Проблема ног очень важна. И как ее решить, зачастую не понимают не только родители, но и, к сожалению, большая часть ортопедов. Давайте разберем ситуацию подробнее, чтобы внести ясность.
Моя практика показывает, что все дело в самой геометрии тела. Каждый наш сустав рассчитан на определенную амплитуду движения. И когда у ребенка появляются искривления, это значит, что, возможно, нагрузку на сустав он получал под неправильным углом. И сустав сам по себе уже не выдерживает подобных нагрузок, что приводит к дефектам. А усугубляется все дополнительными факторами – тяжелым портфелем в руке, к примеру.
Что в таком случае происходит с суставом? Как правило, возникает трение, которое приводит к воспалительным процессам. Конечно, мы знаем, что артрит – заболевание взрослых, но нередки случаи, когда он проявляется и у детей трех-четырех лет (например, на фоне ОРВИ).
Есть такое заболевание – вальгусная деформация[1], при которой стопа «заваливается». По внешней стороне под голеностопном проходит нерв, и на него оказывается давление (а при сильной деформации его начинает защемлять). Как мы знаем, любое защемление нерва сказывается на всем теле – это действительно больно. И как следствие, происходит бесконтрольное увеличение тонуса мышц, меняется походка. После этого мозг начинает «подстраивать» тело под эту походку таким образом, чтобы человек мог полноценно передвигаться.
Стопа может поворачиваться по-разному, есть три варианта. Самый распространенный из них – носки врозь, пятки вместе. Колени при этом тоже разворачиваются друг от друга. Ребенок не в состоянии идти прямо. Теоретически, чтобы это сделать, он должен чуть ли не сесть на шпагат.
Чтобы ребенок все же пошел более-менее нормально, мышцы непроизвольно сокращаются и либо коленка, либо тазобедренный сустав разворачивается внутрь. Такая ответная реакция приводит к появлению косолапой походки. И если ребенок «косолапит» хотя бы на одну ногу, то таз начинает двигаться неравномерно. Дело в том, что по умолчанию он двигается во многих проекциях, как бы «восьмеркой» (вспомните, как крутят бедрами девушки).
С точки зрения физиологии такая походка естественная. Мужчины (по секрету) тоже должны ходить подобным образом, если уж говорить о том, как устроен организм от природы. Но так ходить представителям сильного пола я, разумеется, не рекомендую, чтобы не засмеяли. Хотя в целом считаю такую походку правильной.
Если есть проблемы с ногами, движения бедрами не напоминают восьмерку. Это скорее какие-то рывки. И неудивительно. Если таз двигается неполноценно, то происходит фиксация мышц, которые нельзя даже пощупать или помассировать. Кровь плохо циркулирует в половой системе и в будущем это приведет к проблемам с зачатием и репродуктивной дисфункции. Такие проблемы нельзя выявить сразу, они проявятся позже. Но причина будущей катастрофы зарождается именно в момент, когда ребенок встал на ноги и сделал свои первые шаги.
Как только меняется положение таза, происходит одно из двух. Либо его «закручивание», когда попа поднимается вверх и прогиб усиливается. Либо, наоборот, таз как бы «подкручивается» вниз, из-за чего ребенку сложно выпрямить колени, и он шагает, словно на полусогнутых ногах. В обоих случаях пропадает амортизация позвоночника. И, например, при прыжке на него слишком большая нагрузка. Это можно сравнить с ездой на горном велосипеде. Он устроен так, что амортизирует тряску. А если ее (амортизацию) убрать, то каждая выбоина и кочка будет сильно ощущаться тем, кто в седле.
Так и здесь: каждый шаг ребенка травмирует суставы и позвоночник. Но ради всего святого, не ругайте свое чадо за походку. Мозг, как я упоминал ранее, «меняет» фигуру таким образом, чтобы облегчить страдания ребенка, – это автоматическая реакция. И да, в результате мы видим: плечи сильно смещены вперед или назад. Но это не значит, что дитя ходит так по своему желанию. Это просто стремление организма избавиться от боли.
Часто у детей округляется верх спины, голова начинает смотреть вниз. Затем идет сигнал от мозга к шее – приподнять голову. Нагрузка на каждый участок тела распределяется неравномерно. В итоге у ребенка появляется впалая грудь и вырастает горб. И дальше, чтобы была возможность нормально двигаться и смотреть прямо перед собой, мозг дает команду поднять голову. И что мы видим? Горб, шея вытянута вперед, голова приподнята. Согласитесь, не самая приятная картина.
Я уже сказал, что позвоночник перестает амортизировать, и при ходьбе удар распределяется по всем суставам. Теперь отмечу, что размер отрезка, на который приходится этот самый удар, сокращается, что в десятки раз более болезненно. От защемления нервов страдает не только стопа, но и ягодицы, шейный и грудной отделы позвоночника. Отсюда и онемение, и проблемы с циркуляцией крови. Словом, букет заболеваний.
Что касается работы мышц, при защемлении они оказываются сильно зажаты. По этой причине девушкам можно забыть о грациозной походке. Скорее такая барышня будет вышагивать, словно медведь, пингвин или робот, с ровной, как струнка, спиной, еле ступая, и каждый вздох будет даваться с огромным трудом. А все оттого, что у бедняжки зажаты мышцы.
Когда мы говорим о врожденных искривлениях, то имеем в виду только те случаи, когда диагноз ставится исключительно в роддоме. Все, точка. Но есть серьезная проблема – встречаются некомпетентные специалисты, диагностирующие «врожденное заболевание» позже. Мамы приходят с двухлетним ребенком к ортопеду, а тот заявляет, что у малыша врожденный вальгус. Но это абсурд! Главная же загвоздка в том, что после посещения такого «врача» каждая вторая мама полна уверенности, что ее ребенок страдает заболеванием. Приходится добиваться понимания реальной ситуации вопросами.
На консультации спрашиваю:
– Что было с ребенком? Почему поставили этот диагноз?
– Да вроде ничего не было, – отвечает.
– А стопы двигались?
– Ну двигались, – кивает мама.
Но это противоречит самому диагнозу! Так что поменьше паники после посещения врачей. Как минимум обратитесь к другому специалисту, чтобы услышать несколько мнений, и не верьте с ходу первому же встречному.
Что же касается врожденной вальгусной деформации, то, на мой взгляд, характеризуется она тем, что у новорожденного ребенка стопа находится все время в одном положении. Носок как бы натянут на себя, как у турецких туфель. И повернуть стопу в сторону не получается. Все равно что растягивать тугую резину – она будет стремиться вернуться в прежнее положение. Вот это действительно врожденная патология. И с ней нужно бороться, пока малыш еще не встал на ноги. После рождения ребенка маме следует сразу показать его специалисту как можно быстрее, не откладывая. Иначе есть вероятность, что ребенок вообще не сможет ходить. Если даже без нагрузки нерв зажат, то возможность передвигаться на своих двоих будет сильно затруднена. Именно так выглядит врожденная патология.
Причиной врожденного вальгуса могут быть многие факторы, например родовая травма. Или, возможно, патология развилась из-за того, что плод лежал не так, как нужно, и одна ножка упиралась в стенку матки. И чем дольше в таком положении находилась конечность (а мышцы в сокращенном состоянии удерживают стопы), тем больше вероятность врожденной патологии. Ребенок рождается с короткой мышцей на ножке, и она не позволяет развернуть стопу.
Но вообще истинную причину врожденного вальгуса выявить сложно, потому что здоровье ребенка зависит также от питания мамы и количества микроэлементов, которые получал плод. Влияет и психическое, и физическое состояние женщины во время беременности. Все взаимосвязано: если у будущей мамы зажаты мышцы, плод не может получить необходимое питание.
Потому в период ожидания ребенка очень важно тщательно следить за состоянием своего тела. Я не призываю поддаваться маркетинговым уловкам и записываться на «йогу для беременных» или что-то в этом духе. Существует масса упражнений, которые можно выполнять дома или на групповых занятиях. К слову, раньше я проводил семинары для беременных. Вы можете найти в моем профиле в инстаграме бесплатные материалы. Не поленитесь это сделать.
Врожденное обсудили, давайте переходить к приобретенному. Я убежден, что искривление ног появляется в том возрасте, когда малыш начинает ползать. Или же когда он еще не ползает, но уже пытается встать в кроватке или манеже. В этих случаях искривление ног «зарабатывается» наверняка. У младенца ни мышцы, ни суставы не сформированы должным образом, косточки еще слишком мягкие, и к вертикальным нагрузкам они пока не готовы. А исправить искривление кости без хирургического вмешательства уже не получится. Но еще хуже, чем получить заболевание, – ничего с ним не делать. Это просто катастрофа.
Можно смело разделить родителей на безответственных и на тех, кому на самом деле небезразлична судьба собственного ребенка. К глубокому сожалению, есть мамы, которые, не проверяя информацию, слепо прислушиваются к противоречащим логике советам первых попавшихся нерадивых докторов. «Само пройдет», – заверяют чуть ли не девяносто процентов ортопедов, терапевтов, педиатров. Еще вариант – они видят годовалого ребенка и прописывают ему первую в жизни обувь, из-за которой у малыша могут атрофироваться мышцы.
Родители присылают мне истории о том, как они пытались помочь ребенку на протяжении семи лет, но это не увенчалось успехом. А бывает, что и сами дети двенадцати-четырнадцати лет пишут с маминых аккаунтов и просят о помощи. Но мы, увы, уже не в силах что-либо сделать с их заболеванием. Время упущено.
Когда я только-только появился в медиапространстве и стал публично выступать с критикой современного подхода, на меня обрушился шквал негатива. К тому времени в сети уже были активные доктора-блогеры с огромной аудиторией. Они несли в массы бездейственные теории и практики, от которых не было никакого толку. Да, я могу так утверждать, потому что не прошло и трех лет, и те же самые врачи диаметрально поменяли свое мнение о способах лечения и стали двигаться в правильном направлении. Мои подписчики то и дело присылают мне свидетельства столь ярких метаморфоз. Как говорится, слова излишни!
Снова возвращаемся к вопросу об обучении теоретиками следующего поколения теоретиков. Безусловно, есть специалисты, которые осознали, что их подход к лечению был неверен, и продолжили развиваться в правильном направлении. Конечно, пока таких только 10 %. Но я убежден, что их число будет расти.
На момент написания этой книги я еще не был в Штатах, поэтому не стану рассуждать об их медицине (поскольку я основываюсь только на том, что вижу). Зато я точно могу сравнить нашу ситуацию с тем, что происходит в Европе.
Как таковая двигательная терапия, направленная на исправление недугов, связанных с ногами, в странах Старого Света развита слабо. На взгляд европейских специалистов, в мире достаточно других заболеваний, которым стоит уделять внимание. Так что плотно этой проблемой там не занимаются.
Но есть интересный момент. Рассмотрим Балканы. На этом полуострове, по моим наблюдениям, практически нет заболеваний, связанных с ногами. Взгляните на местных жителей. Крепкие, огромные, физически сильные и выносливые мужчины и женщины. Конечно, проблемы с ногами встречаются и там, но настолько редко, что это для них несущественно. Почему так происходит? А все потому, что… у них нет денег на всевозможные «полезные игрушки» (например, беговелы) для поддержания здоровья детей. Нет денег на ортообувь. Да, вот так все просто!
Итак, предлагаю рассмотреть ситуацию, когда родители решают не делать ничего с кривыми ногами своего ребенка. Что же, это нередко встречается. Развиваться патология в таком случае у мальчиков и девочек будет по-разному.
У мальчиков года в три начинает деформироваться позвоночник – возникает лордоз[2], кифоз[3], а к пяти-шести годам уже развивается сколиоз.
И тут происходит самое важное. Физические показатели у ребенка автоматически становятся на уровне ниже среднего. А надо понимать, что такая характеристика успешности, как физическая сила, среди мальчиков и юношей всегда занимала первое место. В компании сверстников мальчику трудно завоевать авторитет.
Дальше – больше. Подросток четырнадцати, примерно, лет комплексует из-за своей фигуры. У него ноет спина так, что тяжело носить портфель. Мальчик считает себя полным лузером. Важно понимать, что при искривлениях боли в теле постоянные, хронические. Они способны убить мотивацию к достижению каких бы то ни было результатов. Подросток думает о том, о чем думал и я в его возрасте, – как бы во время прогулки поскорей доковылять до лавочки и присесть, потому что долго терпеть эту боль просто невозможно.
Да, в моем детстве случалось всякое: драки и сопутствующие им травмы. Даже доходило до операций, после которых я очень страдал. Стал прихрамывать, тело давало сбой. Искал спасительную лавочку, чтобы хоть пару минут передохнуть и отдышаться. От прогулок, которые я очень любил, спина ныла, словно по мне проехался каток. Любая очередь, где надо стоять дольше минуты, была как испытание на выносливость. На свидании с девушкой старался держать спину прямо, но из-за этого стали возникать проблемы с животом, так как была напряжена брюшная мышца. Появились газообразования. Я потерял веру в себя, и все шло наперекосяк… Врагу не пожелаешь, в общем.
Теперь о девочках. Предположим, в три-четыре года у малышки появились проблемы со спиной. Дальше она идет в школу. Раньше юные леди начинали красоваться и старались выделиться класса, примерно, с пятого. Сейчас, наверное, еще раньше. Они стремятся одеться как можно привлекательнее, если не сказать вызывающе. Их одежда должна подчеркивать фигуру. Но девочка с плохой осанкой не может себе этого позволить.
Уже в первом-втором классе формируются комплексы. Девочка считает себя некрасивой. Одноклассницы не берут ее в свой круг общения, дразнят, унижают. Девочка взрослеет, у нее растет грудь. Но тело не подготовлено к непривычной нагрузке выше живота, и появляются сильные боли в спине. Поясница «подстраивается» таким образом, чтобы живот был на уровне груди. Приходится выгибаться так, чтобы грудь не выдавалась. Проще говоря, смещается центр тяжести. Из-за этого появляется прогиб. Но не тот, естественный, о котором мечтают все девушки, а, напротив, весьма несимпатичный. Я хочу, чтобы вы это представили: девушка вроде бы стоит прямо, но при этом совсем не видно ее поясницы. Живот выступает больше, чем грудь.