Ловушки активно управляют нашей жизнью. Они незримо и изощренно влияют на мысли, чувства и поступки.
Разные люди по-разному справляются со своими ловушками. Это объясняет, почему дети из одной среды не похожи друг на друга в своем поведении. Например, двое детей жестоких родителей могут совершенно по-разному реагировать на жестокость. Один становится пассивной напуганной жертвой и остается таким всю жизнь. Другой ребенок в открытую бунтует и сопротивляется, а подростком может уйти из дома и начать бродяжничать.
Частично это происходит оттого, что с рождения у нас разные темпераменты – мы можем быть пугливыми или активными, общительными или застенчивыми. Темперамент подталкивает нас в определенном направлении. Иногда мы выбираем для подражания разных родителей. Поскольку часто насильник женится на жертве, у их детей перед глазами обе модели поведения. Ребенок может копировать родителя-насильника или родителя-жертву.
Давайте посмотрим на троих людей: Алекса, Брэндона и Макса. Все они страдают от ловушки Неполноценности и в глубине души считают себя испорченными, недостойными любви и полными стыда. Но они преодолевают свое чувство неполноценности совершенно по-разному. Это три разных стиля: Отступление, Побег и Контратака.
Алекс: Он отступает перед чувством своей неполноценности.
Алекс – девятнадцатилетний студент колледжа. При общении он отводит глаза и опускает голову. Когда он говорит, его едва слышно. Он краснеет и запинается, унижается перед другими и постоянно извиняется. Он берет на себя вину, если что-то пошло не так, даже если на самом деле не виноват.
Алекс всегда чувствует себя хуже и ниже других и постоянно сравнивает себя с окружающими. Из-за этого общественные мероприятия каждый раз причиняют ему боль. В первый год учебы он ходил на вечеринки, но слишком нервничал, чтобы с кем-то заговорить. «Я не мог придумать, что сказать», – объясняет он. Сейчас, на втором курсе, он не посетил ни одной студенческой вечеринки.
Алекс начал встречаться с женщиной, которая живет в его общежитии. Она постоянно его критикует. Лучший друг тоже очень критически к нему относится. Алекс заранее ждет, что люди будут им недовольны, и часто так и происходит.
ТЕРАПЕВТ: Зачем ты так сильно себя критикуешь?
АЛЕКС: Мне кажется, я хочу успеть раскритиковать себя первым, прежде чем это сделают другие.
Алекс часто испытывает стыд. Он краснеет и не поднимает глаз, потому что стыдится себя. Он интерпретирует все события своей жизни как постоянное подтверждение своей неполноценности, ничтожности и неспособности вызывать любовь.
АЛЕКС: Я чувствую, что я всем неприятен. Прошло уже полсеместра, и я все еще не знаю никого на потоке. Все общаются друг с другом, а я просто торчу там, как сучок в полене. Со мной никто не разговаривает.
ТЕРАПЕВТ: А ты с кем-нибудь заговаривал?
АЛЕКС: Не-а. Кому захочется со мной говорить?
Алекс думает, чувствует и действует как неполноценный человек. Ловушка пронизывает весь его жизненный опыт. Так работает совладание путем отступления. Ловушка все время с ним. Алекс прекрасно осознает свое чувство неполноценности.
Отступая, мы искажаем ситуацию в своих глазах, чтобы подтвердить действие ловушки. Мы всегда остро реагируем, когда ловушка срабатывает. Мы выбираем партнеров и находим ситуации, подкрепляющие нашу ловушку. Мы поддерживаем ее существование.
Алекс постоянно искажает или неверно понимает ситуации, и они укрепляют его ловушку. Он неправильно видит происходящее: думает, что люди нападают на него и унижают, даже если это не так. Из-за сильного предубеждения он интерпретирует события так, чтобы подтвердить свою неполноценность, преувеличивая негативное и преуменьшая позитивное. Он поступает нелогично. Когда мы отступаем, мы постоянно неправильно и превратно понимаем людей и события, поддерживая наши ловушки.
Мы вырастаем, привыкнув к определенным ролям и определенным способам восприятия себя со стороны. Если в семье нас обижали, отвергали, одергивали, все время критиковали или доминировали, именно такая среда нам кажется самой комфортной. Большинство людей ищет и создает для себя среду, которая кажется знакомой и похожей на атмосферу их детства – даже если она была нездоровой. Вся суть отступления в том, чтобы жить, повторяя поведение из детства.
У Алекса была типичная основа для формирования ловушки Неполноценности: семья критиковала и унижала его. Повзрослев, он ведет себя так, чтобы его критиковали и унижали. Он выбирает критичных партнеров и друзей. Он испытывает стыд и постоянно извиняется. Он наговаривает на себя. Когда люди с ним приветливы, он дистанцируется или как-то портит отношения с ними. Алекс старается поддерживать этот статус-кво. Если окружение относится к нему слишком благосклонно, он меняет ситуацию так, чтобы вернуться к удобным для него стыду и унынию. Если на миг ему кажется, что он лучше кого-то или равен другим, он тут же умудряется стать хуже.
Отступление – это стиль саморазрушения, который мы повторяем снова и снова. Все это – способы воспроизвести наше детство. Мы все те же дети, которые переживают все ту же старую боль. Прибегая к отступлению, мы продлеваем ситуацию из нашего детства. Поэтому нам часто кажется, что измениться невозможно. Мы знаем только ловушку, из которой никогда не убежать. Это замкнутый круг.
Брендон: Он совершает побег от своего чувства неполноценности.
Брендону сорок лет, и у него никогда не было доверительных отношений. В свободное время он чаще всего сидит с друзьями в соседнем баре. Брендону комфортнее всего поддерживать приятельские отношения, которые ни к чему не обязывают и не затрагивают личных тем.
Брендон женат на женщине, которая не понимает своих чувств. Она сильно озабочена своей внешностью. Ей важнее быть замужем в принципе, чем замужем именно за Брендоном. У нее есть близкие подруги, но она не ждет близости от Брендона. Ей нужен мужчина, чтобы иметь статус жены. Их отношения строятся на исполнении традиционных ролей, а не на настоящей теплоте. Они редко откровенничают друг с другом.
Всю свою взрослую жизнь Брендон был алкоголиком. Хотя семья и друзья предлагают ему вступить в «Анонимные алкоголики», он их игнорирует. Он настаивает на том, что он пьет только для развлечения и всегда контролирует количество выпитого. Однако, помимо выпивки в баре по соседству, он также склонен пить в компаниях, где его окружают люди, которых он считает лучше себя.
Брендон пришел на терапию в первую очередь из-за депрессии. В отличие от Алекса, он не осознает своей ловушки. Большую часть жизни он тратит на то, чтобы не признавать ее. В самом начале терапии он только смутно ощущал свое чувство неполноценности. Когда мы спросили его мнение о себе, он стал отрицать, что у него низкая самооценка или что он испытывает стыд (позже на терапии эти чувства проявились очень сильно).
Нам пришлось по всем фронтам бороться с его побегом. Когда мы попросили его сделать домашнюю работу – записать свои отрицательные мысли, – он отказался. Он заявил: «Зачем об этом думать? Мне станет только хуже». Когда ему предложили закрыть глаза и представить себя ребенком, он сказал: «Я ничего не вижу. В моих мыслях пустота». Или же он представлял свою детскую фотографию и не испытывал никаких эмоций. Когда мы спросили, что он испытывает к своему жестокому отцу, он уверял, что не сердится на него. «Мой отец был хорошим человеком», – сказал он.
Брендон старается дистанцироваться от своего чувства неполноценности. При побеге мы избегаем мыслей о нашей ловушке. Мы вытесняем ее из сознания и не чувствуем ее. Когда чувства возникают, мы их заглушаем. Мы принимаем наркотики, переедаем, с остервенением наводим порядок или с головой уходим в работу. Мы избегаем ситуаций, которые могут активировать нашу ловушку. Наши мысли, чувства и манера поведения работают так, будто ее никогда не существовало.
Многие люди избегают целых сфер жизни, в которых они чувствуют себя уязвимыми. Если у вас ловушка Неполноценности, то, как и Брендон, вы можете уходить от любых доверительных отношений, не подпуская никого к себе слишком близко. Если у вас ловушка Несостоятельности, вы бежите от работы, школьных заданий, повышений по службе или начала новых проектов. Если у вас ловушка Изгнания из общества, вы держитесь подальше от групп, вечеринок, встреч, собраний. Если у вас ловушка Зависимости, вы сторонитесь ситуаций, которые требуют от вас самостоятельных действий. Порой вы боитесь ходить в общественные места в одиночку.
Естественно, побег – один из наших способов справляться с ловушками. Когда ловушка активируется, нас захлестывают отрицательные эмоции – грусть, стыд, тревога и гнев. Мы стремимся убежать от этой боли. Мы не хотим испытывать свои настоящие чувства, потому что они слишком сильно нас расстраивают.
Недостаток этого метода в том, что, убегая, мы не можем преодолеть ловушку. Избегая столкновения с проблемой, мы топчемся на месте: нельзя исправить то, существование чего мы не признаем. Вместо этого мы продолжаем свое деструктивное поведение, поддерживаем разрушительные отношения. Пытаясь идти по жизни без боли, мы крадем у себя шанс убрать то, что причиняет нам боль.
Убегая от проблем, мы заключаем с собой сделку. Нам не будет больно в краткосрочной перспективе, но в конце концов нас настигнут последствия многолетнего избегания болезненного вопроса. Продолжая побег, Брендон так и не исполнит свою мечту – любить и быть любимым кем-то, кто по-настоящему его знает. Любовь – это то, чего Брендону не дали в детстве.
При побеге мы отворачиваемся от нашей эмоциональной жизни. Мы не чувствуем. Мы ходим как оглушенные, неспособные испытать настоящее удовольствие или боль. Избегая столкновения с проблемой, мы часто обижаем тех, кто рядом. Мы также склонны к таким ужасным зависимостям, как алкоголь и наркотики.
Макс: Контратакует ловушку, чтобы справиться с чувством неполноценности.
Макс – тридцатидвухлетний брокер. Внешне он выглядит уверенным в себе и нахальным. Фактически он сноб. От него веет превосходством. Он критикует окружающих, но редко признает собственные недостатки.
Макс пришел на терапию, потому что от него грозилась уйти жена. Он настаивал, что она сама виновата во всех их трудностях.
ТЕРАПЕВТ: Значит, жена на тебя сильно сердится?
МАКС: Как по мне, это она – источник всех проблем. Она делает из мухи слона и слишком многого от меня требует. Это ей нужна терапия.
Макс нашел себе очень пассивную, жертвенную жену, которая его боготворила. С годами он начал сильно оскорблять ее и превратился в такого эгоиста, что она наконец поставила ультиматум: либо они начинают терапию, либо она уйдет.
Макс создает ситуации, в которых он оказывается лучше других. Он выбирает друзей и подчиненных так, чтобы они ему льстили, а не подвергали его слова сомнениям и не спорили. Ему нравится быть главным. Он тратит много энергии на то, чтобы добиться престижа и высокого статуса. Он манипулирует людьми и использует их любыми способами, чтобы добиться своего.
Даже в ходе терапии он пытался поставить себя выше нас. Он придирался к нашим дипломам, подходу, компетентности, успешности и возрасту. Он постоянно напоминал нам, какой он молодец. Когда мы сказали, что с нашей точки зрения он плохо обращается с женой, Макс пришел в ярость и заявил, что мы его не понимаем. Он требовал проводить встречи, когда удобно ему, потому что он – важная персона. Когда мы отказались, он вновь вспылил. Он хотел, чтобы его носили на руках, но видел, что здесь он этого не получит.
Макс не осознает своей ловушки, однако она всегда с ним. Считая себя главным, Макс испытывает чувства, противоположные тем, что были у него в детстве. Он старается как можно сильнее отличаться от того никудышного ребенка, каким его считали родители. Можно сказать, что он всю жизнь стремится держаться подальше от этого ребенка и противостоять нападкам людей, от которых ждет критики и насилия.
При контратаке мы стараемся компенсировать ловушку, убеждая себя и других, что правда противоположна. Мы чувствуем, действуем и думаем так, будто мы особенные, главные, идеальные, безупречные. Мы отчаянно цепляемся за эту личину.
Контратака вырабатывается как альтернатива обесцениванию, критике и унижению. Это способ перестать быть уязвимым. Контратаки помогают нам жить. Но выйдя из-под контроля, они обращаются против нас и вредят нам.
Контратакующие могут выглядеть здоровыми. Многие из почитаемых людей в обществе прибегают к контратаке: кинозвезды, рок-звезды и политические лидеры. Но хотя они хорошо вписываются в общество и со стороны выглядят успешными, в душе у них разлад. Часто глубоко внутри они кажутся себе неполноценными.
Чтобы преодолеть это чувство, они ищут ситуации, где можно сорвать овации публики. Эти овации – на самом деле попытка компенсировать глубинное ощущение своей никчемности. Они могут контратаковать, прикрывая свои недостатки успехом, до того как их обнаружат и унизят.
Контратаки изолируют нас от окружающих. Мы тратим силы на то, чтобы казаться идеальными, и забываем, что в процессе можем кого-то ранить. Мы продолжаем контратаковать, несмотря на реакцию других людей, и получаем негативные последствия. В конце концов люди бросают нас или платят нам той же монетой.
Наши контратаки также мешают настоящей близости. Мы теряем способность доверять, раскрываться, строить глубокие эмоциональные связи. Мы встречали пациентов, которые скорее потеряли бы все – в том числе брак или отношения с возлюбленными, – чем позволили бы себе стать уязвимыми.
В конце концов, сколько бы мы ни стремились к безупречности, мы всегда терпим какие-то неудачи. Контратакующие не умеют по-настоящему справляться с ними. Они не берут на себя ответственность за свои провалы и не признают, что их ресурсы ограничены. Однако, когда неудача велика, контратакующий терпит полный крах. Он теряется и впадает в депрессию.
В душе контратакующие обычно очень хрупки. С них легко сбить спесь. В их броне есть трещина, и они чувствуют, что весь их мир рано или поздно рухнет. В такие моменты ловушка срабатывает с огромной силой и исходные чувства неполноценности, одиночества, отчуждения или уязвимости возвращаются.
Все трое – Алекс, Брендон и Макс – страдают от этой ловушки. В глубине души они чувствуют себя никчемными, отвратительными и неполноценными. Но они справляются с этим чувством совершенно по-разному.
Алекс, Брендон и Макс – относительно чистые типы. Каждый из них пытается сладить с ловушкой только одним способом. На самом деле такое встречается редко. Большинство из нас использует комбинации отступления, побега и контратаки. Чтобы преодолеть ловушки и снова стать здоровыми, надо научиться менять стили поведения.
Следующая глава расскажет, как эффективно бороться с ловушкой без отступления, побега или контратаки.