Выяснение сущности принципов правового регулирования, возможности конструирования текстов нормативных правовых актов с их помощью, нормативная сила отдельно взятого принципа – все это классические задачи правоведения. Со времен римского права по сию пору не утихают споры ни по одному из упомянутых аспектов проблематики, связанной с принципами.
Такое отношение в юридической среде понятно: если мы не понимаем, как устроено право, в чем состоит его первый камень, на котором строится все здание правовое системы, то мы ничего не понимаем о праве. С точки зрения раскрытия сущности права, его предназначения принципы права должны показать нам те идеи, которые отражают самые важные черты того правопорядка, которые существует здесь и сейчас. С точки зрения нормографии, искусства составлять законы, принципы права должны научить нас составлять безупречные с точки зрения внутренней логики законы. С точки зрения правоприменителя принципы правового регулирования должны дать нам ключ к пониманию смысла и предназначения закона для того, чтобы сделать возможным его правильное применение даже тогда, когда закон неясен, пробелен или противоречив.
Если сегодня в известной степени наблюдается снижение интереса к разработке вопросов принципов правового регулирования, связанных с раскрытием сущности самого права в контексте разных типов правопонимания, то инструментальная проблематика продолжает привлекать устойчивое внимание исследователей.
Интерес к изучению принципов, как элемента текста закона, вызван вполне прозаическими причинами. Законотворчество в нашей стране продолжает оставаться основным способом правового регулирования общественных отношений. Общественные отношения, в свою очередь, бурно развиваются, видоизменяются, преображаются, заставляя законодателя все время подстраиваться. Из-за этого объем и число законодательных актов постоянно растет, раскручивая инфляционную спираль законодательных решений. В этих условиях очень желательно создавать законы таким образом, чтобы, с одной стороны, они могли бы сами по себе охватывать как можно большее число ситуаций в регулируемом секторе общественных отношений, а с другой стороны, как можно дольше оставались бы актуальными без постоянного внесения в них изменений.
Однако в чем состоит рецепт создания такого, желанного всеми, закона? В настоящее время не существует нормативных требований к структуре закона, поэтому от самого законодателя в решении этого вопроса помощь не придет. Практический опыт применения законов подсказывает, что каждый закон строится по какой-то схеме, знание которой, как знание внутреннего устройства механизма, помогает правоприменителю использовать этот закон, приспосабливая его под свои нужды. В такой ситуации принципы правового регулирования представляют собой что-то вроде Грааля законодательной деятельности, поскольку существует труднопреодолимый соблазн использовать эту давно и хорошо известную всем правовую категорию для целей создания закона. Действительно, что лучше подходит для основы структурирования текста закона, для создания его смыслового каркаса, устойчивого к деформации, чем принципы правового регулирования, которые, как всем известно со школьной скамьи, представляют собой основные правовые идеи, пронизывающие все право или всю конкретную отрасль права?
Между тем именно в этом, прикладном, нормографическом аспекте принципы правового регулирования до сих пор чрезвычайно скудно исследованы. В советское время этому аспекту принципов не придавалось по понятным причинам должного внимания. В постсоветский период внимание исследователей переключилось на исследование содержания конкретных отраслевых принципов, что было вызвано необходимостью содержательной перестройки самих правовых моделей. Сегодня, когда внимание не только юристов, но и всей общественности приковано к качеству и количеству законодательных текстов, естественно обратиться к проблеме составления законов, а потому вопросы нормографии в целом выходят на видное место.
Именно сейчас остроактуальными стали вопросы о том, могут ли принципы правового регулирования выполнить роль содержательного каркаса закона, как именно следует формулировать принципы правового регулирования с тем, чтобы их включить в текст закона, какое именно место должны принципы занимать в этом тексте, как принципы правового регулирования соотносятся с другими структурными частями законодательного текста.
Давая оценку современного состояния решаемой проблемы, необходимо отметить, что изучение всех этих вопросов в комплексе до сих пор не проводилось, хотя необходимость в проведении такого исследования помимо их ясного и явного практического значения налицо – выяснение механизма действия принципов правового регулирования, важнейшим элементом которого является способ закрепления принципов в правовой системе, дает самой юридической науке понимание того, что такое принципы, как они устроены, каким образом они могут выполнять свою сугубо правовую функцию.
Подытоживая сказанное, актуальность исследования вопроса о возможности структурирования текста закона на основе принципов правового регулирования и способах такого структурирования обусловлена необходимостью научного обоснования наиболее рационального способа создания законов в условиях увеличивающегося в геометрической прогрессии массива законодательства, пытающегося урегулировать все усложняющиеся общественные отношения.
Целью настоящего исследования является разработка подходов к использованию принципов правового регулирования как содержательного каркаса текста федерального закона, включая оценку обоснованности включения принципов в сам текст закона и согласованности принципов с конкретно-регулятивными положениями федерального закона.
В соответствии с этой целью задачами исследования являются:
1) установление допустимых случаев и пределов воспроизведения в положениях федерального закона общих (общеотраслевых) принципов правового регулирования;
2) выработка предложений по способам (юридико-техническим приемам) текстуальной адаптации общих (общеотраслевых) принципов правового регулирования к предмету регулирования конкретного федерального закона;
3) установление допустимых случаев закрепления специальных (отраслевых, относящихся к конкретному предмету правового регулирования) принципов правового регулирования в тексте федерального закона;
4) определение критериев согласованности принципов правового регулирования, закрепляемых в федеральном законе, с иными положениями этого федерального закона;
5) определение оптимального места принципов правового регулирования в структуре федерального закона в соотношении с иными ее элементами (целью федерального закона, понятийным аппаратом, положениями, непосредственно регулирующими соответствующие общественные отношения).
Исследование должно дать и конкретные рекомендации по способу закрепления принципов правового регулирования в тексте федерального закона.