В настоящее время наблюдается значительный рост объема рынка электронных платежей отчасти это объясняется внедрением вычислительной техники и информационных технологий практически во все сферы деятельности. Использование вычислительной техники в экономических отношениях было постепенным, и привело сначала к применению электронных вычислительных машин для оптимизации расчетных операций, а в дальнейшем к появлению самостоятельных видов расчетов с использованием электронных платежных средств. Электронные платежные средства выполняют функцию средства платежа, однако не всегда защищены в правовом, социальном, экономическом и иных аспектах.
На первом этапе внедрения электронных платежных систем в экономические отношения основными проблемами являлись техническая сторона автоматизации расчетных операций, механизм использования средств электронной вычислительной техники, процедура защиты информации и технологии кодирования. С развитием информационных технологий успешно решались технические проблемы, в то время как правовые проблемы оставались нерешенными.
На сегодняшний день электронные платежные средства стали привычным инструментом ведения бизнеса, их используют организации, а также физические лица. Объем этого рынка в 2008 году оценивался в 40–45 миллиардов долларов. Из них на услуги связи, коммунальные платежи и возврат потребительских кредитов (погашаемых через третье лицо) пришлось соответственно 18, 14 и 15 миллиардов. Ежегодный рост данного рынка составляет 15–20 процентов[1]. В 2009 году объем потребительских онлайн-сделок увеличился на 8,8 % и достиг отметки в 2,4 миллиарда долларов, в 2010 году количество электронных сделок выросло на 2,6 % (до 18,3 млрд. долларов)[2]. Одно из основных мест занимали платежи, совершенные при помощи мобильных телефонов (мировой объем операций, совершенных при помощи мобильных телефонов в 2011 году составил 105,9 млрд. долл., в 2012 году —171,5 млрд долл).[3]
По данным, представленным национальной платежно-дисконтной системы Pricefree, объем электронной коммерции в России в 2013 году достиг $13 миллиардов, рост по сравнению с 2012 годом составил около 35 %. При этом, наибольшее количество средств, свыше 46 %, россияне тратят на технологические продукты и электронику. На втором месте стоит одежда и обувь (15 %). На третьем (10 %) – запчасти для автомобилей. Среднестатистический россиянин тратит в интернете порядка $75 в год, а активные пользователи – до $4 500. На конец 2013 года порядка 7,2 млн. человек в РФ использовало электронные кошельки для осуществления платежей и взаимных расчетов. В этом сегменте свыше 85 % рынка контролируется тремя крупнейшими игроками: «Яндекс Деньги», Qiwi и WebMoney. Объем рынка кошельков можно оценить в $ 4.5 млрд с перспективой двухкратного увеличения к началу 2015 года. Объем рынка электронных платежей в России в 2013 году вышел на рубеж в $70 млрд. Наибольшая часть этого объема (приблизительно 60 %) обрабатывается терминалами, число которых в России приближается к 500 тысячам[4].
Исследование, проведенное компанией AnalyticResearchGroup показывает, что за последние 6 лет наблюдается устойчивая тенденция роста объема платежей, совершенных через сеть Интернет, так в 2013 году рост составил 36,7 %, величина показателя в общем объеме платежей – 57,9 %[5].
Прогнозы рынка электронных платежей на 2014 год были следующие: рост объема электронной коммерции до $15 млрд. (с $13 млрд. в 2013 г.), а рынок электронных кошельков – с $4,5 млрд в 2013 г. до $5,3 млрд. в текущем году.[6]
Как видим, из приведенных данных в последние годы традиционные участники – банки – оказались потеснены новыми игроками. Данное явление интересно еще и тем, что рынок электронных платежей стремительно растет и с самого первого дня своего формирования стал объектом пристального внимания криминальных структур. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Для рассмотрения таких причин, прежде всего, определим, что относится к электронным платежным средствам и системам, и каков механизм их действия.
В июне 2011 года был принят закон «О национальной платежной системе», который стал основой правового регулирования электронных платежей. В пункте 18 ст. 3 названного закона дано следующее определение электронного денежного средства: «…..денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций»[7].
Помимо этого, указанный закон устанавливает понятие электронного средства платежа, как «…средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств» (п. 19 ст. 3)[8]. Кроме того, дано определение национальной платежной системе, которая представляет собой совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы[9].
Однако приведенные определения не отражают всей специфики отношений, складывающихся в сфере электронной коммерции. Понятие национальна платежная система шире, чем платежная система, и тем более электронная платежная система. Закон достаточно четко устанавливает субъектов электронной коммерции, это: оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, платежная система, значимая платежная система и т. д., тем не менее, порядок осуществления платежей с использованием электронных платежных средств зачастую не попадает под действие закона (например, при приобретении «виртуальных» объектов в он-лайн играх, социальных сетях и т. д.). Недостатки законодательства создают предпосылки для формирования иных элементов платежных систем, которые не нарушая закон, несут в себе риски из-за того, что не идентифицируют клиентов.
Для выявления пробелов законодательства необходимо боле подробно рассмотреть характеристику электронного платежного средства и электронных платежных систем. Электронное платежное средство не является денежным средством в том смысле, как их определяет действующее гражданское законодательство (ст. 140 ГК РФ)[10]. В соответствии с указанной статьей, деньги (валюта) – это рубль, являющийся законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Электронное платежное средство рублем не признается, для каждой систему принято собственное название (титульный знак, электронные деньги и т. д.).
В настоящее время существует два подхода к определению «электронное платежное средство» – как авансовый платеж и как ценные бумаги, – причем, и в том и в другом случае фактически это будет являться предоплаченным финансовым продуктом. Следовательно, правильнее определять их как «электронное средство учета» или «электронная система учета».
Для оборота и осуществления расчетов такими средствами пользователь устанавливает на свой компьютер специально предназначенную для этого программу, которая поддерживает ведение локально или удаленно так называемый «виртуальный кошелек»[11], который можно пополнить реальными деньгами через банковский, почтовый переводы, а также за счет перечисления из других виртуальных кошельков, однако данные средства будут выступать именно средствами «учета» существующей на реальном банковском счете наличности.
Электронные платежные системы, в отличие от классических банковских расчетных систем являются составной частью отношений банк-клиент. В обобщенном виде в любых электронных расчетах за владельцами электронных платежных систем будут стоять провайдеры и банки. Следовательно, электронные платежные системы выступают с одной стороны как составная часть банковской системы (и тогда на них распространяется действие банковского законодательства), с другой стороны выступают самостоятельной системой (следовательно регламентированы специализированным законодательством). Таким образом, мы можем утверждать, что электронные платежные системы выступают самостоятельными субъектами, осуществляющими расчетные операции, причем исход из норм закона, это юридические лица.
С момента появления электронных платежных средств с легкой руки ученых[12], занимавшихся этой проблемой укрепилась и была популизирована мысль о том, что платежные системы – это компонент банковской сферы, мы не возражаем, что в первом приближении (обобщенно) это правильно, однако отметим, что юридическая проработка банковской сферы не была взята за образец, вплоть до сегодняшнего дня.
Рассмотрим особенности функционирования электронных платежных систем. Платежные системы являются одним из основных элементов инфраструктуры системы электронной коммерции. В электронных расчетах фигурируют так называемые титульные знаки, которые ликвидны относительно реальных денег и свободно принимаются всеми участниками этих систем. Эмиссионная организация (эмитент) выпускает электронные аналоги денег, называемые в разных системах по-разному (например, купоны, титульные знаки и т. д.). Далее они покупаются пользователями, которые с их помощью оплачивают «покупки», а затем, продавец обналичивает их у эмитента.
Функционирование платежных систем в интернете осуществляется таким образом, что правила осуществления операций устанавливают владельцы платежных систем, пользователь при регистрации должен всего лишь автоматизировано заполнить позиции электронной формы, что трактуется владельцем системы как факт согласия с предложенными условиями. При этом спустя даже небольшое количество времени как сама электронная форма целиком, так и ее отдельные поля могут произвольно быть изменены владельцем системы, что повлечет за собой наступление юридических последствий для всех пользователей, присоединившихся ранее совсем к другой оферте в «электронном» виде.
До настоящего времени в полном объеме не разработаны нормативные документы, фактически регулирующие данные отношения, их роль играют требования к участникам, таких отношений, а пробелы законодательства действуют в пользу правонарушителя. В настоящее время термин «пробел законодательства» может характеризовать как полное отсутствие регулирования каких либо отношений, так и регулирование частичным способом.
Владельцы платежных систем заинтересованы в том чтобы, не попадать под действие законодательных предписаний, в то время как пользователь наоборот заинтересован в максимальном регулировании. Пробелы законодательства являются той самой причиной, которая способствует обращению внимания преступников и эти пробелы активно ими востребованы и используются.
В настоящее время российским пользователям доступны такие электронные платежные системы как: WebMoney Transfer, ЯndexДеньги, КредитПилот, Рапида, E-gold, единый кошелек, MoneyMail, Easy Pay, мобильный кошелек, Moneybookers RUpay, PayPal. Все они обладают правовым статусом, т. е. зарегистрированы в соответствующем порядке и в некоторой организационно-правовой форме, и позволяют осуществить ряд расчетных операций, которые по сути, разорваны во времени и пространстве.
В связи с вступлением в силу отдельных положений ФЗ «О национальной платежной системе» в 2012 году Центральный банк РФ опубликовал список банков и НКО, осуществляющих деятельность по переводу электронных денежных средств (78 организаций). В их числе Банк Москвы, Альфа-Банк, Банк Русский стандарт, а также операторы крупнейших платежных сервисов Мейл. Ру, ЯндексДеньги, Лидер, Рапида, QIWI. Надзор за платежными системами с июля 2012 года возложен на Банк России. С 2010 года на рынок, который изначально был поделен между тремя платежными системами – Chronopay, Assist и Cyberplat – активно выходят банки: «Райффайзен-банк», «Альфабанк», «Транскредитбанк», «Банк Москвы» и «Сбербанк».
Идея электронных платежей далеко не нова – впервые использовать предоплаченные карточки предложил американский ученый Эдвард Беллами в 1880 году, (он предложил отказаться от традиционной схемы платежей путем предоплаченых карточек, которые не получили распространения в виду отсутствия налаженных экономических и хозяйственных связей), а первые попытки применения кредитных карт предпринимались в 1914 году. Однако технологическая и моральная новизна не позволила этим идеям получить достойную реализацию[13].
Об электронных деньгах стали активно говорить лишь в середине прошлого столетия. Это было связано с выпуском первой в мире платежной карты, которую эмитировала компания Diners Club[14].
С середины прошлого столетия и до 1979 год (появление электронных платежных систем) на финансовом рынке единственно новой идеей являющейся предшествующей идеи электронных платежных систем является идея банковской карты. В это время технологии ее использования усовершенствовались, а так же улучшилось правовое обеспечение операций с ней. Впоследствии появились терминалы для работы с банковскими картами, которые стали прототипом функционирования электронных платежных систем
Последним усовершенствованием первого этапа, который мы берем за точку отсчета второго этапа являются терминалы EFTPOS, и мы хотели бы отметить следующее, что докомпьютерный век уделял пристальное внимание особенностям функционирования как всей финансовой системы в целом, так и правовой обеспеченности функционирования отдельных ее элементов. Это в полной степени относится и к правовому регулированию функционирования платежных терминалов. Так, банковские расчеты, осуществляемые через терминалы, полностью урегулированы законодательством, и обеспечены мерами защиты.
К сожалению, эти терминалы как точка отсчета второго периода являются последним примером удачного правового регулирования. В последствие все основное внимание уделяли техническому усовершенствованию платежных систем, но не правовому обеспечению их работы (правовое обеспечение осуществляется по остаточному принципу).
Отметим следующее. В докомпьютерный век пристальное внимание уделялось особенностям функционирования как всей финансовой системы в целом, так и правовой обеспеченности функционирования отдельных ее элементов. Это в полной степени относится и к правовому регулированию функционирования платежных терминалов (так, банковские расчеты, осуществляемые через терминалы, полностью урегулированы законодательством и обеспечены мерами защиты). К сожалению, правовое урегулирование функционирования терминалов явилось последним примером удачного правового регулирования. Впоследствии основное внимание уделялось техническому совершенствованию платежных систем, но не правовому обеспечению их работы.
Можно согласится с мнением Е.Л. Логинова о том, что в экономических процессах все большую роль начинают играть факторы, связанные с виртуализацией финансовых отношений. Все большее количество фирм функционируют в форме электронной (компьютерной) информации с помощью телекоммуникационных технологий. Активизируется поиск любых эффективных финансовых инструментов, позволяющих совершать максимально бесконтрольные операции с любыми видами финансовых активов. Постоянные финансовые махинации ослабляют зависимость конкурентных позиций компании от накопленного производственного потенциала. В этой ситуации значение степени государственного контроля означает, что экономический потенциал государства все больше зависит от необходимости нести расходы, связанные с развитием информационной инфраструктуры позволяющей поддерживать необходимую степень правоохранительного и фискального контроля в финансовой сфере[15]. Все это в очередной раз обуславливает необходимость пересмотра законодательного обеспечения указанных процессов.
Подход, который применим к регулированию отношений в другой сфере здесь без адаптации не работает, он требует одновременного рассмотрения поправок в законодательство в области связи, финансов, бухгалтерского учета и т. д.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что современные платежные системы включают: моментальные платежные системы и системы электронных денег, в некоторых источниках можно встретить деление платежных систем на бескарточные (базируются на платежных системах типа банк-клиент) и карточные системы. Технология осуществлении расчетов одна, однако есть особенности, связанные со спецификой работы отдельных платежных систем. В электронных платежных системах от оборота денег мы переходим к обмену обязательствами в электронной форме, при этом не всегда сами обязательства соответствуют нормам гражданского законодательства, т. е. отношения из одной отрасли права переносится в другую, в которой не действуют. Вышесказанное подтверждает вывод о том, что «электронные платежные средства» не являются деньгами, в том смысле как их определяет законодатель (нормы Гражданского кодекса), и являются лишь электронной стоимостью (средством учета) наличных и безналичных денег. Электронная стоимость в любом случае привязана к счету, независимо от того, банковский это счет или подобные услуги оказывает небанковская организация. Денежные средства помещаются на этот счет, а клиенту переводится на карту или в электронный кошелек эквивалентная стоимость этих денежных средств, а дальше он использует их по своему усмотрению. Еще раз необходимо подчеркнуть, что расчеты с помощью электронных денег не являются классическими безналичными расчетами, и на них не распространяется законодательство о безналичных расчетах. Таким образом, можно отметить, что существует самостоятельная процедура передачи денег, и она в полной мере не урегулирована.
Для преодоления существующих барьеров со стороны законодательного регулирования владельцы электронных платежных систем прибегают к использованию технологии «заимствования».
Суть данной технологии состоит в том, что за образец берется действующая система, хорошо урегулированная (например, система банковских расчетов), в данной системе выделяются элементы, подсистемы, к которым привык пользователь, уточняются общеизвестная терминология, после чего создается новая система, выполняющая совершенно другие функции, недостаточно хорошо урегулированная нормативно-правовыми актами, которая строится для внешних пользователей с максимальным подражанием системе-эталону. При этом в максимальной степени заимствуется терминология, вследствие чего происходит искажение процесса восприятия системы у потребителя, что, в конечном счете, приводит к ошибкам и нарушению прав последнего. В связи со сказанным при описании работы электронных платежных систем мы считаем целесообразным использовать термин «заимствование».
При осуществлении переводов (оплаты счетов) через электронные платежные системы у клиента системы складывается ошибочное мнение, что он действует по аналогии банковских платежных систем, т. е. деньги (в наличной или безналичной форме) заменены электронными деньгами [16], существуют пункты приема и выдачи денег, операции защищены и урегулированы законодательством, денежные средства, поступившие в электронную платежную систему, обеспечены и т. д. Вместе с тем анализ показывает, что действительное положение дел сильно отличается от демонстрируемого.
В общем виде схема расчетов в электронных платежных системах с точки зрения пользователей выглядит следующим образом: покупатель кладет (зачисляет) деньги на виртуальный счет, которые, в свою очередь, становятся «электронными», и осуществляет различные платежи с указанного счета. В данной схеме полностью отсутствует элемент системы, который отражал бы специфику и особенности таких платежей, а именно наличие виртуального пространства.
На самом деле система электронных платежей, являясь сложной системой, состоит из отдельных подсистем, в которых участвуют несколько субъектов. В первую очередь это сама система, которая должна быть должным образом зарегистрирована; банки или иные кредитные организации и финансово-кредитные институты, в которых открыты счета электронных платежных систем; провайдеры, предоставляющие услуги по передаче данных в Интернет; клиенты системы, которые выступают в качестве продавцов или покупателей; и т. д. Каждый вид существующих в системе отношений является самостоятельным звеном, без которого невозможна работа системы.
На сайте википендии (свободной энциклопедии) приведено следующее определение платежной системы Интернета, платежная система Интернета – это система расчетов между финансовыми огранизациями, бизнес-организациями и Интернет-пользователями при покупке, продаже товаров и за различные услуги через Интернет. Эти истемы предствавляют собой электронные версии традиционных платежных систем[17].
Отобразим действия пользователей каждой системы в виде схем представленных на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Порядок осуществления расчетов через банковскую систему
Алгоритм действий при осуществлении расчетов посредством «классической» банковской системы:
1. Между покупателем и продавцом заключается договор, который регулируется Гражданским кодексом РФ, имеет четкую правовую регламентацию, права и обязанности сторон в нем определены в полном объеме, волеизъявление стороны подтверждается личным присутствием.
2. Покупатель дает распоряжение в банк (или иную кредитную организацию), где у него открыт счет (на основании договора банковского обслуживания) о перечислении средств на счет продавца (платежное поручение, чек, счет и т. д., в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ о расчетах). Банк должен принять распоряжение к исполнению и исполнить его при наличии необходимой суммы на счете покупателя.
3. Банк покупателя перечисляет денежные средства со счета покупателя в банк продавца (на основании банковского законодательства). По общему правилу зачисление происходит в течении одного операционного дня.
4. Банк продавца зачисляет поступившие средства на счет продавца, который открыт на основании договора банковского обслуживания.
5. Отгрузка товара покупателю/получение товара покупателем, сроки отгрузки товара могут быть изменены в зависимости от условий договора (например, при условии последующей оплаты поступившего товара)[18].
Мы видим, что все элементы этой системы урегулированы законодательно, стороны действуют на основании договоров, средства обеспечены на каждом этапе расчетов и подтверждены платежными документами. Указанные расчетные и платежные документы выступают доказательством факта совершения платежа и могут быть приняты к рассмотрению судов в случае такой необходимости.
Действия в электронных платежных системах отличаются кардинальным образом.
Для осуществления расчетов электронными деньгами в режиме онлайн используются различные электронные системы платежей. В настоящее время, как уже было сказано их более 10. Все платежи совершаются через «электронные» или «виртуальные» кошельки. Чтобы стать владельцем электронного счета (электронного кошелька, как его обычно называют), нужно пройти регистрацию в системе платежей.
Регистрация является способом заключения договора между владельцем электронного счета и представителями электронной системы платежей. После заключения договора пользователь получает электронный идентификатор, позволяющий ему иметь доступ к управлению своим кошельком. Когда кошелек создан, его можно пополнить наличными деньгами, например, через специальные автоматы, посредством банковского или почтового перевода, перечислением аналогичных средств с других электронных кошельков, а в некоторых системах предусмотрен обмен «электронных платежных средств» одной системы на «электронные платежные средства» другой платежной системы[19]