Прежде чем о чем-то рассуждать, необходимо определиться с понятиями. Это золотое правило рассуждений. Так как мнений по поводу чего-либо может быть великое множество. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Вот эти мнения надо согласовать, чтобы начать разговаривать на одном языке и лучше понимать друг друга. Давайте это сделаем в отношении свободы.
Свобода не только по-разному понимается людьми, но и по-разному ими чувствуется, в зависимости от того, какой опыт в своей жизни пережил конкретный человек. Для одних, к примеру, жить по чьим-то правилам, по какому-то расписанию, вполне себе нормальное явление. Они любят, когда ими командуют, принимают за них решения, несут за них ответственность. Такие люди чувствуют себя комфортно, например, в той же армии. Это ведомые люди, которые сами не очень любят принимать решения, а тем более ответственность за них нести. А вот другие люди просто физически не могут вынести такой жизни, когда им постоянно что-то приходится делать вопреки своим желаниям и своему мнению. Они видят в своем подчинении кому-то откровенную несвободу и стараются всеми силами ее избежать, потому что их это угнетает. Поэтому разные люди могут в одной и той же ситуации чувствовать себя свободными и несвободными, могут чувствовать себя комфортно или страдать. Дело не в объективных условиях, а в отношении к ним конкретного человека. Мы еще вернемся к этой мысли, а пока давайте посмотрим, что чаще всего думают о свободе разные люди.
Довольно большое число людей понимают под свободой ни что иное, как свободу выбора. Если выбор есть, значит есть и свобода, таково их мнение. Возможно, это самое часто встречающееся определение свободы. И оно очень хорошее. В нем есть смысл. В этой книге мы примем такое понимание свободы, но частично. Примем потому, что с одной стороны, действительно, когда вы можете выбирать, как вам поступить в той или иной ситуации, независимо от того, насколько она сложная и, несмотря на ограниченность вашего выбора, вы можете считать себя свободным человеком, потому что вы влияете на ситуацию, на свою судьбу или судьбу других людей, совершая этот выбор. Вы не безучастны, не пассивны, вы не просто наблюдатель, который ничего не решает, вы живой человек, который может с помощью своей воли повлиять на обстоятельства. Совершая выбор – вы действуете, что может себе позволить только свободный человек, пусть и не абсолютно свободный, но и не абсолютно во всем ограниченный. А уж если говорить о свободе выбора своего отношения к той или иной ситуации, то она и вовсе позволяет нам чувствовать себя свободными настолько, насколько мы сами этого пожелаем. Ведь относиться к одному и тому же событию можно по-разному, это подконтрольный нам процесс.
Но, с другой стороны, не всегда понятно, какой именно выбор можно считать выражением свободы, а какой всего лишь ее иллюзией. Например, если вы приходите в магазин и выбираете между несколькими сортами колбасы, вместо одного, то разве это свобода? Вряд ли такой выбор слишком значителен для жизни, чтобы, совершая его, испытывать это возвышенное чувство, которое наполняет нас силами и позволяет нам чувствовать себя счастливыми. Прожить можно вообще без колбасы и многих других материальных ценностей, но при этом свободным, делая то, что хочется, а не то, что прикажут. Поэтому в этом примере выбор не ведет к свободе. Хоть и хорошо, когда он есть. Но не так хорошо, чтобы испытывать блаженство от чувства свободы.
Или вот еще пример. Если вы участвуете в выборах и выбираете между несколькими кандидатами, то можете ли вы сказать, что свободны, совершая такой выбор? Я думаю, вряд ли. Вы ведь выбираете из числа того, кого уже для вас отобрали. И получается, что все уже выбрано за вас, вам лишь остается выбрать лицо человека, которое вам больше всего понравится, ибо во всем остальном эти люди могут быть абсолютно одинаковыми, даже если они придерживаются разных идеологий. Вы не выражаете свою волю посредством такого выбора, вы просто участвуете в чужой игре, искренне веря в значимость своего мнения или сознательно обманываясь на этот счет, но не придавая этому значения.
А еще, некоторым детям в детстве предлагали выбрать, каким ремнем их будут пороть, показывая таким образом, что они сами выбирают себе наказание. Якобы, это более гуманно. Я знаю массу таких историй. Вот и подумайте, разве весь этот выбор говорит о какой-то свободе человека? Как по мне, получается, что выбор есть, а свободы нет. Вот так тут все непросто. Сама по себе возможность выбирать – это еще не свобода. Хотя наличие выбора, разумеется, лучше, чем его полное отсутствие.
Другие люди под свободой понимают вседозволенность и отсутствие любых ограничений, когда человек имеет полную свободу действий, когда можно делать все, что хочешь, и никто тебя не может остановить, наказать, если ты что-то делаешь не так и кому-то мешаешь. Пожалуй, и в таком определении свободы есть свое зерно истины. В этом случае можно сказать, что человек ничего не боится, страх перед наказанием его не ограничивает, потому что самого наказания он не ждет и поэтому у него больше выбора того, как поступать в различных ситуациях. Он что захочет, то и делает. Но вседозволенность превращает многих людей в настоящих чудовищ, которые становятся одержимыми своими безумными и безграничными желаниями и переходят все разумные пределы при их осуществлении. Такие люди не наслаждаются свободой, а ищут ее границы, а точнее предел своих возможностей, после которого им дадут по рукам, не позволив наглеть слишком сильно. А они сильно наглеют от вседозволенности, они становятся агрессивными, жадными, неугомонными, пока не упрутся в какую-нибудь силу, которая их остановит. А на всякую силу, как известно, всегда найдется другая сила. Поэтому нет в этом мире человека, который был бы настолько могущественен, что мог бы делать все, что пожелает, абсолютно все. Всегда есть определенные ограничения, для каждого из нас. Поэтому такое безумство, как вседозволенность, вряд ли можно считать высшей ценностью, к которой мы относим свободу. Это не свобода, это лишь одна из ее сторон и далеко не самая лучшая.
Еще под свободой некоторые люди понимают полную безответственность и независимость от воли других людей. Им нравится, когда кто-то что-то делает для них, но сами они не любят ничего делать для других. Они живут для себя, считая, что другие им многое должны, а они не должны никому и ничего. С этим тоже можно частично согласиться, ведь никогда не хочется делать что-то для кого-то и перед кем-то в чем-то оправдываться или за что-то отчитываться. Это такая жизнь, в которой ты можешь только брать, но ничего не давать взамен. Ты вроде как свободен от обязательств, но не хочешь быть свободным от людей. Но, как когда-то сказал Владимир Ильич Ленин, правда, в другом контексте: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Вы можете освободиться от разного рода обязательств перед другими людьми, либо получив над ними безграничную и абсолютную власть, хотя и в таком случае какие-то обязанности перед людьми вам все-таки придется выполнять, чтобы хоть минимально заботиться о них, как об источнике своей власти, либо уйдя в лес, горы, пустыню, где нет никаких людей, где вы можете делать все, что пожелаете, и никто вам ничего не скажет. Этот последний способ поможет вам избежать любых обязательств перед кем бы то ни было, но он и других людей освободит от обязательств перед вами, а значит, вся ответственность за свою жизнь полностью ляжет на вас. Поэтому сложно сочетать безответственность и независимость друг с другом, ибо люди для того и объединяются, чтобы делать что-то друг для друга, ради упрощения своей жизни. Им для этого приходится в чем-то себя ограничивать, например, в своих безумных и эгоистичных желаниях. Кому нужен тот, кто думает только о себе и плюет на других. Так что целиком такое определение свободы нам также не подойдет.
Что еще можно считать и что люди считают проявлением свободы? Я встречал такое мнение, вполне реальное, исходящее от самых обычных людей, а не каких-нибудь теоретиков, согласно которому, свобода – это когда к вам не применяют никакого насилия, заставляя вас подчиняться и делать то, что вы делать не хотите. Хорошее определение, мне очень нравится. Когда, например, человек находится в неволе и вынужден делать то, что его заставляют делать через физическое насилие над ним или с помощью угрозы его применения, он, конечно же, не свободен. Классическое рабство именно так и проявляется. Человека могут заковать в цепи, могут причинять ему боль, могут запугивать его, чтобы он делал так, как нужно тому, кто имеет над ним власть. А ограничив при этом его физическое передвижение, например, той же тюрьмой, можно придушить таким образом его дух свободы, лишив его возможности верить в ее ценность и надеяться на нее. От этого определения мы также будем отталкиваться в своем понимании свободы.
Таким образом, выборочно синтезируя все вышесказанное, мы можем сказать, что настоящая свобода – это прежде всего свобода в нашей голове. Это то, что мы о ней думаем и как ее понимаем. Надо сделать свой ум свободным, чтобы почувствовать свободу. После этого можно и во внешнем мире начать к ней стремиться. Когда ваш ум может двигаться в разные стороны, находить разные ответы на один и тот же вопрос, искать разные решения одной задачи, помогать вам управлять своим внутренним состоянием даже тогда, когда вы полностью зависимы от внешних факторов, вы поистине свободны. Тело можно ограничить в свободе, а вот ум никогда, если только сам хозяин его не ограничит. Вы решаете, являетесь вы свободным человеком или нет. И никто другой. А дальше уже остается только придерживаться соответствующего поведения в реальном мире, дабы обретать свободу во всем, в чем ее можно обрести.
Ум делает свободной и нашу душу, если понимать под душой все наши чувства, переживания, интуицию, одним словом, все то, что не поддается рациональному пониманию. Наш ум создает внутри нас образ свободы или несвободы, и он вызывает у нас соответствующие этому образу чувства. Человек может находиться в любом месте и с кем угодно, и все его ощущения будут зависеть только от его мыслей, от того, считает он себя свободным или нет. Душа свободного человека всегда остается таковой, если он думает, что он свободен.
Беда в том, что к такой свободе очень трудно прийти. Это внутренняя свобода, которую надо создать с помощью своей силы мысли. Однако человеку очень сложно избавиться от зависимости от внешних факторов. Поэтому мы в большинстве своем стремимся к внешней свободе, когда пытаемся избавиться от лишних обязательств, различных раздражающих нас ограничений, требований со стороны других людей, насильственного вмешательства в нашу жизнь и тому подобных вещей, которые извне влияют на наше внутреннее состояние. Это тоже полезно, это один из путей к истинной свободе. Меняя внешний мир, можно изменить внутренний. Внешнее ощущение свободы приводит к внутренней свободе. И проблема не в том, что люди идут таким путем, проблема в том, что идя по нему, они часто не доходят до конца. А не доходят они до конца потому, что не верят в существование внутренней свободы. Добившись свободы внешней, да и то весьма относительной, они останавливаются на этом достижении, полагая, что дальнейшее движение бессмысленно, потому что они уже пришли к тому, чего хотели. Они не подчиняются никому или почти никому, их никто и ничто не ограничивает, не считая разумных ограничений, имеющихся в любом обществе, они вольны выбирать, какое решение принять в той или иной ситуации, и их это устраивает. Это великолепное состояние, но достаточно уязвимое. Стоит внешним обстоятельствам измениться в худшую сторону, и человек снова чувствует себя несвободным, потеряв что-то из того, в чем он видел свою свободу. Кто-то в таких случаях предпочитает смириться с частичной или полной потерей своей свободы, кто-то борется за то, чтобы ее вернуть, а кто-то просто страдает, не видя возможности что-либо изменить. Это как если бы вас посадили в тюрьму, и в этой тюрьме оказалось не только ваше тело, но и ваш ум. Но ум может быть свободным всегда, даже тогда, когда тело несвободно. Вот этому и нужно учиться, чтобы чувствовать себя счастливым всегда и везде.
Свободный ум – это необязательно такой ум, который смирился с реальностью, который предпочел изменить отношение к ситуации, а не саму ситуацию. Это ум, который любит свободу и ценит ее всегда, даже когда человек физически несвободен, даже когда он вынужден сам себя ограничивать. Вера в то, что свобода достижима и за нее стоит бороться, позволяет уму оставаться свободным всегда. А любовь к свободе всегда подталкивает человека к борьбе за нее. Освобождая свой ум от ограничений, вы открываете перед ним возможность поиска путей к свободе, в какой бы ситуации вы не находились. Свободный ум никогда не смирится с несвободой. Человек всегда будет за нее бороться, видя в этом смысл. Конечно, такая страстная тяга к свободе, тоже в некотором смысле является ограничением, ибо пока ты не обретешь ее, эту свободу, к которой стремишься, ты будешь зависим от этого желания. Но это такая издержка свободного ума, с которой, я думаю, человек может смириться. В конце концов, абсолютной и безграничной свободы все равно не бывает.
Но самое главное во всем этом то, что не так важно, чем является свобода на самом деле. С объективной и с субъективной точек зрения она может быть чем угодно. Как хотите, так ее и понимайте. Даже данное ей в этой книге определение не имеет большого значения. Это лишь точка зрения автора, выраженная в логическом понимании этого чувства. Что действительно важно, так это ощущение свободы каждым конкретным человеком. Что бы вы ни делали и что бы ни думали, если вы считаете, что вы свободны, и вас это делает счастливым, значит так оно и есть. Главное, стремиться к этому ощущению свободы и обрести его. А думать о свободе можно что угодно и как угодно ее понимать. Кто-то будет чувствовать себя свободным и в тюрьме, а кто-то, никем и ничем не ограниченный, будет страдать, потому что его мысли будут говорить ему о том, что он не свободен, что его жизнь ужасна. Ваша свобода – это ваше субъективное ощущение свободы, не больше и не меньше. Как хотите, так и думайте о ней, лишь бы это делало вас счастливым человеком.
Так что для понимания свободы ориентируйтесь на собственные ощущения, а не на чьи-то слова. Так и должна проявляться свобода, если она настоящая. Если мне не комфортно с каким-то человеком, в каком-то месте, если мне не нравится что-то делать, значит я должен от этого избавиться, чтобы почувствовать себя свободным. Именно я, не вы и не кто-то другой, а я, потому что это мои субъективные ощущения. Другие люди могут думать и чувствовать иначе. А я иду к той свободе, которая нужна именно мне. Изменю ли я отношение к тому, что чувствую или постараюсь изменить ситуацию, чтобы чувствовать себя иначе – это не имеет значения. Я должен стать свободным внутри, этого требует моя душа. А мой ум уже решает эту задачу, как может, ища возможности прийти к такому состоянию.
Свободный ум постоянно ищет возможность освободить человека от всего ненужного, что усложняет его жизнь и делает его зависимым от чего-то или кого-то. Такой ум, например, помогает понять, что лишние для жизни вещи, обязательства, отношения не улучшают, а усложняют ее и делают человека, скорее, несчастным, чем счастливым и удовлетворенным. В какой-то степени свободный ум исповедует идею минимализма, потому что учит человека довольствоваться только самым необходимым и не тратить силы и время на достижение чего-то совершенно ненужного, делая при этом себя зависимым от разных вещей и людей. Если вы можете, к примеру, обойтись без кредита, который вас ограничит, если вы его возьмете, тогда зачем это делать, зачем вам ограничивать свою свободу дополнительными обязательствами перед банком. Или, если вы можете не иметь отношений с человеком, который что-то вам запрещает, опять-таки, ограничивая вашу свободу своими неразумными требованиями к вам, тогда зачем вам его терпеть. Обязательства и ограничения должны быть, конечно, но не такие, когда человек слишком сильно страдает из-за того, что ему все запрещают. Во всем должна быть мера. Так что надо избавляться именно от бессмысленных ограничений, а не от ограничений вообще. Свободный ум упрощает нашу жизнь, помогает нам наслаждаться ею, а не вечно гнаться за чем-то большим, идя на поводу у своих безграничных желаний. Потому что эти желания делают нас своими заложниками или, если хотите, рабами.
Свободная жизнь – это жизнь без лишних, ненужных обязательств, без дополнительной, бессмысленной ответственности, без ненужных вещей и бесполезных людей. Все это может привязать вас к себе и ограничить ваши возможности, а вместе с ними и свободу. Свободный человек – это не аскет, которому ничего не нужно, он просто предельно практичен, поэтому не тратит бесценное время своей жизни на все то, что не приносит никакой пользы и радости. Ему не нужны идеи, которые бы говорили ему, как следует жить, к чему стремиться и чего хотеть. Он стремится ко всему, что может снизить его зависимость от других людей, а значит и расширить его возможности, благодаря которым у него в жизни будет больше выбора того, как поступить, а, следовательно, и свободы. Поэтому свободные люди зарабатывают деньги и стремятся к власти не ради того, чтобы просто красиво жить, а ради того, чтобы не делать того, чего они делать не хотят. В их жизни сначала сознание определяет бытие, а затем бытие сознание.
Не стоит также забывать о том, что свобода – это всегда и ответственность. Это не только ответственность за свою жизнь, но и за свободу других людей. Ценя, оберегая и приумножая свою свободу, нельзя покушаться на свободу окружающих. Будь свободным и не делай, не желай людям того, что себе не желаешь. Потому что любое твое ограничение чьей-то свободы станет началом распространения зла, которое в итоге может вернуться к тебе по законам причинно-следственных связей и ударить по твоей собственной свободе. Тут работает принцип бумеранга, все что человек сделает во вред другим, вполне может вернуться к нему и также ему навредить. Люди должны уважать свободу друг друга, ради ее сохранения и приумножения, чтобы сама по себе идея свободы была жизнеспособна. В противном случае, убив свободу одного человека или многих людей, можно убить таким образом и свое чувство свободы, ибо сотворивший зло становится зависимым от него, боясь ответного зла в свой адрес. А какая может быть свобода, если человек испытывает страх. Чувство страха подавляет чувство свободы. Поэтому надо ценить и уважать не только свою свободу, но и свободу других людей и не покушаться на нее, чтобы в мире была гармония.
Вот так мы можем понимать свободу, чтобы ценить ее. Стремление к свободе – это стремление к счастью. Если человек не ощущает внутренней свободы, то этот человек не ощущает и настоящего счастья. Любой дискомфорт в душе возникает от несвободы. Храни свою свободу, и при этом не ущемляй свободу окружающих, и тогда все будут счастливы. Вроде бы и просто звучит, но как же часто люди накладывают друг на друга ограничения из-за своего эгоизма, считая, что вправе решать за других, как им жить. Так и появляется в обществе зло, когда один человек подавляет и ограничивает другого, которое потом передается от одних людей к другим. Нам, людям, не хватает мудрости, чтобы уважать свободу друг друга, и из-за этого мы часто страдаем.
Хорошим примером данного нами здесь определения свободы может служить свобода человека от любых деструктивных мыслей и убеждений, которые отравляют ему жизнь. Например, это может быть свобода от зла, когда мы не принимаем зло, как нечто такое, с чем мы не можем справиться, а ищем решение любых проблем, с которыми столкнулись, чтобы это зло победить. Скажем, если человек уверен в том, что не бывает нерешаемых, безвыходных ситуаций в жизни, он никогда не сдастся и не покорится злу, не станет его пленником. Он будет оставаться свободным в своей голове, а значит и во внешнем мире будет стараться сделать все, чтобы избавиться от любых оков. Человек, который свободен от зла, по-настоящему счастлив, потому что не боится и не творит его. Когда человек счастлив, то зло бессильно перед ним, особенно когда он знает и уверен, как прожить всю жизнь в счастье. Такого человека невозможно сломать, ему бессмысленно внушать, что с ним что-то не так, что он в чем-то плох и прочее, что обычно вызывает у людей плохие чувства, из-за которых они потом страдают, впадают в депрессию и не могут полноценно наслаждаться жизнью. Свободный человек сам решает, как ему реагировать на те или иные поступки и слова других людей, на те или иные обстоятельства. Он зависит не от них, он зависит от своих решений, от своего, а не от чужого мнения.
Счастье – это смысл нашей жизни. Мы все это знаем. А чтобы стать счастливым, надо стать свободным. В том числе свободным от зла, от ошибок, которые мы все совершаем, от зависимости, которая может овладевать нами, если мы ее не обуздаем, от наших безрассудных желаний, которые порой просто безумны. Надо быть уверенным в направлении жизненного пути. А уверенность эта появляется тогда, когда ты сам решаешь, что для тебя правильно в этой жизни, а что нет, что ценно, а что не имеет смысла, что тебе любить, а к чему относиться равнодушно. Все происходит у нас в голове, свобода и счастье находятся именно в ней.
Теперь, когда мы понимаем что такое свобода, разумно задуматься над тем, зачем она нам нужна, в чем ее ценность, что конкретно она может нам дать, чтобы мы почувствовали себя счастливыми. Об этом будет сказано в следующей главе.