Человек открыл глаза, перед ним была полнейшая темнота. Послышался приглушенный звук. «Кто-то стучит в дверь»– подумал он. Затем послышался голос незнакомца.
– Хватит спать, вставай. Ну, сколько мне тебя еще ждать?
Человек подумал сначала, что это говорит его друг из другой комнаты. «Неужели, я так сильно напился?» – подумал он, но приглядевшись и оценив обстановку, понял, что лежит в странной позе со скрещенными на груди руками. Человек начал понимать, что произошло: «Неужели я…»
– Да, да, выходи уже, – прозвучал все тот же голос.
Мужчина не относился к тем, кто считает, что после смерти жизнь заканчивается. «И все-таки это, правда», – подумал он, но само по себе это осознание не стало для него каким-то откровением. Человек понял, что то, что воспринималось, как стук в дверь, было легким постукиванием по крышке гроба. К своему удивлению он обнаружил, что может пошевелить руками, ноги тоже двигаются, хотя тело при этом остается неподвижным.
Человек присел, затем встал и осмотрелся. Он находился в своей квартире. Посреди нее стоял заколоченный гроб. Все это не слишком смутило покойного, учитывая то, что он уже понял, что произошло. В квартире никого не было, кроме незнакомца. Этот факт несколько удивил. Естественно незнакомый мужчина не относился к числу его родственников и знакомых, которых у покойного было в достатке. Возможно куда-то вышли. В кресле напротив сидел высокий, худощавый мужчина, на вид лет около тридцати. Ничего примечательного в его внешности особо не было, кроме неестественно запавших скул. Было такое ощущение, что человек не ел несколько дней или может больше и от этого очень сильно похудел. Еще выделялись очень большие глаза незнакомца, которые казались черными, при этом очень глубокими. Гость был одет в шикарный белоснежный костюм, что говорило о том, что деньги у последнего были, и их было немало, что само по себе ставило под сомнение предыдущее предположение покойного о том, что незнакомец давно ничего не ел. В одной руке тот держал бутылку дорогого рома, а в другой кубинскую сигару. Пил он прямо с горлышка бутылки, периодически пуская сигаретный дым. Причем делал это виртуозно. Кольца дыма образовывали круги, и следующее кольцо влетало в предыдущее, причем круги были разноцветными. Это немного увлекло внимание покойника. Похоже, мужчина в белоснежном смокинге не пытался произвести хорошего впечатления на покойного, но последнего почему-то не сильно интересовал этот факт. После короткого молчания покойный начал разговор.
– Вы кто?
– Можешь на ты, не люблю официоза, хотя в твою защиту могу сказать, что на «вы» ты обратился из уважения ко мне. Не все могут этим похвалиться.
Незнакомец сделал несколько глубоких затяжек, выпустил дым и посмотрел покойнику прямо в глаза. Тот аж как-то непроизвольно сжался. Наверно более твердого и решительного и при этом пронизывающего взгляда он в жизни ни у кого не замечал.
– А ты не догадываешься? При жизни ты был далеко не дурак.
– Догадываюсь, но я не каждый день умираю.
– И то, правда, – сказал незнакомец, не переставая смотреть на покойника, – и о чем же ты догадываешься?
– Ты тот, кто должен меня куда-то доставить, – последовал спокойный ответ усопшего.
– И куда же?
– Ну, наверно в рай или ад, в зависимости от того, что я заслужил.
– В общем-то, почти все так, но не совсем, – сказал незнакомец и отпил глоток рома.
Несмотря на отсутствующую изысканность манер в незнакомце ощущалось удивительное спокойствие и благородство.
– Я не ответил на твой первый вопрос. Я проводник. Моя функция-доставка людей на суд после смерти. Меня зовут Назар.
– Что? Ты украинец? – удивленно переспросил покойный.
– Нет, – улыбнувшись, ответил проводник. – Просто в последней своей жизни я жил здесь, в этой стране, в этом городе.
– Ты жил в Киеве, и ты был человеком?
– Да, хотя не знаю, какой факт тебя больше удивляет: первый или второй… – задумчиво сказал Назар, отпив очередной глоток рома и сделав затяжку сигары.
– А твое имя?
– Тебе чем-то не нравится мое имя? – слегка возмущенно сказал Назар.
Покойному стало слегка не по себе. Пока тот смущался, Назар продолжил.
– Мы можем менять имена, но я оставил то, которое у меня было при жизни.
– Тебе…?
– Хватит, – решительно сказал Назар, – ты задаешь слишком много вопросов, а их задавать должен кто-то другой, тебе не кажется?
После этих слов проводник встал с кресла и пошел по направлению к покойному. Он оказался настолько высоким, что был чуть ли не на голову выше последнего. Хотя тот тоже считался высоким человеком. Человек невольно отступил немного назад.
– Нам пора, Степан (так покойного звали при жизни). Хотя перед тем, как уходить я бы хотел еще кое-что тебе показать. Сегодня в вашем доме умер еще один человек.
Назар сделал жест рукой, что им пора идти. Степан последний раз окинул взглядом квартиру, в которой прожил всю жизнь, посмотрел на стоящий посреди комнаты гроб. В его голове проносилось множество несвязных между собой мыслей. «Неужели это все? Что ждет меня дальше? Все произошло настолько неожиданно». В следующий момент Назар потушил сигару и выкинул, но бутылка рома оставалась у него в руках; проводник пошел вперед, а Степан двинулся за ним. Они проходили сквозь стены дома и другие препятствия так, как будто их и не было на их пути. Они шли до тех пор, пока не пришли в одну из квартир, где жили знакомые Степана. Перед вошедшими возникла следующая картина: большая комната, заставленная мебелью, посреди нее-гроб, но в отличие от квартиры Степана, гроб был открыт и в нем лежал покойник. Вокруг того суетливо бегали какие-то люди. Они совершенно не заметили ни Назара, ни Степана, как будто их в комнате не было вовсе. Назар, а вместе с ним и Степан остановились недалеко от гроба.
– Смотри, сейчас начнется, – интригующе сказал Назар.
Степан внимательно смотрел, пытаясь понять, что же проводник имел в виду, не замечая ничего особенного в происходящем. Но буквально через несколько мгновений все стало на свои места. Душа покойника, мужчины лет пятидесяти, начала отходить от тела. Отделившись, мужчина встал возле гроба и посмотрел на себя, Степан все это время внимательно и при этом спокойно наблюдал за происходящим, начиная примерно осознавать, что же было после смерти. Люди, снующие по квартире, продолжали дальше свою бессмысленную (как казалось Степану) беготню, совершенно не замечая всего происходящего и присутствующих в квартире. Но ни Степану, ни тем более Назару не было до них дела. Назар каким-то образом все больше завоевывал расположение и уважение Степана.
Григорий Арсеньевич, так звали покойного, в квартире которого находились путники. Степан знал его как человека, вечно ворчащего, вечно чем-то недовольного. Было такое ощущение, что Григорий Арсеньевич ненавидит весь мир. Степан особо не общался с покойным, лишь изредка встречаясь с ним на лестничной площадке и перекидываясь парой слов, время от времени. Но и это неглубокое знакомство позволяло сделать ему кое-какие выводы о Григории Арсеньевиче. Практически никогда не улыбающийся, увязнувший в своих проблемах, Григорий Арсеньевич, в разговорах с другими осуждал власть, соседей, знакомых и наверно даже строителей, построивших дом. Все ему было не то и не так. Как же можно так жить? Иногда именно эта мысль приходила в голову Степана, когда он размышлял о Григории Арсеньевиче. Человек, который постоянно говорил одно, а чувствовал совершенно другое или вообще потерявший такую возможность-именно таким был Григорий Степанович в представлении Степана.
То, что начало происходить дальше, полностью поглотило внимание спутника Назара. В то время как Григорий Арсеньевич стоял, уставившись на себя, лежащего в гробу, а затем на какое-то время, успев перевести взгляд на Степана и Назара, из стены появились две фигуры в черных плащах с капюшонами, при этом их лица не было видно. Григорий Арсеньевич перепугано уставился на них. Две фигуры последовали по направлению к нему. Казалось, что страх отпечатался на лице Григория Арсеньевича. Покойный сделал попытку убежать, но одна из фигур в этот момент провела рукой в воздухе и у покойного ноги как будто подкосились, мужчина упал на колени, хаотично двигая руками в разных направлениях. Выглядело все это довольно беспомощно и обреченно. Тогда существа в капюшонах, а по-другому их назвать было трудно, подошли к Григорию Арсеньевичу, бесцеремонно подхватили его за руки и начали уводить в неизвестном направлении. Покойный что-то недовольно кричал, хотя это было больше похоже на какие-то бормотания, которых Степан, как ни пытался, не мог понять; пытался вырваться, но это скорее было похоже на попытку утенка вырваться из лап тигра. Но дальше произошло нечто странное для Степана. Когда две фигуры вместе с Григорием Арсеньевичем уже собирались покинуть пределы квартиры, Назар щелкнул пальцами, и двое в капюшонах обернулись по направлению к нему. Назар сделал жест рукой, чтобы к нему подошли. То, что Степан увидел дальше, он наверно никогда не сможет забыть. Одна из фигур подняла голову и из-под капюшона стало видно лицо, или то, что должно быть на этом месте. Под капюшоном был череп, без кожи, без глаз, в общем, самый что ни на есть череп. На месте глаз таинственно и зловеще сверкнули два красных огонька. У Степана мурашки пробежали по коже, от этого взгляда его как будто пригвоздило к полу. Одна из фигур направилась по направлению к Назару, другая продолжала удерживать Григория Арсеньевича, причем одной рукой, при этом последний не покидал отчаянных попыток вырваться. Силуэт приблизился к Назару, тот сделал глоток рома, сказал что-то зловещему и внушающему страх собеседнику, хотя Степан совершенно не понял что. Он вроде расслышал слова, но не мог понять, что это за язык и существует ли такой вообще. После этого силуэт в капюшоне отошел от Назара, присоединился ко второй фигуре и они покинули квартиру через стену. Люди, находившееся до этого в комнате, естественно, ничего не заметили. Назар спокойно посмотрел на Степана, как будто перед этим ничего не случилось. У Степана была куча вопросов, но после последнего замечания Назара, он не решался задавать вообще какие-либо вопросы.