Глава 1. Теоретические основы исследования межличностных и групповых конфликтов

1.1. История вопроса

Конфликты как социальный феномен являются неотъемлемой частью жизни человеческого сообщества на всем протяжении его существования. Научное осмысление проблемы межличностных и групповых конфликтов началось относительно недавно. В то же время предистория вопроса насчитывает тысячелетия [1; 5; 8].

Термины конфликт и конфликтология происходят от латинского слова «conflictus» – столкновение. Анализ различных источников позволяет выделить два ведущих подхода к изучению конфликтов. В рамках первого – историко-философского подхода – конфликты выступают объектом для размышлений философов и политиков. Предполагается, что конфликтологическое знание зародилось в рамках философских учений практически одновременно в различных частях Древнего мира.

По преданию, царь Соломон (965–928 гг. до н. э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты. Конфуций (VI в. до н. э.) утверждал, что конфликты порождаются, в первую очередь, неравенством и несхожестью людей. В законах хеттского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) описываются десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.

Большинство философов Древней Греции, а позднее и Рима, так или иначе, высказывались о природе конфликтов. Аристотель (V–IV вв. до н. э.) утверждал, что мир и человек по сути своей гармоничны. Нормой жизни является порядок, гармония, стабильность. Противоречия и конфликты разрушают порядок и являются отклонением от нормы. В дальнейшем «линию порядка» Аристотеля развивали Т. Мор, Ф. Рабле, Д. Дидро, Э. Руссо, Т. Парсонс и др. Они считали, что порядок – это основа существования общества, и всячески стремились его сохранять.

Гераклит Эфесский (VI–V вв. до н. э.), напротив, считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон Космоса – это война. Война – отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными личностями. Таким образом, Гераклит считал, что конфликт – это норма, а спокойствие и порядок – частный случай. Данный философ стал основоположником «линии конфликта» в современной науке. Его идеи на протяжении веков продолжали И. Кант, Г. Зиммель, Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, Л. Козер и др. В рамках теории конфликта обосновывались функциональность и неизбежность конфликтов.

Краткое обобщение основных положений обеих линий может быть представлено в виде таблицы 1.


Таблица 1.

Сравнение основных положений теорий порядка и конфликта


Современная конфликтология стремится интегрировать обе тенденции (линию порядка и линию конфликта) на основе теории систем, предполагая, что социальные системы (человек, группа, организация, общество) в определенные периоды склонны к порядку и гармонии, тогда конфликты разрушительны для них. В переломные же периоды развития (например, во время возрастных кризисов) конфликт становится нормой, а попытки упорядочить его, напротив, деструктивны.

Второй – практико-управленческий подход в изучении конфликтов – сформировался в XX веке, в ответ на запросы общества о необходимости поиска средств управления поведением людей. Важный вклад в разработку основ современной конфликтологии одновременно внесли основатели школы научного менеджмента, социологи и психологи. Специалисты в области менеджмента актуализировали интерес к практическому исследованию конфликтов. Социологи, такие как М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф, Л. Козер, исследовали роль и функции конфликта в обществе, разрабатывали модели возникновения и реализации конфликта. Психологи исследовали групповые и интрапсихические механизмы конфликтов.

В истории практико-ориентированного изучения конфликта выделяют два этапа. Первый этап охватывает временные рамки с начала XX века до 1950-х гг. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций. Первые работы, связанные с разрешением конфликтов, появились еще в 30-е годы. Одной из них было эссе американской исследовательницы М. П. Фоллет «Конструктивный конфликт».

Оппонентами данного направления выступили представители школы «человеческих отношений» (Ф. Ротлисбергер, В. Диксон, В. Скотт), которые также рассматривали конфликт как признак неэффективной организационной деятельности, но признавали возможность появления противоречий между целями личности и организации, между группами лиц. Этот этап сформировал интерес представителей различных научных направлений к изучению конфликтов, заложил основы понятийного аппарата, сформулировал вопросы, поиск ответов на которые продолжается и сейчас.

Второй этап практико-ориентированного изучения конфликта начался в конце 50-х гг. XX века и продолжается по настоящее время. На рубеже 50–60-х годов появляются исследования, где научный интерес обращен непосредственно к феномену конфликта. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат теории конфликта.

Условно годом рождения современной конфликтологии можно считать 1957, т. к. в этом году:

• Социологической ассоциацией ЮНЕСКО было проведено обсуждение проблем конфликтов;

• в США начал издаваться журнал «The Journal of Conflict Resolution».

Начиная с середины XX века, происходит активное развитие собственно теории конфликтов. Здесь также проявилась борьба сторонников теории порядка и теории конфликта, но уже на более сложном уровне, с учетом достижений системного подхода.

Вначале была предложена равновесная модель общества, связанная с методологией структурно-функционального анализа. Общество рассматривалось как целостное образование, в котором гармонически взаимодействовали отдельные части и элементы. Представители данного направления (наиболее известный из них – американский социолог Т. Парсонс) подчеркивали роль саморегулирующих механизмов общественной жизни, которые поддерживают устойчивость всей системы. Они рассматривали конфликт как явление перманентно присущее человеческому существованию, уделяя основное внимание проблемам достижения согласия, равновесия и стабильности в обществе.

Авторы «конфликтной модели общества» стремились найти и показать общие для всех общественных систем причины конфликта, а также обрисовать пути оптимизации конфликтного процесса. Р. Дарендорф выделял отрицательный и положительный конфликт. В последнем случае конфликт, по его мнению, является источником инноваций и социальных перемен.

В настоящее время, в начале XXI века, исследования конфликтов в современной конфликтологии ведутся по следующим направлениям:

• теоретико-игровое;

• теория организационных систем или конфликт-менеджмент;

• теория и практика переговорного процесса.

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе моделирования лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

Вторым подходом к изучению конфликта является теория организационных систем. Он представляет собой оригинальную программу исследования конфликтного поведения людей в реальных условиях, а также разработку методов и технологий работы с конфликтом, на основе чего сформировался и широко применяется конфликт-менеджмент.

Третье направление – это изучение переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. Сегодня теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из наиболее перспективных направлений. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений.

Посредничество, медиация – одна из процедур по урегулированию конфликта, особая форма переговоров, включающая участие третьего лица (стороны), нейтрального по отношению к участникам конфликта и независимого от них. Задача этого нейтрального третьего лица (стороны) – управлять процессом переговоров таким образом, чтобы помочь конфликтующим самостоятельно найти взаимоприемлемое соглашение по урегулированию спорных вопросов и достигнуть его.

Россия относительно поздно присоединилась к научному изучению конфликтов. С одной стороны, советская идеология предполагала отсутствие межличностных и групповых конфликтов, сводя все возможные конфликты к классовой борьбе, которой не могло быть в СССР. Поэтому исследования данной проблематики были затруднены.

С другой стороны, интерес к взаимодействию людей в различных условиях изначально присущ российско-советской психологии. В рамках этого интереса были предприняты попытки объяснить природу отношений, природу конфликтов между людьми. Попытка создания единой теории конфликтов с применением математического аппарата была предпринята и в нашей стране В. В. Дружининым, Д. С. Конторовым и М. Д. Конторовым. В. А. Светлов в начале 2000-х гг. предложил векторные модели конфликтов.

В работах А. Я. Анцупова (совместно А. И. Шипиловым, затем с С. В. Баклановским) приводится периодизация истории отечественной конфликтологии. Авторами выделяются три периода, каждый из которых имеет свои этапы. В сокращенном виде их можно представить следующим образом:

• Первый период (середина XIX века – 20-е гг. XX века) – зарождение и развитие конфликтологических идей, конфликт как самостоятельное явление не выделяется.

• Второй период (20-е гг. – 90-е гг. XX века) – научный интерес к феномену конфликта, публикации, диссертационные исследования, в основном в рамках психологии и других наук.

• Третий период (90-е гг. XX века – настоящее время) – развитие междисциплинарных исследований конфликта, начало формирования конфликтологии в России как самостоятельной науки, практическое применение достижений конфликтологии.

В Санкт-Петербурге в 1993 г. в рамках Российско-Американской программы по конфликтологии был открыт Центр разрешения конфликтов, специалисты которого занимались практическим разрешением конфликтов, используя технологию посредничества, обучали и продолжают обучать медиаторов.

В 1995 году в вузах (в том числе в СПбГИПСР) введен в учебный процесс курс «Конфликтология». В 1996 г. открылось отделение конфликтологии на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. В настоящее время в Российской Федерации регулярно проходят научно-практические конференции, внутренние и международные конгрессы по проблематике конфликтов.

Конфликтология – бурно развивающаяся отрасль теории и практики.

1.2. Научная система конфликтологии

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования [2]. Расширяя данное понятие, А. Н. Чумиков пишет, что конфликтология в широком значении может быть представлена как отрасль междисциплинарных знаний о структуре и динамике социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречий [20]. Другие исследователи придерживаются сходных взглядов на определение рассматриваемой научной дисциплины.

Понятие конфликта является более сложным. Изучение специальной литературы показало, что сотни определений конфликта различаются многообразием аспектов, а также их широтой и глубиной. Наиболее общим считается определение B. Ruttinger [3]: «Социальный конфликт – это напряженная ситуация, в которой одна или больше сторон зависят друг от друга, настойчиво пытаясь осуществить несовместимые или кажущиеся таковыми планы действий, осознавая свое противостояние». Данное определение вполне согласуется с практикой и позволяет отчетливо различать конфликт и не-конфликт. Недостатком является допущение Руттингера о том, что обе стороны совместно воспринимают ситуацию как враждебное противостояние. В действительности это не всегда так.

Jeffrey Z.Rubin, Dean G.Pruitt и Sung Hee Kim [17] рассматривают «конфликт как воспринимаемое расхождение интересов или убеждение сторон в том, что их устремления не могут быть достигнуты одновременно». Авторы обращают внимание на интересы и на убеждения (установки) сторон по поводу удовлетворения интересов.

Ф. Глазл [3] предлагает собственное определение социальных конфликтов: «Социальный конфликт – это интеракция между сторонами (индивидуумами, группами, организациями и т. д.), при которой по меньшей мере одна сторона осознает несовместимость в мышлении / представлении / восприятии и/или в чувстве и/или в воле с другой стороной (другими сторонами) таким образом, что в реализации она наталкивается на противодействие другой стороны (других сторон)». При этом Ф. Глазл обращает внимание на следующее [3]:

• Возникает интеракция, то есть взаимная коммуникация или какое-либо другое действие; оно не обязательно должно быть грубым насильственным действием.

• Вполне достаточно, чтобы одна из сторон переживала несовместимость как таковую и соответственно с этим действовала; объективно никогда нельзя точно установить, есть это переживание или нет.

• Несовместимость может иметь место в мышлении /представлении/ восприятии, то есть чисто когнитивной или перцептивной плоскости, но должны произойти соответствующие реализующие действия (например, вербальная коммуникация). Социальный конфликт не может возникнуть, если содержание наших мыслей и представлений просто находится в противоречии, без того, чтобы осуществлялась какая-нибудь акция (например, попытки убедить или исправить образ мыслей или оказать другое ментальное влияние).

• Несовместимость может быть задана также в чувственной или волевой жизни. В начале конфликта она, может быть, существует только в расхождении понятий, но позже может захватить также чувство и волю.

• По меньшей мере одна партия переживает интеракцию (обоснованно или нет) так, что причину неосуществления собственных мыслей, чувств и/или намерений приписывает другой партии. При этом не важно, происходит это для другой стороны сознательно или бессознательно, преднамеренно или неумышленно.

• Без попыток реализации и переживания противодействия (препятствия, блокады, сопротивления, обороны и нападения) со стороны хотя бы одной партии говорить о социальном конфликте не имеет смысла. Ибо в противном случае все наше земное существование попадало бы под определение конфликта, поскольку мы все, в сущности, мыслим и чувствуем иначе, чем другие люди.

• Даже если только одна сторона имеет такие чисто субъективные переживания, она во взаимоотношениях с предполагаемым противником будет вести себя так, чтобы нейтрализовать вред, наносимый ей действиями другой стороны.

Анализируя различные определения конфликта, О. Н. Громова [5] выделяет следующие единые сущностные свойства:

• Наличие противоречия, во всяком случае, различия между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов.

• Противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту.

• Негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Выделяемые исследователями свойства конфликтов являются основой для анализа различных типов конфликтов и работы с ними.

В рамках настоящей работы в качестве рабочего определения конфликта будем использовать следующее: конфликт – это процесс возникновения, развития, кульминации и разрешения противоречия во внутренней (психологической) или внешней (социально-психологической, социальной) реальности человека либо группы людей.

Данное определение подчеркивает процессуальность конфликта и, соответственно, необходимость учитывать его динамику при анализе и воздействии. Кроме того, данное определение принципиально безоценочно и не формирует у работающего с конфликтом человека определенных установок по отношению к этому явлению. Это приводит определение в соответствие с основными аксиомами конфликтологии:

Аксиома 1. Конфликт не есть нечто плохое, негативное. Конфликт – это объективная реальность, существующая независимо от нашего желания.

Аксиома 2. Прежде чем сделать любой шаг в поле конфликта, надо поставить диагноз, выяснить, с каким конфликтом вы имеете дело.

Аксиома 3. Большинство людей вступают в конфликт, когда не видят другого способа поведения, выхода из сложившейся ситуации. Не нужно искать правых и виноватых в конфликте, следует опираться на «презумпцию доброжелательности».

Н. В. Гришина [4] подчеркивает, что в основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Под конфликтами большинство исследователей предлагает рассматривать противоречия, возникающие в результате социального взаимодействия, т. е. противоречия, связанные с людьми (индивидами и группами). Считать ли конфликтами противоречия между животными – вопрос спорный. Мы придерживаемся мнения, что конфликт – явление чисто человеческое. И на этой основе выстраиваем свое понимание классификации, факторов и условий формирования конфликта, его динамики, функций и подходов к урегулированию.

Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из неотъемлемых способов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы.

Другим важным вопросом конфликтологии является проблема выделения отдельных видов конфликтов. Наиболее распространенные классификации конфликтов по уровням взаимодействия его участников можно свести к схеме, основанной на работах Ф. Глазла [3].


Схема 1. Типы конфликтов


Таким образом, выделяют два основных уровня конфликта: психологические (интрапсихические, внутренние) конфликты и социальные (межличностные, межгрупповые). Каждый из этих уровней имеет свои подуровни и подвиды. В данной работе рассматриваются социальные конфликты. Особое внимание направлено на микро-социальные или социально-психологические конфликты как наиболее распространенные конфликты, с которыми чаще всего приходится работать психологам, конфликтологам, социальным работникам.

Конфликты могут быть:

Конструктивными, способствующими развитию сторон конфликта, достижению ими новых уровней взаимопонимания, принятию новых решений и т. п. (по принципу «в споре рождается истина»).

Деструктивными, неблагоприятными, разрушительными для сторон, приводящими к их регрессу и даже уничтожению, разрушающими отношения, деформирующими личность.

Конструктивных конфликтов, к счастью, значительно больше, чем деструктивных. Именно они обеспечивают внутренне развитие личности, развитие групп и организаций, прогресс общества. Но они почти не замечаются участниками в силу своей частой встречаемости и завершенности. Деструктивных конфликтов значительно меньше, но они вызывают выраженные негативные аффекты, надолго запоминаются и вызывают страх конфликта – «конфликтофобию». Задача специалистов – создавать необходимые условия для преобразования деструктивных конфликтов в конструктивные отношения.

Анализ работ таких авторов, как: Ф. Глазл, Н. Гришина, Л. Коузер, В. Новосельцев, Б. Хасан и других показал, что выделяются различные функции конфликта. Под функцией явления понимается его назначение – внешнее проявление по отношению к другим явлениям. Различают основную и неосновную функции. Конфликт как естественное явление выполняет основную функцию – разрешает противоречия [11]. Феномен конфликта состоит в том, что он порождается противоречиями, но он же эти противоречия и разрешает.

У конфликтов помимо основной функции есть вспомогательные. Сигнальная функция характеризует конфликт как показатель определенного состояния системы, в которой он происходит. Там, где назревает конфликт, в привычных внутрисистемных связях что-то расстроилось и следует ожидать серьезных изменений. Информационная функция конфликта означает то, что с помощью любого конфликта обнаруживаются факторы и условия, его вызывающие. Развертывание, течение, повороты конфликтной ситуации несут определенную информационную нагрузку о породивших ее причинах. Динамическая функция проявляется в способности конфликта влиять на темпы развития общества. При определенных условиях конфликт может ускорить, замедлить или приостановить развитие системы. Этими условиями могут выступать экономические, финансовые, личностные, этические причины, которые не дают объективно взглянуть на конфликт и оценить его, и лишают участников свободы действий. Наряду с этим выделяют интеграционную (объединяющую) функцию конфликта, когда конфликт позволяет найти общее в противоречии или выйти на новый уровень отношений, найти союзников для борьбы с проблемой. Дифференцирующая функция позволяет выявить специфику интересов каждой из сторон, подчеркнуть их уникальность, взаимодополняемость или несовместимость.

Н. В. Гришина раскрывает позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур [4]:

• конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию; своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;

• в открытой группе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;

• конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу;

• в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;

• конфликты способствуют получению информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований;

• конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, мобилизует внутренние ресурсы, он также помогает находить друзей и союзников, выявлять врагов и недоброжелателей.

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

• ведет к беспорядку и нестабильности;

• общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

• борьба ведется насильственными методами;

• следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

• возникает угроза жизни и здоровья людей.

Таким образом, влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный противоречивый характер. Для возникновения конфликтов необходимо сочетание определенных условий и факторов. Исследователь из США У. Линкольн выделяет пять основных факторов, которые по отдельности или в различных сочетаниях могут быть основой для возникновения конфликта (таблица 2).

При анализе конфликтов не всегда просто выделить факторы, но именно работа с этой составляющей противоречия позволяет определить возможности для урегулирования конфликта. Практика показывает, что если конфликт вызван так называемыми «мягкими» факторами – информационным, отношений, поведения – его относительно легко разрешить. Но влияние «жестких» факторов – структурного и ценностного – делает конфликт крайне сложным для работы. В лучшем случае удается урегулировать отношения между сторонами, ввести конфликт в определенные рамки.


Таблица 2.

Основные факторы, порождающие конфликты (по У. Линкольну)


Факторы создают возможности для формирования условий конфликта. Выделяют следующие условия возникновения конфликтов:

1. наличие сторон или оппонентов;

2. наличие предконфликтной ситуации;

3. возникновение инцидента.

Оппоненты (конфликтанты, стороны) – это субъекты конфликтного взаимодействия. Оппонентами в конфликте могут выступать отдельные люди, группы и подразделения, организации, социальные институты и т. д. Стороны характеризуются:

• «силой», которая определяет возможность оппонента влиять на развитие конфликта, на поведение других сторон;

• особенностями восприятия себя, ситуации, в которой происходит взаимодействие; другой стороны;

• социокультурными особенностями, связанными жизненным опытом, образованием, профессиональной принадлежностью, воспитанием в рамках определенной культуры и т. п., что определяет отношение стороны к конфликту, готовность к конструктивным формам взаимодействия, агрессивность, конфликтологическую компетентность.

Помимо оппонентов в конфликте могут участвовать: сторонники (группа поддержки) каждого из оппонентов, провокаторы, управленцы, жертвы конфликта, миротворцы и посредники. Все они влияют на конфликт через воздействие на оппонентов. Их необходимо учитывать при работе с конфликтами, иногда нужна отдельная работа с этими косвенными участниками, но урегулирование конфликта возможно только с оппонентами.

Предконфликтная ситуация формируется, если сложились основные характеристики противоречия, но реального столкновения сторон еще нет. Предконфликтная ситуация может существовать задолго до прямого столкновения сторон. Она обычно «закладывается» при создании какого-либо социального объекта или организации (парламент, производство и ОТК и т. п.), чтобы обеспечить развитие. Развертываться ей в конфликт или нет – зависит как от людей, так и от стечения обстоятельств.

К основным характеристикам предконфликтной ситуации принято относить:

• противоположные или кажущиеся противоположными цели сторон;

• за целями обычно лежат более глубокие интересы, связанные с потребностями, убеждениями, ценностями оппонентов, которые и являются истинной причиной конфликта. Интересы часто скрываются или же не осознаются сторонами. При анализе конфликта крайне важно выявить истинные интересы сторон и помочь сформулировать проблему и предложения по ее разрешению таким образом, чтобы они могли удовлетворить эти глубинные побуждения сторон. Чем выше осознание сторонами своих истинных интересов и понимание потерь, которые они могут понести, если не разрешат противоречие, тем выше вероятность конструктивного завершения конфликт;

• возможный объект или предмет конфликта (предмет, явление, ситуация), на котором сфокусированы цели и интересы сторон. Объект конфликта может быть как истинным предметом, способным удовлетворить потребности и интересы, так и поводом или символом чего-либо иного. Объект связан с факторами конфликта. От особенностей объекта зависят возможности работы с конфликтом. Важно, насколько объект реален, материален или нет, делим, уникален и т. п. Каждая особенность объекта создает новые возможности для разрешения проблемы.

Инцидент – это определенное взаимодействие между оппонентами, столкновение, действия оппонентов по отношению к объекту и друг другу, направленные на достижения их целей, удовлетворение интересов. Инциденты могут быть:

• по форме проявления – вербальными, поведенческими, блокирующими (связанными с отказом от контактов, действий и т. п.), смешанными;

• по характеру возникновения – объективными (возникающими независимо от желания сторон); субъективными (возникающими по инициативе одной или нескольких сторон); случайными (возникающими из-за небрежности, недодуманности, из-за того, что можно было предусмотреть, но этому не придали значения);

• по характеру протекания и влиянию на развитие конфликта – конструктивными (способствующими выявлению и преодолению разногласий) и деструктивными (способствующими разрушению, травмам, жизненным сложностям сторон).

Инцидент во многом определяет характер, динамику протекания конфликта. Конфликт представляет собой сложный, постоянно развивающийся процесс, который проходит определенные стадии и этапы. От этапа развития зависят возможности влиять на конфликт.

Большинство исследователей выделяют три основных стадии конфликта:

1. Предконфликтная или латентная стадия, когда накапливаются скрытые противоречия, растет напряжение.

2. Собственно конфликт, который проявляется в инциденте (часто серии инцидентов) и возникающем кризисе как предельном обострении отношений.

3. Завершение конфликта. Когда конфликтное взаимодействие прекратилось по тем или иным причинам.

4. В том случае, если конфликт завершен, но стороны не смогли удовлетворить свои интересы, возможно возникновение послеконфликта – выход ситуации на новый виток, характеризующийся более сложной структурой, тяжелой эмоциональной нагрузкой, негативным прошлым опытом, который усугубляет конфликт в новом цикле.

Внутри каждой из этих стадий можно выделить множество подэтапов и событий, каждое из которых может влиять на развитие конфликта. На каждой стадии конфликт может быть изменен.

Изменения могут быть:

• осознанными и целенаправленными (управление, развитие, разрешение конфликта);

• неосознанными (непрофессиональное вмешательство обычно ведет к деструктивной эскалации конфликта).

На изменения конфликта влияют:

• внутренняя среда конфликта (участники, факторы, обстоятельства);

• внешняя среда.

Ресурсы внешней среды всегда значительно превосходят ресурсы внутренней среды. Это дает множество возможностей для работы с конфликтами. При этом необходимо учитывать специфику каждой стадии конфликта, ее возможности конструктивных и деструктивных изменений. Многие исследователи подчеркивают риск деструктивного развития конфликта из проявления таких стереотипов, как «образ врага», расширения собственных притязаний, недостаточного умения обсуждать проблемы, склонность к обвинениям и угрозам и т. п. Каждое негативное проявление усиливает риск прекращения отношений и психологических травм в результате конфликтов.

Существуют и другие представления о том, какие стадии проходит конфликт в своем развитии. Ряд авторов выделяет как необходимые стадии формирования и эскалации конфликта (Емельянов С. М.; Глазл Ф.; Карпенко А. Д., Гамзатов Т. М.; Кошелев А. Н., Иванникова Н. Н. и др.). По их мнению, на стадии формирования конфликт обретает структуру, индивидуальность и т. п., а при переходе к эскалации участники конфликта теряют представление о предмете конфликта, цели меняются, и первоначальные стремления оппонентов могут остаться в стороне, чтобы дать дорогу их «кровожадным» стремлениям по уничтожению противника. На этой стадии происходит обострение всех противоречий между участниками конфликта и используются все возможности для победы. Таким образом, до момента завершения или затухания конфликта стороны имеют возможность поупражняться в искусстве «давления» на противника, создании и расстановке ловушек, физической и психологической агрессии и т. д.

Далее приводится схема развития конфликта по Карпенко с соавторами [7].

Ф. Глазл, на работы которого ссылаются многие отечественные и зарубежные исследователи, предлагает схему эскалации конфликта из девяти ступеней [3].

Ступень 1. Отвердение позиций. Напряжение, стремление снять его посредством переговоров. Кооперация сильнее конкуренции.

Ступень 2. Дебаты. Поляризация мнений и чувств. Борьба за «очки». Высокомерие. Модель ТА (наличие скрытых трансакций). Кооперация и конкуренция чередуются.

Ступень 3. Действия. Слова кажутся бесполезными. Расхождение вербального и невербального. Ошибочные интерпретации. Недоверие. Конкуренция усиливается. К третьей ступени конкурентные отношения становятся сильнее стремления к кооперации. Тем не менее, первые три ступени представляют собой начальную стадию или уровень конфликта, где вполне возможно его самостоятельное конструктивное разрешение сторонами.


Схема 2. Развитие конфликта


Ступень 4. Коалиции, поиск союзников. Навязывание оппоненту негативного имиджа. Слухи. Навязывание негативных ролей и борьба с ними.

Ступень 5. Потеря лица. Открытые атаки на имидж, репутацию. Инсценировки «демаскирующих акций». Приписывание полярных образов. Стремление к паритету в причинении вреда. Изоляция, отторжение друг друга и от социального окружения, которое обретает значение судьи, оценщика.

Ступень 6. Стратегия угроз. Угрозы и ответные угрозы. Цикл: требования—санкции—потенциал санкций. Стресс. Ужесточение позиций. Усиление конфликта через ультиматумы. При этом страх дальнейшей эскалации. На шестой ступени стороны приближаются к определенному порогу, «точке невозврата». Т. е. конфликт на ступенях 4–6 еще может быть остановлен и урегулирован, например, при вмешательстве посредника.

Ступень 7. Ограниченные удары на уничтожение. Дегуманизация. Образ врага. Инверсия ценностей: относительно меньший вред себе рассматривается как выигрыш.

Ступень 8. Расщепление восприятия противника до образа врага. Потеря контроля над собственными действиями.

Ступень 9. Вместе в пропасть. Тотальная конфронтация. Уничтожение врага даже ценой разрушения собственной системы. Последние три ступени делают конфликт неразрешимым. Он может быть прекращен кем-то силовым путем; прекратиться из-за разрушения конфликтующих систем; прекратиться по каким-то другим причинам.

Работающим с конфликтами желательно останавливать конфликты на начальных ступенях развития. Только в этом случае можно использовать конструктивные возможности конфликта для совершенствования сторон и их отношений.


Рис. 1. Ступени эскалации конфликта


Таким образом, конфликт – это естественное социальное явление. Объективной основой зарождения и развития конфликта является наличие противоречия, столкновения позиций, за которыми стоит различие интересов, ценностных и нормативных представлений сторон. Несоответствие интересов выступает основой действий сторон конфликта. Как правило, в конфликте всегда затрагиваются значимые для человека или группы интересы и представления. Важность затрагиваемых проблем приводит к тому, что все связанное с конфликтной ситуацией приобретает для ее участников эмоциональную окраску, активно ими переживается. Именно эта эмоциональная сторона конфликта и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из возникшей ситуации.

Задачи, которые стоят перед конфликтологией – научиться распознавать, диагностировать, анализировать различные виды конфликтов и использовать инструментарий для осознанного управления этим явлением.

1.3. Психология межличностных конфликтов

Межличностный конфликт определяют самыми разными способами, например:

• частный, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности, проявляющийся во взаимных обвинениях, спорах, нападках и защитах [8];

• взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми [6];

• противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими (по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон [4];

• воспринимаемая несовместимость действий, целей, идей [10].

В настоящей работе под межличностными конфликтами мы будем понимать столкновение взаимоисключающих или кажущихся взаимоисключающими интересов, целей, точек зрения двух или более людей.

При рассмотрении социальных конфликтов многие авторы отмечают негативный оттенок данного взаимодействия, сопряженный с нарушениями коммуникативных норм, личного пространства, физической и психологической агрессией и т. п. Сам по себе межличностный конфликт воспринимается как некое разрушение отношений, которое может иметь временный или затяжной характер и даже привести к разъединению конфликтующих навсегда.

Психологические особенности межличностных конфликтов, с одной стороны, обусловлены индивидуальными характеристиками участников: их жизненным опытом, ценностными ориентациями, амбициями, ожиданиями, наличием внутреннего конфликта. С другой стороны – тем, в каких обстоятельствах развивается сам конфликт (объект и предмет спора, сила и уровень оппонентов, тип инцидента, среда, в которой развиваются события и т. п.). Учитывая все эти компоненты, можно сказать, что каждый конфликт будет иметь свой характер и свои возможности для профилактики, управления или разрешения.

Конфликт – всего лишь один из вариантов взаимодействия людей друг с другом. Не всегда целью конфликта является обладание материальной или нематериальной ценностью. Зачастую конфликтующие не вполне отчетливо понимают, зачем они нагнетают обстановку, повышают голос и т. п., пытаясь отстоять свою точку зрения, а иногда не собственную, а транслируемую, т. е. точку зрения другого человека, ее внушившего. В таких случаях необходимо проанализировать, что заставляет их демонстрировать конфликтное поведение. Скорее всего, в основе будет лежать неразрешенный внутриличностный конфликт, с которым и нужно работать для того, чтобы снять напряжение в межличностных отношениях.

При анализе конфликта необходимо различать причины, т. е. то, что лежит в основе конфликта, те блага, существование которых поставлено под угрозу, и повод, который стал отправной точкой реального конфликтного столкновения. Этот повод всего лишь «видимая часть айсберга». Только разобравшись в истинных интересах, можно понять, какого вида (типа) конфликт имеет место быть, какие потребности личности в нем ущемлены, и что является действительной целью каждой из сторон в этом взаимодействии. Многие конфликты беспредметны. Они выступают, как вещи в себе, являются не средствами достижения цели, а самоцелями, заключающимися в выпуске на волю трудно контролируемых эмоций. Как правило, в основе возникновения межличностных конфликтов лежат искажения и иллюзии восприятия, ошибки атрибуции поведения других людей [18].

За основание классификации межличностных конфликтов можно принять практически любой феномен, качество или процесс. При этом основание классификации может служить и инструментом анализа конфликта. Разделение конфликтов производится в зависимости от таких параметров, как: масштабность; длительность протекания во времени; социальные последствия; формы проявления; особенности и условия развития; количество вовлеченных сторон; почва, на которой проявляется противоречие; соотношение интересов сторон; характер и особенности участвующих в конфликте сторон; сферы социального взаимодействия; интенсивность используемых средств и т. д.

Перечислим основные классификации межличностных конфликтов.

1. По сферам проявления:

• производственные;

• семейно-бытовые;

• педагогические;

• юридические;

• медицинские и т. п.

2. По длительности:

• краткие (от нескольких минут до нескольких часов);

• средней длительности (от нескольких часов до нескольких дней);

• длительные (от нескольких дней до нескольких недель);

• хронические;

• пульсирующие (возникающие и затухающие).

3. По степени внешнего проявления:

• открытые;

• скрытые.

4. По существу противоречий в конфликтной ситуации:

• конфликты, причинами которых являются несовместимые потребности, желания, интересы, цели, ценности и т. п.;

• конфликты «несовместимых» средств достижения общих потребностей, интересов, целей и т. д.;

• конфликт в связи с ограниченными материальными ресурсами (деньги, квартира, земельный участок, льготная путевка на курорт и др.).

5. По притязаниям субъектов конфликта:

• конфликт доминирования (властных отношений) – стремление одного субъекта навязать другому свою волю, власть и нежелание последнего подчиняться или стремление оспорить пределы навязываемых властных полномочий (семейные конфликты, дедовщина в армии);

• конфликт статусных позиций возникает либо когда индивиды претендуют на один и тот же социальный статус, либо когда они неадекватно оценивают занимаемые ими и оппонентами статусы, например, ребенок оспаривает власть родителя, гражданин – власть чиновника;

• конфликт обладания наиболее характерен для индивидов, находящихся в близких отношениях друг с другом (друзья, родители-дети, супруги, влюбленные), когда один или оба субъекта хотят единолично владеть и распоряжаться другим человеком;

• конфликт соперничества или конкуренции возникает, когда два и более индивида соперничают друг с другом в чем-то (силе, красоте, богатстве, интеллекте, смелости и др.), при этом конкуренция и соперничество предполагают конфликтные взаимодействия.

6. По особенностям объекта:

• нереалистический конфликт возникает не по поводу какого-то объекта (предмета), а из-за неадекватного психического состояния одного или обоих субъектов конфликта; при этом конфликт является не средством достижения цели, а самой целью;

• реалистический конфликт возникает из-за притязаний на реально существующий объект/предмет конфликта.

7. По психологическим особенностям и психическим эффектам:

• эмоциональные конфликты, когда основным интересом сторон (или одной из них) является сброс эмоционального напряжения, разрядка;

• когнитивные конфликты, когда стороны расходятся в понимании чего-либо, в точках зрения на какую-либо ситуацию;

• мотивационные конфликты или конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу;

• ценностные конфликты – это ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение;

• ролевые конфликты, которые возникают из-за нарушения норм или правил взаимодействия (варианты: два и более индивида стремятся выполнять одну и ту же роль; неадекватная оценка одного человека роли другого индивида; исполнение двух и более трудно совместимых ролей);

• конфликты психологической несовместимости в форме негативной взаимной оценки оппонентами друг друга; которая длительное время может существовать в скрытом виде.

Существуют и другие классификации. Необходимо отметить, что тот или иной вид конфликта в чистом виде практически не встречается. Чаще всего конфликт может быть представлен через сочетание нескольких вариантов, причем их количество определяет сложность конкретной ситуации.

Люди оценивают возникновение конфликта по определенным внешним проявлениям – индикаторам межличностных конфликтов. Н. В. Гришина считает, что именно по действиям зачастую узнают о том, что конфликт начался [4]. Это его видимая и демонстративная часть.

К основным действиям, которые другая сторона оценивает как враждебные, относятся:

• создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны;

• невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;

• захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;

• нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации (например, распространение порочащих слухов);

• унижающие человеческое достоинство действия (в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования);

• угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;

• физическое насилие.

Нередко происходит так, что те, чьи действия воспринимаются как конфликтные, сами так не считают и даже не подозревают, что действуют «против» кого-то. Им эти действия могут казаться вполне нормальными или случайными, или же просто необдуманными. Иногда выяснение уже этого обстоятельства бывает достаточно для снятия напряжения между сторонами. Но возможно также, что никакие оправдания не рассеивают убеждение другой стороны в том, что действия были намеренно враждебными, специально направленными против нее. В оправданиях она видит лишь фальшь и хитрость, что ухудшает отношения в еще большей степени.

Способы завершения межличностного конфликта также могут быть различными, например:

• устранение оппонента или всех участников противоборства;

• уничтожение (исчезновение) объекта конфликта;

• изменение позиций сторон;

• вмешательство в конфликт новой силы, имеющей ресурс для прекращения конфликта (сила, давление, принуждение и т. п.);

• обращение сторон конфликта к предусмотренным государством процедурам по урегулированию споров (суд, третейский суд, арбитраж);

• разрешение или урегулирование конфликта через переговоры различного формата.

Выбор и осуществление способа завершения конфликта во многом зависит от используемых технологий работы, представленных во втором разделе настоящего пособия.

1.4. Особенности групповых конфликтов

В настоящее время существенное внимание уделяется исследованию межгрупповых конфликтов. При этом рассматривается взаимодействие во всех типах групп: малых, средних и больших. Особое значение имеет проблема конфликтов в малых группах, к которым относятся семья, объединение нескольких людей по интересам, подразделение организации и другие.

Группу можно определить как объединение, состоящее из двух и более человек, которые играют определенные роли, имеют разный статус, взаимодействуют друг с другом и вырабатывают общие цели, сохраняя при этом индивидуальные, которые меняются с течением времени и строят свое поведение в соответствии с принятыми нормами [12]. Малая группа – это немногочисленная по составу (3 –50 человек), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время [9].

Конфликты в группе выполняют различные функции, важнейшая из которых – обеспечение ее развития. Иногда конфликты используют для изменения группы: появления в ней новых норм и ценностей, сплочения и т. п. С другой стороны, конфликты могут носить деструктивный характер и способствовать дезорганизации/распаду группы.

Выделяют три типа конфликтов, связанных с малыми группами:

• конфликт личности и группы;

• конфликт внутри малой группы, в той или иной мере затрагивающий всех ее членов;

• конфликт между малыми группами.

Конфликты личности и группы могут иметь следующие причины: адаптация новичка в группе; нарушение одним из членов группы групповых норм и ценностей; конфликтное поведение или интерпретация какого-либо действия участника группы как конфликтного; борьба одного из участников группы за власть и ресурсы; неудовлетворенность группы лидером или лидера группой и т. п. Конфликты личности и группы могут приводить к разрушению группы, если значимая личность выходит из нее, что, например, имеет место при разводе.

В организации негативным проявлением конфликтов личности и группы является моббинг – своеобразная травля на рабочем месте. Причины моббинга могут быть связаны как с личностью – ее значимыми отличиями от остальных членов группы («белая ворона»), так и с группой – определенным этапом ее развития, опасениями лидеров за свой статус, нежелание делиться ресурсами т. д. Моббинг крайне опасен для групп и организаций, т. к. разрушает благоприятные ценности и нормы, вырабатывает привычку к враждебному манипулированию, снижает эффективность работы и управляемость группы.

Причинами конфликтов внутри малой группы выступают: переходный этап от одной стадии группового развития к другой; борьба неформальных лидеров за власть в группе; любая инновация, затрагивающая цели, деятельность, структуру группы, интересы нескольких ее членов; межличностные конфликты на фоне поддержки извне. Конфликты внутри группы обновляют климат, делают группу более гибкой, способствуют групповой динамике, но также могут привести к появлению негативных тенденций, в том числе к снижению управляемости группы или ее расколу.

Конфликты между малыми группами в какой-то степени неизбежны. Одноврменно с этим они нередко приводят к негативным последствиям. Яркими примерами являются конфликты семей в коммунальной квартире, конфликты подразделений организации. Их причинами выступают: борьба за ресурсы, статус, власть; различия в культуре (ценностях, нормах, традициях) и стремление навязывать свою культуру; взаимозависимость групп в решении значимых задач; поддержка людьми своих членов в межличностном конфликте; вражда лидеров; и даже просто существование иных групп, когда конфликт формируется по типу «мы и они». В основе конфликтов малых групп также лежат структурные факторы – общность территории, целей, доступ к одним и тем же ресурсам и т. п. Такие конфликты поддаются урегулированию, но окончательно разрешены быть не могут.

Для организаций управление конфликтами малых групп заключается в продуманной кадровой политике, четкости определения функциональных областей, прав и обязанностей каждого сотрудника и подразделения, программах адаптации, развития климата и культуры, подготовленных инновациях, стимулировании цивилизованного соревнования, а также наличии правил поведения и взаимодействия. Для менее структурированных отношений между группами и внутри групп подойдут соглашения, регулирующие наиболее сложные, конфликтогенные области взаимодействия.

В силу специфических особенностей малые группы хорошо поддаются управлению в конфликте и через конфликт. Со средними и большими группами намного сложнее. Ярким примером такого сложного положения дел в работе с групповыми конфликтами средних и больших социальных групп является работа с межэтническими конфликтами.

1.5. Психологические причины и механизмы межэтнических конфликтов

Наибольшую сложность представляют собой конфликты на национальной почве, обнажающие глубинные противоречия людей, консолидированных по этническому сходству. Далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает или даже осознает противоречия, ведущие к конфликту.

Межэтнические конфликты множественны по своей природе. Исследователи предлагают следующие классификации [1].

По целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликт стороны, межэтнические конфликты можно подразделить на:

• социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав граждан до равного экономического положения);

• культурно-языковые и конфессиональные, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка, культуры, религии, этнической общности;

• политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

• территориальные – если в их основе лежат требования изменения границ, присоединения к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству или создания нового независимого государства.

Кроме целевого подхода, природу межэтнических конфликтов можно рассматривать с точки зрения структурных изменений в обществе. Этносоциологи считают, что в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов. Эти процессы привели к тому, что в престижных видах деятельности нарастает конкуренция между титульными и другими этносами.

Загрузка...