ЯНВАРЬ

Зима

Разыгралась в ночь стихия – снег, метелей кутерьма,

На деревьях серебристых вместо листьев бахрома,

Гладь тропы оледенелой пухом выстелил туман —

Мчит хозяйкою Снежана – вихрей белый океан.


В белоснежной душегрейке, в мягких перьях и мехах,

Краснощёка, белолица, шея в броских жемчугах,

С кружевами на одеждах и жемчужном очелье,

Мчит красавица на тройке с бубенцами в снежной мгле.


Красит муфта с палантином, горностаевы меха,

С дальних северных угодий белоснежная доха,

Голубой алмаз в короне, острый взгляд холодных глаз,

Рукавами ночь морозит под метелей перепляс.


Осень старая под вечер уступила ей права,

С дальних гор спустился Позвист* – скрылась неба синева,

От дыхания Снежаны копья снежные острей,

Сварга на небе закрылась до прихода теплых дней.


Стынет кровь, морозным духом наполняется эфир,

Королева вдохновенно усыпила бренный мир,

На запятках поползухи** – слуги верные Зимы,

Разбежалась в страхе нечисть, в Нави скрылись духи тьмы.


Зайцы Зимушку встречают, шубку белую надев,

Ни травинки в белом поле, пища горькая с дерев,

Куропаток белых на ночь снег упрятал голубой,

Враг матёрый не отыщет, обойдёт их стороной.


Нет обиды на Снежану, снег как благости приход —

Чернозём напоит влагой, урожайным будет год.

Под периной безмятежно спит природа, спят дома,

Их до мартовской капели убаюкала Зима.

1 января – День Ильи Муромца (авеги Перуна)

1 января. Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под городом Муромом. В то время здесь жили финно-угры, племя мурома (известно, что многие местные финно-угры до сих пор придерживаются веры предков, а соседи их – луговые марийцы – никогда не были христианами, сохранили жречество).



За то, что Илья Муромец был из племени мурома, говорит и его имя – искаженное финское Ильмаринен. Ильмаринен – это финский Перун, бог воин и кузнец, кователь. Впрочем, в этом селе могли жить и выходцы из Белогорья-Кавказа – карачаевцы. За свою непомерную силу, за ратные подвиги Илья Муромец, живший в 12 веке, почитался и славянами и финно-уграми воплощением Громовержца (финнами – Ильмаринена, славянами ведической веры – Перуна, либо Ильма, христианами – пророка Ильи).

В русских былинах об Илье Муромце образ богатыря слился с образом Перуна. В сущности, эти былины полностью сохранили тексты древних песен о Перуне. Рожденному в этот день вверяли люди вести суд честной и справедливый. «Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот)».

В этот день гадают: очищают 12 луковиц от верхних чешуек, насыпают на каждую луковицу по кучке соли и кладут их на ночь на печь. На какой луковице за ночь соль повлажнеет, такой по счету месяц будет дождливый. Или вынимали из луковиц 12 чашечек, насыпали в них соль и ставили на окно в ночь под Новый год. Как влажнела соль или нет, тот месяц будет влажный, дождливый или сухой.

(Информация с сайта [битая ссылка] http://slavyanskaya-kultura.ru/faq/quest195.html)

1 января. День Морока

МОРОК – дух смертельно-лютого холода, исходящего из Царства Мёртвых. Замерзая, человек засыпает и ему кажется, что становится тепло и хорошо – это действуют чары Морока. Морок – дух мрачный или сонливый, сморяющий (кошмар Мары), дух очарования, иллюзии, запутывания, ворожейства, покровитель обмана. Морок – дух невежества и заблуждений. Дух очаровывающий, дух гипноза и околдовывания. Морок – в значениях «мрак, сумрак…», а также «обморок, припадок, помраченье ума», ввести в заблуждение… Ну, то есть сделать так, чтобы человек на некоторое время перестал объективно и осознанно воспринимать реальность, был как будто в наваждении, в состоянии одурманенного сознания силами извне. Существует еще и человеческий морок, чаще всего называемый морокой. Мороки имеют человеческую природу – они порождены человеческим сознанием и не существуют нигде, кроме него. Мороки затмевают человеческий взгляд на Мир, тем самым потворствуя появлению всё новых и новых Мороков. Мороки затягивают человека в суетный круговорот событий. Мороки заставляют человека стремится к ложному или малозначимому, дорожить ненужным.

Мороки подменяют собой Реальность, закрывая Духовное Око. Морок это то же самое, что и Майя. МОРОК – хранитель путей к Правде, скрывающий от иных Истину за пустой маятой мирскою. В Духовном смысле Мороки – это ложные суждения, иллюзии, условности, заблуждения, мимолётные и малозначимые желания и многое, многое другое, окружающее и опутывающее человека.


(Источник [битая ссылка] http://www.liveinternet.ru/users/4145608/post348440069)

На автобусной остановке

Инвалид немой, минус сорок пять,

Нет спасения – потерялась мать,

Надорвалась нить непростой судьбы —

Без упрёка злу и без слов мольбы.


А Мороз в сто жал, стыла в жилах кровь,

В ледяном саду снился тёплый кров,

Караван машин по дороге мчал,

Каждый, видя смерть, как немой молчал.


Веток клёна скрип и метель в ночи,

Карачун-старик от стыда ворчит:

«Выполняю долг – не веду войны,

В злых деяниях нет моей вины,


Не по злобе я выбираю масть,

Мне страдания не приносят сласть,

В сласти яд обид – бессердечья ржавь,

Я отверженных забираю в Навь.


Разыгралась впрямь моя дочь Зима,

Зять Мороз-трескун всех загнал в дома.

Засыпай, сынок, обрети покой,

В эту ночь тебя заберу с собой!».


Одинокий клён в эту ночь не спал,

Одинокий клён в эту ночь стенал.

Час двенадцатый. Ни одной души,

Только белый снег и следы от шин.

1—6 января – Велесовы дни

Велесовы Дни традиционно отмечаются с 1 по 6 января (просинца, сеченя). Оканчиваются главным праздником – Турицы, который имеет непосредственное отношение к Богу Велесу. Велесовы или Волосовы дни имеют совпадение по датам со святками, которые стали праздновать гораздо позже. Вместе с Колядой, которая отмечается в день зимнего солнцеворота, щедровками (современный Новый Год), Велесовы дни относятся непосредственно к встрече молодого солнца, которое зарождается на Коляду и день за днём начинает набирать силу, поворачивая кологод к весне. Это первые заклички Солнца и задабривание Мороза.



В народе эти шесть дней отмечены разгулом нечисти. Первая половина святок была посвящена будущему урожаю и гаданиям о замужестве, а вторая была связана со скотом и зверьём. Велес мог выступать и в виде медведя – «лесного царя», и в виде быка-тура – представителя рогатого богатства. На Велесовы святки пекли обрядовое печенье в виде домашних животных («коровки», «козульки», «баранки», «рожки»), рядились в звериные шкуры и маски, плясали в вывороченных наизнанку тулупах (чтобы нечисть не узнала).Велесовы Дни также называют Страшными вечерами, Ворожными вечерами и Большими Велесовыми Святками. В эти праздники было принято гадать и заниматься ворожбой. Страшными вечерами Велесовы дни называются потому, что по поверьям славян – в эту пору духи выходят из Нави гулять по белу свету вместе с живыми.

(источник [битая ссылка] http://www.liveinternet.ru/users/dilanar/post380985383/)


В пору Мары, как обычно, поселился во дворе

Стужень-месяц полноправный, в нежнобелом серебре

Мчит Снежана по просторам, с ней позёмок пелена —

Наблюдает за Богиней остроглазая луна.


Щиплет щёки грозный стужень, как-никак, его черёд,

С ним позёмки с диким воем, вихорь буйный крыши рвёт.

Привезла разгул стихии наша снежная Зима,

Скрыв под белым одеялом и стога и закрома.


Грозный Сиверко со свистом над селением летит…

Только Бог премудрый Велес, улыбаясь, подбодрит,

По-хозяйски терпеливо обойдя огромный дом,

Он укроет Матерь Землю серебристым кожухом.


Ветки в инее пушистом – сказки ожили в лесах,

Очарованы славяне, даже сами небеса!

В ожидание безмолвном подо льдами спит вода,

В тёплой тине дремлет рыба. Наступили холода…


По Земле заснувшей Велес… посох силы волховской,

В Красной шапке, красном платье с золотистою канвой,

На плечах могучих шуба. Нарушать Закон не сметь —

С ним надёжный спутник бурый – его преданный медведь.


По полям, пустынным пашням и густым бредут лесам,

Отправляя танец вихрей к тёмно-синим небесам.

Путь Снежане Велес правит – молодой ещё Зиме

На комоне дева скачет в снежнобелой кутерьме.


В шуйце* Чарка Серебряна – веселящий душу Хмель!

Щедрый Велес этой ночью постучится в нашу дверь,

Гой же Велесе! Во славу! Чара преданным сердцам,

Сурью пенную во здраву отошлём седым отцам.


Нынче братчиною дружной по домам своим роды

Славят Велеса-Мороза средь своей мирской среды.

Кривду Велес побеждает. А всю правду во Родах

Мудрый Велес утверждает – пастырь-Бог в земных стадах.


На всю Зиму людям честным преподносит Вещий Дар —

Хмель священный Коловрата и хмельной суряный жар.

Мудрым – Пламя и Прозренье на грядущие века…

Гой во Славу Велес Зимний! Твоя Сила велика!


Гой, Велесе!.. Гой!


*Шуйца (старослав.) – левая рука

6 января. Турицы зимние

Пора, когда закрываются Врата Нави (открытые в пору Велесовых Святок), а мир Яви приобретает обычную упорядоченность.

Этот РОДовой праздник праздник посвящён одному из тотемных и самых почитаемых у славян животных – Туру (тотемное животное Велеса), которого славяне водили в дни этого праздника по улицам и сами надевали шапки с рогами во Славу благополучия, которое состоит из здоровья, богатства и доброй семейной жизни и праведного пути. Наши предки трудились и не знали бедности. Древний путешественник писал: «…Даже ленивый будет сыт в богатой земле Росичей…» А основное богатство Славянам, в то время, давало земледелие и животноводство (что означали рога на шапках).

На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым. Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.

Раньше в день Туриц славяне проводили древнейший обряд юношеских посвящений. Надев на себя волчью шкуру и маску, юноша должен был проявить охотничьи способности, воинскую отвагу и завалить первого крупного зверя. В отличие от дня Калиты юноши в этот день испытываются не столько на «крепость тела», сколько на «крепость духа» и смекалку – уходя без всего в лесную чащу, юноша должен соорудить себе место для ночлега, добыть себе пропитание и развести костер.


(источник [битая ссылка] http://www.liveinternet.ru/users/4145608/post381226107)

Турицы

Образ Велеса с Перуном* в древнем Туре воплощён,

Макошь-матерью рождённый – бог скота и пастухов,

Гусляров и скоморохов, их отваги молодой

В играх, плясках и веселье, Бог их братии лесной


Скачет северным оленем, туром, лосем сквозь снега,

Поспешает к добрым людям, в их дома на берегах.

В этот светлый день у Нави замолкает скрип ворот,

Закрывает Велес святки, завершая старый год.


В этот важный час община приглашает пастуха,

С ним рядится долго-чинно – дел весною вороха.

Вечерами под лучиной бабы, девки… Там холсты

Будут прясть-сучить общиной, песни петь меж суеты.


А наутро снег в оврагах, чистый, плотный, мужики

Наберут колодцы с верхом, что вскопали у реки.

Чтобы жарким летом влага сохранялась, красота —

Будет свежая водица для людей и для скота!


В баньке девки этой ночкой собираются гадать,

Что Сварог сковал им в кузне, страсть как хочется узнать,

Что за невод им связала Мати-Макошь с дочерьми,

В этом им поможет Банник за закрытыми дверьми.


Прорубь свежую прорубит в Водокрес народ честной,

Окунуться в воду надо с непокрытой головой,

Освятил Сварог водицу своим молотом стальным,

Пробудится Матерь Дана** в радость здравым и больным.


В час рождения вселенной Матерь Дана в Явь вошла,

Влагой землю напоила, и с водицей жизнь дала,

В ледяной водице чистой полыхает жар огня,

Знает тот, кто окунётся в Водокрес святого дня.


Ставят яства всей общиной и напитки, а потом

Собираясь под лучиной с приглашённым пастухом

Разговоры о хозяйстве, ждущем солнышка лучи…

Спит природа, слышно только, подо льдом водой журчит.


8 января-Бабьи каши

В народный праздник Бабьих каш, или праздник каш или бабий праздник, принято было славить рожениц и тех, кто помогал детям появиться на свет – повивальных бабок. Матери с детьми, запасшись подарками, шли поздравлять тех повитух, кто помогал им, а те встречали гостей кашей.

Повитухи, были в то время не только заменой докторов, но и людьми, знающими традиции старины, теми, кто был как бы проводником ребенка и матери через весь непростой для них период рождения, а также некоторого времени до него и после. Повивальными бабками их называли оттого, что новорожденного нужно было умеючи «свить» пеленками так, чтобы малыш не выбрался из них, но и не был стеснен.

О повитухах в народе сложено немало пословиц. «У всякой бабки свои ухватки» – об их мастерстве, «Бабка походит – всему дело пособит» – об их незаменимости.

А о единстве и крепости семьи, особо отмечаемых в этот день, есть такая присказка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит – полный черпак семью не разгонит».


(источник [битая ссылка] http://text-master.ru/folk/january/january-8.html)

День похищений – 12 января


В этот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило.

Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Даждьбога (Бога лета и счастья) его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Даждьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг.


(источник [битая ссылка] http://www.calend.ru/holidays/0/0/1830/)

Додола и Велес

Лебедь белая Додола в Ирии томится —

Снова нет супруга дома, ей в тоске не спится.

«Отыскал Перун Сварожич новую зазнобу!» —

Молвил Велес вездесущий: «Слёзы не помогут!


С хороводами по Дону водяница кружит,

Рось – русалка синеока по судьбе не тужит.

С ней Перун и дни и ночи пребывает в счастье,

Положив жене законной на чело ненастье.


А под сердцем у русалки птицей сердце бьётся —

Тарх Даждьбог разгонит тучи, в небо вознесётся!

Ну а я тобой страдаю, милая Додола,

Бедным путником скитаясь по холмам и долам».


Вдруг, исчез лукавый Велес, словно не бывало,

Что задумал сей обманщик, не предполагала.

Мягкой зеленью цветущей Мать земля укрылась,

И Додола на поляну с Ирия спустилась.


Аромат цветов весенних! Явь благоухает!..

На лесной опушке ландыш белый расцветает,

После зимней канители, лютых стуж и вьюги

Запах дивный источая по лесной округе.


Наклонилась и вдохнула аромат Додола

И очнулась на пороге Велесова дома.

Из могучих чародея вырваться объятий

Не под силу, и осталась с ним надолго, кстати.


Так у Велеса Додола в тереме гостила,

Вышел юноша из чрева – огненный Ярило,

Неуёмный, бесшабашный, бог кипящей страсти,

Повелитель по природе, небу неподвластный.


Только вот Перун проведал! Столько гневу было!

Нервы молний и раскаты! Тучки громом смыло.

Побратим, с которым годы проводили вместе,

Так коварно его предал, позабыв о чести.


Обратил Перун Додолу божьею коровкой,

Полетела в Явь Додола, под листочком ловко

Скрывшись мигом. С ней коровки – маленькие тучки,

А Перун войну готовит. За такие штучки…


Оскорблённый бог помчался с Велесом сражаться,

Хитрый Велес был не промах – не желал сдаваться!

Бились трижды в поединке равные по силе —

Не решила спор их битва в огненной стихии.


Велес изгнан был Богами и низвергнут с Прави,

Опечаленный шагал он по дорогам Яви…

Осуждён был за проступок по закону строго,

И отправился под вечер в царство Чернобога.

13 января Мара зимняя

13 января (стуженя, сеченя) отмечается Мара Зимняя – святодень, когда великая тёмная владычица, хозяйка зимних стуж входит в свою полную силу.

Этот день считается в народе «страшным», опасным для всего живого днём. Его не отмечают как собственно праздник, поэтому этнографические сведения о нём крайне скудны. Так, известно, что день этот – один из самых «несчастливых» дней в году. Это связано с тем, что, согласно народным поверьям, 13 сеченя на волю «отпускаются» Лихорадки, или Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира нави, числом 13: Огнея, Гнетея, Знобея, Ломея, Трясея, Хрипея, Глухея, Пухлея, Сухея, Желтея, Чернея, Хладея и Старея (известны и другие имена сестриц-трясовиц. Лихорадки же – буквально: «радеющие о лихе (зле)», ср. в этимологическом словаре Фасмера: «рада лиху»; олицетворение болезней, зловредные и «злообразные» духи женского пола из свиты Мары; по некоторым сведениям, её дочери. Их обрядовое вызывание и насылание используется в кощной потворе (наведении порчи и сглазов).

На ночь в этот день оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с просьбой о благополучии. Если в доме «поселилось» Лихо, обращаются к Домовому за помощью. Для этого, встав до первых петухов, берут крашеное яйцо, оставшееся с Ярилы Вешнего (23 цветеня/апреля-месяца), зажигают свечу и обращаются к Домовому со словами заговора:

«Дядя Домовой, хозяин Дворовой! Приходи ко мне на свет от свечи, На зелень, как дубовый лист, На синь, как речной вал! Приходи таков, как я есть сам, Я тебе яичко Ярилино дам! Пособи мне, помоги мне, Отведи моё горе [такое-то] От моего дома, от моего двора, От моей семьи, от меня, Внука Даждьбожьего [имярек]! Хозяюшко, пособи в моей беде! Именем Велеса заклинаю! Гой!»

Свечу и яйцо оставляют там, где читался заговор, а сами идут спать. Сведущие люди чтут в этот день зимнюю владычицу особо – обрядами и радениями. В лесу находят сухое дерево, кладут к его подножью собачий череп, к ветвям привязывают обрывки звериных шкур. Кланяются Маре подгорелыми пресными лепёшками (перепеками) и очищенными от скорлупы варёными яйцами, которые накалывают на «Навьи кости» – заточенные колышки, воткнутые в снег вокруг дерева. Колдуны чертят на яичном белке своей кровью особые чиры, призывая силу тёмной владычицы – как ради исцеления, так и для кощных заклятий…


(источник [битая ссылка] https://samopoznanie.ru/news/10011/)


Мара Зимняя, Мара снежная,

Ликом новая, нравом прежняя,

В грудне-месяце до метелицы

Появляется нежной девицей.


Дни морозные, ночи длинные…

Крепнет норовом Мара Зимняя,

Разрывает круг сила дюжая,

Накрывает Явь белым стуженем.


Приближается день тринадцатый,

От морозных дел зубы клацают.

Лихорадок рать злообразная

Отправляет в Навь души праздные.


Надоел покой мрачной Навии,

Вышли дочери в добром здравии,

Жалит копьями рать несметная,

В избы прячутся души смертные.


Сурья пенная… Под сугробами

Избы полнятся хлебом-сдобами,

Домовому снедь на столешнице,

Пусть гостинцами старый тешится!


«Угощайся, дед, хлебом с кашею,

Принимай дары с просьбой нашею:

Отведи от нас горе-горюшко

Одноглазое лихо в полюшко!»


А в густом бору за околицей

За людей волхвы беспокоятся:

Поразвесили шкуры стылые,

Черепа вокруг – всё звериные,


Яйца, в зольниках запечёные,

Действа старые замудрёные,

Суть особых чир – кровь радения,

Людям немощным исцеления.


Требы с почестью для Владычицы —

Пусть в тринадцатый день насытится!

У людей запас с доброй осени,

Святодень уйдёт. А там Просинец!

19 января – празднуем славянский праздник Водосвет!

Приближается Водокрес! Ровно 19 января, после пяти часов пополудни, вся вода в открытых источниках приобретет следующие свойства: станет бесцветной, приобретет сладковатый вкус, кислотность изменится и станет в пределах 8,4 – 10,5 мВ.



Вот заключение врачей: – Вода, собранная 19 января из открытых источников, является биостимулятором, благотворно влияющим на иммунную систему, оказывает антиоксидантную защиту. Эта вода улучшает обмен веществ, повышает кровяное давление, благотворно влияет на аппетит и самочувствие. Ведет к заживлению ожогов, язв и пролежней.

Что же это, братья славяне? Да просто – это та самая Живая Вода, известная нашим предкам появляется в назначенный час, в назначенном месте. Во всех открытых водоемах. Также проявляется это свойство в снеге, если его собрать и растопить в этот день. Только представьте, какое реальное, доказанное учеными чудо свершается прямо у нас на глазах!

Праздник Водосвет проводился на улице у любого водоема, где мужики прорубали прорубь. Бабы украшали проруби разноцветными лоскутами. Праздник заключался в том, что в песнях славили Мары-Марицы-Водицы. После этого в прорубь бросали подарки: зерно и хлеб. После этого начинали окунаться сами. Считалась, что такое купание заряжает человека здоровьем на весь будущий год. Славяне считали, что в этот день Солнце, Земля, а также центр Галактики располагаются таким образом, что открывается путь общения между людьми и центром Галактики. Начинает действовать своего рода канал связи с космосом, и все что туда попадает, структурируется. Именно поэтому вода и то, что состоит из воды, считалась хорошим проводником.

Славяне вообще много внимание уделяли поклонению воде. Они преклонялись перед дождем, который как считалось, оплодотворял землю. Одно из приветствий славян было: «Будь здрав как вода». Славяне верили в целебные свойства воды и понимали, что от качества воды зависит какое здоровье будет у человека. Покровительницей воды считалась богиня Макоша.

И, кстати, Живая Вода появляется настолько давным – давно, что всем уже привычными стали сказки о воскрешении с помощью «мертвой» и «живой» воды. А в северных деревнях это «привычное чудо» использовали так: в этот день молодые шли купаться в прорубях для здоровья и веселья, набирали воду для больных и просто «про запас», хозяйственные мужики засыпали домашние колодцы чистым снегом, чтобы до весны вода оставалась чистой и свежей, а самые домовитые жонки вымачивали холсты на чистом снеге – станут они белые да крепкие после этого. Так и праздновали Водокрес!

Дни пробуждения и засыпания Матушки-Земли и сил которые формируют ее, также очень важны для человека и его жизнедеятельности. Это время пробуждения энергии Воды, Огня, Земли и т. д.

Водокрес – время когда вода обладает магической силой. В это время очень важен прямой контакт с Царицей-Водицей. В зависимости от духовной и нравственной чистоты человека, она способна оказывать на него сильное воздействие и даже помощь в излечении и очищении физического и иных тел человека. В эти дни лучше всего находиться вблизи водоемов, рек, купален. Заранее подготовив свой организм постоянным обливанием и холодными душами, мы в радости окунаемся в ледяную январскую воду, чувствуем прилив сил, мощь и жизненную силу, которой заботливо делится с нами Царица-Водица!


(источник [битая ссылка] https://artsgtu.ru/blog/vodosvet/)

21 января отмечается Просинец

Именно так в старину называли современный месяц январь. Такое, довольно красноречивое название, было связано с тем, что именно в это время на хмуром низком небосводе можно было рассмотреть «проталины» или «про-сияния» – островки синего неба. Однако январь славился метелями и морозами, о чем свидетельствуют и такие названия, как «сечень», «ледень», «зимец» и «прозимец».

В этот день древние славяне почитали весь сомн богов, пребывающих в небесной Сварге. Название праздника образовано от слова «сиять», «просиять». Бога Ярило (Солнце) призывали, чтобы тот засиял, согрел своими лучами Землю. Считалось, что после этого зимние холода день за днем начинают отступать.

Именно 21 января древние славяне считали серединой зимы, с наступлением которой начинали спадать лютые холода, и, по велению богов, на замерзшую землю постепенно возвращалось солнечное тепло. Славянская мифология связывает этот праздник с одним из основных богов того времени – Крышенем, именуемым в Индии Кришной. Согласно легенде, он появился на свет, чтобы выполнить великую миссию. Ведь в те времена человечество оказалось на грани вымирания, замерзая от свирепых морозов. Землю охватил великий холод. Простой народ был уверен, что это проделки Чернобога, желающего обратить мир во тьму и заморозить все живое на земле. Но Крышень явился на землю, чтобы сразить Чернобога и дать людям огонь, проливая на землю чудодейственную Сурью – медовый согревающий напиток, придающий силы в лютые морозы.

Считается, что Сурья, пролитая в этот день на землю, придает всем водам целебные свойства. Поэтому каждый верующий человек старался искупаться в освященной воде. Кроме всеобщих купаний в реках и озерах, славяне устраивали грандиозные пиры, с непременным присутствием на столах молока и молочных продуктов.


(источник [битая ссылка] https://www.zatebya.ru/statiy/21-yanvarya-prosinec.html)

Крышень

Наступал туман ползучий, укрывая землю смогом,

Оказалась Твердь земная под пятою Чернобога,

По Земле гуляли вьюги, донимал мороз трескучий,

Сбился люд в землянках тесных от его деяний злючих.


Без души огня живого их терзал бездуший холод —

Чернобог огонь запрятал в своих чёрных кручах голых.

Крышень в Ирии небесном погрузился в светлы думы,

Как спасти людей из плена Чернобога дел безумных.


Бьёт копытами в конюшне верный конь его крылатый:

«Помогу тебе» – промолвил, добрым помыслом объятый.

«На лугах Ирийских травы, в поле жито колосится,

Напои меня хозяин студенцов живой водицей,


Яровым овсом и сеном до краёв наполни ясли —

Мы огонь в горах добудем, даже искра не погаснет!

Ты взнуздай меня покрепче, удержи в руках поводья,

Полетим с тобой из Сварги в Чернобоговы угодья».


В Чёрны горы храбрый витязь мчался с другом Белогривым

Над замерзшими стогами, надо льдом, сковавшим нивы.

Раздобыв огонь священный, скрылись мигом за туманом,

А за ними вслед клубились вихрем белым ураганы.


Обернувшись Чёрным Змеем в ледяном своём подворье,

Чернобог взлетел взбешённый. Нагоняет Крышня вскоре.

Обогнув границы тверди чудо-острова Буяна,

Повстречались двое в битве возле Моря-Окияна.


Бой кипел, ломались копья, о щиты тупились стрелы,

Бились в честном поединке два воителя умелых.

Одолел могучий Крышень в этой битве Чернобога,

Заковав во Льдах Великих в ледяном его чертоге.


Возвратил на Землю Крышень людям отнятое счастье,

И огонь его священный не погаснет в одночасье!

«Нынче пусть костры пылают ярким пламенем до неба!» —

Завещал великий Крышень, свою празднуя победу.


* * *


Собрались в Небесном Доме сыновья Сварога,

Сурью* братчиною пили в золотых чертогах.

Прилетел на Гамаюне в Сваргу смелый Крышень

Пить Суряницу из чары, поданную Вышнем.


Пригубив Сурью, на землю опрокинул чару,

Повелел меды готовить праздникам во славу.

Мёд, настоенный на травах с хмелем побродивший,

Славит Истину – подарок Светлобога Крышня!

28 января – день угощения домового – Велесичи, кудесы

Домовой есть никто иной как родовой дух-хранитель. Он может помочь разрешить все возникающие в семье проблемы, так и навредить, если хозяева дома с небрежением к нему отнесутся. В древности считалось, что домовой живет за печкой, а потому его часто называли «запечник», «сверчковый заступник» или же «прибаутник». К слову, название праздника «кудесы» или «бубны» как раз и несет в себе смысл всего празднования – веселье. В день почитания [битая ссылка] домового принято веселиться и одаривать родового духа подарками, которые он необычно любит.

Считалось, что домовой – один из детей древнего и могущественного славянского божества Велеса, которого наши предки считали своим первым заступником. Есть у домового и братья, другие духи, которые посланы в помочь роду человеческому и обитающие в лесах – таких зовут лешими, в реках и озерах – эти известны как водяны

А вот ссориться с домовым наши предки ох как не любили. Оскорбленный дух мог и скотину во дворе уморить, и хозяйство в упадок привести, и хозяев без гроша оставить. Разгневанный домовой мог и в стены по ночам стучать, и жуткими образами во снах пугать. Первое и, наверное, одно из самых главных правил, которые помогут наладить дружбу с домовым – это содержать в чистоте печной угол. Если вы живете в частном доме, с отоплением все понятно. А квартире в первую очередь нужно и чистоте кухни. е, и на лугах и полях – такие духи называются полевиками.

28 января важно провести в веселье. Постарайтесь создать хорошее настроение себе и своей семье: хорошо, если вечером вы все вместе соберетесь за ужином, и для домового угощение приготовите. Поскольку домовой очень любит шутки и юмористические рассказы, можно приготовить их заранее и рассказать своим домочадцам. Можно приготовить и печенье с шуткой-загадкой.

Все это необычайно потешит домового, а вот самому родовому духу по древней традиции домовому готовят сладкую кашу из пшеницы или овса. Понадобится не более 50 г. При варке каши читают такой заговор: «Домовой, домовой, для тебя угощение, тебе – почет и уважение, а ты в ответ нас от всякого зла храни, от напастей убереги». Проговорить это нужно трижды и непременно вслух.

Считается, что духи-домовые общаются между собой. А потому, если у хозяина или хозяйки дома не ладится семейная жизнь или они и вовсе одиноки и не могут найти себе пару, можно обратиться для решения этой проблемы к домовому. Он и от участившихся семейных ссор избавит, восстановив взаимопонимание в семье, и суженного (суженную) поможет поскорее в дом привести, помогая встретиться действительно родственным душам.

(источник [битая ссылка] http://sueveriya.ru/archives/2374)


Было время, предки жили,

домовому говорили:

«Дедушка-суседушка!

Кушай кашу, да избу храни нашу!»


Есть у нас сосед незримый. Деловой!

Охраняет дом хозяйский и очаг.

Этот добрый старичок – наш домовой,

Разбирается в большом и в мелочах.


Домовой за печкой, как известно, к счастью,

Охраняет дом от нечисти залётной,

Наделён, как скажут нынче, властью,

Но не против порезвиться беззаботно.


Под покровом ночи тёмной он котом

Обернётся до рассвета. И шалит

Вместе с лучшими друзьями кувырком,

А хозяин не услышит – крепко спит.


Колыбельную споёт детишкам малым,

Успокоит, покачав в тревожной зыбке,

Бросит сена лошадям усталым,

И косички заплетёт с улыбкой.


В полночь сдобу домовому, пирожки,

Медовухи на Кудесы чуть хмельной —

Есть у старого безвредные грешки!

Улыбнётся добрым людям – он же свой!


Лихоманкам, упырям порог заказан —

Домовой отгонит их, стращая,

Исполняя Велеса наказы

От всех напастей хозяина спасает.

30 января – День Деда Мороза и Снегурочки!

День Мороза и Снегурки – это традиционный языческий праздник, о котором большинство обывателей в нашей стране не знает. Однако в Древней Руси 30 января был одним из популярнейших праздников зимы. В этот день наши предки прославляли Мороза, который был зимним воплощением могущественного бога Велеса – символа богатства и благополучия. Кроме того Дед Мороз и Снегурка – это неотъемлемые атрибуты зимы, наступающего Нового года и массового веселья.

Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь – Снегурочка. В эти дни рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север. И только ее пригрело Солнце, она растаяла.

(источник [битая ссылка] http://www.liveinternet.ru/users/2907137/post383243909)

Снегурочка

Зима уходит… С журавлями

Весна красавица в огне,

Снежинок стайки над полями

Кружат безмолвно в тишине.


Уже пришла пора Морозу

С клюкой по тундре кочевать,

Но в сердце боль свербит занозой,

С кем нынче дочке пребывать?


В расцвете лет ей скучно стало

Сидеть в отцовском терему

Среди зверей и леших старых —

Желает к людям посему.


Извечный враг отца Ярило

Грозит лучами растопить

Зимы воинственные силы

И жажду влагой утолить.


Не предусмотрено природой

Её рождение на свет,

И потому она народу

Несёт с собой немало бед.


Она была Мороза дочкой,

А мать её Весна. Ждала

Любви волнующей цветочки

Среди путей добра и зла.


А над землёй хлопочет Лада,

Ссыпая щедрые дары —

Кому любовь, кому отраду

До наступления жары.


Ярило жжёт Мороз лучами,

А тот дыханием студит —

Извечный спор меж сыновьями

И мудрый Велес не решит.


Гуляли Масленицу дружно —

Седой зиме грядёт конец.

И гимн Весне, как было нужно,

Споёт вернувшийся скворец.


У бобыля в порожней хате

Дочурка будет проживать,

А домовой в углу полати

Её ночами охранять.


Её холодная природа

Не отвечает на любовь,

Средь берендеева народа

Кипит огнём младая кровь.


Из-за неё дерутся парни,

Невесты дуются на них.

Ярило с неба лучезарный

Сердился, слабо грея их.


В слезах красавица Купава,

Великодушный Лель грустит.

Плохая Снежной Деве слава —

Народ разлучницей корит.


Мезгирь – красавец чернобровый,

Ему и козырь в руки дан,

Он бобылихе шлёт обновы,

А бобылю хмельного жбан.


Ещё с момента мирозданья

Не найден был любви секрет,

В волне таинственной дыханья

Не отпечатан божий след.


Беда грядёт, от берендеев

Отворотил Ярило лик —

Нарушен цикл, всё холоднее…

И думу думает старик.


Царь мыслей сети пораскинул,

Велит парней, девчат собрать,

Вести в Ярилину долину

И поутру всех обвенчать.


Весна. Снегурочка тоскует,

Токуют нежно глухари,

На ветке горлица воркует

В час наступающей зари.


Неведом деве в вечном споре

Любви горячей зов сердец,

Ярила мести жаждет вскоре…

Но не страшит её конец.


И просит Мать-Весну у бора

Любви мгновенье подарить,

Весны черёд подходит скоро —

Яриле этим утром быть.


А на прощанье своей дочке

Волшебный подаёт венок:

«Одень его ты. Этой ночкой

Узришь любви блаженный рок.


И парня первого у бора

Полюбишь, встретив, в тот же час.

Но знай, Ярило сдержит слово —

Погубит радость синих глаз».


Надев венок, и утром ранним

Мезгиря первым повстречав,

Зажглось в груди безвинной пламя

Волной огней в её очах.


В плену девичьего восторга

К нему счастливая идёт

Познать любовь в судьбе недолгой…

И не страшит любви исход.


Но в тот же час, когда Светило,

Послав в долину первый луч…

Свершилась месть огня Ярилы —

Ушла она в последний путь.


Не одолеть её природе

Ярилы жалящих лучей.

С приходом Бога на восходе

Она растаяла в ручей.


В сырое царство Чернобога

Её душа перенеслась,

У Жели с Карной на пороге

Печальных слёз стекала вязь…

Зимний пейзаж

Прилетела к нам зима птицей белокрылой,

Мягким пухом терема бережно укрыла,

Обернула водопад колдовским узором,

В серебро одела сад, в изумруд озёра.


Снег кружится вдоль аллей в хитроумном танце,

В свете ярких фонарей озоруют глянцы.

Спит земля под торжеством нежно серебристым,

Излучают волшебство золотые искры,


Ширь величественно ждёт, завтра утром ранним

Кучер тройку запряжёт в расписные сани.

Э-эх! Помчимся с ветерком, первый снег утюжа,

Щёки кровью с молоком разукрасит стужа!

Загрузка...