Ключевые слова: обязательство, транспортное средство, кредитная организация, платеж, залог, стоимость, заемщик, денежные средства, взыскание, потребность.
В статье поставлена цель – провести экономико-правовой анализ процесса удовлетворения финансового требования кредитной организации к заемщику путем реализации приобретенного на заемные денежные средства автомобиля, являющегося собственностью заемщика и обремененного правом залога в пользу банка. А также выявить факторы влияющие на эффект финансового распыления стоимости отчуждаемого предмета залога, среди аффилированных банку структур, привлекаемых к участию в данном процессе.
Финансовое состояние экономически активных субъектов в современной действительности свидетельствует о снижении их платежеспособности. Для исполнения своих финансовых обязательств они изыскивают новые источники доходов, осуществляют экономию, пересматривая свои стандартные расходы, реализуют обременительное или, в крайнем случае, необходимое но, пока еще, ликвидное имущество.
Ввиду некогда навязываемого образа жизни "в кредит" многие граждане в период его экспансии приобрели кто бытовую технику, кто транспортное средство, а кто объект недвижимости, путем использования финансовой возможности иного лица, а, следовательно, обременив себя в его пользу. С разрушением цепочек стабильных экономических связей, резким сокращением планов деятельности, или вовсе приостановкой деятельности предоставляющих постоянный источник дохода предприятий, граждане оказались в затруднительном финансовом положении. Лозунг "автомобиль не роскошь, а средство передвижения"[1] из всем известного художественного произведения был осознан многими и послужил руководством к их действию, развив сферу банковского автокредитования. Сотрудники кредитных организаций оформляли предоставление гражданам необременительных кредитов с «длинным» графиком платежей, и с "небольшими" ежемесячными платежами, однако посильным данное бремя оказалось не для всех. Уильям Шекспир писал: "If there be nothing new, but that which is, hath been before"[2]