ГОРОДСКОЙ ДИЛИЖАНС

Как челябинская достопримечательность «разошлась» по миру

Есть несколько картин и фотографий, где главный «герой» – это транспортное средство, которых в других местах российской империи было не встретить.

Журналистка Нечаева в 1909 году в очерке «Челябинские впечатления» так описала эту местную достопримечательность на колёсах: «В настоящее время город соединяется со станцией трясучим шоссе, очень плохим, но все-таки вымощенным. По шоссе пустили общественный омнибус… Что это за омнибус, лучше не говорить… Но он все-таки существует, как и в цивилизованных странах. Омнибус – это не что иное, как деревянный ящик без окон, с двумя дырками вместо дверей. Кучер при нем верх безобидности и хладнокровия».

Город в начале двадцатого века делился на две части – одна была у реки, другая – у вокзала. Их разделяло несколько километров. Такие вот городские дилижансы стали своеобразными «маршрутками», дававшими возможность попадать горожанам из одной части в другую.

Другой современник отмечал, что пассажиры охотно садились в эти дилижансы, потому что разница в цене между извозчиком и «дилижаном» была слишком большой, особенно для бедных людей. Такса для дилижанса была 5 коп. в один конец На «извозчике» такая поездка обходилась в 35 коп.

Дилижанс был устроен так: деревянный каркас обшивался досками и крепился на оси без рессор. Впереди были две лошади. Имелись два больших открытых проёма по бокам для входа и выхода пассажиров.


Дилижанс в Челябинске на картине Е. Лансера


Известность далеко за пределами Урала челябинские дилижансы получили, скорее всего, благодаря такому факту.

В 1907 году некоторые участники автомобильной гонки Пекин-Париж проехали через уездный Челябинск.

После гонки один из французских участников выпустил в Париже книгу с описанием своих приключений, поделился он своими впечатлениями о Челябинске.

«Челябинск кажется тихим и сонным, грустным городом с широкими улицами и населением около сорока тысяч человек. Это уездный городок Оренбургской губернии, пункт следования для русских переселенцев в азиатскую часть Сибири.

В этом городе нет ничего примечательного, за исключением омнибусов, которые являются своего рода достопримечательностью, с которой я никогда не сталкивался раньше в моих путешествиях по свету».

Так, говоря современным языком», челябинская достопримечательность была «распиарина».

Во время путешествия на Дальний Восток, художник Евгений Лансер в 1904 году проезжал Челябинск. Позже он запечатлел челябинский цирк на Южной площади (на этом месте сейчас площадь Революции), и повозку на колёсах с кучером, запряженную парой лошадей. Картина была воспроизведена на цветной почтовой открытке и разошлась по свету.

Дилижанс был запечатлён еще челябинским художником Игнатием Вандышевым на картине, написанной им в 1947 году.

Челябинский дилижанс свое «отслужил», когда ему на смену пришел автобус.

Несколько лет назад в Челябинске издавалась еженедельная газета, носившая имя «Городской дилижанс».

Загрузка...