ЖИТИЕ, НАСТАВЛЕНИЯ, ПРЕДСКАЗАНИЯ

Преподобный Серафим Вырицкий говорил: «Всегда и за все, даже за скорби, благодари Господа и Пресвятую Богородицу».

Еще говорил: «Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то будто в огонь керосин льешь, – пламя все больше и больше разгорается».

Грех осуждения отец Серафим называл одним из величайших духовных недугов нашего времени. Наставлял: «Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его».


Поклонный крест в Вырице с пророчеством преподобного Серафима Вырицкого



Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) – исповедник, принявший монашеский постриг в годы гонений на Церковь, великий старец, стяжавший многие дары Святого Духа, молитвенник за сирот, всех скорбящих и страждущих, предстатель пред Господом за всю землю Русскую.

В детстве первыми книгами будущего старца были Евангелие и Псалтирь. Он также зачитывался житиями святых, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжек. Особенно близки его душе оказались подвиги монахов-отшельников Антония, Макария и Пахомия Великих, преподобной Марии Египетской, и появилась у него мечта принять монашеский постриг.

Отец Василия умер рано, и мальчику вместо мечты о монашестве пришлось окунуться в гущу мирской жизни, стать кормильцем семьи. Работая рассыльным в одной из торговых лавок Петербурга, он почти все свое жалование отправлял больной матери.

Неудержимое стремление к монашеству привело четырнадцатилетнего отрока в Александро-Невскую лавру, где один из старцев-схимников предрек ему: «Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя». Так была явлена Василию воля Божия. Вся дальнейшая его жизнь в миру стала подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более сорока лет.

Во всех своих делах Василий Николаевич руководствовался советами знаменитого старца Варнавы из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. По его благословению молодой человек творил Иисусову молитву, учился бороться с греховными помыслами, вел напряженную духовную жизнь. Уже в молодые годы он стяжал непрестанную молитву. По благословению отца Варнавы Василий обвенчался с благочестивой девушкой.


Василий Муравьев с женой и сыном


Господу было угодно, чтобы молодой подвижник, прежде чем отречься от мира, научился вести торговлю и помогал неимущим. Имея незаурядные способности, Василий окончил Высшие коммерческие курсы и стал одним из крупнейших мехоторговцев Петербурга. Он со своей супругой Ольгой Ивановной помогал многочисленным богадельням, храмам, принимал у себя больных из казенных больниц, и безнадежно больные люди вставали на ноги.

Монахиня Иоанна (Шихобалова) свидетельствовала: «Я с тринадцати лет пребывала в Воскресенском Новодевичьем монастыре. В 1905 году я тяжело заболела и около года была в больнице, действовавшей при монастыре. Поправлялась я с большим трудом, было много неожиданных осложнений. Из больницы меня взяли к себе крупные в то время мехоторговцы Василий и Ольга Муравьевы. На их иждивении я находилась до 1917 года».

Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих. Ольга Ивановна впоследствии признавалась, что, несмотря на свое милосердие и доброту, порой даже ей было трудно понять супруга. Случалось, что он не раздумывая отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.

Будучи верным духовным чадом отца Варнавы, Василий Николаевич говорил: «Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже». Один Бог ведает, сколько нищих и убогих от всего сердца поминали в своих горячих молитвах имена своих благодетелей Василия и Ольги.


Старец Варнава из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры


Отец Варнава познакомил Василия Николаевича с другим своим духовным чадом, в лице которого Василий обрел настоящего друга. Это был архимандрит Феофан (Быстров), духовник царской семьи и будущий архиепископ Полтавский, бывший в те годы инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.

Революционный 1917 год. Многие состоятельные люди России переводят за границу свои капиталы и бегут из страны. А Василий Николаевич наделяет щедрыми выходными пособиями своих служащих и жертвует все свои деньги монастырям. Только в Александро-Невскую лавру он передал сорок тысяч рублей в золотых монетах – по тому времени целое состояние.

В 1920 году Василий Николаевич и его супруга по взаимному согласию принимают монашеский постриг, он – с именем Варнава в церкви Святого Духа в Александро-Невской лавре, Ольга Ивановна в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петербурга.

Через год митрополит Петроградский Вениамин возводит отца Варнаву в иеромонахи. Благодаря многолетнему опыту жизни в миру, хорошему знанию всех привычек и обычаев разных сословий, а также большому опыту духовной жизни, отец Варнава находит слова поддержки и утешения для всех, кто обращается к нему за духовным советом. Его проповеди, приправленные евангельской солью, отличаются простотой и доступностью, проникают в самую глубину души. У дверей его кельи все чаще появляются посетители, пришедшие за духовным советом и утешением. Так Господь готовил его к старческому служению. При постриге в великую схиму будущий старец был наречен именем Серафим в честь преподобного Серафима, Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать отец Варнава в течение всей предыдущей жизни.

Загрузка...