Для многих людей принятие решений о поиске новой работы, о ее нахождении бывает очень сложным. Потому что, продолжая работать и будучи неудовлетворенными своей работой, они никак не могут понять, оставаться ли им на этом месте или уходить. Искать ли им новую работу или мириться со старой? И сомнения по этому поводу мешают принятию конструктивных решений, реальным действиям по поиску другой работы.
Это очень распространенная ситуация. Менять или не менять работу – вопрос, которым озадачены многие люди. Нам важно разобраться с этим вопросом, чтобы прийти к каким-то решениям: либо остаться на прежнем месте и создавать свой успех, либо оставить эту работу и создавать новую.
Давай разберемся с этим.
Чаще всего недовольство работой выражается общими фразами: «Не нравится, надоела, неинтересно». Думать о такой работе не хочется, одна мысль, что завтра опять придется идти на нее, портит настроение, утром ноги не идут на нелюбимую работу.
Но очень часто такое недовольство своим делом совсем не связано с самой работой, а является следствием того, что человек просто не выбрал это занятие, и потому находится в несогласии с ним.
Ты можешь несколько раз сменить место и профессию, но если в тебе не будет выбора новой работы – ситуация повторится. Ты опять будешь испытывать недовольство. Ты опять будешь заставлять себя идти на нелюбимое рабочее место.
Выбираешь ли ты работу, которую сейчас делаешь, или соглашаешься с ней? В этих отношениях к работе заключена большая разница.
Когда я выбираю работу, я принимаю ее такой, какая она есть, пусть на какое-то время. Я считаю ее своим делом. Тогда я могу все силы отдавать ей, не тратя их на преодоление собственного сопротивления, непринятия.
Если я соглашаюсь работать, понимая, что ничего другого не остается, – я буду мучиться и страдать, ненавидеть эту работу. Я буду тратить силы не столько на работу, сколько на преодоление собственного сопротивления.
Что же такое выбор работы?
Я наблюдала разное отношение к работе у двух людей.
Один из них – мужчина сорока лет, который за неимением другого дела, которое он, впрочем, особо и не искал, был вынужден работать торговым агентом.
Этот человек имел очень высокие амбиции, и он не выбрал эту профессию, не принял ее, а просто согласился с тем, что надо же где-то работать. И я видела, как мучительно он трудился.
Он презирал эту работу, ненавидел себя за то, что приходится ее выполнять. Он постоянно боролся с собой, заставляя себя садиться за телефон и обзванивать магазины, предлагая сделать заказ. Он делал какие-то шаги, рос профессионально, но эти шаги были лишь малой частью того успеха, который он мог бы иметь. Под его началом было несколько десятков магазинов, он мог расширить сеть этих магазинов, но, постоянно работая вполсилы, не делал этого.
Совсем по-другому отнеслась к такой же работе женщина, о которой я рассказывала вначале.
Она действительно выбрала работу, которой начала заниматься. Она сказала себе:
– Да, это не дело моей жизни, но сейчас я выбираю – заниматься этим и отдавать этому все силы, иначе какой смысл работать?!
И она действительно отдавала этому все силы, постоянно расширяя сеть, находя новых заказчиков, напоминая о себе, предлагая делать все новые и новые заказы. Она делала это очень легко, – потому что не преодолевала внутреннее сопротивление. Она была в согласии с этой работой. Результат не заставил себя ждать. За один год работы она достигла бо́льших результатов, чем этот мужчина за четыре года.
Скажи сам себе: «Я выбираю эту работу!» Прислушайся к своим чувствам – нет ли сопротивления внутри, принимаешь ли эту фразу, согласен ли ты с этим выбором?
Показателем того, что ты выбираешь свою работу, является количество времени, которое ты по-настоящему работаешь. Если человек не в согласии с порученным делом, то он будет постоянно искать причины, чтобы не заниматься им. Выбор – это стопроцентная отдача работе.
Нет смысла менять занятие, которое ты не выбрал, а лишь согласился на него, на другое, которое ты тоже не выберешь. Все повторится. То же недовольство, та же незаинтересованность. И не помогут ни лучшие условия труда, ни бо́льшая зарплата – ничто не спасет от неудовлетворенности работой.
У тебя есть возможность передумать и сделать этот выбор. Что дает тебе эта работа сейчас? Какие плюсы в ней есть? Есть ли в ней то, за что ты можешь ее благодарить и ценить?
Никогда не поздно сделать новый выбор. Ты можешь сделать его, можешь не сделать, – решаешь только ты.
Есть еще много причин неудовлетворенности тем, чем занимаешься. Мы сейчас их выясним. Но прежде проверь себя сам: насколько ты недоволен своей работой. Ответь на вопросы теста.
Прочитай каждое из предложенных утверждений и оцени, насколько оно верно для тебя, выбрав один из вариантов ответа.
1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует.
а) Да.
б) Отчасти.
в) Нет.
2. За последние годы я добился успехов в своей профессии.
а) Да.
б) Отчасти.
в) Нет.
3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива.
а) Да.
б) Не со всеми.
в) Нет.
4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок.
а) Да.
б) Не всегда.
в) Нет.
5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям.
а) Да.
б) Отчасти.
в) Нет.
6. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое.
а) Да.
б) Время от времени.
в) Нет.
7. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания.
а) Да.
б) Не уверен.
в) Нет.
8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня.
а) Да.
б) Что-то среднее между да и нет.
в) Нет.
9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на меня работу.
а) Да.
б) Что-то среднее между да и нет.
в) Нет.
10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы.
а) Да.
б) Редко.
в) Нет.
11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией.
а) Да.
б) Что-то среднее между да и нет.
в) Нет.
12. Процесс работы доставляет мне удовольствие.
а) Да.
б) Время от времени.
в) Нет.
13. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе.
а) Да.
б) Не совсем.
в) Нет.
14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе.
а) Да.
б) Иногда.
в) Нет.
15. Меня редко поощряют за работу.
а) Да.
б) Иногда.
в) Нет.
16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы.
а) Да.
б) Может быть.
в) Нет.
17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня.
а) Да.
б) Иногда.
в) Нет.
18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда.
а) Да.
б) Не совсем.
в) Нет.
Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо перевести ответы в баллы с помощью следующей таблицы:
Составляющие удовлетворенности трудом:
Интерес к работе. Суммируй баллы за ответы 1, 6, 12. Максимально – 6 баллов.
Удовлетворенность достижениями в работе – ответы 2, 7. Максимально – 4 балла.
Удовлетворенность отношениями с сотрудниками – ответы 3, 8, 14. Максимально – 6 баллов.
Уровень притязаний в профессиональной деятельности – ответы 5, 11. Максимально – 4 балла.
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку – ответы 4, 16. Максимально – 4 балла.
Удовлетворенность условиями труда – ответы 3, 18. Максимально – 4 балла.
Профессиональная ответственность – ответ 9. Максимально – 2 балла.
Общая удовлетворенность трудом – ответы 1–14. Максимально – 36 баллов.
На этом месте можно было бы поставить точку и дать совет – уходи с этой работы, если ты ею недоволен. Но где гарантия, что новая работа очень скоро не будет у тебя вызывать те же чувства?
С позиции жертвы, которой постоянно «не везет» в жизни, потому что она «сама себя не везет по жизни», а позволяет кому-то распоряжаться ее судьбой – всегда найдутся внешние обстоятельства, оправдания этой неудовлетворенности. Мы можем искать причины в начальниках-деспотах, которые нас не ценят, в низкой оплате труда, вредных сослуживцах и т. п.
Если допустить, что от тебя ничего не зависит, то нет никаких гарантий, что на новом месте все будет по-другому. Скорее всего, тебе опять достанется деспот-начальник, на тебя обрушатся интриги коллег, работа окажется неинтересной, нудной.
Человек, который распоряжается своей жизнью сам, отвечает за все, что происходит в его жизни. Тогда перед ним открываются огромные возможности: самому создавать отношения с начальником, не вмешиваться в склоки и конфликты на работе, убеждать руководство в необходимости повышения тебе зарплаты. Наконец – сделать работу интересной, яркой.
Нужно трезво оценить основные параметры твоей работы и посмотреть, можно ли что-то изменить.
Без анализа причин твоей неудовлетворенности трудно принять правильное решение.
Женщина с высшим образованием, с опытом работы в конструкторском отделе в связи с сокращением штатов и недостатком рабочих мест по профилю работает вязальщицей. Ее отношение к этой работе выражается так: «Работа неинтересная, однообразная, я знаю, что способна на большее, чувствую свою нереализованность. Правда, мне нравится вязать, нравятся изделия, которые я делаю, но слишком это просто, примитивно».
Очень часто работа кажется неинтересной, однообразной. Нет ли у тебя ощущения, что ты перерос свою работу, что ты не делаешь ничего нового? Чувствуешь ли ты, что способен на большее, завидуешь ли другим в отношении работы? Удовлетворен ли ты тем, как на своей работе ты можешь использовать свой опыт и свои способности? Удовлетворен ли ты тем, как используешь свой интеллект?
Но даже если ты недоволен всем этим, не торопись. Подумай: можно ли внести в свой труд какой-то новый смысл, новый интерес? Ведь любое дело со временем приедается и теряет свою яркость.
И если ты будешь уходить с работы только потому, что она перестала быть интересной, – ты так и будешь кочевать с места на место. Интерес создает сам человек. Только мы сами способны обновить интерес к делу и сделать его ярким.
Можно сетовать на то, что работа для тебя не имеет смысла, что ты ее перерос и способен на большее, – а можно заняться поиском ресурсов для роста именно на этой должности.
Можно поставить новые цели, организовать семинар, обмен опытом, чтобы внести новаторские идеи в эту деятельность. Можно написать статью, сделать аналитический или статистический отчет для начальника, позволяющий по-новому посмотреть на работу. Можно пересмотреть свои обязанности и наполнить свой труд новым содержанием; пересмотреть работу с документами, пройти учебный курс, чтобы повысить квалификацию и т. д.
Я сама прошла этот опыт, когда работала школьным психологом и очень быстро это занятие мне наскучило. Я чувствовала, что мне уже неинтересно, я выросла, все стало привычным и будничным. Я стала размышлять, что я могу изменить. Или, возможно, я исчерпала все возможности этой работы?
Оказалось, что в нее можно внести много нового и интересного! Я начала вести анализ случаев, по которым обращались родители, своего рода статистику. Я придумала занятия по психологии для старшеклассников, создала тренинг для родителей. Нашлось множество возможностей для приложения знаний, которым я не видела применения. Мне снова стало интересно работать!
Как правило, никто не может создать нам этот интерес, кроме нас самих. Подумай, можешь ли ты внести этот свой интерес в рамках твоей работы и обязанностей?
Несколько лет назад я преподавала и проводила тренинги в одной из московских школ бизнеса. Это была достаточно известная и развивающаяся организация, но – какая там царила неразбериха!
Никогда нельзя было быть уверенным, что аудитория, стоящая в расписании, не будет занята и не придется бродить с группой по зданию в поисках пустого помещения.
Не было никакой гарантии, что группу предупредят об изменении в расписании, – об этом могли просто забыть. Постоянно не было на месте нужных материалов, и в процессе занятия мне приходилось искать то мел, то маркеры, то размноженные материалы, которые давно должны были лежать в аудитории. Это выводило меня из себя.
И в то же время меня очень устраивала эта работа. Она была интересной, творческой, я могла расти профессионально, это был новый для меня опыт преподавания в школе бизнеса. Слушатели были очень интересные, серьезные, имеющие несколько образований, и мне хотелось работать на таком уровне. Но организация труда!..
В какой-то момент я поняла, что просто становлюсь жертвой этой беспорядочности, – нервничаю, злюсь, ищу виновных, негодую на неорганизованность.
– Но если мне нравится сама работа, но не нравится организация труда, – могу ли я что-то улучшить? – спросила я себя однажды. И легко себе ответила:
– Я не могу перестраивать работу всей школы бизнеса, но я могу создать для себя нормальную организацию труда.
И я стала менять ситуацию. Часто напоминала куратору о том, что нужно приготовить к занятиям. Перед выходом на работу звонила, чтобы проконтролировать, помнят ли о моих требованиях. Я взяла на себя и некоторые дополнительные обязанности: приносила необходимые материалы, следила за тем, чтобы были размножены необходимые тексты и графики, стала напрямую общаться со старостой группы, чтобы группа была в курсе всей меняющейся информации.
Это не было моей обязанностью, я могла продолжать возмущаться и становиться в позу, но что бы от этого изменилось? Мне бы просто пришлось уйти. Но я позаботилась о том, чтобы организовать свой труд так, чтобы меня это удовлетворяло.
Можешь ли ты что-то изменить в организации своей работы? Пусть не глобально, в рамках всего предприятия, а того, что касается тебя? Может быть, что-то изменить в планировании твоей работы? Может быть, обсудить с руководством возможность внесения некоторых изменений в организацию твоего труда, которые пойдут на пользу всей организации? Будь конструктивен.