Компенсаторический метод психоанализа

Аннотация. По запросам моих читателей и соратников по психоанализу пишется эта книга, где показываются принципы метода психоанализа, которые сформировались с одной стороны от теории классиков психоанализа, а с другой – от достаточного количества практического применения метода. В этой работе будет описана последовательность сеансов и конкретные вопросы, которые нужно задавать в зависимости от возраста, пола и проблемы пациента. Я думаю, что эта книга поможет психоаналитикам-практикам и психотерапевтам, а те, кто даже не изучали психоанализ, могут использовать эту работу для профилактики психологических расстройств. Однако в большей степени она создана для тех, кто решил серьезно заняться психоанализом и для тех, кто имеет определенные теоретические и практические знания.

Рекомендуемая литература:

– Зигмунд Фрейд «О психоанализе», «психология сексуальности»;

– Карл Густав Юнг «Критика психоанализа», «Проблемы души нашего времени»;

– Альфред Адлер «Техника лечения».

Это литература, где указан метод проведения психоанализа. Также советую почитать: Фрейд «Недовольство культурой» и Адлер «Практика и теория индивидуальной психологии». А для расширения знаний о бессознательном изучите работу Юнга «Человек и символ». Из моих работ рекомендую прочитать «Компенсаторика», как основную книгу теории компенсаторики, а также можете найти много практических случаев психотерапии в книгах «Страх и агрессия», «Садизм и мазохизм».

1 Метод лечения через общение

Первое, на что хотелось бы обратить внимание – это на использование двух понятий: врач и пациент – в психологии не любят использовать такие слова. Однако у человека с психологической проблемой болезнь, а психолог выступает в качестве лечащего врача. Также мне не нравится современное определение пациента с психологическими проблемами – абстрактный клиент. Как мне кажется, слово «клиент» звучит более грубо и бездушно, чем «пациент». Пациент – этот тот, кому помогают, смотрят за ним и лечат, а клиент, сколько заплатил, столько и получил, ведь выгоднее даже не долечить, а увеличить количество сеансов. Поэтому по тексту зачастую будут использоваться слова «врач» и «пациент», подразумевая психолога и человека, пришедшего к нему за получением психологической помощи.

Как многие себе представляют, психоанализ синонимичен самому фрейдизму, однако Фрейд в работе «О психоанализе» писал: «Если создание психоанализа является заслугой, то это не моя заслуга. Я не принимал участия в первых начинаниях. Когда другой венский врач д-р Йозеф Брейер (1880—1882) в первый раз применил этот метод к одной истерической девушке, я был студентом и держал свои последние экзамены…. Сама больная, которая в этот период болезни удивительным образом говорила и понимала только по английски, дала этому новому способу лечения имя „talking cure“ (лечение разговором)». Поэтому и главу эту я назвал лечение через общение.

Психотерапевт помогает пациентам общением с ними, причем, психолог обычно говорит меньше, а пациенты больше, так как ему нужно выговориться. Отношения между врачом и пациентом должны быть приближены к дружеским и равноправным. Что это означает на практике? Врач должен относиться к пациенту, в независимости от его глубины и типа расстройства, как к нормальному человеку, которого он желает понять. Но это не значит, что должно быть побратание, внешне пациент психолога должен чувствовать, как нейтральную личность, вызывающую доверие и уважение. Некоторые психоаналитики рекомендуют садиться сзади, чтобы пациент не отвлекался на врача и мог быть более открытым, чтобы не чувствовал давление и потенциальное обвинение за свои «грешки». Однако я считаю, что это необязательно и даже наоборот нужно общаться как с другом непосредственно лицом к лицу. В любом случае можно выбрать тот вариант, который наиболее удобен пациенту: лицом к лицу или сзади, сидя или лежа. Все психологические расстройства, так или иначе, связаны с отчуждением от мира и реальности, а врач представитель реальности и здорового состояния психики, поэтому я считаю, что лучше общаться с пациентом лицом к лицу. Здесь речь также идет о переносе либидо1 на врача, который явно выражен у пациентов с сильными комплексами, о чем мы еще дальше будем говорить.

Что такое «комплекс»? Я определяю его с точки зрения К. Г. Юнга, как сгусток (концентрация) энергии либидо на одной области психологических переживаний, связанных с прошлыми травмами или субъективным эмоциональным восприятием ситуации. Комплекс может быть не только на негативных воспоминаниях, но и на позитивных, главное, чтобы на этом была постоянная фиксация либидо. То, о чем человек постоянно, думает вспоминает или косвенно к этому приходить через ассоциативные или связанные с событием элементы. Событие может быть как реальным, так и субъективным внутренним переживанием. Есть еще один чисто теоретический вопрос, который влияет на общение врача с пациентом: комплекс находится в сознании или подсознании? Как мы уже сказали в самом понятии, что это сгусток энергии либидо в подсознании. Однако на практике пациент очень даже осознает сам комплекс, но он не осознает его корень, причину появления. Он может очень подробно рассказывать о своем комплексе, а точнее всё то, что вокруг него кружится. Потому что комплекс – это центральная мысль в психике душевно больного, всё к ней сводится. Не осознан комплекс тем, что человек старается его вытеснить, не думать, однако, чем больше он с ним борется, тем больше получает его распространение на различные сферы жизни, действия комплекса становятся малоуправляемыми или неуправляемыми. Задача психоаналитика состоит в том, чтобы находит такие комплексы у пациента – да, комплекс не обязательно один, их может быть много, но обычно от 1 до 3 основных. И еще главный закон психоанализа: если пациент не вылечился, значит вы не раскрыли его комплексы. Для удобства комплексом можно назвать основную проблему человека, о которой он обычно не желает говорить. Кстати, не желание говорить, очень важный признак, значит там и нужно анализировать психику, поэтому ищите то, что человек не желает говорить, однако он об этом постоянно неосознанно намекает. Подробнее об этом поговорим в третьей главе.

Вот, что еще говорил З. Фрейде об общении с пациентами: «Для этого необходима, конечно, известная психическая подготовка больного. От него требуются две вещи: усиление внимания к его психическим воспоминаниям и устранение критики, при помощи которой он обычно производит подбор возникающих в его мозгу мыслей. В целях его самонаблюдения при помощи повышенного внимания целесообразно, чтобы он занял спокойное положение и закрыл глаза; особенно важным представляется устранение критики воспринятых мыслей и ощущений. Необходимо сказать ему, что успех психоанализа обусловливается тем, что он замечает и сообщает все, что проходит у него через мозг и не пытается подавлять мысли, которые могут показаться ему несущественными, абсурдными или не относящимися к теме; он должен относиться совершенно беспристрастно к своим мыслям; ибо именно эта критика сыграла бы важную роль, если бы ему не удалось найти желанного разъяснения сновидения, навязчивой идеи и т.п.» – «Толкование сновидений».

Один из законов психоанализа состоит в том, что сам врач должен сначала пройти психоанализ, осознать и решить свои комплексы, дабы пациент не завлек врача в свои перверсии (извращения), а врач в свои. В зависимости от уровня психологического расстройства имеется разный тип переноса либидо на врача. Например, люди, не имеющие патологии и перверсий, производят только дружеский и доверительный перенос на врача. А невротики (глубокий невроз) зачастую имеют сексуальный перенос, причем, с желанием воплотить в жизнь свою перверсию. У шизофреников же все намного сложнее и запутаннее – такое ощущение, что они не имеют переноса, однако кому-то больше доверяют, а кому-то меньше.

Также один из вопросов – это как относится к пациенту с сожалением или полной бесчувственностью? Снова цитата из книги Фрейда «О психоанализе»: «Поэтому то истерики не вызывают к себе симпатии; врач рассматривает их как лиц, преступающих законы его науки, как правоверные рассматривают еретиков; он приписывает им всевозможное зло, обвиняет их в преувеличениях и намеренных обманах, в симуляции, и он наказывает их тем, что не проявляет к ним никакого интереса. Этого упрека д-р Брейер у своей пациентки не заслужил: он отнесся к ней с симпатией и большим интересом, хотя и не знал сначала, как ей помочь. Может быть, она сама помогла ему в этом деле благодаря своим выдающимся духовным и душевным качествам, о которых Брейер говорит в истории болезни. Наблюдения Брейера, в которые он вкладывал столько любви, указали ему вскоре тот путь, следуя которому можно было оказать первую помощь». Я полностью согласен со словами З. Фрейда. Если мы не будет понимать пациента и его беду, которая скрыта в истории его психологических травм и конфликтов, то нам будет трудно ему помогать. И к каждому случаю рекомендуется относится индивидуально. Но тут же мы не должны соглашаться с перверсиями пациентов и с их просьбами в состоянии неврозов, которые, по сути, даже не они говорят, а сложившийся комплекс. К. Г. Юнг синонемизировал комплекс с бесом. Раньше невротиков сжигали, так как их поведение действительно можно сравнить с бесноватостью, если речь идет о более грубых неврозах, однако многие невротики очень даже умны и могли бы принести немало пользы обществу, если их вылечить. Соответственно, как мы знаем, что женщины чаще заболевают неврозами, а в средние века было время запретов, это еще больше способствовало распространению психологических расстройств, поэтому и ведьмы были, как символ невротизмов, а инквизиция яркий пример общественно закрепленного садизма. Тем более невротики любят рассказывать о своих сверхъестественных способностях, в которые они верят. Однако все это защита от злой реальности. Поэтому врач должен быть представителем доброй реальности, дабы пациент смог раскрыть свою душу.

Нельзя реагировать на оскорбления пациентов. Как мне сказала одна пациентка: «это не я говорю, это на меня так говорили». Поэтому даже через это и множество других, казалось бы, глупых слов, мы приближаемся к раскрытию комплексов пациента. Слова мы рассматриваем, как ассоциативные указания на комплексы, но не как личность, которой, по факту, управляют бессознательные потоки психологической энергии. Так как у настоящего невротика просто всё выпирает наружу от этой накопившейся вытесненной энергии. Поэтому задача психоаналитика сидеть и спокойно слушать пациента, постепенно ища проблемные точки. Хотя пациент может входить в определенные состояния, но не беспокойтесь, он вас слышит, говорите и объясняйте, но никогда не указывайте и не командуйте, что-либо делать, а лучше терпеливо слушайте, пока не пройдет пиковый всплеск невротизма.

Какие внешне-поведенческие признаки присуще психологически больным людям в отличии от здоровых? В зависимости от типа расстройства – это может быть как интровертное замыкание в себе, так и экстравертное распыление на внешний мир. Но суть этого всего одна и та же – защитный механизм психики. Рассмотрим сначала интровертные признаки: страх в глазах, избегание взглядов, покорный вид, сутулость, опущенная голова, плаксивость, обидчивость, закрытость, не желание общаться с окружающими людьми, отсутствие внимания к внешним событиям, отвлеченность, быстрая утомляемость, брезгливость к прикосновениям людей, физическое дистанцирование от людей. А теперь экстравертные признаки: подергивание частями тела, нервные тики, агрессивность, неуместное заведение разговора, причем на свои личные темы, истерический смех, игра ролей, близкая дистанция при общении, грызет ручки, карандаши и так далее, рвет бумагу, ломает пластмассу, напряженно пишет, вымазывает всё, что попадется, кривляется, выворачивает пальцы, руки и ноги, играет с пищей, пинает всё, что под ноги попадется, резкая смена настроения, неусидчивость и невнимательность. Конечно, на практике и экстравертные и интровертные признаки могут спокойно соседствовать у одного пациента, однако, всё же, преобладает один из них, причем это зависит как от типа невроза так от типа личности, о чем мы еще будем говорить. К тому же присутствуют обычно не все признаки, а только некоторая их часть. А задача их так или иначе сводится к эго-защите в виде скрытности (интро) или нападения (экстра). Еще более ярко и в более грубых формах может проявляться поведение пациента при столкновении с комплексом – его прямое упоминание, раскрытие, а также слова, картинки, звуки и запахи, связанные с ним.

Нужно ли использовать успокоительные и психотропные средства?

По моему опыту, на психотерапию это влияет скорее отрицательно, чем положительно. Принимать успокоительные можно при определенных эмоционально тяжелых ситуациях для пациента и, если он не может получить психологическую помощь в данный момент. А вот психотропные, во-первых – применять только по показаниям врача психотерапевта; а во-вторых – только при крайней невозможности помочь психологически. Однако как это всё происходит на практике, невротикам приписывают шизофрению и даже в не тяжелых для психотерапевта случаях прописывают психотропные вещества. Почему я так отрицательно к этому отношусь? Когда человек применяет эти вещества, то это только убирает возможность человека мыслить и чувствовать, меняется его биохимический состав крови и мозга, но не меняет сути психологических процессов. В большинстве случаев это приводит к видимым со стороны позитивным изменениям, однако сам пациент понимает, что он становится глупее и бесчувственнее, как в народе говорится: превращается в «овощ». А самое главное, если он не будет пить эти лекарства, то психологическое расстройство к нему вернется, так как источник проблемы, по существу, не был решен. Некоторые виды шизофрении, например, кататония как раз-таки быстро решаются приёмом таблеток, так как это больше проблема нервной системы, чем психической. А психика, разум человека влияет на его тело, в первую очередь на процессы мозга и нервов, а потом идет и реакция сознания на нервную деятельность. С одной стороны, мозг можно считать сознанием и кажется, что достаточно поменять там состав тех или иных веществ и все проблемы решены. А с другой, не всё так просто – мозг скорее руль нашего сознание, главный управляющий телом. И не нужно забывать о памяти и нейронных связях, которые сильно взаимосвязаны между собой. Так вот память не пропадает, проблема остается в ней. Можно, конечно, убрать память, но тогда человек потеряет себя и точно будет «овощем», кстати, так и делали раньше при помощи лоботомии2, которая приводит к абулии – «состояние патологического отсутствия воли, при котором пациент не способен выполнить действие, необходимость которого осознаётся, не способен принять необходимое решение. При данном состоянии больные ощущают отсутствие желаний (частичное или полное) ко всякой деятельности»3.

Поэтому я выступаю за психологические способы лечения, которые действительно могут помогать людям и спасать их от бессмысленной жизни с отсутствием сознания.

2 Предпсихоаналитические методы

2.1 Как понять, что исследовать?

Первые сеансы являются пилотажными – поиск проблемных точек. Поиск может производиться в различной форме. Но сначала мы смотрим на человека, его мимику, жесты и слова. Невротика определить не так сложно, как кажется. При неврозе могут быть следующие поведенческие признаки, которые обычно связаны с самим комплексом: дрожание рук, холод, жар, пот, судорога, рвота, рванее и ломание того, что попадется случайно в руки, ковыряние стола, резкие движения; навязчивое повторение чего-либо, например, хождение от одной точки до другой; нелогичная речь и действия, которые потом после психоанализа становятся ясными. Реакция агрессии на обычные слова, которые потом просто окажутся связанными с комплексами. Зная законы психики, которые вывел психоанализ можно распознавать расстройства, еще до непосредственного общения с человеком. По крайней мере их присутствие или отсутствие в психике человека.

Однако было бы справедливо сказать о том, что и сами расстройства бывают разнообразные не только по виду перверсий (извращений), но и по тому, как в это время все происходит внутри личности, в структуре психики. Хотя по Фрейду здесь всё достаточно просто «Сверх-Я»4 давит на «Я», которое вынужденно вытеснять из сознания определенные естественные стремления (например, лидерство и сексуальность), а они же превращаются в неестественные, так как пытаются найти способ себя проявить. Внутри для человека – это какая-то нерешаемая проблема, большая преграда. Кроме прочего многие действия психически больной человек не совсем сам делает, хотя это тоже спорный вопрос и есть разные точки зрения по этому поводу. Я бы сказал, что они частично сознательные и частично бессознательные. Сознательно человек выбирает свой жизненный путь, способы решения своих проблем, а бессознательно он уже отвечает последствиями своего выбора.

Какие технологии мы используем перед началом самого психоанализа? 1) Ассоциативный тест. 2) Суггестия (трансовые состояния) – воображение под воздействием врача. 3) Графология и арт-терапия, в особенности анализ рисунков. 4) Устный поток мыслей. 5) использование методов из других психологических школ. Конечно, можно применять и иные способы выявления расстройств по усмотрению психотерапевта, например, тестирование. Но четыре первых, что предложены выше, уже не раз проверены. Причем лучший из них, работающий на сто процентов, без творческой мысли самого психоаналитика – это ассоциативный тест. Как проводить трансовые состояния и тем более интерпретацию рисунков можно найти легко в интернете, но всё же мы рассмотрим, как можно применять это в психоанализе, особенно нас интересует ассоциативный тест, так как это сугубо психоаналитический продукт.

2.2 Ассоциативный тест

Про ассоциативный тест есть немало мифов. Хотя он называется ассоциативным, но на самом деле ассоциации в нем занимают вторичные место. Так зачем он тогда нужен, если не для ассоциаций? Его задача не в том, чтобы понять мировоззрение человека и его интерпретацию, восприятие тех или иных слов, что конечно тоже важно, а для того, чтобы найти конкретные комплексы либо сферы, которые нужно раскрыть и расспросить о них пациента при непосредственном психоанализе. Мы знаем реакцию пациентов на любые намеки, касающиеся их комплексов – это могут быть головные боли, дрожание тела, рук, бросание в жар и холод, расширение зрачков, учащение сердцебиения, нехватка воздуха и многое другое. Детектор лжи произошел от ассоциативного теста, где и измеряются все эти реакции. Но психоаналитику не обязательны подробности физиологических реакций, которые вообще могут внешне и не проявиться у человека с не высоким неврозом. Но как мы знаем с точки зрения психоаналитической теории комплексы находятся, как вытесненный материал в подсознании, а подсознание имеет интересный феномен замедления времени и вообще его не ощущения. Люди могут надолго погружаться в мысли о своих проблемах, комплекс как бы затормаживает человека на месте. Но даже если эти комплексы не осознанны или не имеют большой силы, все равно произойдет задержка во времени, причем если нейтральные для человека слова занимают максимум до 5—6 секунд на придумывание им ассоциаций, то комплексные в среднем 15—20 секунд – разница большая между здоровым и нет. Средний показатель здоровой задержки – 3 секунды.

Поэтому для ассоциативного теста не обязательно кучу приборов, достаточно иметь листок бумаги, ручку и секундомер. На листке бумаги для психоаналитика записаны слова, которые заранее не должен видеть пациент. Напротив каждого слова психолог указывается ассоциация и время, которое потрачено на воображение ассоциации. Из-за концентрации либидо на комплексе идет явная реакция на слова, ассоциирующиеся с комплексом, все остальное для человека как фон. Гештальт и фон.

Какие слова нужно использовать в ассоциативном тесте?

Слова для ассоциаций выбираются по двум критериям: 1) они должны затрагивать более часто встречающиеся проблемы или сферы проблем, 2) перед тестом лучше всего по возможности опросить родственников и друзей пациента о его проблеме, чтобы иметь определенную картину данного случая, иначе придется ориентироваться на беспокойства самого человека. В итоге для каждого пациента будет получаться свой ассоциативный список слов. Однако есть те слова, которые подойдут для всех, то есть часто встречающиеся проблемы. Вот их мы и перечислим. Рекомендуется использовать следующие слова: отец, мать, друг, сестра, брат, любовь, учеба, работа, подруга, отношения, секс, сон, мастурбация, красота, ненависть, лесбиянка (гей), рот, попа, слабость, детство, обида, ревность, измена, сухость, извержение, смерть, жизнь, страх, мужчина (женщина), удовольствие.

2.3 Трансовые состояния

Под трансовыми состояниями мы понимаем частичное вхождение в подсознание, оставаясь в сознании. Зачем нужен этот метод? 1) Он может расположить к себе пациента, так как в процессе трансовых состояний происходит небольшой перенос либидо на психолога. 2) Релаксирующие трансовые состояния помогают раскрыть и расслабить пациента. 3) Улучшение отношений сознания с подсознанием, увеличение доверяю к своему внутреннему миру, но это на условии положительных суггестий, а не отрицательных. 4) И самое главное – когда трудно найти комплексы (проблемы, вытесненные причины), тогда очень хорошо помогают трансовые состояния. Через них можно ассоциативно прийти к источнику проблему, именно в подсознании, как и во сне, усиливаются переживания человека, особенно те, которые вытеснены. 5) Нередко случается, что через трансовые состояния человек решает свои проблемы или находит способы их решения.

В отличии от гипноза трансовые состояния действуют на всех, кроме некоторых замечаний: 1) в редких случаях пациент может поставить значительную эго-защиту и создавать все условия, чтобы не проходит эту методику, однако если человек имеет собственное желание к выздоровлению, то на этом основании убедите его в важности данного мероприятия; 2) впервые гипноз использовался Шарко именно на невротиках, которые легко уходили из сознания в подсознание, поэтому, если вам будут попадаться серьезные неврозы, то имеется большая вероятность перехода в гипноз. И в последнем случае это еще более ответственное состояние для психотерапевта. В таких случает можно использовать суггестию только для поисков причин психологического расстройства, однако лечащего эффекта от этого не будет для сильных неврозов. Помогает только психоанализ – личное общение с пациентом в его сознательном состоянии. Так как задача в том, чтобы из подсознания вытащить его вытесненный материал в сознание, сделать жизнь человека более осознанной.

Давайте теперь посмотрим, как именно нужно проводить работу с трансовыми состояниями. Сначала общие правила: человек должен принять удобное положение для себя, желательно лежа, потом закрыть глаза и представлять то, что ему будет говорить психотерапевт. На фоне можно включать релаксационную музыку, но звук ее должен быть тише голоса психолога, так как музыка тоже привносит свои образы в фантазии пациента. Речь психолога должна быть уверенной, размеренной и спокойной. Главное говорить медленно, чтобы человек успевал представлять образы. Имеется в виду не по слогам читать слова, а соблюдать пунктуационные задержки дольше, чем это было бы в обычной речи. Желательно использовать понятные, четко слышимые слова и не сложные предложения. Нужно повторять те слова, в образы которых человек должен войти, эти слова могут быть близки по значению, но создающие нужные образы.

Предлагается в начале любого трансового состояния проходить релаксирующую стадию. Мы называем ее «любимое место», говорите пациенту: «представьте, что вы сейчас находитесь в любимом месте, где вам хорошо, приятно, удобно. Это место красивое, приятное, хорошее. Оно вам больше всех нравится. В этом месте можно расслабиться, отдохнуть, уйти от проблем. В нем есть энергия жизни, которая заряжает вас позитивными чувствами». Также можно несколько раз повторять слова: «Вам хорошо, приятно, удобно, там есть чувство счастья, любви и надежности». Также можно этим же приятным местом заканчивать трансовое состояния и говорить под конец, что человек может теперь в любое время мысленно приходить туда и успокаиваться.

Любимое место для человека тоже является определенным психологическим показателем. Например, если это сейчас реально существующее место, то значит человек больше направлен на внешний мир и защиту он находит в этом месте, которое может быть связано как с другими людьми, так просто с животными или предметами – это вы и узнаете. Это может быть воспоминание из детства, тогда это говорит о том, что у человек есть регрессия либидо на часть своего детства, там-то и нужно будет искать, когда произошел перелом и, чем жизнь сейчас хуже. Это может быть новое воображаемое место и чем более оно нереально, тем больше человек находит спасение в своих фантазиях и может быть подвержен галлюцинациям.

Теперь перечислим некоторые варианты трансовых состояний:

1. Тестовая, основная. Она состоит в том, что человек призывает мудрец, которые его рад видеть, так как только он сможет спасти деревню от какой-то проблемы – эту проблему пациент сам должен увидеть в своих фантазиях, поэтому мудрец говорит человеку, что он всё уже знает. Эта проблема в деревне будет ассоциативно связана с проблемой самого человека. И нужно будет предложить ему решить эту проблему, найти способ, причем этот способ только он знает. Далее, после оказания помощи жителям деревни, мудрец призывает назад и дает награду, награду человек должен сам увидеть в своем подсознании. Так как награда – это тоже символ желаний человека, то, чем он хочет быть награжден от общества. То, как выглядит мудрец связано с представлениями человека о самом умном человеке. Далее мудрец еще предлагает пройти испытание и взобраться на большую гору, которая неподалеку его хижины начинается. Тут есть разница, каким способом человек будет взбираться. Если это магия, фантастика, колдовство и так далее, то данный человек полагается на свои творческие способности при решении проблем. Если ему кто-то помогает, то он ожидает помощи от других. Если голыми руками залезает на верх, то значит он надеется только на свои собственные силы. Если применяет какие-то инструменты, то такой человек практичный. Далее можно на верху горы представить красивый стол, на котором будут яства на любой вкус. Далее психолог предлагает посидеть за столом самому или с кем-то. Соответственно, это определяет, что сейчас нужнее человеку – побыть одному или с кем-то.

2. Далее варианты воображения для развития уверенности и стремления к саморазвитию, но их не желательно проводить с сильными неврозами. Секретная сила, трон и пещера, поиск мудрости во всезнающей книге. Лучше всего, чтобы эти вещи человек находил через лес, потом в лесу находит водопад, а под водопадом оказывается пещера, а потом в пещере секретный ход, а в секретном ходе заброшенный подземный замок. Далее также можно усложнить добычу этих предметов, например, в большой библиотеке найти нужную книгу, или сделать что-то с троном. Но здесь лучше психологу вести и подсказывать во всем.

3. О любимом, желаемом доме. Дом – это всегда символ эго человека. Во сне это или в фантазии не имеет значения. Двор – это внешний вид человека, окна, цвет, форма и размер здания. Внутренне обустройство – это внутренний мир. Интерпретация такая же, как если бы человек нарисовал этот дом. Например, острые форм – агрессия. Большой железный толстый забор – защита от внешнего мира. Размер двора – это распространение эго на других. Огород, цветочки, фруктовые деревья – творческий человек. Внешне дом может быть страшным и агрессивным, а внутри мягким и уютным, соответственно, это будет означать, что человек внешне злой, а внутри хороший желающий добра, если пускает к себе близко. Закрытые окна и темные цвета – закрытость. Светлые цвета и открытые окна, соответственно открытость. Далее внутри тоже мягкие вещи или твердые, уют или практичность, сколько этажей (захватывать своим эго пространство или нет) и так далее. Также важно узнать кто там живет: пустой, сам человек, он же с кем-то, вообще другие люди знакомые или не знакомые. Если другие люди, то это значит, что на его эго значительно влияет кто-то из вне. Если с кем-то, то этот человек ему дорог.

Можно еще использовать общую психологическую интерпретацию цветов, которые в подсознании у всех тоже имеют общие значения, как это в рисунках, так и в трансовых состояниях. Черный – это закрытость от людей, белый – открытость перед людьми. Красный – агрессия, активность, вспыльчивость, страсть и лидерство, а синий – спокойствие, разум и внешняя пассивность. Зеленый – означает близость к природе, мудрость, жизнь. Желтый и телесный цвет – цвет жизни, сексуальности, еды, заботы и уюта. Оранжевый – близок по значению к желтому, но еще добавляется жизнерадостность и веселье. Бирюзовый цвет означает интуитивный интеллект. Фиолетовый – это изменчивость настроения, эмоциональная неустойчивость и даже некое сумасшествие. Коричневый – цвет богатства и устойчивости. Сиреневый – пассивно-интуитивная жизнь, эмоциональная неустойчивость, мягкотелость. Цвета могут выступать, как собственным эго человека, так и его компенсационным подсознанием, то есть противоположностью. Также у цветов есть проявление психологических функций из соционической теории, которые также К. Г. Юнг выделял. Человек обычно любит либо свою функцию (эго) либо противоположную (дуальную). Если у человека любимый цвет противоположный его психологическому типу, тогда ему не хватает дуальности, той бессознательной части.



4. Об управлении собой на примере управления большого парусного корабля. Конечно, можно представить управление машиной, поездом или самолетом, но у каждого из них есть свои минусы. Корабль подходит тем, что он большой, как эго человека, им тяжело управлять, как своей жизнью и на него воздействуют волны и ветер как окружение на человека. Здесь также нужно убеждать пациента в том, что он может управлять кораблем.

5. Убить чудовище. Это тоже не желательно использовать на психически больных людям. Так как там есть много сложностей и будет связано с вытесненной агрессией. А для обычного человека – это означает символ его проблемы в жизни, которую он побеждает.

2.4 Типы психологических расстройств

Сначала можно разделить все расстройства на невротические и шизофренические (неврозы и психозы). До сих пор нет, четкой границы определения между ними. Если говорить в более общем смысле, то психозы – это наиболее сильные, глубокие расстройства психики, которые зачастую связаны с нарушением деятельности мозга и нервной системы человека. Видов и типов шизофрении достаточно много и это заболевание одно из самых загадочных и приводящих в глубокое размышление для психолога. Причины его появления также только гипотетичны и делятся в основном на три варианта: генетическая причина, психологическая (субъективная) и социальная (воспитание, психотравмы и так далее). Мы не будем перенимать понятие у других авторов, а только предложим свой вариант, основываясь на классиках. Итак, шизофрения – это такое психическое расстройства личности, при которой добавляется (продуктивная, позитивная шизофрения) или убавляется, отключается (негативная шизофрения) психологическая функция5, а главное психологическое отличие от невроза – это принятие новой реальности отличной от естественно воспринимаемой. То есть, если невротик готов осознать, что это его воображение, которое он скорее чувствует, то шизофреник полностью воспринимает свои галлюцинации, как реальное состояние, которое его окружает. В современной психологии выделяют четыре типа шизофрении: 1) параноидную – навязчивая идея, 2) кататоническую – проблемы отношения психики (мозга) и тела, 3) гебефреническую – дурачество, 4) обычная – принятие за реальное нереальное. Последнее еще называют парафренной шизофренией, где фантазия принимает для пациента форму реальности. Для него вероятнее всего это не фантазия. Реальность относительна и считаем мы реальным то, что большинство людей воспринимает, как реальное. В связи с этим встает философский вопрос: может быть шизофреники – это люди, которые видят что-то большее и в них просто подавляется это? Тем более многим великим людям можно было бы приписать симптомы шизофрении. Однако ту же кататонию не назовешь великим достижением и в ее случае вероятнее всего лучше помогут таблетки или инъекции. А в случае парафрении, как мне кажется, лучше сработает психоанализ, о чем писали классики психоанализа.

На практике невроз и психоз зачастую не имеют четкой границы, обычно это только разница в силе болезни, психоз – это более сильное расстройство психики. Мне приходилось как минимум трех человек лечить успешно от шизофрении (психоза), хотя официально это не лечится психологическим путем. Однако практика показывает обратное.

Что касается неврозов, то выделяют следующие типы неврозов:

1) Депрессивный невроз. Симптомы депрессивного невроза характеризуются пониженным настроением, торможением интеллектуальной деятельности, двигательной и волевой заторможенностью. При этом может быть нарушение аппетита, понижение сексуального влечения, трудности сосредоточения внимания, заниженная самооценка, суицидные мысли и действия.

2) Тревожный невроз. Имеет другие названия – невроз страха, невроз тревоги. Из симптомов тревожного невроза выделяется повышенная тревога, страх, подавленность, навязчивые мысли, ипохондрия.

3) Астенический невроз. Или по-другому – неврастения. Чтобы охарактеризовать ее, говорят «раздражительная усталость», так как название происходит от греческого слова «бессилие». Для астенического невроза характерны симптомы повышенной утомляемости, неустойчивое настроение, угнетенное состояние, навязчивые мысли, затруднение умственных способностей, расстройства сна и половой сферы, дискомфортные ощущения в разных частях тела (боль, онемение, покалывание и другие).

4) Истерический невроз. Из симптомов истерического невроза можно выделить изменчивую самооценку, неисчерпаемую потребность во внимании окружающих, наигранное поведение, вспыльчивость, агрессивность, болтливость, эмоциональность.

Но я предлагаю разделить Невроз для удобства в виде шкалы из четырех пунктов, как выше уже распределено, только рядом с первым написать, интровертация, а с четвертым экстравертация, то есть идет стремление либо к экстраверсии, либо к интроверсии в зависимости от типа невроза. Так и получается на практике, что почти всегда первыми двумя, депрессия и тревожный невроз, болеют интроверты, так как это действительное закрытие от мира, а последними двумя, астения и истерия болеют экстраверты, так как это действительное привлечение внимания. Депрессия, стремящаяся к интроверсии, а истерия, стремящаяся к экстраверсии. Конечно, речь идет о патологиях, а не о временной депрессии или обоснованной агрессии, бывающей у всех психологических типов. Однако на практике у любого психологического типа могут встречаться все виды неврозов. Поэтому данное деление крайне условно, а причины могут быть даже одинаковыми у разных расстройств. Тип невроза – это выбор человека, каким путем решать свои проблемы. Этот путь зависит от психологического типа и условий социализации.

Загрузка...