Наступил тёплый летний вечерок. На крылечке улика сидела маленькая Пчёлка Bee, наблюдая как в небе появляются первые звёздочки. Они приветливо подмигивали и Пчёлка Bee подмигивала звёздочкам в ответ.
Bee: Мама-пчела сказала, что хлопоты прошли, а я и не заметила, как они прошли, эти хлопоты. Цветочки уснули и мне тоже пора отправляться в свою уютную постельку.
Пчелка Bee сладко зевнула и направилась в родной улик, как вдруг остановилась и прислушалась. Во дворе кто-то запел песенку.
Bee: Интересно, кто бы это мог быть? Я никогда раньше не слышала этого певца.
Вдруг на крылечке приземлился джентльмен в высокой чёрной шляпе. В лапках он держал смычок и скрипку. Скрипка была такая крошечная, что могла уместиться на ноготке самого маленького пальчика. От неожиданности Пчёлка Bee изо всех сил замахала крылышками и громко зажужжала.
Cricket: Позвольте представиться, Сверчок Cricket!
Bee: А я маленькая Пчёлка Bee! Я никогда раньше не слышала твою песенку.
Cricket: Родители подарили мне скрипку только сегодня! Её сделал на заказ один известный-преизвестный старенький сверчок. Ещё он сказал, что эта скрипочка прославит моё имя. А ведь я даже не знаю, как оно звучит по-английски, и мне от этого немного грустно.
Bee: Послушай, не грусти! Я знаю кто может пропеть твоё имя. Это мои новые друзья, английские звуки. Они учат меня, Змейку Snake и Муравья Ant читать по-английски!
Стоило только Пчёлке Bee вспомнить про английские звуки, как они тут как тут, идут себе, шагают по лесной тропинке.
Cricket: Я Сверчок Cricket и я очень-очень хочу учиться читать, как Пчёлка Bee. Не будете ли вы так добры пропеть по-английски и моё имя?
Звуки больше всего на свете любили петь, а ещё им очень нравилось, когда их об этом просят. Не теряя времени даром, звуки запели. В начале о себе заявляла буква, которая изображает звук.
C: Я согласная буква Cc (cи). В начале слова я пою песенку [k] (к). Звук [k] (к) – глухой и носит зелёную одёжку.
R: Я согласная буква Rr (ар). Я пою песенку [r] (р). Звук [r] (р) – звонкий и носит синюю одёжку.
I: Я гласная буква Ii (ай). В закрытом слоге (слово оканчивается на согласную) я пою песенку [ɪ] (и). Звук [ɪ] (и) – гласный и носит красную одёжку.
ck: Я буквосочетание ck (си кэй). Я пою песенку [k] (к). Звук [k] (к) – глухой и носит зелёную одёжку.
E: Я гласная буква Ee (и). В слове сверчок я пою песенку [ɪ] (и). Обычно я эту песенку не пою.
T: Я согласная буква Tt (ти). Я пою песенку [t] (т). Звук [t] (т) – глухой и носит зелёную одёжку.
Звуки выстроились один за другим, каждый торопился занять своё любимое место. Они дружно пропели имя Сверчка: [k] (к) [r] (р) [ɪ] (и) [k] (к) [ɪ] (и) [t] (т).
Сверчок Cricket поблагодарила звуки, помахал лапкой Пчёлке Bee и запрыгал домой, распевая своё имя на все лады.
Почему несколько букв вместе поют одну песенку? Некоторые звуки передаются с помощью буквосочетаний. Например: буквосочетание ck (си кэй) передаёт звук [k] (к) в слове Cricket. Запомните: Cс (си) – [k] (к); Kk (кэй) – [k] (к); ck (си кэй) – [k] (к).
Друзья, собирайте коллекцию буквосочетаний и звуков, которые они обозначают. Выписывайте буквосочетания на отдельных карточках размером в 1/8 листа цветного картона (согласно цвету звуков). Карточки понадобятся для игры в фонетическое лото.
cockerel [kɔkərəl] (кокэрэл) – петушок
Мистер Cockerel поёт,
Спать мне утром не даёт.
Полетели перья, пух,
Это наш драчун – петух.
сow [kaʊ] (кау) – корова
У коровы миссис Cow
Очень острые рога.
Но, а если мы попросим,
Даст парного молока.
Будем пить какао,
Наша миссис Cow.
Придумайте слово и рифму к нему так, чтобы она подходила по смыслу. Побеждает тот участник игры, кто к назначенному сроку соберёт самую большую коллекцию рифм. Например: травушка – муравушка, птица – синица, солнце – оконце, весна – красна.