом очерке, сколько возможно, будет рассказано о стране, которая с давних-давних времён называется Грузия. Впрочем, по-грузински её имя – Сакартвело. Конечно, произносится это особым образом, звуки этого имени русскими буквами не изобразить. Языки народов (с их звучанием) не получится передать «буквенным» способом. Это, может быть, одно из последствий решения Господня: когда Он остановил воздвижение Вавилонской башни, люди перестали понимать друг друга. Вера наша святая говорит, что когда-нибудь все люди на свете смогут освободиться от темноты непонимания. И наступит радость.
Три тысячи лет – таково приблизительное исчисление истории Грузии. Это древняя земля. Археологи обнаружили в этих краях древнейшие свидетельства о существовании виноделия и металлургии. Конечно, здесь не может быть определённой этнической (национальной) «привязки». Расселение народов на земле многократно менялось в течение веков, а тем более тысячелетий… Но говорить о глубине культурных и культовых корней вполне возможно.
Государство, именуемое античными источниками «Иверия» (в грузинской историографии «Царство Кар-тлийское»), возникло в четвёртом веке до Р. X. Это, вероятно, и можно считать началом страны Грузии (Са-картвело). Столицей был город Мцхета. Этот город, основанный ещё в пятом веке до Р.Х, находится в нескольких километрах к северу от Тбилиси. Он хранит для лицезрения множество древнейших памятников и святынь. Именно в этот, Богохранимый город Мцхета, пришла, спустя 9 столетий после его основания, пришла равноапостольная Нина (Нино) Каппадокийская просветительница Грузии.
Западная часть Грузии (именовалась Колхидским Царством) простиралась до Чёрного моря. В царстве Колхидском ещё в первом тысячелетии до Р.Х. были основаны греческие колонии-факгории, процветали активные многообразные связи с античным миром.
Восточное и Западное царства были самостоятельны. Но и то, и другое подвергались в разные периоды сильному влиянию Ассирии, Персии, царства Понтийского, Римской империи.
Древняя история (равно как и новейшая) изобилует переменами, прославлением и закатом ярчайших личностей, яростными противоборствами и многообразными политическими деяниями… Народными бедами, реже – радостями. Но главный предмет этой книги – христианская вера, христианское подвижничество, христианский народ.
Основные культы в Грузии до принятия христианства это зороастризм и митраизм. Христианство было принято милостью Божией, силою проповеди и деяний св. Нины, благословенной от Господа и Пречистой Его Матери, в царствование ставшего равноапостольным Мириана III. Немногим позднее христианство стало государственной религией Картли (Иверии-Грузии). Это произошло около 326 года.
В IV и V вв. Иверия была зависима от Персии. Собственно царства и не было, Наместников назначал персидский шах.
Во второй половине V в. по Картли прокатываются волны народной борьбы с иноземным владычеством. Набирает силу стремление к централизации страны. На Картлийском престоле был тогда Вахтанг Горгасал, яркий и успешный политик и полководец (прославлен во святых). Он основал город Тбилиси, ставший потом столицей Грузии. Горгасал поднял восстание, свергнувшее персидскую власть, и совершил ряд победительных походов против Персии и Византии. Правда, после честной кончины Вахтанга и его сына Дачи, Иверия снова становится подвластной Персии. Однако, страна завоевала право самостоятельно определять наместника.
VII век отмечен усилением арабов и образованием мощного Арабского Халифата. Во главе Халифата стали последователи основателя мусульманского вероучения – Мохаммеда.
Халифат успешно вёл крупные войны. Под властью арабов оказались провинции Византии (с Палестиной и Сирией), был повержен Иран. Арабы открыли себе путь на Закавказье.
Арабская армия была исключительно хорошо организована. К тому же политика взимания дани и налогов в завоёванных землях строилась умело – без явной жестокости, что служило к смягчению отношений с завоёванными народами.
В 640 году совершилось вторжение в Армению и взятие столичного города Двин.
Через два года арабское войско двинулось на Картли, но потерпев поражение, покинуло пределы Картлийской земли.
В 657–659 годах арабы всё-таки захватывают Картли и Эгриси (Западное царство).
Но вот, в Халифате разразилась весьма длительная и тяжёлая междоусобная война, продолжавшаяся около полустолетия. Закавказье для арабов перестало быть объектом пристального внимания. Междоусобица окончилась, и отложившиеся территории снова были захвачены. Однако, политическая ситуация в Закавказье оставалась неустойчивой. Народ не шёл на согласие с завоевателями. Чтобы избежать притеснений и сохранить христианскую веру и учение, грузины и армяне целыми деревнями, несмотря на тяжёлые условия, уходили в горы.
Периодические вторжения арабов, войны и восстания народа против завоевателей не прекращались вплоть до середины IX в.
Так в 735–737 годах на Грузию напал предводитель мусульман, Мурван (Мерван). Он планировал пройти в Хазарию и уничтожить её. Попутно он уничтожал непо-виновавшихся грузин, абхазов и армян. Но замыслы захватчика были сорваны – в битве с картлийскими царями Миром и Арчилом арабы потерпели поражение. Однако освобождение земель от арабов продолжалось до середины IX века.
Весь этот тяжелейший период, который можно назвать эпохой страданий. Грузинская Церковь без колебаний несла крест истинной Христовой веры, подвижничества, неустанной проповеди. Просияло грузинское монашество – милостью Божией славное благочестием, святой мудростью, чудотворением. В пространном перечне святых Грузинской Церкви, которые вершили свои подвиги в те времена – множество почитаемых и Русской Церковью. Среди них: при. Иоанн Зедазнийский; при. Шио Мгвимский Чудотворец; при. Давид Гареджийский Чудотворец; св. мч. Царица Шушаник; мчч. князья Давид и Константин: мч. Або Тбилисский. Представляется уместным привести здесь цитату из трудов приснопамятного Михаила Сабинина: «Церковь Иверская многократно подвергалась притеснениям и претерпевала тяжкие бедствия. На неё нападали как греки, с целью сделать Грузию своей провинцией для защиты от нападений Персов, так и своекорыстное папство с запада, старавшееся, всеми возможными средствами, подчинить святую Церковь Иверскую своему престолу. Защитой чистоты Православия в Иверии были пастыри и учители, украшенные христианскими добродетелями, а перед иноверными врагами христиане отстаивали свои права, претерпевая всевозможные мучения, страдания и, наконец, смерть».
Промыслом Божиим во второй половине VIII в. к власти в Грузии приходит династия Багратионов. (В исторических текстах встречается написание и «Багратиды», и «Багратионы». Думается, что это связано с желанием как-то различить ветви этой славной династии. Багратиды – общее именование тех, кто правил в различных областях Закавказья и части Кавказа. Багратионы – собственно ветвь правителей Грузии). Эта династия, постепенно весьма укрепившаяся и приобретшая бесспорное влияние, принесла в жизнь страны верность православнохристианской вере, светлую силу созидания, возвышенные устремления.
Багратионы сумели создать сильное самостоятельное государство, Грузия заняла достойное, уникальное место в мировой истории и культуре, сохраняет его по сей день и, надо надеяться, сохранит его навсегда.
Рискнув забежать вперед, можно сказать, что представители этого славного царственного рода послужили не только расцвету своей страны. Их деяния украшают и Российскую историю. Достаточно вспомнить ближайшего соратника Кутузова, героя Бородина, выдающегося Российского полководца Петра Ивановича Багратиона, или блестящего администратора, известного учёного и инженера-металлурга Петра Романовича Багратиона…
Впрочем, решено посвятить небольшой раздел этого очерка именно истории руско-грузинских духовных, политических культурных связей, хоть и в очень кратком изложении.
Итак, в XI–XII веках Грузия под управлением Багратионов стала могущественным, процветающим государством. Св. царь Давид IV Строитель (1089–1125) объединил грузинские земли. Столица Грузии была перенесена в освобождённый от восточных завоевателей город Тбилиси. При его наследниках Грузия достигла значительного влияния на Северный Кавказ и Восточную часть Закавказья.
Особая роль в успехе и возвышении царства Грузинского принадлежит, безусловно, святой благоверной царице Тамаре (1166–1213), которую почитает, наверное, весь православный мир. О её святом благочестии, великих делах и победах будет рассказано в жизнеописании. Но следует обязательно отметить, что беспрецедентное внимание и усилия царица направила на строительство храмов, развитие всех видов искусств и ремёсел, всеобщее просвещение народа, введение справедливого, людей не угнетающего, законодательства. В тот период был создан шедевр грузинской и мировой литературы – поэма Шота Руставели – «Витязь в тигровой шкуре».
Грузия приобрела самые большие за всю свою историю территорию и влияние. Полный титул святой царицы звучал так: «Царица абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян, шахиня Ширвана и шахиншахиня, суверен Востока и Запада».
В истории государств и монархий часто случается так, что наивысший расцвет сменяется, «тусклым периодом», а то и периодом подвластности, который больше всего горек народу.
Этот очерк не ставит перед собою задачу исторического анализа, он лишь очень вкратце излагает исторические сведения.
Кончился «Золотой век» и наступило тягостное время, которое, может, уместней назвать безвременьем. Лавины монгольских, персидских, турецких захватчиков и поработителей обрушивались на благодатную прекрасную страну одна за другой. Грузия лишь на короткие промежутки времени возвращала независимость. Единое царство распалось на отдельные области (владения).
1453 год отмечен окончательным падением Византии, и Грузия осталась в одиночестве рядом с мощными Ираном и Османской империей. Эти сильные и отнюдь не «жалостливые» соседи отхватывали части грузинских земель, угоняли население в рабство (рабы – ценный товар; рабы из Грузии высоко ценились на рынке).
Шли непрерывные изнурительные войны, к ним добавлялись и внутренние распри… Персия и Турция намеревались полностью завоевать и «растворить» страну. Народное сопротивление, при всей самоотверженности не могло противостоять этим гигантам.
Необходим был сильный союзник, непременно близкий духовно. Россия…
Самые ранние (хотя и весьма скудные) сведения о связях между нашими народами относятся к XII веку. Известно, например, что грузинские мастера были одними из создателей чудесной росписи Спаса-Нередицы в Новгороде, Киево-Печерского Монастыря. Они принимали участие и в сооружении Дмитровского собора во Владимире… Конечно, даже самая простая логика вполне позволяет предположить, что какие-то связи и сотрудничество (скажем, торговые) имели место и в более ранние времена и носили более разноплановый характер. Ведь средневековый мир вообще был довольно тесно и многообразно связан.
Наверное самым ярким событием в формировании и реализации этих отношений был брак между прославленной во святых грузинской царицей Тамарой – внучкой святого царя Давида IV Строителя – и Новгородским князем Юрием Боголюбским, сыном святого князя Андрея Боголюбского. К прискорбию, брак просуществовал недолго, и был расторгнут. Однако уже сам факт этого брака ясно говорит о возникшем ещё в древности стремлении правителей Грузии завязать прочные, интенсивные отношения с единоверным, а значит, во многом единомышленным, северным соседом…
Долгое время после «Золотого века» духовные, политические и культурные связи Грузии и России носят эпизодический, лишённый определённости характер. Однако, с XV века грузинские правители обращаются к России за поддержкой. Началом дипломатической связи между странами можно (условно) считать 1492 год, когда ко двору Ивана III прибыли послы Православной Иверии (Грузии) с грамотой от кахетинского царя Александра.
У Александра не было достаточно сил, чтобы реально противостоять захватчикам. Ему пришлось пойти на богатые приношения врагу и даже на вассальную зависимость, чтобы спасти Кахетию (обширную восточную область Грузии) от полного разорения и уничтожения.
Русское Московское государство еще только складывалось, и у него не было возможности, совершать походы и вести военные действия так далеко. Кроме того была и очень серьёзная естественная преграда – Большой Кавказский хребет.
Проблемы оставались нерешёнными, горести непреодолёнными
Минуло много времени. Грузия, терзаемая войнами и внутренними раздорами, всё также крайне нуждалась в помощи.
Грузинская (Иверская) церковь находилась в прискорбных обстоятельствах. Однако милостью Божией не прекращала служения. При персидских завоевателях она боролась с огнепоклонством. В период турецких нашествий (XVI–XVIII века) – твёрдо насмерть противостояла насаждению ислама. Непрестанная борьба, жизнь переполненная скорбями и лишениями изнуряли до последней крайности. Разрушались храмы и разорялись монастыри.
Трудно представить и объяснить, если не верить в могущество Промысла Божия, как страна вообще осталась христианской и сохраняла веру в чистоте и нерушимой целости. И народ христианский не жалел самой жизни прославляя веру Христову. Вспомнить только подвиг 100000 Тбилисских мучеников в 1226 году. Об этом, конечно будет рассказано в книге. А сколько прославленных, сколько неизвестных угодников и мучеников!
Но вернемся к повествованию.
В начале XVII века в Москве положено начало Грузинской слободе (колонии). Основателем ее принято считать кахетинского царя Теймураза I. Он прибыл к Русскому царскому двору в 1658 году, пережив великую трагедию. Его царство и он сам были на грани погибели. Просил о помощи. Для России это было кризисное время, и действенной помощи оказать она не могла. Однако единоверные царственные гости были привечены и, сколь возможно, облагодетельствованы. Хотя, в конце концов, после многих злоключений, Теймураз так и не избежал гибели от коварных врагов.
В Москве имели жительство и царевич Ираклий (Николай Давидович), приближенный ко двору царя Алексея Михайловича, и князья, которые также занимали видное положение при дворе и породнились с боярскими родами.
Далее, по приглашению Петра I грузинский царь Арчил II (1647–1713) и его сыновья, которым грозила смертельная опасность, окончательно поселились в Москве. Арчил сумел организовать здесь грузинское книгопечатание. Места преимущественного поселения грузин: окрестности Никольской улицы, сёла Всесвятское и Пахра. Грузины довольно быстро освоились и стали деятельными участниками в различных сторонах жизни Москвы и России в целом, включились в политическую и культурную жизнь Москвы.
Тем временем Грузия оставалась близка к окончательной катастрофе. И надо думать, что, главным образом, любовь Божия и покровительство Пречистой спасли её от погибели и сохраняют по сей день.
После двух неудачных попыток совместных военных действий против Персии и Турции Россия проявляла сдержанность и не торопилась с решением грузинских вопросов. Но ещё во время пребывания в Грузии Российских войск царь Ираклий II со своим сыном Леваном и братом, католикосом Антонием направляет императрице Екатерине II письмо. В письме он предлагает и просит: «удостоить нас ныне таким покровительством, дабы всем… видно было, что я нахожусь точным подданным российского государства, и мое царство присовокуплено к Российской империи». Предложение было отклонено Государыней.
Положение Грузии становится практически безвыходным ив 1782 году Ираклий II вновь обращается к Екатерине II с просьбой взять Грузию в покровительство России. Императрица находила полезным укрепить влияние России в Закавказье. Заключить договор с царём Ираклием был уполномочен Павел Потёмкин. Уполномоченными с грузинской стороны были князья Иванэ Багратион-Мух-ранский и Гарсеван Чавчавадзе.
О Георгиевском трактате написано многое множество страниц. Человек, заинтересованный с лёгкостью отыщет обилие вполне доступных материалов. В этом обзоре – всё совсем вкратце…
Трактат был подписан в городе Георгиевске на Тереке в 1783 году. Царь Ираклий II принял покровительство России и обязался служить грузинскими войсками Российской императрице Екатерине II, со своей стороны, императрица должна была стать гарантом независимости и целостности территорий Картли-Кахетии. При этом Грузии предоставлялась полная внутренняя самостоятельность.
Русские и грузинские дворяне, а равно духовенство и купечество, уравнивались в правах.
Россия обязалась защищать Грузию в случае войны, а также держать в Грузии два батальона и, при надобности, способствовать дополнительными военными силами.
Вместе с тем царю Ираклию II давалась настоятельная рекомендация прекратить междоусобные розни в Грузии.
Заключение Трактата, безусловно, должно было уменьшить Ирано-Турецкое влияние в Закавказье.
В том же году началась прокладка Военно-Грузинской дороги. На ней сооружалось несколько укреплений (в частности Владикавказ).
По различным причинам прибытие русских войск в Грузию, и вообще сколько-нибудь результативная активность Российской стороны задерживались. Грузия оказывалась буквально в отчаянном положении.
В 1795 году иранский шах Ага-Мохаммед-хан вторгся в Грузию. Он практически уничтожил южную часть страны. Захватил и сжёг Тбилиси. Это был настоящий геноцид. За несколько лет население восточной Грузии сократилось с 61 000 до 35 000 семей. Под угрозой было само физическое существование народа. Персидские захватчики творили немыслимые бесчинства.
Наконец, после многочисленных обращений и переговоров в 1801 году Александр I подписал манифест, в котором объявлялось о присоединении Грузии к России на основании обращения последнего грузинского царя Георгия XII.
Присоединение к Российской империи было для Грузии вопросом жизни и смерти.
Примечательно, что к этому времени весьма умножилась численность грузинских переселенцев в России. Плодотворным было для Русской Церкви и служение Грузинского духовенства.
Конечно, можно вполне предположить, что Грузинская и Русская Церкви, в чистоте несущие Православную веру, имели связи с древних времён. А с течением десятилетий и веков эти связи ширились и укреплялись. С XVIII века они становятся постоянными и благочестиво-действенными.
В славном Московском Даниловом монастыре (одной из твердынь Российского Православия) архимандритом настоятелем стал в 1704 г. Лаврентий Габашвили. Иосиф Самебели в 1734–1741 гг. был главою Новгородской епархии и развернул энергичное строительство и благоустроение в Юрьевском монастыре. Многочисленная грузинская колония была в Астрахани. Церковь и мирские власти отвели грузинскому населению астраханский храм Рождества Богородицы. Службы в храме велись грузинскими священно служителями.
Что касается грузинской диаспоры в Москве, то по наблюдениям историков на 1724 год, приходится сильный приток грузин. Это связано с военными неудачами царя Вахтанга VI. Этот благочестивый царь был к тому же талантливейшим ученым, поэтом и переводчиком. В Москве ему был пожалован прекрасный дом на Арбате и село Воскресенское. Грузины всерьёз могли приступить к строительству и организации своей слободы. В память о ней остались названия: Большая и Малая Грузинская, Грузинский вал и некоторые другие.
Как говорилось, в 1801 году был подписан указ о присоединении Грузии к Российской Империи. И начинается ещё один этап миграции грузин в Россию. Здесь надо упомянуть, что в Россию были (в основном принудительно) высланы или вывезены по причинам политическим члены царского дома, представители княжеских и дворянских семей, их слуги. Часть их поселилась в Санкт-Петербурге, часть – в Москве. Со временем грузины составили славную галерею Российских политических, общественных и художественных деятелей.
Многое было сделано и в области духовных связей.
Вспоминая о 1801 годе, как о рубеже, от которого отсчитывается вхождение Грузии в Российскую Империю, не следует, наверное, предаваться ни безмятежно радужным, ни мрачным тонам. Совершенно понятно, что событие такого масштаба и значения не может иметь только однозначные последствия. В таких событиях всегда велика доля и роль пресловутого человеческого фактора, неизбежно переплетение интересов и страстей – на частном и на государственном уровнях. В свою очередь это неизбежно приводит к неудовольствиям, нестроениям, да и злоупотреблениям. Во многом, конечно, смягчало ситуацию общее для обеих стран христианско-православное мировосприятие.
Полное присоединение Грузии произошло отнюдь не сразу. Некоторые западные области присоединялись постепенно.
Осенью 1801 года император Александр! кроме манифеста о присоединении Грузии к Российской Империи, подписал и издал «Постановление внутреннего в Грузии управления». Согласно постановлению, в Грузии вводился общий для Российской Империи политический, административно хозяйственный и судебный порядок.
В мае 1802 года в Тбилиси состоялось торжество по случаю начала работы нового правления. Высший орган именовался «Верховное правительство Грузии», его возглавил «Главнокомандующий Грузией». В правительственный аппарат входило четыре управления, их управляющими стали русские чиновники. Для возможности наиболее полноценного общения с местным населением при управляющих всех подразделений власти были назначены советники из грузинских дворян. Старые органы управления в стране должны были постепенно устраниться.
Не всё шло гладко. Некоторые грузинские владетельные феодалы не принимали новую власть, поскольку эта власть, опираясь на регулярную армию, ставила целью практически упразднить их независимость.
Имперские власти приняли решение увеличить число грузин в местном управлении и расширить их полномочия и влияние. Так главнокомандующим Грузией на место генерала Лазарева император назначил князя Павла Ци-цианова (Цицишвили). Князь был ярким представителем Грузинской диаспоры в Москве (он родился в Москве), состоял в родстве с династией грузинских царей. Император предоставил ему неограниченные полномочия.
Князь Цицианов (1754–1806) прибыл на историческую родину в чине генерала, с административным опытом, накопленным в должности генерал-губернатора Астраханского. Вскоре деятельностью своей он убедительно показал, что выбор Российского императора был безошибочен. Он в кратчайшие сроки укрепил и улучшил имперское правление в Грузии, и создал аналогичную систему в тех областях Закавказья, которые со временем присоединялись. Под его руководительством было улучшено состояние дорог (число их возросло), наладилась почтовая связь, усовершенствовалась организация управления и порядка в городах и сельской местности.
Грузия, наконец, обрела покровительство России. Теперь уже врагам приходилось сильно уменьшить свои аппетиты. Например, в 1805 году, армия Иранского наследного принца Аббас-Мирзы (несколько десятков тысяч воинов), пошла на Тбилиси. Русские войска остановили захватчиков. Произошло сражение при Загаме. Иранцы были разбиты, рассеяны и оставили Грузинскую землю.
К числу действий, которые привели к недовольству, возмущению и сопротивлению грузин, следует, вероятно, отнести церковную реформу, проводимую имперскими властями. Реформа эта неизбежно вела к упразднению патриаршества в Грузинской Православной Церкви, которую подчинили общеимперской синодальной системе. Был учреждён Грузинский Экзархат (1811 год) и назначались экзархи не грузины. Усиленно проводилась русификация церкви, богослужения, из духовных училищ выдворялся грузинский язык. На почве недовольства этим произошло даже убийство Экзарха Никона (Софийского). Ситуация в церкви складывалась драматично.
В XIX веке в Грузии происходили, время от времени, крестьянские возмущения, направленные против новых властей и против грузинской аристократии, к ним добавлялись национально-освободительные проявления в грузинском дворянстве и интеллигенции. Лидерами этого движения были известные писатели, общественные деятели, писатели. Многие из них получали образование в России. Они живо восприняли демократические, прореволюцион-ные идеи Белинского, Герцена, Добролюбова, Чернышевского и европейских мыслителей.
Просияли в это время и дела подвижников духовного восхождения – преподобных Гавриила (Кикодзе), Иллариона Грузина, которые подтвердили единство веры Православной наших народов, наших предков.
Именно в XIX – начале XX века, возникли и умножились в Грузии тесные, всегда проникнутые взаимными симпатией и любовью, связи с виднейшими творцами русской культуры, духовными деятелями. Грузия хранит память о великой любви связавшей навсегда сердца Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. Тбилиси с радостью и уважением принимал Пушкина, Лермонтова, Айвазовского, Льва Толстого и многих других великих сынов России, был гостеприимным домом и для императорских визитов. Точно также в России не забывают Шота Руставели, Илию Чавчавадзе, Важа Пшавела, Галактиона Та-бидзе, иных великих грузин… Во времена «серебряного века» эти связи ещё больше усилились.
Хотя церковная реформа в Грузии стала поводом для неурядиц и распрей, но и русские и грузины поклонялись и поклоняются святым обеих Церквей и взаимно чтут святыни. Православная вера была и осталась для наших предков, наших народов превыше земных противоречий и бедствий.
Сближение народов, а стало быть, и культур, становилось всё теснее. Частыми становились смешанные (в смысле национальности супругов) браки. Дети от таких браков, как правило, получали преимущественно русскоязычное образование и воспитывались в традициях послепетровской Российской культуры. Однако они не забывали своего происхождения, впитывали древние и славные грузинские традиции, любовь и верность грузинской земле.
Вряд ли будет ошибкой сказать, что сближение шло во всех слоях общества, в особенности среди городского населения.
Грузия развивалась. Уже через сто лет после вхождения Грузии в состав Российской Империи численность грузин выросла с 370 тысяч до полутора миллионов человек. Во второй половине XIX века – строительство знаменитой в Империи Закавказской железной дороги. Появилась и росла промышленность – горнорудная, кожевенная, текстильная, обработки металлов…
Революции 1905 и февральская 1917 годов не принесли радикальных перемен в положение Закавказья. Но в церковной жизни произошло событие весьма знаменательное: 12/25 марта 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид. Избранный блюститель уже 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры. Смещение не было признано Русской Православной Церковью.
После октябрьского переворота 1917 года Русская Церковь всё также упорно отказывалась признать автокефалию Церкви Грузинской. В конце концов, случилось худшее. Общение Московского Патриархата с Грузинской Церковью было прервано.
Минули годы… В 1943 году 19 ноября [решением Синода РПЦ «молитвенное и евхаристическое общение между автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской» было признано восстановленным. Синод РПЦ сослался на 17-е правило Халкидонского собора, разъясняя что, «по церковным правилам (Всел. IV, 17 и др.) церковные границы должны следовать за государственными». Ещё раньше, 31 октября 1943 года, в Сионском кафедральном соборе в Тбилиси, архиепископ Ставропольский и Пятигорский Антоний (Романовский), командированный патриархом Московским Сергием, совершил совместную литургию с католикосом-патриархом Каллистратом].
Возвращаясь к 1917-18 годам, видим, что после многих дискуссий, политических пертурбаций, связанных с условиями Брест-Литовского мира, кратковременных военных действий, вынужденных территориальных уступок в пользу Турции – 26 мая 1918 года Национальный совет Грузии принял декларацию о независимости. Грузия обрела государственность.
Но самостоятельности республики не было суждено утвердиться. В феврале 1921 года 11 армия РСФСР вошла в Грузию. В республике были сильны внутренние распри, не было достаточного согласия между партиями и группировками. Противостоять регулярной Красной армии оказалось не по силам, и скоро Грузия стала советской большевистской республикой.
Началась коллективизация сельского хозяйства, строительство и развитие различных отраслей промышленности. Грузия становится индустриальной. Возникавшие недовольства, инакомыслие, в том числе и открытые выступления против Советской власти, жёстко подавлялись.
Но все противоречия были безоговорочно отодвинуты прочь, когда грянула Великая Отечественная Война. На войну из Грузии ушло около 700 тысяч человек, 400 тысяч из них пали на войне.
Сформировались национальные грузинские дивизии – они бились за Кавказ, сражались за освобождение Таманского полуострова и Крыма.
Грузия стала одним из главных центров, куда эвакуировали мирных жителей России и других республик, где шли боевые действия.
После войны Грузия неизменно была известнейшим ярким очагом науки, культуры, всех видов искусства. Русскоязычная культура Грузии не испытывала никаких притеснений.
Однако в дальнейшем ситуация становилась всё более напряжённой. Этому способствовали многие факторы и обстоятельства, в том числе и военного характера. Не обошлось и без противоречий в церковной жизни. Но исследования и решительные оценки российско-грузинских отношений в 70–80 годы и после распада СССР разумнее предоставить политологам, историкам-аналитикам, социологам.
Для православного христианина самое важное – знать и помнить, что Церкви Русская и Грузинская пребывают в полноте духовного, молитвенного, евхаристического общения.
В 1997 году Грузинская церковь вышла из Всемирного совета церквей. Таким образом, её участии в мировом экуменическом движении прекращено.
Приближаясь к завершению этого очерка уместно показать на живом примере, как высоко в Грузии ценят свою историю, помнят личностей с нею тесно связанных.
В новейшее время в Испании жил наследник Грузинского престола князь Георгий Ираклиевич Багратион-Мух-ранский (1944–2008). В качестве кандидата на престол его поддерживали многие грузинские монархисты. Ему было предоставлено (возвращено) гражданство Грузии. Князь с 2006 года жил на исторической родине, земле великих предков. После кончины он был похоронен в усыпальнице грузинских царей в древнем соборе Светицховели (в городе Мцхета). Наследником престола стал его сын – князь Давид Георгиевич Багратион-Мухранский.
И в советские годы, и в годы перестройки, и после разделения государств Грузинская Церковь не оскудела духоносными подвижниками. Назовём здесь, из многих, только четыре имени: преподобный Иоанн (Маисурадзе), преподобный Георгий (Мхеидзе), игумения Фамарь (Марджанишвили) и ныне широко известный и почитаемый в России— преподобный Гавриил (Ургебадзе). Жизнеописания этих подлинных наследников древнего благочестия будут помещены на страницах книги.
Господи, благослови эту книгу милостию Своею!