– Скажу вам по секрету, что больше всего хотелось бы влюбиться…
Ключевые понятия: жизненные задачи, свойства психической реальности, Я, свойства Я, Я – усилия, Другой, границы Я, диалогичность, психосоциальная идентичность, нормальное психическое развитие.
В результате изучения данной главы студенты должны:
знать возможности интерпретации фактов психической жизни человека в системе научных понятий;
уметь выделять содержание жизненных задач человека;
владеть научными понятиями для формулировки и интерпретации жизненных задач.
Очевидно, что психология как наука ориентируется на исследование существенных, закономерных, присущих всем (или большинству людей) свойств психической реальности.
Психология как научная дисциплина позволяет использовать уже найденные закономерности для объяснения и понимания того, что в жизни конкретного человека может и должно быть понято с помощью найденных законов.
По-моему, первое, что нуждается в понимании, – это факт существования психической жизни как особой реальности, с которой человеку надо устанавливать особые отношения.
Комизм и драматизм этой ситуации состоит в том, что психическое принадлежит человеку, можно сказать, что это – его собственность.
Однако собственность обладает такими свойствами, что с необходимостью заставляет обращаться с собой осторожно и внимательно.
Какие это свойства психической реальности, которые требуют специального внимания самого носителя этих свойств, т. е. вас?
Опишу самое главное свойство, используя страницы из дневника Ирины В. – вашей современницы и сверстницы:
«Была у Г. В. Все еще слишком много играю. Хотя „слишком много“ – это не то выражение. Как избавиться от „играю“? Ведь я же чувствую любовь, и именно в сердце, к этим ребятишкам и их родителям. Так зачем же играть? Почему мы постоянно придумываем условности и учим друг друга? Когда я говорю о любви, становится неловко, когда молчу, люди думают, что что-то не так.
Поразил ребенок, встреченный на вокзале. Сколько внутреннего достоинства в малыше. Мальчик, ведущий свою жизнь. Трудную, но свою. Но ведущий…»
Еще несколько строчек, заполненных вопросами без ответов:
«Два дня пропадаю. Почему другие живут просто, а я все время борюсь за выживание? Я не могу погрузиться в жизнь, все время отрываюсь. Я не могу радоваться. Что значит прожить жизнь? Что значит – пройти светло и достойно. Пройти. Жить для себя нельзя. Не потому, что совестно. Просто невозможно. Я все время спрашиваю: зачем? И только одно дает силы двигаться – это нужно не мне…»
Что в этих отрывках? Говоря лирическим языком – живая душа живого человека, юного человека, стоящего перед вечными проблемами человеческой жизни.
Эти проблемы ещё задолго до появления на свет автора дневника мучили других людей и заставляли обсуждать вопрос: быть или не быть…
Однако объяснение заявленной задачи в рамках учебной дисциплины требует другого языка и другой интерпретации.
В приведенных отрывках из дневников можно увидеть важнейшее свойство психической реальности – ее искусственный характер.
Она создается во времени и пространстве жизни человека, и это создание требует усилий самого человека, усилий его «Я», чтобы психическое не исчезло, не превратилось в форму без содержания, чтобы оно существовало.
История жизни людей показывает, что человек может заиграться сам в себя до психической смерти – поиск психического как качества своей жизни может превратиться в бесконечный и беспредметный.
На этом мы остановимся позже подробнее.
Пока же можно сказать, что во внутреннем мире человека есть особые свойства, которые можно было бы назвать устойчивыми и изменчивыми.
Устойчивое или устойчивые свойства позволяют Ирине зафиксировать существование в себе себя самой – определить наличие того пространства и времени, которое можно было бы назвать: «Это Я». «Я» позволяет выделить и другие свойства психической реальности, которые можно было бы назвать изменчивыми.