Александра Рудакова Программа по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-7 лет посредствам арт-терапии

Пояснительная записка

Актуальность темы обусловлена частотой возникновения такой личностной характеристики как алекситимия, т.е. возникновением существенных затруднений в осознании и определении собственных эмоций, неспособностью выражать свои чувства словами. В свою очередь, человек, не способный дифференцировать собственные эмоции, не сможет понять эмоциональное состояние другого субъекта. Устранению возникшей проблемы способствует развитие эмоционального интеллекта человека. Причем дошкольный возраст является благоприятным для развития данного компонента личности, так как, во-первых, еще в детстве закладываются запреты на чувства, на проявление эмоций, во-вторых до 12 лет психика очень пластична и благодаря этому легче начать развитие распознавание эмоций.

В дошкольном возрасте ведущий видом деятельности является игра, именно поэтому занятия проводятся в игровой форме. Используются творческие виды деятельности, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста, такие как рисование, придумывание сказок, ролевое проигрывание определенных ситуаций.

Принципы составления и реализации программы:

Принцип единства диагностики и коррекции.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип комплексности методов психологического воздействия.

Деятельностный принцип коррекции.


Задачи:

Развивать умение распознавать эмоции других людей и свои собственные.

Формировать умение определять причины появления эмоций.

Формировать умение контролировать эмоции и применять их для достижения поставленных целей.

Количество детей в группе – 8 человек. Требования к помещению: групповая комната со столами, стульями, наличие магнитной доски с магнитами.

Набор в развивающую группу осуществляется с учетом результатов диагностики уровня развития эмоционального интеллекта при помощи комплекса диагностических методик изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека А.М. Щетининой. В группу подбираются дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта.

Ведущими развивающими методами программы являются арт-методы, которые включают в изотерапию, сказкотерапию, танцевально-двигательную терапию, библиотерапию и другие, суть которых отражается в ролевом проигрывании эмоциональных состояний, свойственных человеку; отражении различных эмоциональных состояний через рисунок, присоединение к эмоциональным состояниям персонажей через литературное творчество. Кроме того, в программе используются такие методы работы как беседа, игра, чтение отрывков из детских литературных произведений.

Подобранные и самостоятельно разработанные упражнения, используемые в тексте занятий, помогают научиться распознавать эмоции других людей и свои собственные. Благодаря арт-методам ребенок может проследить причинно-следственную зависимость возникающих эмоций. Упражнения данной программы направлены на адекватные формы выражения эмоций, что можно увидеть в третьем блоке программы – управление эмоциями. Это облегчает процесс коммуникации между детьми, позволяет сформировать конструктивные модели поведения в той, или иной ситуации.


Программа занятий


Блок

Занятия

Упражнения


I

Восприятие

эмоций

Цель: развивать умение распознавать эмоции

других людей и свои

собственные

1. Цель: дать общее представление об эмоциональной сфере и эмоциях человека.

Упражнение «Давайте поздороваемся!». Беседа о настроении, эмоциях и эмоциональном состоянии.

Упражнение «Азбука настроений».

Прощание.


2. Цель: познакомить с эмоцией «радость»; определить признаки (вербальные,

невербальные, физиологического характера) проявления данной эмоции.

Упражнение «Давайте поздороваемся!» Упражнение «Нарисуй, что ты делаешь,

когда радуешься»

Беседа о признаках радости

Прощание


3. Цель: познакомить с эмоцией «грусть»; определить признаки (вербальные, невербальные, физиологического характера) проявления данной эмоции.

Упражнение «Давайте поздороваемся!» Упражнение «Противоположные чувства»

Беседа о признаках грусти Прощание


4. Цель: познакомить с эмоцией «обида»; определить признаки (вербальные, невербальные, физиологического характера) проявления данной эмоции.

Игра «Поздоровайся с соседом так, как будто ты на него обижаешься»

Упражнение «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты обижаешься» Беседа о признаках обиды Игра «Комплименты».

Прощание


5. Цель: познакомить с эмоцией «гнев»; определить признаки (вербальные, невербальные, физиологического характера) проявления данной эмоции.

Игра «Привет»

Упражнение «Нарисуй, что ты делаешь,

когда ты сердишься»

Беседа о признаках гнева

Игра «Тепло рук и сердец». Прощание


6. Цель: познакомить с эмоцией «удивление»; определить признаки (вербальные,

невербальные, физиологического характера) проявления данной эмоции.

Игра «Поздороваемся удивленно» Упражнение «Нарисуй, что ты делаешь, когда удивляешься»

Беседа о признаках удивления

Прощание


7. Цель: познакомить с эмоцией «страх»; определить признаки (вербальные, невербальные, физиологического характера) проявления данной эмоции.

Игра «Привет»

Упражнение «Нарисуй, что ты делаешь,

когда боишься»

Беседа о признаках страха Прощание


8. Цель: закрепить признаки проявления эмоций (радость, грусть, гнев, обида, страх, удивление).

Игра «Повтори движение»

Игра «Облака»

Игра «Азбука настроений» Прощание


9. Цель: закрепить признаки проявления эмоций: радость, грусть, гнев, обида, страх, удивление.

Игра «Встаньте все, кто…»

Упражнение «Коллаж настроения»

Игра «Кубик настроений»

Игра «Тепло рук и сердец»

Прощание


10. Цель: проверить степень закрепления признаков проявления эмоций: радость, грусть, гнев, обида, страх, удивление.

Игра «Поздоровайся радостно!»

Игра «Наседка и цыплята»

Прощание


II

Понимание

своих и чужих

эмоций

Цель: формировать умение определять причину появления эмоции.

11. Цель: познакомить детей с понятием «причина», дать общее представление о причинно-следственных связях в поведении людей.

Игра «Как я говорю?»

Беседа о причинах и причинно следственных связях эмоций

Упражнение «Когда солнышко радуется».

Прощание


12. Цель: учить определять причины возникновения состояния радости.

Игра «Как я говорю?»

Упражнение «Найди 10 почему» (по стихотворению Чуковского К. «Мухацокотуха»).

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»

Прощание


13. Цель: учить определять причины возникновения состояния грусти.

Игра «Повтори движение»

Упражнение «Почему?» (по русской народной сказке «Царевна лягушка»)

Упражнение «Грустная Маша»

Прощание


14. Цель: учить определять причины возникновения состояния обиды.

Игра «Встаньте все, кто…» Упражнение: Кто кого обидел? (К. Льдов «Кто кого обидел?»)

Сказка о лисёнке, который обиделся

Прощание


15. Цель: учить определять причины возникновения состояния гнева.

Игра «Привет»

Упражнение «Назови причину гнева» (по сказке Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Упражнение: «Злюка успокоилась»

Прощание


16. Цель: учить определять причины возникновения состояния страха.

Игра «Привет»

Упражнение «Назови причины страха

(по сказке Цветик – семицветик В. Катаев)»

Игра «Мы охотимся на льва»

Прощание


17. Цель: учить определять причины возникновения состояния удивления.

Упражнение «Доброе утро»

Упражнение «В чем причина удивления?» (по Чуйковского

«Мойдодыр»)

Этюд «Удивление»

Прощание


18. Цель: закрепить понимание возникновения причин эмоций: радость, грусть, обида, гнев, страх, удивление

Игра «Сигнал».

Игра «Покажи и объясни».

Игра «Ролевая гимнастика» Прощание


19. Цель: закрепить понимание возникновения причин эмоций: радость, грусть, обида, гнев, страх, удивление

Упражнение «Ладошки»

Упражнение «Паровоз настроений»

Прощание


20. Цель: обобщить знания о причинах возникновения эмоций: радость, грусть, обида, гнев, страх, удивление.

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Упражнение «Цветы-человечки»

Прощание


III

Управление

эмоциями

Цель: формировать умение применять/ко нтролировать эмоции для достижения поставленных целей.

21. Цель: актуализировать знания о правилах взаимодействия с другими людьми, в том числе о важности эмоционального реагирования и о необходимости контроля эмоций.

Игра «Кто больше знает вежливых слов?»

Упражнение «Правила общения» Беседа о важности проявления эмоций в общении

Игра «Кто больше знает вежливых слов?»


22. Цель: формировать понимание важности эмоционального реагирования

Игра «Встаньте все, кто…»

Беседа о необходимости выражения эмоций

Домашнее задание «Сочини сказку про эмоции»

Упражнение «Что я узнал за сегодня?»

Прощание


23. Цель: формировать понимание важности

эмоционального реагирования

Упражнение «Станем рядышком, по кругу»

Рассказывание сказок об эмоциях

Прощание


24. Цель: формировать умение управлять эмоцией радости

Упражнение «Здравствуйте!»

Игра «Царевна Несмеяна»

Упражнение «Тренируем эмоции»

Прощание


25. Цель: обучать способам контроля проявлений негативных эмоциональных состояний.

Приветствие «Солнышко» Беседа о возможных способах отреагирования негативных эмоций

Упражнение «Избавляемся от гнева» Упражнение «Надуть воздушный шарик злостью» Прощание


26. Цель: формировать умение управлять эмоцией грусти

Приветствие «Солнышко»

Беседа «Какое настроение у тебя»

Упражнение «Способы повышения настроения». Прощание


27. Цель: формировать умение

управлять эмоцией страха

Упражнение «На лугу растут цветы»

Рисование на тему «Чего я боялся, когда

был маленьким»

Упражнение «Чужие рисунки»

Прощание


28. Цель: формировать умение управлять эмоцией страха

Упражнение «Букет»

Упражнение «Смелые ребята»


Упражнение «Придумываем и рисуем друга»

Прощание


29. Цель: формировать умение управлять эмоцией обиды

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Упражнение «Секрет»

Упражнение «Поссорились –

помирились» Прощание


30. Цель: обобщить знания и проверить степень сформированности умений управлять эмоциями.

Игра: «Кто больше приветствий знает?»

Упражнение «Глаза в глаза»

Игра «Шаловливая минутка» Прощание


Содержание программы


Блок I. Восприятие эмоций

Цель: развивать умение распознавать эмоции других людей и свои собственные.

Занятие №1.

Цель: дать общее представление об эмоциональной сфере и эмоциях человека.

Материалы и оборудование: магнитная доска, 6 картинок, изображающих эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, страх, удивление, обида.

Упражнение «Давайте поздороваемся!»

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться, используя его (3-5 мин.) [14]. Беседа о настроении, эмоциях, и эмоциональном состоянии.

Ребята, что такое неделя, и день недели? Да правильно неделя состоит из 7 дней: понедельник вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Мы будем встречаться 2 раза в неделю во вторник и четверг, а иногда и в другие дни недели. Во время наших встреч мы будем исследователями. А вы знаете кто такие исследователи? – люди, которые что-то исследуют. Мы будет изучать (исследовать), что такое человеческие эмоции, как они выглядят, для чего они нам нужны и как мы можем ими управлять. Сегодня мы начнем наше исследование. Ребята, что такое настроение человека (когда человек радуется, грустит), как можно понять какое настроение у человека? – по мимике (губам, бровям, выражению лица), по пантомимике (по позе человека, по рукам и ногам, и т.д.). Ребята, а что такое эмоции? (это то, как человек относиться к той или иной ситуации – радуется, сердиться, грустит и т.д.). Ребята, а знаете ли вы, что человек может жить с одной эмоцией какое-то время? Это состояние называется эмоциональным состоянием человека, предлагаю подумать, какие как вы думаете, бывают эмоциональные состояния у человека? – Радость, грусть, гнев, удивление, обида, страх. Сейчас ребята посмотрите на доску, на доске различные эмоциональные состояния у детей, давайте, вместе определим, какое эмоциональное состояние у каждого персонажа (15-20 мин.). Упражнение Азбука настроения.

На магнитную доску вывешиваются картинки с изображенными эмоциональными состояниями. Предлагаю детям рассмотреть их, назвать эмоции, которые они узнали. Как вы поняли, что это именно это эмоциональное состояние? Ребята, а зачем нужно уметь различать эмоции по выражению лица? Что бы можно было определить настроение человека. Если кому-то грустно – развеселить его, а если человеку весело, разделить с ним радость (7 мин.) [5, с. 26].

Прощание. Ребята, сегодня вы все были очень активными и пытливыми исследователями, предлагаю помахать руками в знак прощания, до новых встреч.


Занятие №2.

Цель: познакомить с эмоцией «радость»; определить признаки (вербальные, невербальные, физиологического характера) проявления данной эмоции.

Материалы и оборудование: стол, 10 листов А4, акварель 4 пачки, 10 кисточек разных размеров.

Упражнение «Давайте поздороваемся!»

Детям предлагается выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться, используя его [14] (3-5 мин.).

Упражнение «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты радуешься»

С помощью кисточки акварелью каждый на своем листе нарисуйте, то, что вы делаете, когда радуетесь. Обсуждения: Что ты нарисовал? (Что ты делаешь, когда радуешься?) Вывод: вот видите ребята, кто-то прыгает от радости, кто-то широко улыбается, а кто-то смеется, люди по-разному выражают чувство радости (15 мин.).

Беседа о признаках радости: радость можно определить по выражению лица – уголки рта приподняты, глаза будто улыбаются, брови приподняты вверх, по словам которые, говорит человек – ура, и т.д., человек прыгает, смеется. (7-10 мин.). Прощание.


Занятие №3.

Цель: познакомить с эмоцией «грусть»; определить признаки (вербальные, невербальные, физиологического характера) проявления данной эмоции.

Материалы и оборудование: стол, 10 листов А4, акварель 4 пачки, 10 кисточек разных размеров.

Упражнение «Давайте поздороваемся!»

Детям предлагается выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться, используя его [14] (3-5 мин.). Упражнение «Противоположные чувства».

Ребята, вы помните, как мы рисовали, что мы делаем, когда нам радостно? А какое чувство противоположное радости? – грусть. Правильно. Теперь давайте нарисуем то, что мы делаем, когда испытывает чувство грусти. Что нарисовали? (15-20 мин.)

Беседа о признаках грусти: грусть можно определить по выражению лица – уголки рта опущены, глаза грустные и смотрят в одну точку, голова опущена, брови опущены, человек говорит – мне грустно, я хочу плакать, и т.д., человек обычно сидит, плачет. (7-10 мин.).

Прощание.

Занятие №4.

Цель: познакомить с эмоцией «обида»; определить признаки (вербальные, невербальные, физиологического характера) проявления данной эмоции.

Загрузка...