Предисловие ко второму изданию

Мы живем в эпоху цифровой трансформации. За этими словами скрывается всё более стремительное проникновение информационных технологий в нашу жизнь. Всего за 10–15 лет появилось поколение людей, которые не знают, почему иконка «Сохранить» в офисных приложениях выглядит как дискета. Гибкий магнитный диск как носитель информации быстро и незаметно исчез из нашей жизни. Смартфоны приходят на смену настольным компьютерам, а стриминговые платформы – телевидению. За покупками теперь и вовсе не нужно выходить из дома: специализированные сервисы доставят всё что угодно – от продуктов питания до дорогостоящей бытовой техники.

Перемены затронули и профессии: одни изменяются, другие исчезают, и на их место приходят новые. Окружающая нас среда становится всё более цифровой, а значит, растет и потребность в специалистах с соответствующими навыками и компетенциями.

Нехватка кадров в российской ИТ-индустрии в 2021 году составила от 500 тысяч до одного миллиона человек. Согласно прогнозам экспертов, к 2027 году нехватка ИТ-специалистов может достигнуть двух миллионов человек. Несмотря на то что конкурсы на соответствующие специальности бьют все рекорды, вузы не справляются с потребностями рынка. Каждый год в России заканчивают обучение не более 80 тысяч молодых айтишников[1].

Нехватку кадров в ИТ-индустрии и потребность в цифровизации осознаёт и государство. Население России стареет: аналитики компании McKinsey подсчитали, что численность занятого населения на горизонте в 50 лет сократится в нашей стране на 29 %. При сохранении текущей производительности труда это грозит сокращением среднегодового прироста экономики на 60 %. Страны, столкнувшиеся с проблемой старения населения, делают ставку на цифровизацию, рассчитывая за счет нее повысить эффективность труда и стимулировать развитие экономики[2].

В России запущена масштабная национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках этой программы реализуются такие проекты, как «Кадры для цифровой экономики» и «Цифровые профессии». Данные проекты нацелены как на подготовку молодых специалистов, так и на обучение цифровым навыкам состоявшихся профессионалов из других отраслей. Сегодня ИТ-индустрия – это не только профильные ИТ-компании. Информационные технологии стали неотъемлемой частью финансового сектора, промышленности, здравоохранения и многих других отраслей. И где бы вы ни работали, умение найти общий язык с разработчиками и инженерами становится всё более востребованным.

Так что же, нам всем теперь дорога в программисты? Вовсе нет. Программирование – весьма специфический вид деятельности, требующий определенного склада ума и черт характера. Конечно, для волевого и упорного человека нет ничего невозможного, но очевидно, что написание кода – работа далеко не для всех. Вместе с тем в ИТ-индустрии существует множество других профессий.

В Минцифре России отмечают, что, помимо «Java-разработчика», одними из самых популярных направлений проекта «Цифровые профессии» стали «Data Science», «Тестировщик ПО» и «Бизнес-аналитик»[3]. Именно профессии бизнес-аналитика и посвящена эта книга.

Так кто же такой бизнес-аналитик?

Обратимся к классике. В своем фундаментальном труде «Разработка требований к программному обеспечению» Карл Вигерс определил бизнес-аналитика как основное лицо, отвечающее за выявление, анализ, документирование и проверку требований к ИТ-проекту. Бизнес-аналитик – это основной канал коммуникации между группой бизнес-заказчиков и командой разработки[4].

Не важно, как называется должность или какая методология разработки используется, – потребность в формулировании требований к ИТ-продукту в том или ином виде будет существовать всегда. От того, насколько качественно и обстоятельно проведен бизнес-анализ, во многом зависит успех любого проекта. Задача бизнес-аналитика – повысить вероятность получения заказчиком именно той функциональности, которая ему действительно необходима. Если в ИТ-проекте бизнес-анализу не уделяется должного внимания, неизбежно возникают ошибки, переделки, растут временнбые и финансовые затраты. И, конечно, усиливается взаимное недовольство.

Вы держите в руках второе издание книги «Профессия „бизнес-аналитик“. Краткое пособие для начинающих». В него добавлены новые главы, а также внесено множество небольших исправлений и уточнений.

Так, из нового издания вы узнаете:

• какие сложности возникают во время коммуникации в бизнес-анализе;

• какую часть тестирования ПО бизнес-аналитик может взять на себя;

• как организовать свою работу так, чтобы контролировать сроки и потоки информации по нескольким параллельным проектам.


В этой книге я постарался простым, не академическим языком поделиться с читателями личным опытом работы в роли бизнес-аналитика. Искренне надеюсь, что книга окажется интересной и полезной, а ваши проекты сделают мир лучше.

Удачи!

Загрузка...