Тема

Согласно определению, приведённому в энциклопедии «Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия» под редакцией профессора А. П. Горкина, тема (thema) в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». В основе истории и, соответственно, романа лежит конфликт. Следовательно тема произведения – это конфликт. Конфликт – фундамент, на котором выстраивается история. О нём и поговорим.

Но зайти придётся издалека, потому что конфликт – не такая однозначная тема, как кажется на первый взгляд. Давайте разбираться.

Выжить

Чтобы разобраться с тем, что такое конфликт, нужно сначала разобраться с тем, кто такой человек и как он строит отношения с себе подобными.

Однажды мне в YouTube попалось видео, в котором американский астронавт рассказывал, как он чуть не умер на МКС. Я долго искал в Интернете это видео, чтобы доказать, что не выдумал эту историю, но не нашёл. Поэтому, просто поверьте.

Произошла разгерметизация. Воздух с бешеной скоростью начал испаряться. Астронавт в панике приступил к устранению поломки, но вскоре понял, что ничего не выходит. Паника захлестнула мозг окончательно и привела астронавта в ступор. Он всё ещё пытался что-то сделать, но уже, скорее, для галочки, чем для того, чтобы реально что-то исправить.

Перед глазами стояли его близкие, родные, жена и маленький сын. Больше всего он сожалел о том, что не увидит, как вырастет его сын. Но сделать уже было ничего нельзя. Как думал астронавт. Он смирился и приготовился к смерти. От недостатка кислорода он уже начал медленно засыпать…

Как – вдруг! – зажглась какая-то лампочка внутри. Мощный поток энергии заставил астронавта открыть глаза и вернуться к устранению неполадки. И он-таки устранил её!

– Выжить. Любой ценой. Во что бы то ни стало, – так он потом описывал это состояние.

По его словам, он и сам не знал, что в нём есть такая сила. Невероятная неизвестная сила, которая подчинила его себе и заставила выжить. Во что бы то ни стало. Любой ценой.

К чему эта история? К тому, что внутри человека на базовом уровне заложено одно стремление – выжить. Именно этим человек руководствуется в своём поведении. И даже сознательное решение о том, что ВСЁ, ХВАТИТ не может отключить это стремление, запереть силу. Представляете, какой волей обладали самоубийцы?

Вы, конечно, можете не согласиться, сказав, что не только выживание заставляет человека шевелиться. Мол, есть масса других причин что-либо делать. Да, только не путайте современного городского жителя и кроманьонца, жившего миллионы лет назад в дикой среде. Желание купить себе новый Samsung с многопиксельной камерой, может, и не имеет отношения к выживанию, но человек в своей основе остался неизменным. Дикарь, живший на дереве, и вы, живущий на десятом этаже многоэтажки, имеете один и тот же круг потребностей.

К слову, желание купить Samsung с многопиксельной камерой может быть лишь стремлением не отличаться от своих сородичей. Ведь, если ты не такой, как все, то тебя неминуемо выгонят из стаи. Это закон социума. Не такой, как все = непонятный, неизвестный, непредсказуемый = непредсказуемость пугает = лучше выгнать его, чтобы избавиться от страха. А дальше в дикой среде одна дорога – смерть. Поэтому большинство людей не любят выделяться из толпы. Всё ещё боятся умереть в дикой среде, как наши древние предки.

Круг потребностей

Итак, мы выяснили, что человек хочет выжить. Для этого ему необходимо соблюсти ряд условий, без которых жизнь невозможна. Это и есть наши потребности.

Потребность, по сути, это отсутствие чего-либо. Например, в организме не хватает веществ, нужных для его функционирования. Организм сообщает мне об этом чувством голода. «Эй, хозяин! Жрать хочу!» Я встаю и делаю себе пельмешки. Я выполняю ТРЕБОВАНИЕ. Ну, и кто здесь хозяин?

Есть знаменитая «Пирамида Потребностей» Абрахама Маслоу, но мне больше импонирует модель, предложенная российским психотерапевтом Виктором Пономаренко. Она мне кажется более логичной и красивой. Я её немного изменил для объяснения, но суть осталась прежней. Однако, сразу предупреждаю, что это не жёсткая схема, это лишь модель, которую можно использовать для удобства. Жизнь гораздо сложнее любой модели.

Итак, все потребности человека можно разделить на 2 группы:

1) непосредственные;

2) обеспечивающие.

Вот смотрите – человек хочет выжить. Для этого ему нужно быть в безопасности, есть, пить, спать и дышать. Всё это потребности, необходимые для непосредственного выживания его организма, его тела.

Вспоминаем, что человек изначально жил в дикой среде, в которой одному выжить практически нереально. Можно, конечно, но очень сложно. И уж точно до спокойной старости не доживёшь.

Однако, если человек не один, то есть шанс. Если людей много, то и шансы на продление жизни конкретного индивида увеличиваются. Ведь известно, что целое – это не просто сумма всех частей. Это гораздо больше. Следовательно, необходимо общество, которое обеспечит выживание. Но не просто так. В ответ тоже придётся принять участие в обеспечении выживания других членов общества. Схематично это выглядит так:


Непосредственные

1. Потребность в безопасности;

2. Физиологические потребности (есть, пить, спать, дышать, испражняться, заниматься сексом);

3. Чувственно-информационные потребности (поток разных чувственных впечатлений и новой информации);


Обеспечивающие

4. Потребность в обществе;

5. Потребность в самоактуализации для этого общества;

6. Потребность в положении в этом обществе;

7. Потребность в самореализации.


Давайте на примере. Представим человека, в ужасе бегающего по лесу от зомби, как в сериале «Ходячие мертвецы». Ни поспать толком, ни поесть, ни уж, извиняюсь, в туалет сходить по нормальному. Ужас. Что до чувств, то непрерывное чувство страха сильно изматывает. Про информацию я вообще молчу. Какая новая информация может быть в таких условиях?

Что нужно несчастному, чтобы поставить галочки напротив 1-го, 2-го и 3-го пунктов? Правильно – люди. Ему нужно общество. Только вот нужен ли он этому обществу? С какой стати вдруг люди обеспечат несчастному крышу над головой, накормят, обнимут, приласкают, да ещё и охранять будут, пока он спит и набирается сил?

Вы можете сказать, что необязательно несчастному общество. Нашёл безопасное место, натаскал провизии и – песня! Можно жить. Однако, человек так устроен, что ему нужно удовлетворять ещё и чувственно-информационные потребности. Ещё в Древнем Риме заметили, что человеку нужно «хлеба и зрелищ». От скуки (сенсорной депривации) люди умирают тоже. Да и провизия заканчивается, нужно за новой идти, а там опять зомби. Кто знает, как сложится ситуация? Каким бы сильным ты ни был, всё-таки может случиться так, что не справишься. Кроме того, оставлять безопасное место тоже рискованно. Вдруг какие-нибудь дебилы найдут? Ещё и с ними потом драться. Слишком много «но» и других переменных.

Вот и получается, что человеку всё-таки нужно общество. Только опять же: по какому это торжественному поводу люди вдруг обеспечат нашему несчастному крышу над головой, накормят, обнимут, приласкают, да ещё и охранять будут, пока он спит и набирается сил? Чтобы это произошло, несчастному нужно доказать, что он актуален т. е. нужен этому обществу, полезен для него. Как это сделать? Занять какое-то положение в этом обществе, какое-то место и делать для него – общества – хоть что-то. Причём, постоянно. Всегда нужно подтверждать свою актуальность. Иначе тебя опять выгонят за стены, где ты окажешься один на один с зомби. И всё по новой.

Однако, допустим, наш несчастный доказал, что он полезен. Убедил общество, что за время своих скитаний он настолько наловчился различать зомби на местности, что за километр видит их среди деревьев. Благодаря этому он занял место дневного наблюдателя на вышке. Его задача – предупреждать об опасности.

И вот он уже не несчастный. Он в безопасности, ест, пьёт, спит, у него появились друзья и даже интересные улыбки со стороны одной милой дамы. Потребность в чувствах закрыта. Внутри сообщества всё время циркулирует какая-то новая информация. Потребность в информации закрыта. Жизнь наладилась…

Только спустя год что-то становится не так. Чувствует наш бывший несчастный что-то такое, что… Эх, грусть какая-то накатывает что ли… И каждый день сидит на вышке и смотрит, как отряд воинов каждый день уходит за добычей. И понимает наш наблюдатель, бывший несчастный, что высматривать с вышки врагов – это не его дело. Его дело – добывать добычу.

Тогда наш бывший несчастный, ныне наблюдатель, идёт к командиру воинов и просится в отряд. Командир воинов устраивает ему тест и выясняется, что наблюдатель-то – отличный стрелок! В нынешнем отряде никто не стреляет так же метко, как он. И, главное, наблюдателю самому нравится, что он всегда попадает в цель. Он кайфует от этого. Наблюдатель нутром чует: «Моё!» Его берут в отряд воинов. И вот он уже сам каждый день отправляется за добычей и делает там то, что приносит наслаждение и ему и пользу обществу. Он самореализуется. Теперь он счастлив т. к. востребован обществом именно за те результаты, в которых он наиболее полно и эффективно выражает себя.

Ещё раз: выживание индивида возможно при соблюдении условий физиологического и чувственно-информационного характера.

Однако эти условия могут быть созданы для индивида лишь при наличии общества и положения в нём, статуса.

Возьмут ли его в общество и предоставят ли в нём положение – зависит от степени актуальности индивида для этого общества и эффективности его поведения.

Эффективность же поведения зависит от того, чем ты занимаешься. Если ты занят своим делом, наверняка ты будешь эффективен и будешь приносить хорошие результаты. Принося хорошие результаты, ты остаёшься нужен обществу и одновременно самореализуешься в своём деле.

Например, если бы наш несчастный наблюдатель не осмелился проситься в отряд воинов, то со временем он бы стал хуже выполнять свои обязанности, как наблюдателя. Умирая от скуки, он бы стал чаще смотреть себе под ноги, а не вокруг и чаще пропускать опасности. На 1-й и 2-й раз его бы, может, и простили. Если бы не случилось что-то реально страшное. Но вот после 3-го промаха уже точно задумались бы: «А нужен ли нам этот наблюдатель, который ест, пьёт и ковыряет в носу на своём посту? Из-за чего, между прочим, Сашка в прошлом месяце мизинца лишился на правой руке. И это в то время, пока мы каждый день рискуем жизнями за забором».

Вот и получается, что пункты с 1-го по 3-й являются непосредственными потребностями, а с 4-го по 7-й – обеспечивающими.

Если кто-то думает, что ситуация с зомби какая-то вымышленная, то вместо них можете подставить волков, медведей, львов, тигров, кабанов, акул, горилл, шакалов, гиен, других людей и т. д. Зомби всего лишь один из вариантов дикой среды, в которой выжить в одиночку человеку очень – ОЧЕНЬ – трудно.

В сегодняшнем мире первые 4 потребности, в целом, решены. Человек сразу рождается в зоне безопасности, изобилия и общества. Поэтому ему нужно сосредоточиться на оставшихся трёх, когда он выбирает работу, друзей и возлюбленных. Эти потребности настолько въелись в психику, что я уверен: даже если человека посадить в шикарную квартиру, светлую, хорошо проветриваемую, просторную, которая обеспечит ему безопасность, наделить его потоком продовольствия на любой вкус, любой кухни, любых изысков, предоставить суперагрегат для удовлетворения любых сексуальных запросов – это не сделает его счастливым. Ведь я не сказал, что там есть книги, радио, телевизор или интернет. Нет чувственно-информационного потока.

Но получив книгу, человек залпом прочтёт её и перечитает ещё несколько раз. Я лично видел это в армии на срочной службе, когда лежал в лазарете. Солдатам срочной службы запрещено иметь при себе мобильный телефон и поэтому все, кто оказывался в лазарете, приблизительно через день-два стояли возле шкафчика с книгами, смахивая алчную слюну, в поисках чего-нибудь почитать.

Как только дать этому человеку радио, вы увидите, как он начнёт расцветать, с жадностью глотая любую информацию, поступающую из динамиков. Если же дать ему телевизор, он будет пищать от восторга, как мой кот, когда слышит, что я открываю пакетик с колбасками. Если же дать ему интернет, где он сможет не просто слушать и смотреть на людей, но и участвовать в общении через социальные сети, думаю, он умрёт от оргазма, как только получит ответ на своё первое сообщение. Что уж говорить о возможности сделать видеозвонок.

Эти варианты лишь суррогаты реального общества и реального общения, но даже они удовлетворяют потребности, от которых человеку никуда не деться. Мы созданы такими.

Вы сейчас, наверняка, думаете: «Как всё это связано с конфликтом?» Читайте далее.

График отношений

Взгляните на эту модель:



Эта модель, тоже предложенная психотерапевтом Виктором Пономаренко, отражает развитие отношений между людьми. Опять же, следует заметить, что это всего лишь модель, хотя и очень удобная. Что мы на ней видим?

Вертикальная ось отражает качество жизни человека, горизонтальная – время взаимодействия человека с другими людьми. Качество жизни – это полнота удовлетворения потребностей. Время взаимодействия – продолжительность отношений. Деления с 1-го по 7-е – это фазы развития отношений. Или этапы, название сути не меняет.

Ось времени перерезает ось качества жизни. Это означает, что фазы, расположенные ниже горизонтальной оси отражают низкий уровень качества жизни, где не все потребности человека удовлетворены. Соответственно, всё, что выше – высокий уровень качества жизни, где, в идеальном мире, потребности человека удовлетворены полностью.

Находясь в нижней части графика человек всё время будет в поиске удовлетворения потребностей. Находясь в верхней части, он будет с улыбкой наслаждаться утренним кофе так же, как и в целом своей жизнью. Чего ему дёргаться? Всё и так хорошо. На первый взгляд. Никогда не стоит расслабляться. Знаете почему? Поехали дальше.


Итак, человек находится в 1-й фазе, у него – «Всё плохо». Либо все разом, либо какая-то одна из потребностей не удовлетворены. Он собирает все свои ресурсы в мешок, забрасывает его на спину и выходит на поиски удовлетворения потребностей. Обратите внимание на слово ресурсы. Они нам ещё понадобятся. И не только нам.

Ресурсы – это ключевое понятие. Если заглянуть в Википедию, она скажет, что ресурс – это источник покрытия (удовлетворения) нужд, потребностей. Т. е. всё, что позволяет поставить галочку напротив потребностей, изученных нами в предыдущем разделе, можно назвать ресурсом.

К ним можно отнести время, деньги, имущество, энергию, других людей, здоровье, знания, характер, чувство юмора, технологии, жизнь, власть, сексуальность и другие приспособительные инструменты. Т. е. под ресурсами в данном контексте следует понимать не только нечто отдельное от человека. Нужно смотреть шире. Человека как такового, самого по себе, можно воспринимать как ресурс. Спросите у Нигана из «Ходячих мертвецов», он вам объяснит. Знания, навыки, черты характера, технологии, которыми владеет человек, не менее ценны, чем деньги, квартиры, драгоценности и прочее. На самом деле, они даже намного более ценны, чем материальные вещи.

Самая общая классификация ресурсов выглядит следующим образом:

– пространственные;

– временные;

– вещественные;

– энергетические;

– финансовые.

Давайте подытожим: человек хочет выжить и для этого ему нужно удовлетворить свои потребности т. е. ему нужно приспособиться к окружающей среде. В результате приспособления у человека вырабатываются приспособительные инструменты, которые и являются ресурсами.


2-я фаза – «Интерес». Идёт, наш человек, идёт с мешком за спиной, у него «всё плохо» и встречает другого такого же с мешком. Поздоровались, разговорились, стало интересно, пошли вместе. Уже хоть не одиноко, жизнь полегоньку стала улучшаться. Почему? Потому что человечки объединили долю своих ресурсов. Один решил поделиться с другим своим временем и энергией, потратив их на общение. И второй решил также.


3-я фаза – «Союз». Идут, наши человечки, идут и вдруг осознают то, что уже давно чувствовали: им теперь реально необходимо идти вместе. Не просто интересно или желательно, а выгодно т. к. вместе им реально стало лучше жить. Они осознали необходимость продолжения отношений. Человечки, сложив свои ресурсы из отдельных мешочков в один большой, создают союз.

Смотрите, как интересно получается. Согласно Википедии приставка «со» означает общее участие в чём-либо, принадлежность к чему-либо. Русское «юз» звучит точно так же, как английское «use», что переводится, как «использовать». При вольном истолковании получается, что союз – это совместное использование. А чего именно? Правильно – ресурсов. Союз создаётся для удовлетворения потребностей каждого его участника из общего мешка ресурсов. От каждого по способностям (читай, по ресурсам), каждому по потребностям – помните такой лозунг?

Сложив ресурсы в один большой мешок, наши человечки приделали к нему ручки и потащили его вдвоём. Так оказалось гораздо легче, чем каждому тащить один свой мешок в одиночку. Теперь каждый из участников союза считает другого участника союза «своим». Своими для человека являются те люди, с кем объективно повышается его качество жизни. Т. е. удовлетворяются его потребности. Поэтому каждый участник союза заинтересован в том, чтобы привносить в союз всё новые и новые ресурсы из внешнего мира. Получается замкнутый круг развития. Или?


4-я фаза – «Плато». Человек существо ленивое. Без необходимости он не будет делать что-либо сверх того, что требуется. Помните я говорил, что не стоит расслабляться счастливцу, который утром с улыбкой попивает кофе? И вот почему: сложив свои ресурсы в общий мешок, человек достигает высокого качества жизни, комфорта, изобилия, радости и… расслабляется. Он застывает на достигнутом уровне. И так происходит с каждым участником союза. Ну, или почти с каждым, но в целом общественное мнение участников союза таково – менять ничего не нужно. Всё итак хорошо. Зачем лишний раз напрягаться? Следствие – потенциал союза достигает максимума, и союз тоже застывает на достигнутом уровне. Но жизнь-то не стоит на месте!


Переломный момент – «Проблема». Рано или поздно внешняя среда поставит перед союзом проблему – задачу, которую нужно решить здесь и сейчас, но для решения которой не хватает накопленных ресурсов. Отмахнуться от решения проблемы невозможно т. к. она напрямую влияет на качество жизни участников союза. Возникает кризис взаимоотношений – участники союза понимают, что их способностей не хватает для решения возникшей проблемы, из-за чего страдает качество удовлетворения потребностей. Они не подготовились, застыв на фазе «плато».

Этот пункт – развилка. От того, как поведут себя участники союза в этот момент, будет зависеть их дальнейшая жизнь. И жизнь союза.

Для чего создаётся союз? Для совместного накопления ресурсного потенциала и использования его для удовлетворения потребностей каждого участника союза. Для комфортной счастливой жизни, если по-простому. Проблема же говорит о том, что союз с этой задачей не справился. Он себя не оправдал.

Что делать теперь? Есть 2 варианта:

1) развитие – найти причину проблемы и устранить её;

2) конфликт – разрушить не оправдавший себя союз, уйти из него, урвав с собой как можно больше ресурсов.


+5-я фаза – «Развитие». В этом варианте выхода из кризиса участники союза начинают активно искать возможности, инструменты и прочие технологии для решения проблемы. Они определяют причину проблемы, которая, как правило, кроется в отсутствии приспособительных ресурсов и инструментов. Не хватает навыков, понимания, личных качеств каких-то и т. д. и т. п. И участники союза активно начинают пополнять общий мешок ресурсов и преодолевают кризис, находят решение. Они развиваются.

+6-я фаза – «Новое плато». За счёт того, что участники союза справились с задачей, они вышли на новый более качественный уровень жизни. Они развились. Будем надеяться, что они выучили урок – расслабляться нельзя. Нужно развиваться, чтобы быть готовыми к новым вызовам.


Наконец-то мы добрались до сути! Конфликт, уважаемый читатель!


– 5-я фаза – «Конфликт: претензии». На самом деле эту фазу можно назвать «предконфликт», потому что здесь ещё нет активной борьбы за ресурсы. Жизнь пока что находится выше оси времени, а, значит, всё ещё воспринимается, как хорошая. Потребности-то в целом удовлетворены. Но проблема всё-таки внесла раздрай в отношения, нарушила гармонию в союзе. Она доставляет дискомфорт.

На этом этапе участники союза пока ещё надеются его спасти. Они, конечно, предъявляют друг другу претензии, ссорятся, обижаются, требуют друг от друга усилий и т. д., но они остаются вместе. Они надеются найти решение проблемы и выйти из кризиса, но в них уже растёт желание оставить себе часть совместно накопленных ресурсов. И побольше.

На самом деле, эти 2 фазы – «Развитие» и «Конфликт: претензии» – идут параллельно друг другу. Участники союза в этот момент находятся в состоянии маятника. Они мечутся от поисков решения проблемы к планам по изыманию из общего мешка ресурсов того, что считают своим по праву. Это в большей мере точка внутреннего конфликта, чем внешнего.


– 6-я фаза – «Конфликт: активная борьба, разрыв». Конфликт – это битва за ресурсы. Когда качество жизни участников союза опускается ниже оси времени из-за проблемы и кризиса взаимоотношений, участники союза понимают, что союз себя не оправдал. Он не справился со своей задачей – удовлетворение потребностей каждого участника союза путём совместного накопления и использования ресурсного потенциала.

Участники союза, осознав, что отныне поодиночке будет лучше, чем вместе, начинают активно вытаскивать из общего мешка свою долю ресурсов. И каждый хочет урвать себе больше, чем остальные. У каждого ведь своё представление о том, что ему причитается. Так у каждого появляется свой интерес. Разорвав мешок и растащив лежавшие в нём ресурсы, участники разбегаются. Союз умирает.


7-я фаза – «Всё плохо». Участники, теперь каждый по отдельности, возвращаются к первой фазе, где у них снова нет удовлетворённости. Нет, первое время, они, конечно, чувствуют облегчение, безусловно. Но это облегчение после долгой войны. Попробуйте выйти на ринг и отстоять три раунда. Как вы будете себя чувствовать после? Вы почувствуете облегчение и радость, что всё закончилось. Но вскоре это пройдёт.

Некоторое время передохнув, переведя дух, так сказать, участники снова чувствуют неудовлетворённость какой-то одной или сразу всех потребностей. Поэтому они снова складывают в мешок свои ресурсы, которые смогли утащить из предыдущего союза, и отправляются на поиски удовлетворения потребностей. И всё по новой. И будьте уверены, на этот раз человек снова придёт к конфликту, разрыву союза, а значит, боли и страданиям. После третьего раза люди называют это «опыт» и говорят, что жизнь так устроена, люди, мол (подставьте нужное слово по вашему усмотрению).

Хотя на самом деле, они просто не выработали ресурс, не научились, не приспособились, удерживаться вместе, удерживать союз. В первобытности это, кстати, означало смерть. Для всех.

Подытожим: в основе любого конфликта лежит осознание простого факта – партнёрство, соучастие в чём-либо перестало быть перспективным и полезным. Теперь оно препятствует развитию включённых в него людей и, следовательно, должно быть разорвано, а ресурсы растащены по карманам. Или по мешкам, если успел отхватить и мешок. По этой модели рождаются, живут, развиваются или рушатся дружеские союзы, любовные, семейные, бизнес-партнёрства, государственные союзы и межгосударственные. Любые. Почитайте историю, там много примеров. В общем, любые человеческие союзы, общества живут по этой модели.

Однако, не надо думать, что конфликт возникает только между людьми, которые раньше находились в каком-то союзе. Ключевое, что нужно понять: конфликт разворачивается вокруг какого-то ресурса и значения этого ресурса для людей.

Если ко мне подходит грабитель и, приставив нож к горлу, требует перевести деньги ему на карту, то это тоже конфликт. Объект конфликта – деньги. Предмет конфликта для меня – это мои деньги, но жизнь ценнее. Предмет конфликта для грабителя – это его деньги. Конфликт решается быстро в пользу грабителя т. к. значение денег для меня гораздо меньше, чем значение моей жизни.

Или муж и жена после 15 лет брака разводятся, и жена оставляет мужу всё, кроме квартиры. Муж, согласно кивнув, берёт ключи от машины, собирает своё барахло и, забросив его в багажник, укатывает в закат. Это тоже конфликт. Объект конфликта – квартира. Предмет конфликта для жены – это её квартира. Предмет конфликта для мужа – это её квартира. Для него, в принципе, и предмета-то никакого нет. Конфликт решается быстро в пользу жены.

Видите? В одном случае союз был, а в другом нет, но конфликт был и там, и там. И в обоих случаях он решился довольно быстро. Просто грабитель решил пропустить несколько этапов в наших с ним отношениях и сразу перейти к сути вопроса. Поэтому конфликт не всегда связан с криками, ссорами, драками или даже войнами. Все эти явления лишь следствия.

У нас, кстати, появились новые слова, заметили? «Объект конфликта» и «предмет конфликта». Что это такое? Давайте разбираться дальше.

Диагностика конфликта

Конфликт, как мы видим, является всего лишь этапом в развитии отношений между людьми. И этот этап всегда наполнен какими-то проблемами. Поэтому истории, которые мы – люди – рассказываем, сосредоточены именно в этой области, в области проблем. Даже сюжет и композиция, о которых мы поговорим позднее, развиваются по этой схеме. Жизнь героя вначале показывается на уровне «плато», потом он сталкивается с «проблемой» и начинает её решать. Придёт ли он к новому плато, где у него «всё хорошо», научившись чему-то, или же снова опустится на уровень «всё плохо», зависит от того, что вы хотите сказать.

Да, все истории человечества сосредоточены в области кризиса, проблем и точек роста. Или падения, кому как повезёт. Остальное просто не привлекает нашего внимания. Вы вот, например, каждый день ходите по улицам города и не обращаете внимания на поток машин. Ну, едут и едут. Они воспринимаются как фон. Возвращаясь домой или встречаясь с друзьями, вы не рассказываете, мол, прикинь, что видел – машины едут! Такое могло случиться только на заре автопрома.

Но стоит произойти аварии, вы обязательно обратите на это внимание. И потом обязательно расскажете об этом кому-то из своих. Какая-то проблема – это потенциальная возможность смерти. А ничто так не привлекает внимание, как возможность умереть!

Понимание того, что конфликт – это фаза отношений между людьми, наполненная проблемами, это, конечно, хорошо, даже очевидно, только что это даёт? Согласен, ничего особенного. Пока. Для того, чтобы извлечь пользу из этого знания, нужно уметь проводить «Диагностику конфликта». И вот это уже конкретный инструмент, который нужно использовать в работе. Я узнал о нём из курса Аси Михеевой «Конфликтология для сценаристов» и её книги «Автор жги! Азы конфликтологии для сторителлеров».

Сразу отмечу, что все стрелки, квадраты и обозначения, относящиеся к стороне конфликта 1, точно также относятся и к стороне конфликта 2, только в другую сторону, соответственно. Итак, взгляните на картинку:



Какие ключевые детали мы здесь видим? У любого конфликта есть клетка. Ассоциации, которые навевает это слово: ринг, футбольное, волейбольное, баскетбольное поле, поле боя, октагон в ММА, шахматная доска, карточный стол и т. п. Как люди попадают в эту клетку? Как они становятся участниками конфликта? Для ответа на эти вопросы нужно задать себе другие вопросы, а именно: почему участники не могут просто разойтись? Почему они вынуждены участвовать в конфликте, решать его до конца? Что заставляет их делать это? Коротко говоря, какова их мотивация.

Конфликт всегда разгорается по поводу какого-то объекта, которым является ресурс или право распоряжения ресурсом (власть). Помните общий мешок? Его и делят.

По разным углам мы видим стороны конфликта. Для удобства на схеме изображены только две, но в реальности их может быть и больше. В вашей истории их может быть и больше. И даже лучше, если их больше, потому что так интереснее. Стороны конфликта – это конкретные его участники. Они бывают следующих видов: активный, пассивный и группа поддержки.

Активный участник – знает о конфликте, знает, за что он борется, почему борется и у него есть средства для этой борьбы. Это герой, если пользоваться литературными обозначениями.

Пассивный участник – знает о конфликте, но не участвует в нём т. к. не имеет средств для борьбы за объект. Либо он не знает о конфликте и, соответственно, не участвует в нём активно. Как только он узнает о конфликте и, если у него будут средства для борьбы и мотивация, он станет активным участником. Пассивный участник, в любом случае, заинтересован в том, чтобы ресурс остался у него, даже если он не может позволить себе за него бороться.

Группа поддержки – это те, кого не было на стороне конфликта в момент его старта. Они присоединились потом по каким-то своим причинам. И также по каким-то своим причинам могут уйти в любой момент. В принципе, они могут метаться от одной стороны конфликта к другой в зависимости от того, кто одерживает верх. Полистайте книги по истории, там полно примеров.

Сторона 1 смотрит на сторону 2 и видит однородную массу. Так же, как и сторона 2, глядя на сторону 1, воспринимает её, как единое целое. Кого они видят? Врагов. Для каждой из сторон те, кто напротив – враги. Конфликт очень эмоционально заряженное явление (ещё бы! ведь, если вдуматься, это вопрос жизни и смерти) и нужно иметь большую силу воли, чтобы справиться с чувствами и увидеть, что на противоположной стороне не все являются плохими людьми.

И да, даже если раньше участники состояли в союзе, но теперь скатились в конфликт, они всё равно видят друг в друге врагов. Только в этом варианте ситуация осложняется ещё и тем, что раньше у них были другие чувства по отношению друг к другу. Теперь их ненависть перемешивается с другими чувствами, что вызывает ещё и внутренний конфликт. Хорошо, если они были просто партнёрами. Тогда, как говорится, ничего личного, просто бизнес. А если они были друзьями? Братьями? Мужем и женой? Отцом и сыном?

Но конфликт не начинается просто от того, что есть объект (ресурс) и претендующие на него участники. Эта ситуация в принципе невозможна, если они находятся в союзе. Конфликт, напоминаю, начинается после того, как участники союза поняли, осознали, что оставаться в нём бесперспективно. Либо участники сразу, ещё до вступления в союз, поняли и осознали, что вступление в союз для них бесперспективно и сразу приступили к основному вопросу. Таким образом, у сторон появляются собственные интересы, которые составляют предмет конфликта – разночтение ситуации сторонами конфликта или разное обоснование своего права на ресурс. Чем более логичное обоснование у каждой из сторон, тем интереснее история. Предмет конфликта ключевая концепция. Без него нет истории т. к. нет мотивации. Без ясной мотивации персонажи похожи на идиотов, непонятно зачем болтающихся по страницам.

Выделяют 4 уровня предмета конфликта:

1. Фактический – противоречие в имеющейся информации. Участники либо располагают разными данными, полученными из разных источников, либо по-разному понимают данные из одного источника, либо просто доверяют разной информации. Это самый лёгкий уровень сложности. Далее они только возрастают.

2. Методический – противоречие в способах, тактиках и стратегиях решения проблемы. Участники считают, что действовать в сложившейся ситуации нужно по-разному.

3. Целевой – противоречие в разном понимании целей. Участники конфликта ставят несовместимые друг с другом цели. Лебедь, рак и щука. Каждый хочет утащить объект в свою сторону.

4. Ценностный – противоречие состоит в том, что люди по-разному видят и объясняют мир. Это самый сложный уровень конфликта и создавать истории нужно именно из него. Ценности – фундамент личности человека и, нанося удар по ним, вы буквально разрушаете его. Человек воспринимает это как физическое уничтожение, поэтому включается инстинкт выживания и человек яростно и с пеной у рта отстаивает своё мировоззрение.

Ценности подразделяются на 2 группы:

1. Инструментальные. «Мне это нужно, чтобы получить…»;

2. Окончательные. «Мне это просто нужно… Так должно быть… Так устроен мир…». И т. п.

Вообще, если присмотреться, то целевой, методический и фактический предметы конфликта проистекают из ценностного. Ценности составляют основу нашего мировоззрения, исходя из которого мы ставим себе цели, выбираем методы их достижения, а также интерпретируем факты. Поэтому, в принципе, из любого уровня можно докопаться до ценностного. Далее.

Участники конфликта, как правило, не знают, как именно противоположная сторона формулирует для себя предмет конфликта. Они лишь строят предположения. Сторона конфликта 1, исходя из имеющейся информации, предполагает, что предмет конфликта для стороны 2 состоит в том, что… Эта формулировка работает и в обратную сторону.

Некоторые, правда, бывают на 100 % уверены, что знают, почему противник ведёт себя именно так, но их уверенность основывается на вере – мнении, подкреплённом не доказательствами, а эмоциями. «Да он просто козёл!» Или «Да она дура!» Или «Они вообще отмороженные».

То, что провозглашается в качестве предмета конфликта противоположной стороной, как правило, не является истинной мотивацией. Истинная мотивация известна только изнутри, и вот так запросто раскрывать свои карты никто не станет. Особенно в состоянии конфликта.

Итого: истинная мотивация стороны конфликта складывается из двух пунктов: 1. Предмет конфликта; 2. Клетка конфликта. По сути, это одно и тоже. Формулируя для себя предмет конфликта, участники загоняют себя в клетку конфликта. Разделены же они просто для наглядности и удобства объяснения.

Каждый участник конфликта, прежде чем попасть в него, прошёл какой-то жизненный путь. За это время у него сформировались мировоззрение, ценности и характер, а также он приобрёл характеристики силы, статуса и ранга.

Сила – это количество ресурсов участника конфликта, которое он готов вложить в решение конфликта. Деньги, время, знания, усилия, жизнь и т. д. Что он готов сжечь в огне конфликта?

Статус – это репутация и авторитет участника конфликта, исходя из которых люди либо оказывают поддержку, либо нет. За счёт этого формируются группы поддержки. Бывает, что у человека такой авторитет, что даже посмотреть на него косо нельзя, иначе общество заклюёт. А бывает, что человека можно пнуть, так тебе ещё и помогут.

Ранг – это позиция, в которой выступает активный участник конфликта. Ранг имеет 4 уровня и 4 характеристики: лицо, мощность, подтверждение, публичность.

«Лицо» означает, кого я, конкретный индивид, представляю в этом конфликте? Чьи интересы в нём отстаиваю? Находясь на первом ранге, только свои. Находясь на втором, вокруг меня уже есть группа людей, которые уполномочили меня представлять и отстаивать их интересы. Находясь на третьем, происходит то же самое, только в официальном виде. И на высшем ранге я представляю интересы самой официальной группы – государства.

«Мощность» означает совокупный потенциал силы и статуса, которые я имею. Соответственно, на первом уровне я обладаю минимальной мощностью, а дальше всё идёт по возрастающей в соответствии с той группой, которую я представляю.

«Подтверждение» означает необходимость подтвердить мои полномочия, как представителя стороны конфликта. На первом уровне этого не требуется. Я сам отстаиваю свои интересы и подтверждаю это тем, что я – есть. Я здесь и отстаиваю свои интересы. На втором уровне подтверждение предоставляется личной поддержкой группы, которую я представляю. На третьем уровне уже необходимы какие-то документы, которые подтвердят, что я не просто так сюда пришёл, а с официальным визитом. На четвёртом уровне происходит то же самое – требуются документы, форма какая-то для подтверждения полномочий.

«Публичность» означает право на запрет освещения в СМИ моего участия в конфликте. На первом и втором уровне я имею право просто изъявить желание на такой запрет. В принципе, это такое же право, как право героя интервью запретить журналисту публиковать какую-то информацию из их беседы. На третьем уровне такой запрет предоставляется только через суд. На четвёртом такого права нет вообще. Находясь при исполнении обязанностей, выступая в качестве представителя государства, сотрдник не имеет права запретить какому-либо СМИ или другим лицам сообщать о своих действиях.

Наглядно это представлено в таблице:

Таблица рангов участников конфликта

Исходя из мотивации, силы, статуса и ранга сторона конфликта т. е. участник или участники выбирают стратегию решения конфликта. Традиционно выделяют 5 вариантов:

1. Конкуренция;

2. Избегание;

3. Приспособление;

4. Компромисс;

5. Сотрудничество.

Конкуренция. Если участник выбирает эту стратегию, то его цель – отбить и забрать все ресурсы себе. По сути это война. Никаких уступок и кривляний. «Чтобы я победил, ты должен проиграть!» Как в ринге: либо надеваешь чемпионский пояс, либо смотришь, как его надевает твой победитель.

Избегание. Если участник выбирает эту стратегию, то его цель – устраниться от конфликта как в физическом, так и в психологическом плане. Можно проигнорировать, сделать вид, что ничего особенного не происходит. Можно просто уйти, сбежать. Можно закрыть глаза. Квинтэссенция этой стратегии – страус, который запихнул голову в песок. Устранился и в физическом и в психологическом смысле. «Да, само там как-нибудь… Рассосётся». При этом участник всё равно рассчитывает, что ресурсы останутся у него. Мол, сделаю вид, что ничего особенного и так на тормозах всё и сойдёт на нет. Участник пытается не замечать проблемы. Чаще задерживается на работе. Переводит тему, как только заходит разговор о проблеме и т. д.

Приспособление. Если участник выбирает эту стратегию, то его цель – уступить все ресурсы конкуренту, лишь бы не было войны. Бывают люди, которым легче подчиниться, признать своё зависимое положение. Бывают ситуации, в которых приходится подчиниться. Когда русские поняли, что монголо-татары просто истребят их, то вопрос «платить» или «не платить» дань решился сам собой, потому что сил сопротивляться не было.

Компромисс. Если участник выбирает эту стратегию, то его цель – договориться о балансе, поделить поровну, по справедливости. Только этот вариант возможен при взаимных уступках, иначе это уже приспособление. «Хорошо, я готов принять вот эти твои условия, но взамен ты принимаешь вот эти мои».

Сотрудничество. Если участник выбирает эту стратегию, то его цель – найти и исправить причины и последствия конфликта. Благодаря этому он намеревается, как минимум, вернуть прежнее качество жизни либо улучшить его на порядок выше. Этот вариант опять же возможен только при совместном участии обеих сторон. «Хорошо, давай вместе работать над решением этой проблемы». Только, чтобы перейти к этой стратегии, нужно обладать большим умом и сильной волей. И, кроме того, понимать причины, по которым происходят конфликты. Об этом далее.

Сейчас же запомните: пройдясь по каждому пункту из этого раздела, вы сможете расставить фигурки на доске и приступить к описанию их действий. Т. е. до того, как начать выстраивать сюжет, надо будет провести «Диагностику конфликта» по предложенной схеме. Она производится как на уровне всей истории, так и на уровне отдельной сцены.

Причина конфликта

Почему возникают внешние конфликты между людьми, не имеющими между собой никакой связи, понятно: есть ресурс, каждый хочет его себе, потому что «Моё!» и начинается драка. Причём, неважно, почему «Моё!», просто «Моё!», потому, что хочу, поэтому «Моё!» Увидел парень девушку в клубе, глаза загорелись, подошёл, а с другой стороны другой парень подошёл. Конфликт. Девушка улыбается и ждёт, кто победит.

Бывает, конечно, и более обоснованное обоснование претензий на ресурс. «У племени истощилась земля, есть нечего, голодаем,» – думает вождь. Выходит он из своей палатки и командует: «За мной!». Идут они, идут и набредают на плодородные земли. Отлично, но есть загвоздка – на этих землях уже кто-то живёт. «Ну, и ладно, – думает вождь. – Я этих людей не знаю, мне на них наплевать. А вот своих людей я знаю, на них мне не плевать. Это мои люди, я должен обеспечить их выживание». Вождь выходит из своей палатки и командует: «За мной! В атаку!». Можно было, конечно, и дальше пойти, но племя итак уже устало, так что где умирать – в дороге или на поле боя – не особенно важно. На поле боя даже как-то благороднее.

Или может быть так. Кандидат наук написал докторскую диссертацию, в которой обосновал какую-то концепцию. Потом защитил её, получил степень доктора наук и написал научно-популярную книгу, в которой рассказал всему обществу о своей концепции.

Другой учёный прочитал эту научно-популярную книгу. Хмыкнул. Прочитал диссертацию. Хмыкнул ещё сильнее и написал статью, опровергающую концепцию новоиспечённого доктора наук. Тот, естественно, об этом узнал и написал свою статью, в которой привёл новые доказательства своей концепции. Учёный прочитал эту статью и написал свою, в которой опять опроверг концепцию доктора наук. Как вы думаете, что сделал доктор? И т. д. Они могут этим заниматься хоть на протяжении всей своей учёной карьеры. Конфликт: объект – концепция, истина; предмет – разные подходы обоснования концепции, истины и т. п.

Гораздо интереснее, почему происходят конфликты внутри союза. Почему же он всё-таки распадается изнутри? Потому что участники достигли плато и расслабились, да, но как именно это происходит?

Помните, мы говорили о том, что вступая в общество, в какой-то союз человек занимает в нём определённое место? У нас в примере это был несчастный, который занял место наблюдателя. Так вот это место, положение в обществе называется компетенцией. Компетенция – это зона личной ответственности человека перед союзом, в котором он состоит. Главное, что её характеризует – это цель. Для чего? Зачем? Каких результатов ждёт от меня мой союз? Например, цель несчастного, который занял место наблюдателя – высматривать зомби и предупреждать об их приближении. Когда наблюдатель занял место воина в отряде, его цель поменялась, соответственно, поменялась и его компетенция. Она стала шире. Теперь он должен убивать добычу, чтобы накормить членов союза, и убивать врагов, чтобы защитить членов союза.

Если человек справляется со своей задачей, раз за разом достигает тех результатов, которых от него ждут, то он красавчик. Уважение ему. Потому что он компетентный специалист. Если вы написали роман, который понравился читателям, значит вы компетентный специалист. Компетентность – это способность реализовать компетенцию; достичь цели, которую она определяет; добиться результатов, которых ожидает общество, мой союз. Несчастный наблюдатель, ставший воином, на всех этапах своего пути всегда достигал тех целей, которые перед ним стояли. И общество ценило его за те результаты, что он приносил.

Но что, если нет? Что, если бы наблюдатель побоялся занять место в отряде? Об этом мы уже говорили. Со временем он бы стал менее внимательным и стал бы пропускать зомби, которые подходили бы ближе, и, возможно, даже кого-нибудь ранили. Хотя, если это зомби, то исход один. Как называется такой человек? Давайте культурно – некомпетентный специалист.

Отсюда вывод – некомпетентные люди являются причиной появления конфликтов внутри союза. Так? Не торопитесь. Некомпетентные люди являются причиной возникновения кризиса взаимоотношений. Вспоминайте график: это пока что -5-я фаза – «Конфликт: претензии». Люди пока что ещё вместе, но уже предъявляют друг другу претензии.

Почему же компетентные люди не вышвыривают некомпетентного сразу за ворота к зомби? Не увольняют? Не разводятся? И т. д. Здесь в дело вступает нравственность, законы морали. Если бы её не было, то люди бы просто не выжили. Вымерли бы уже давным-давно.

Вот смотрите: в племени подрастает молодое поколение. Их всех, конечно, готовят к какой-то деятельности, но все справляются по-разному. Это понятно. И ожидать, что молодняк сразу будет давать стопроцентный результат глупо. И что, теперь их всех выгонять? Это не решение. Каждый раз выгоняя очередного члена племени, мы ослабляем себя. Ведь целое – это больше, чем сумма всех частей. Поэтому в дело вступает нравственность, совесть, мораль. «Не можем мы его выгнать. Свой человек всё-таки… Жалко, умрёт… Научится ещё…»

Однако следует понимать, что нравственность имеет ограниченный предел. Она не резиновая и, если её постоянно растягивать, то однажды она лопнет. И единственное, что может удержать некомпетентного специалиста в союзе – это уважение. И его, как известно, надо заслужить. Как это сделать?

Давайте ещё раз: из-за того, что какой-то участник союза является некомпетентным, возникает кризис взаимоотношений. Он характеризуется недоверием участников союза друг к другу. Компетентный участник союза как бы думает: «Я не верю, что ты сможешь поддержать меня». И если некомпетентный участник не сможет доказать, что он в силах измениться, стать компетентным, то возникает конфликт: компетентный участник начинает выводить ресурсы из общего мешка. Супруги разводятся, компания увольняет сотрудника, дети выгоняют кого-то из своей игры и т. д.

Чтобы всего этого не произошло, чтобы вылечить конфликт и спасти тем самым отношения, союз, нужно задать 3 вопроса:


1. Кто из участников союза является наименее компетентным или вообще некомпетентным?

2. Почему он некомпетентен? Что конкретно привело к тому, что он не имеет способностей реализовать компетенцию?

3. Как и чем могут помочь компетентные участники союза некомпетентному, чтобы поднять его до своего уровня? Как устранить причину некомпетентности?


Допустим, наш несчастный наблюдатель всё-таки постеснялся проситься в отряд воинов и стал пропускать зомби. Его могли сразу выкинуть за забор, но людей всё-таки итак мало и каждый на счету. Собрались члены союза поговорить с ним и выяснили, что он, оказывается, в воины хочет. Проверили его, он оказался хорош, взяли в воины. Вопрос решён, конфликт исчерпан.

Но что, если наблюдатель всё-таки не сказал, что хочет в воины, а лишь пообещал, что лучше будет справляться со своими обязанностями? В дальнейшем, естественно, ничего не изменилось. Он по-прежнему пропускал зомби. И, кажется, вообще, не переживал по этому поводу. Вот тут-то нравственность начинает трещать. «Ведь он обещал, что исправится, но не сделал этого!» «Что он за человек такой?!» «Не хочу иметь с ним ничего общего, ничего святого у него нет». Вот так постепенно человек выводится из зоны нравственности. Как только он оказывается за её пределами, с ним можно поступать, как угодно.

Фазы конфликта

Конфликт – это явление, разворачивающееся во времени. И, как любое явление, разворачивающееся во времени, его можно разделить на этапы или фазы. Конфликт в своём развитии проходит 3:

1. Нарастание напряжения. Можно сказать, что в это время конфликт является ещё скрытым. Одна из сторон не подозревает, что другая чем-то недовольна. Жена ходит по дому с надутыми губами, а муж, увлечённый компьютерной игрой, не замечает этого. Но мы ведь с вами понимаем, что долго это продолжаться не будет. Однажды жена взорвётся.

Бывает, что и обе стороны не подозревают о наличии противоречий, которые ведут к конфликту между ними. Муж звонит жене и говорит, что задержится на работе. И он реально остаётся на работе т. к. осталась ещё куча незавершённых дел. Он не едет к любовнице. Её нет. Пока. Просто ему действительно интереснее на работе, чем дома с женой, которую он не любит. Да и не любил никогда. Он и сам не знает, зачем женился на ней. Просто он никогда об этом не задумывался. Жена же может действительно его любить и не подозревать о чувствах мужа. Или тоже может его не любить и не подозревать о своих чувствах. Просто никогда себя об этом не спрашивала. Живёт себе и живёт.

2. Открытый конфликт. Происходит какое-то событие, которое вскрывает противоречия, и конфликт выплёскивается наружу. Пока муж в комнате играет в игру, жена на кухне готовит обед, роняет кастрюлю себе на ногу и взрывается. Ох, и не завидую я мужу! Потому что жена заходит к нему в комнату с кастрюлей.

Муж звонит жене и говорит, что задержится на работе. И она вздыхает с облегчением. И вдруг понимает, что не любит его. Она не хочет с ним жить. Он ей не интересен. Он ей вообще никак. Обдумав всё хорошенько, через минуту она звонит и говорит, что хочет развестись.

Дальше происходит развитие конфликта. В зависимости от мотивации и сил сторон он может длиться пару минут или пару лет. Муж, получив кастрюлей по голове, мгновенно встаёт и идёт на кухню готовить обед. После того, как жена сообщила, что хочет развестись, муж пытается сохранить брак. Они с женой ходят к семейному психологу, общаются с друзьями, но тщетно. Через год всё равно разводятся и делят имущество.

Великая Отечественная война длилась 4 года. В истории Европы есть период, который называют Столетней войной. Согласно Википедии причиной военных действий являлись притязания на французский престол английской королевской династии Плантагенетов, стремящейся вернуть территории на континенте, ранее принадлежавшие английским королям.

Мотивация и силы. 2 фактора, отвечающие за развитие и течение конфликта.

3. Постконфликт. Однако рано или поздно любой конфликт исчерпывает себя. Заканчивается.

Одна из сторон победила. Другая сторона, исчерпав свои ресурсы, признала поражение. Но не значит, что смирилась. Муж, конечно, пошёл готовить обед, но с очень недовольным лицом.

Пример из сериала «Ходячие мертвецы»: когда Ниган, стоящий во главе «Спасителей», подчинил себе Рика Граймса, стоящего во главе «Александрийцев», последние не смирились. Они, конечно, стали выплачивать дань, но всеми силами искали возможность сбросить с себя иго.

Кстати, про иго, вспомните Историю России: 400 лет русские платили дань татаро-монголам. И, как только появилась возможность перестать это делать и оставлять себе все ресурсы, они сразу же этим воспользовались.

Бывает и так, что ни одна из сторон не может победить. Борются-борются, и так, и эдак пытаются положить друг друга на лопатки, но не получается. Ну, никак! Стороны осознают, что они равны друг другу в силах. Значит, нужно договариваться.

И за столом переговоров они могут найти либо компромисс, пойти друг другу на взаимные уступки, либо могут понять, что им вообще делить нечего. Им лучше объединиться, сотрудничать, и вместе добиваться новых целей, высот и ресурсов.

В сериале «Викинги» конунг Хориг и ярл Борг воевали друг с другом из-за земель. Ярл Рагнар Лодброк, присягнувший на верность конунгу Хоригу, тоже оказался втянут в эту войну. Стороны сошлись в ключевой битве и выяснили, что они равны друг другу по силе. Сели за стол переговоров. Компромисса найти не удалось: ни Хориг, ни Борг не хотели уступать друг другу ни миллиметра земли. Каждый из них считал, что весь ресурс принадлежит ему.

Ярл Рагнар посмотрел на груду мёртвых тел с обеих сторон, посмотрел на раненых с обеих сторон и посмотрел на двух непримиримых врагов – Хорига и Борга. Встав, он сказал:

– Слушайте, а чего нам делить-то? Мы ведь все – норвеги! Зачем нам проливать нашу кровь? Давайте лучше объединимся, вскочим на дракары и пойдём на Запад! Там англо-саксы, бритты и другие. Давайте лучше проливать их кровь! У них есть земли, у них есть золото, у них вообще много чего есть. Пойдёмте, возьмём это!

Сериал, конечно, вымысел, но он основан на легендах, которые, в свою очередь, основаны на реальных событиях. Так что, примерно так всё и могло быть.

Заканчивается конфликт либо урегулированием со стороны третьих лиц, либо самостоятельно сторонами конфликта.

Если вмешиваются третьи лица, то они могут его урегулировать путём переговоров, либо устранить конфликт одним из 3 способов:

1. Убрать одного из участников конфликта. Нет человека, нет проблем, как говорится;

2. Изъять объект конфликта. Дети поругались из-за игрушки, и мама просто забрала её себе;

3. Устранить дефицит объекта. Мама дала ещё игрушек. Дети счастливы.

Если же участники решают конфликт самостоятельно, то он может решиться путём переговоров, либо просто затухнуть. Причинами для затухания могут быть:

1. Истощение ресурсов (один ребёнок устал драться с другим за машинку);

2. Потеря мотива к борьбе (одному из детей машинка стала неинтересна);

3. Переориентация мотива (один из детей захотел другую машинку).

Забегая вперёд, скажу, что не на пустом месте Аристотель выделял в произведении три части: начало, середину и конец. Как видите, они соответствуют делению конфликта на 3 фазы. Это ещё раз подтверждает мнение, что истории являются отражением того, как человеческий мозг решает проблемы.

Уровни конфликта

Исходя из описанного выше, может показаться, что конфликты разворачиваются только в одной плоскости – между людьми. Это не так. Для широты восприятия и увеличения возможностей истории лучше рассматривать их по 4 уровням, на каждом из которых существуют свои силы противодействия.

1. Внутренний. Вячеслав Юнев в своей лекции-вебинаре «Внутренний конфликт» утверждает, что человек взаимодействует с окружающим миром по 4 каналам:

тело поток физических ощущений из внешнего и внутреннего мира. Холодно/жарко, светло/темно, твёрдо/мягко, голод/насыщение, сексуальный голод/сексуальное насыщение, больно/приятно, хочется спать/хочется бодрствовать, бегать, прыгать, сходить в туалет и т. д. Поток ощущений от органов восприятия (видеть, слышать, обонять, осязать, ощущать вкус) и внутренних органов.

чувства поток душевных состояний. Любовь/ненависть, злость/радость, раздражение, покой/тревожность (ярость, буйство), страх/веселье и т. д.

мышление поток мыслей, оценок и убеждений. Например, мысль: хочется есть, эта картина некрасивая, все бабы – стервы и т. д. Мысль – это, по сути, оформленные в слова ощущения и чувства. Нужно понимать, что непосредственно сами ощущения, чувства и слова, с помощью которых они описываются – это не одно и то же. Между ними не стоит знак равно. Язык, с помощью которого мы формулируем, цементируем наши ощущения и чувства, вообще как бы отделяет нас от них.

планы поток целей. Поесть, обнять любимую, купить дом, завоевать мир и т. д. Появляются они на основе ощущений, чувств и мыслей.

Если устремления в этих каналах не совпадают, то возникает внутренний конфликт.

Например, я посмотрел на себя в зеркало, увидел лишний жир на боках, оценил это явление, как «плохо» и поставил себе цель похудеть. Составил план тренировок, завёл будильник на час раньше и довольный лёг спать.

Утром звенит будильник, я просыпаюсь, настроенный бежать, а тело не хочет. Тело хочет спать. Тело не хочет напрягаться, ему в кайф поваляться под одеялком и покушать пончиков со сгущёнкой на завтрак. И плевать оно хотело на мои планы. У него свои. Вот вам и конфликт: в одном углу клетки я с целью похудеть, в другом тело с целью оставить всё, как есть. Ресурс, за который идёт борьба – тело. Кто победит?.. Я проигрываю в этой битве уже несколько лет.

Или мальчику нравится девочка, он хочет с ней дружить. И, сам себе он даже боится в этом признаться, он хочет её поцеловать. Это его чувства, которые направляют его к девочке. Только на уровне мышления он оценивает себя, как недостойного этой девочки. Ну, не из его она лиги. Она из лиги чемпионов, а он даже до четверть-финала не дотягивает. Вот вам и конфликт: в одном углу клетки чувства, которые хотят дружить и, втайне, целоваться с девочкой; в другом мышление, которое останавливает т. к. на его уровне не сходятся эта девочка и этот мальчик. Ресурс, за который идёт борьба – мальчик. От того, кто победит, чувства или мышление, зависит, как им распорядятся. Кто победит?.. Я в этой битве одержал победу. Моя жена со мной.

Комбинаций на эту тему можно придумать массу. Всё зависит от вашей истории.

2. Личный. Это конфликты, разворачивающиеся между родными и близкими людьми. Бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сёстры, родители и дети, муж и жена; муж и любовница, жена и любовник, друзья, возлюбленные, дяди и тёти и т. п. Конфликты могут разворачиваться между ними по любым поводам, из-за любых ресурсов. От квартиры, оставленной бабушкой, до того, где праздновать чей-то день рождения.

3. Общественный. Это конфликты, разворачивающиеся в обществе между человеком, малыми, средними и большими объединениями людей. То, чем занимается журналистика. Можно составить следующую классификацию этих конфликтов:


– человек против человека

– человек против группы (неформальное объединение)

– человек против организации (фирма, завод, государственное учреждение, государство и пр.)

– человек против общества


– группа против группы

– группа против организации

– группа против общества


– организация против организации

– организация против коалиции организаций

– коалиция против коалиции

– организация против общества

– коалиция против общества


– общество против общества


Думаю, это не весь список возможных вариаций.

Вы можете сказать, что конфликт между отцом и дочерью по поводу её короткого платья – это конфликт между человеком и человеком. При чём тут общество? Не стоит путать близкие и родственные связи с общественными. Критерий здесь – степень близости. Можно сказать, что личный конфликт – это конфликт между «своими», внутри стаи, а общественный – между «чужими». И да, всякие монстры, вампиры, оборотни, зомби и прочие упыри, с которыми вступает в конфликт персонаж, тоже находятся на этом уровне.

4. Физический. Этот уровень, можно условно сказать, не связан с людьми. Здесь силы противодействия возникают из физического мира, из той обстановки, в которой находится участник конфликта. Природные бедствия, нехватка времени, слишком большое расстояние, слишком высокая гора, непроходимое болото и т. д. Если на пути к цели стоит плотоядный лес, то его тоже можно рассматривать, как сторону конфликта.

Виды конфликтов

Мы уже выяснили, что конфликты всегда разворачиваются между людьми по поводу какого-то ресурса. И суть конфликта заключается в том, что люди по-разному обосновывают своё право на этот ресурс. Теперь нужно разобраться в прозрачности.

Конфликты бывают скрытыми и открытыми.

Скрытый конфликт тот, который не стал прозрачным. Пока. Одна сторона не подозревает, что другая сторона имеет претензии по поводу того, как первая сторона распоряжается каким-то ресурсом. Мужу не нравится, что жена слишком много денег тратит на помаду, но он молчит. Пока. Девушке не нравится, что её парень переписывается со своими подругами, но она молчит. Пока. Русским не нравилось, что монголо-татары брали с них дань, но молчали. В течение 400 лет.

Открытый конфликт тот, который стал прозрачным. Сторона, недовольная тем, как другая сторона распоряжается каким-то ресурсом, открыто заявляет свои претензии. Муж говорит, что жене не нужно столько помады. Девушка хватает телефон своего парня и разбивает его об стену. Русские показывают монголо-татарам длинный средний палец, разворачиваются и уходят. Монголо-татары с недоумением на лице почёсывают репу и, оглядевшись по сторонам, возвращаются в степь.

Также конфликты можно классифицировать по реальности. Исходя из этого критерия они бывают реальными и надуманными.

Реальный конфликт разворачивается по поводу конкретного ресурса из-за конкретных разногласий. Муж не хочет тратить впустую деньги на тонны ненужной помады. Русские реально не хотят платить монголо-татарам дань. Девушка не хочет делиться своим парнем. Реально.

Надуманный конфликт возникает из-за того, что человеку просто нужно выпустить пар. В нём тоже есть ресурс, за который идёт борьба, но если спросить того, кто хочет выпустить пар, реально ли нужен ему этот ресурс, он ответит – нет. Например, мужчину так достали на работе, что он готов рвать и метать. Он садится в автобус и едет домой. Заходят молодые ребята, садятся впереди, смотрят что-то по телефону, смеются тихонько. Никому не мешают на самом деле. Но мужчина их уже заметил. Осталось дождаться только вспышки смеха, чтобы до… браться до ребят. «Что вы ржёте, как лошади?!» «Людям мешаете!» «Водителю мешаете!» И т. д. Объект конфликта – атмосфера в автобусе, общественный порядок. Предмет конфликта для мужчины – ребята нарушают общественный порядок. Так он это объясняет себе сознательно. На самом деле ему нужен просто повод, чтобы выпустить пар. Если бы не такой сложный день на работе, он бы даже не заметил этих ребят. Предмет конфликта для ребят – пристал чего-то сумасшедший мужик, орёт чего-то, с какой стати?

Иногда в истории нужно использовать и такие надуманные конфликты. Они очень хорошо характеризуют персонажей.

Загрузка...