Вьётся упрямая года спираль,
Вот уже в вальсе кружится февраль.
Доброй метлою густой снегопад
Спрятал в сугроб замерзающий сад.
Снег полуночный луна серебрит,
Чудным видением в сказку манит.
Соло волчицы и ветер шальной,
Снежное море, волна за волной.
Воет буран под узорным окном —
Власть не желает оставить добром,
Всё ещё крепок февральский мороз,
Но вот на завтра хороший прогноз!
Велес достал колдовскую свирель,
С крыш ожидается в полдень капель —
В марше отчаянном зимних атак
Ранней весны узнаваемый знак.
Громница (Громницы) – один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. Подобные праздники встречали по всей Европе, суть их была одна и различными были лишь названия – Громница, День Бригитты, Имболк, Луперкалия, Кандола, Кендлмас и т. д. Это лишний раз подтверждает, что подобный праздник восходит к времени индоевропейского единства, когда предки народов индоевропейской (арийской) языковой семьи (славян, балтов, германцев, кельтов, индусов, иранцев и др.) были одним пра-народом.
Отмечается Громница в первых числах лютня (февраля) и знаменует время Великого Перелома, начало конца владычества Марены над миром Яви.
Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима-Морена дает первый бой юной Весне. Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу.
(источник [битая ссылка] http://www.liveinternet.ru/users/erisena/post383282637)
Из заоблачной Светлицы в этот день вступая в бой,
Блещет молнией Громница – тучи стрел наперебой!
С боевой своей одежды средь враждебной силы тьмы,
Посылает луч надежды вслед за кознями Зимы.
Мрак тягучий Тёмной Нави в долгожданный час с Весной
На границе Светлой Яви проявляет норов свой.
Ну а Явью правит Велес, точно зная Колы путь,
Шлёт сигналы в зимний шелест – на Весну пора свернуть.
Мара ссорится с Даждьбогом – их расходятся пути,
Судьбоносною порою им судьбу не обойти,
В час весеннего дыханья снег темнеет на лугах,
Склонах, к солнцу обращённых, в чёрных пятнах берега.
От весеннего сигнала повернулся в лёжке ком,
Мара Зимняя вспотела – встал сезон на перелом!
Закликают люди Солнце «Выходи из-за горы.
Из небесного оконца посвети нам до поры!»
Жгут в лесу Перуну свечку, а Громнице чередом
После долгой зимней стужи восхваленье в каждый дом.
В прорубь смелый окунётся, на дворе Зима с Весной,
Всем здоровья полный ворот переходною порой!
Мчит Перун на колеснице, над главой возносит щит,
Первый гром, сверкают спицы, Зиму молотом разит.
Ему в помощь молний стаи! Надоевший зимний срок
Сменит дева молодая, над Землёй вспарит Даждьбог.
После снегопада старый ельник превращается в загадочный, необыкновенно красивый лес. Кажется, вот здесьи живет сказка. Могучие вековые деревья своими обвисшими под тяжестью снежных шуб лапами прикрывают, оберегают совсем еще маленьких, но пушистых и таких же нарядных елочек. В чащу уходят цепочки и замысловатые зигзаги различных следов. Вот заячьи, вот лисьи, а это мышиные. А здесь прошлась то ли куница, то ли соболек. Там, в глубине леса, темнее. Есть место кому укрыться, а кому затаиться в засаде. Эта необыкновенная тишина только кажущаяся. В ельнике в любое время года жизнь кипит страстями – звериными.
С этого дня начинаются так называемые ВЕЛЕСОВЫ (ВОЛЧЬИ) СВЯТКИ, которые заканчиваются на Велесов День 11 февраля. «Волчьими» Велесовы Святки называются оттого, что в эти дни у волков решается судьба, кто и с кем заведёт волчат, – играются так называемые «волчьи свадьбы».
Раньше крестьяне с этого дня опасались даже в лес за хворостом ходить, а ямщики по санному следу по одному в дорогу не отправлялись. Ибо волки становились особо злыми («Велес-Студный – волчий сват, маковый закат»). В этот день часто случаются морозы, отчего и день именуется «студным», «студённым» («Студный день – шубу снова надень») Сегодня крестьяне именем Велеса заклинают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом.
(источник [битая ссылка] https://ok.ru/slavyane2015/topic/66466068996249)
По лесам Студёный Велес шагом медленным идёт,
В чистом поле свистопляски, надоевший снег метёт,
Синь небес закрыта мглою и дороги больше нет,
Вьюг тоскливых хороводы заметают Бога след.
Напевает Велес песню – он волкам сегодня сват,
В лютень звери «подпевают» в убегающий закат.
Волчьи свадьбы… зверь матёрый к битве жертвенной готов,
Рваных ран не замечая от соперника клыков.
Не ходи, крестьянин, лесом, коль на святки волк поёт,
В эту ночь хмельные волки водят брачный хоровод,
За волками Велес Сивый зорко смотрит день и ночь.
В лютень чувства полыхают – Бог не сможет вам помочь!
На серебряной свирели Велес ночкой колдовской
Под метели напевает в паре с зимнею порой.
Он Корович, он Телятник, Он и Житный Дед седой,
Хоть Лукавый он, но правый, спорить глупо под луной.
Велес Сивый скоро станет называться Зимобор,
На лесной поляне, выйдя на заснеженный простор,
Он отрубит старой Маре надоевший длинный рог,
Без него ослабнет Мара, с ней и стужа за порог.
По лесам волчонком бродит обращённый Коляда
От причуд Марены зимней надвигается беда.
Но весенний дух не дремлет, шкуру сбросив, Светлобог
В бой решительно вступает, подводя зиме итог.
Череда святодней между Велесом Малым (3 февраля) и Велесом Великим (11 февраля): 4 февраля – Велес Студёный, 5 февраля – Велес Корович (или Велес Коровятник), 6 февраля – Велес Телятник, 7 февраля – Велес Лукавый, 8 февраля – Велес Серповидец, 9 февпаля – Велес Житный Дед и, наконец,10 февраля – Велес Зимобор. Волчьими Малые Велесовы Святки называются оттого, что в эти дни у волков решается судьба, кто и с кем заведёт волчат, – играются так называемые волчьи свадьбы.
Велес Малый: Уряд Обрядный 1) Жданки, уготовление обряда. Мужчины складывают костровище вне Капища на границе леса, ставят столешницу из брёвен или стол из скатанного в комья снега, коли снег липкий. Женщины собирают братчинные приношения и накрывают на стол. Устроители встречают дорогих гостей чарами с питным мёдом, гости чествуют устроителей ответными здравицами. 2) Зачин. Слово волхва о празднике. Обращение к детям Велесовым – зверью лесному, принесение треб – салом (зверю рыскучему), хлебом (зверю бегучему) и зерном (птицам летучим), дабы не пугались огня, собирались бы на свадьбы звериные, а и послушали бы птицы вещие да понесли слово Живе (подношения кладутся на пни или куски древесной коры так, чтобы они не провалились под снег). Освящение, заговор и возжигание Огня, принесение требы Огнебогу Сварожичу (питным мёдом), славление всего Рода Небесного. Круговая чара. 3) Хождение «змейкой» (не разрывая рук) к берлоге медвежьей. Гадание – повернулся ли медведь на другой бок? Коли повернулся, так уж и весна скоро. 4) Гадание по посоху волховскому, брошенному поперёк тропы: занесёт ли его пурга-метель, али нет? Коли занесёт – зима будет протяжная, а травы по лету мало, а если не занесёт – весна будет ранней, а год урожайным. Волхвы препятствуют метели (Морене и Её слугам), разметая снег веником из еловых ветвей. 5) Явление Морены-Зимы и Её свиты. Ругается Тёмная Богиня Морена на то, что горит Огонь Живой в лесу. Не довольна Она шумом-гамом, грозится людей поморозить, Живу-Весну не пустить. Тёмные слуги Морены стараются костёр растащить по поленьям – отгоняют их волхвы кочергами. Заметают тёмные снег над гадательным посохом – волхвы препятствуют им. Ещё пуще грозится Морена – и людей, и зверей поморозить, помертвить. 6) Явление Живы-Весны и Её свиты. Вступается Светлая Богиня Жива за людей, предвещает приход Ярилы, сына Велесова, Который, если Сама Морена не утихомирится, собьёт с Неё в своё время рога. Тёмные слуги Морены схватываются со светлыми помощниками Живы, но никто не побеждает, ибо равны в эту пору их силы. Отвечает Морена, что не страшится Она Ярилы, и что нет у Живы против Неё ещё сил. Жива, зная это, призывает волхвов. Волхвы держат совет, после чего обращаются к Велесу Мудрому за защитою. Открывается им от Велеса, что должно чествовать Морену, задобрив Её чарой с хмельной брагой. Трижды подносят чашу волхвы, хмелеет Морена, и уж не так грозна Она пьяная – не устояла перед брагою. Готова на попятную идти, если потешат её играми да песнями. 7) Чествование Велеса и Рода. Рады люди, чествуют они Морену наряду с Живой. Славят встречу Их первую. Примирившиеся Жива и Морена вместе с людьми славят Мудрого Велеса, приносят требы Ему звоном монет и их россыпью округ, а также воют – потому как «волчьи свадьбы» начинаются. Славят троекратно Рода – Отца Живы и Морены – Утвердившего лад меж Ними (хлопают в ладоши). И расходятся Богини в разные стороны от костра, скрываются в лесу. 8) Гульбище и завершение обрядового действа. Собравшиеся пьют, едят, веселятся – как обещали Живе и Морене. Устраивают игры и забавы: скоморошины, боротьбу на гужах, «конный бой», бой «стенка на стенку», ломание палки и т. д.
(источник [битая ссылка] http://maxpark.com/community/5697/content/2499096)
О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог – Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому – приплоду. Велесе зимний во шкуре сивой,
Со турьим рогом, с белой дорогой,
Храни во поле, храни во боре,
Отведи горе, а дажди доли,
Во Ночи Года – оберег Роду!
Гой, Вещий Сиве!
Гой, Пастырь зиме!
Велесу – слава! Гой!
Во Святодень сей, по поверьям, Велес сшибает один рог Зиме, творит оберег скоту – гонит Коровью Смерть и даёт силу людям пережить грядущие Велесовы (Власьевские) морозы (как правило, весьма и весьма суровые), после коих зима заметно идёт на отступ. В народе об эту пору примечают: если вместе с Велесовым днём наступает оттепель, то весна ожидается тёплая; если же нет, то Морена-Зима ещё долго будет крепка во праве своём… Готовиться к Велесовому празднику начинают заранее – с вечера предшествующего дня. Разливают по освящённым кувшинам молоко, расстилают по дому шкуры, на которые кладут коровьи рога, очищенные и высушенные. На Капище (либо в месте, указанном сведущими людьми особливо) начинают оборудовать жертвенник, заранее готовя шкуры и окуривая место дымом горящего бычьего волоса. Иногда на шестах, стоящих вдоль священной ограды Святилища, выставляются бычьи и коровьи черепа, олицетворяющие собой связь с Иным миром, а также являющиеся мощными оберегами от всякой нечисти. Ночью волхвы отправляются туда в одиночестве и творят там особые священнодействия, дабы узнать волю Вещего Бога. Девушки тем временем гадают, расчёсывая гребешками бычий волос. Перед тем, как лечь почивать, рекут наговор-оберег на сон грядущий:
Храните, все Боги, а боле – Велесе,
Мой сон-почивание!
Лодьею быстрою, лёгкою мыслею,
В отдохновение от трудов праведных,
Перенесите мя в Ино Заречное.
Мару да Морока, страхи, притороки,
Чары кикиморы, навии, иновы
Узы да наузы смойте-отведите.
В ладе, в усладе со мною пребудьте,
Чтоб в здраве проснуться,
В Явь возвернуться!
ГОЙ!
Сны, дарованные Велесом в эту ночь, считаются провидческими – вещими и, по поверьям, всегда сбываются.
(источник [битая ссылка] http://www.liveinternet.ru/users/4145608/post353160182/)
На дворе метель. Природа ледяным объята сном,
Одиноко Велес бродит между соснами пешком,
В городах и весях* сонных, умеряя мрака прыть,
Со своей волшебной дудкой не даёт живым грустить.
Напускает на «бродягу» злая Зимушка «блага» —
В ночь мороз. Но Велес круче – отрубил Зиме рога!
А старуха, сатанея, шлёт в село Коровью смерть,
Не сдаётся и, похоже, начинает круговерть.
Как-то утром на подводе ехал лесом мужичок,
Вдруг, старушка его просит подвести её чуток.
Посадил мужик старушку, да в дороге заплутал,
Обратился к Богу. Мигом той старушки след пропал.
Понеслась собакой чёрной. Шасть в село на скотный двор!
Тут Коровий Демон шустро выбегает на простор.
Но собрались девки, бабы, выпив утром крепкий мёд,
До ближайшей переправы с повещалкою** вперёд.
Обойдя дворы в деревне с рушниками и водой,
Руки вымыли славянки, подготовились и в бой!
Мужикам: «Сидите тихо. Нонче бабии права!
Мы изгоним злое лихо, нарубите в печь дрова!»
Бабы с мётлами, ухватом, распустили волоса,
Вдоль дорог в одних рубахах при дубинках. Голося,
Обошли селенье трижды, опахали каждый дом,
Впереди всех повещалка с остроточеным серпом.
Повещалка с воплем: « Ай-я!» Бьёт серпом сковороду
И, стращая мраков стаи, пропахала борозду
Круг селения три раза. Напоследок бабий хор
Бога Велеса желает в каждый дом на скотный двор.
Велес жителям в поддержку свою руку протянул,
Устранил Марены козни, коло к людям развернул,
Надоевшею зимою предкам в нужный час помог —
Ведь недаром его звали добрым словом «Скотий бог»!
Чародейные дни в подарок!!! С теми кто чтил ВЕЛЕСА происходят удивительные вещи!!!
Верование нашего народа в кикимор началось с незапамятных времен и принадлежит к особенному мифу русской демонологии. Живет на белом свете нечистая сила (кикимора) сама по себе. Ни с кем-то она, проклятая, не знается, ни с кем не роднится; нет у нее ни брата, ни сестры; нет у нее ни двора, ни кола, а пробивается, бездомная, где день, где ночь. Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку, никем не ведаючи. Стучит, гремит от утра до вечера, а с вечера до полуночи свистит, страху на домочадцев наводит. С той беды великой пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой.