Если какая-то социально-значимая деятельность осуществляется в обществе, значит, она востребована и доступ к ней в любом случае существует. Иными словами, как пелось в известной песне: «Кто ищет – тот всегда найдет!». Другой вопрос: какого рода усилия, в какой степени нужно будет прилагать гражданину для этого.
Не требует доказательств тот факт, что только наличие у гражданина реальной возможности воспользоваться разнообразными юридическими средствами делает последние действенным инструментом правового решения жизненных проблем и, в полной мере фактором, сдерживающим внеправовые, противоправные пути удовлетворения разнообразных экономических, политических и иных интересов.
В монографии под рубрикой публичных форм юридического содействия реализации прав и законных интересов объединены во многом сходные между собой виды правовой деятельности органов публичной власти – государственные и муниципальные услуги и юридическая помощь, оказываемая органами государственной власти и местного самоуправления. Если государственным и муниципальным услугам, повышению их доступности и качества в настоящее время уделяется достаточно серьезное внимание на всех уровнях власти, наблюдается своего рода «правотворческий бум» административных регламентов, устанавливающих порядок их оказания, то публичная юридическая помощь находится пока за рамками внимания субъектов политико-правовой деятельности, что, в свою очередь, не может не сказываться на уровнях ее доступности и качества.
Постановка проблемы юридического содействия реализации прав и законных интересов отличается новизной. Юридическое содействие реализации прав и законных интересов – сложное правовое явление, объединяющее комплекс правовых средств, видов правовой деятельности и ее отдельных функций, способствующих беспрепятственной реализации прав и интересов субъектов права, которое имеет разные формы проявления (адвокатская и нотариальная деятельность, юридическое информирование и консультирование, публичные услуги, отдельные направления контрольно-надзорной деятельности и т. д.).
Своевременность предлагаемого читателю монографического исследования обусловлена противоречием между объективно существующими потребностями социально-правовой практики в условиях модернизации российского общества в формировании и развитии правовых средств общественно-государственной поддержки правовой активности граждан и недостаточностью имеющихся научно-практических разработок соответствующей проблематики. В теории и на практике необходимо выработать научно обоснованное представление о доступности различных форм юридического содействия реализации прав и законных интересов, важнейшими из которых являются публичные юридические услуги и публичная юридическая помощь. Актуальность изучения последних вызвана новизной института публичных услуг для правовой жизни России, неоднозначностью теоретических трактовок понятий, видов и форм. Публичная юридическая помощь до настоящего времени не становилась предметом общетеоретических правовых исследований. Необходимо выработать рекомендации по повышению доступности (информационной, профессиональной, и др.) населению государственных и муниципальных (публичных) услуг юридического характера (публичных юридических услуг) и юридической помощи со стороны органов публичной власти (публичной юридической помощи), факторах, влияющих на нее, а также о системе оценки доступности на основе как можно более объективных критериев, поддающихся измерению.
Различные системы оценки доступности публичных юридических услуг существуют и реализуются в стране1, однако их анализ позволяет обозначить ряд негативных черт, в частности, излишнюю ориентацию на субъективные оценки граждан, смешение доступности и качества публичных услуг, чрезмерную сложность процедур и алгоритмов сбора первичных данных и самой оценки и пр., которые в своей совокупности создают благодатную почву для тенденциозных интерпретаций, манипуляций с результатами. Принципиально нельзя признать объективной оценку деятельности публичных властных структур самими публичными властными структурами, поскольку она нарушает правовую аксиому «nemo judex in propria causa» (никто не судья в собственном деле).
Все это обусловливает необходимость научного поиска новых и уточнения имеющихся подходов к понятию публичных юридических услуг и публичной юридической помощи.
Особенностью настоящего исследования является совместное рассмотрение разных по содержанию, но очень близких по форме своего осуществления социально-правовых явлений: публичных юридических услуг и публичной юридической помощи. Такое совмещение позволило увидеть преимущества и недостатки в подходах к правовой регламентации и практике обеспечения доступности одной формы юридического содействия реализации прав и законных интересов по отношению к другой, а также уточнить категориальный аппарат юридической науки в отношении рассматриваемых явлений. В качестве задач исследования автор ставит также систематизацию форм и видов публичных юридических услуг и публичной юридической помощи и выработку рекомендаций по совершенствованию их доступности и оценки доступности.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, а также результаты проектных разработок по проблеме доступности правосудия, публичных услуг, юридической помощи; нормативную – федеральные законодательные и иные нормативно-правовые акты, законодательные и иные акты субъектов РФ, относящиеся к организации и осуществлению, публичных юридических услуг и публичной юридической помощи; эмпирическую основу – практика работы государственных и муниципальных органов, оказывающих публичные юридические услуги и публичную юридическую помощь, данные периодической печати, интернет-источников, результаты опросов и иные эмпирические данные.
Реквизиты нормативных правовых и судебных актов (наименование органа, принявшего акт, дата и номер, а в необходимых случаях название акта), которые использованы в настоящей монографии, приводятся как в сносках, так и в самом тексте либо в скобках после соответствующего упоминания с указанием источника его опубликования. Если после реквизитов акта не указан источник опубликования, то соответствующий документ содержится в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», и читатель легко сможет найти этот акт по наименованию органа, дате и номеру. Если не указано иное, то нормативные правовые акты приводятся в той редакции (т. е. с учетом всех действующих изменений и дополнений), в которой они действуют по состоянию на 15 июля 2013 года.
Автор выражает признательность и благодарность рецензентам доктору юридических наук, профессору Алексею Станиславовичу Автономову, доктору юридических наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ Александру Васильевичу Малько, доктору юридических наук, профессору, заслуженному деятелю науки Владимиру Михайловичу Сырыху за высказанные ценные замечания и предложения, которые были учтены при подготовке рукописи.